«Здоровьесберегающие технологии»-метод биологической обратной связи.
статья по логопедии (средняя, старшая группа) по теме

Стрюкова Юлия Владимировна

Оказание логопедической помощи детям с речевой патологией, направленной на коррекцию и компенсацию речевых нарушений через

использование метода биологической обратной связи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии»-метод биологической обратной связи.

Цели, задачи, принципы работы метода биологической обратной связи.

Цель: Оказание логопедической помощи детям с речевой патологией, направленной  на    коррекцию и компенсацию речевых нарушений через использование метода биологической обратной связи.               

Задачи:

1.

Коррекция и компенсация речевых нарушений у детей дошкольного и  младшего школьного возраста.

2.

Сохранение и укрепление здоровья детей.

3.

Развитие интереса у детей к современным компьютерным технологиям.

4.

ФормиФормирование  психолого- логопедической  компетентности родителей, воспитывающих  детей  с нарушениями речи.

I        этап - диагностический (2-3 занятия)

 Цель I этапа:

Обследование ребенка, его речи и функционального состояния для определения причин возникновения речевого дефекта, механизмов его формирования, структуры дефекта и установления клинического диагноза; составление индивидуальной, дифференцированной схемы проведения коррекционного курса методом БОС.

Задачи I этапа:

  1. Сбор анамнестических данных.
  2. Выявление этиологии и патогенеза нарушений.
  3. Определение симптоматики.
  4. Оценка общего состояния ребенка  в момент обследования.
  5. Оценка состояния речи.
  6. Психофизиологическое обследование ребенка.
  7. Планирование индивидуального курса занятий с ребенком по методу

       БОС.

  1. Ознакомление ребенка и родителей  с методикой и приборами БОС и

        возможными результатами коррекции.

II        этап - подготовительный (7-9 занятий)

Цель II этапа:

Формирование у ребенка  диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) по методу биологической обратной связи (БОС), как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма.

Задачи II этапа:

  1. Обучение пониманию связи физиологических процессов, происходящих в организме, и сигналов, поступающих на экран монитора. Освоение навыков мышечной релаксации.
  2. Обучение навыку диафрагмально-релаксационному типу дыхания.
  3. Формирование навыка диафрагмального вдоха и удлиненного равномерного плавного выдоха.
  4. Коррекция и нормализация дыхания ребенка  вне речи (увеличение объема, налаживание ритма, тренировка носового дыхания, дифференцировка носового и ротового дыхания).
  5. Подготовка мышц артикуляционного аппарата к дальнейшей работе.
  6. Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения.
  7. Проведение      психотерапевтической      работы      по      коррекции      общеневротических  и  логоневротических   проявлений   (снижение  или  устранение   нежелательных   проявлений,   тревоги, стресса). Начиная с первого этапа, она продолжается по показаниям на всем протяжении  всего коррекционного курса.
  8. Обучение ребенка  адекватному использованию своих  физиологических функций в реальной жизни.

III этап - работа над основными компонентами речи (8-10 занятий)

Цель III этапа:

Формирование и развитие основных компонентов речи и нового речевого стереотипа по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца.

Задачи III этапа:

  1. Развитие и совершенствование навыка речевого дыхания вне речи и во

      время речевых нагрузок.

  1. Освоение основных правил и навыков использования речевого дыхания

     по методу БОС.

  1. Координация работы  речедвигательного  анализатора (диафрагмально-

    релаксационного дыхания, мягкой голосоподачи и правильной

     артикуляции) на удлиненном равномерном плавном выдохе.

  1. Развитие способности к произвольному увеличению продолжительности

     речевого выдоха в зависимости от сложности речевых нагрузок на

     оптимальном физиологическом фоне.

  1. Развитие фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза

     звукового состава речи.

  1. Обучение ребенка применению вышеперечисленных навыков, не только

     под контролем БОС, но и без него (адаптация навыка к повседневной

     жизни).

   

             IV этап - формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи (12 занятий)

Цель IV этапа:

Формирование и развитие навыков слитной, плавной, интонированной речи и нового речевого стереотипа по методу биологической обратной связи.

Задачи IV этапа:

  1. Формирование и развитие навыка слитного, плавного, интонированного произношения речевого материала на равномерном речевом выдохе по методу БОС с учетом возраста и диагноза ребенка, а также различных по сложности речевых и голосовых нагрузок.
  2. Развитие спонтанной речи ребенка под контролем показателей БОС.
  3. Уточнение и обогащение словарного запаса у детей.
  4. Развитие лексико-грамматического строя речи.
  5. Закрепление грамотного  ударения в слове и логического ударения во фразе. Проведение тренинга по развитию эмоциональной окраски речи под контролем БОС без избыточного напряжения.
  6. Формирование уверенного речевого поведения.

         IV этап является самым продолжительным по времени (по количеству сеансов). На этом этапе на основе сформированных ранее навыков и полученных знаний развивается и совершенствуется навык свободной слитной речи (новый речевой стереотип). В начале этапа  логопедом  проводится беседа с ребенком, в которой он поддерживает все положительные моменты предыдущих тренингов и роль пациента в них (его активность, целеустремленность, силу воли, саморегуляцию). Затем, вместе с ребенком,  намечают дальнейший план работы по развитию и совершенствованию его речи. Логопед  объясняет роль красивой, свободной, грамотной речи и уверенного речевого поведения в жизни ребенка. После этого приступают непосредственно к речевому тренингу, во время которого руководствуются основными дидактическими принципами коррекционной работы.

V этап - закрепление полученных навыков и подведение итогов   коррекционной        работы (5-6 занятий)

Цель V этапа:

Закрепить полученные речевые навыки и новый речевой стереотип в реальной жизни, подвести итоги коррекционного курса по методу биологической обратной связи.

Задачи V этапа:

  1. Применение ребенком  новых сформированных (дыхательного, речевого и поведенческого) стереотипов при общении в различных коммуникативных ситуациях.
  2. Умение использовать сформированные навыки диафрагмально-релаксационного типа дыхания и мышечной релаксации для устранения избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения при общении.
  3. Развитие познавательной способности, активности и самостоятельности ребенка.
  4. Расширение кругозора, обогащение словарного запаса.
  5. Воспитание культуры общения и поведения в общественных местах.
  6. Работа над дикцией и техникой речи.
  7. Преодоление речевой неуверенности, страха речи, общения и формирование уверенного речевого поведения.
  8. Проведение заключительного контрольного обследования ребенка  и подведение итогов коррекционного курса по методу БОС.

Перед окончанием  коррекционного курса по методу биологической обратной связи ребенок  проходит повторное обследование, аналогичное первичному (при поступлении). Учитель-логопед  анализирует результаты и определяет динамику со стороны речи и функционального состояния в целом.

Этап завершается заключительной беседой с ребенком  и его родителями, подведением итогов и предоставлением рекомендаций на дальнейший период, по преодолению возможных трудностей, связанных с речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологически-обратной связи"

Биологическая Обратная Связь (БОС) – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о ...

Формирование дыхания с использованием компьютерной системы с биологической обратной связью «Комфорт ЛОГО»

Конспект  сеанса  в режиме «Кардио»Цель:  отработать умение  диафрагмального выдоха....

Статья "Метод биологической обратной связи в реабилитации заикающихся"

Биологическая Обратная Связь (БОС) – это уникальная медицинская технология XXI века, основанная на применении современной электронной аппаратуры, включающей увлекательные компьютерные игровые тренажер...

Опыт работы по теме: "Метод биологической обратной связи – средство коррекции и компенсации речевого развития детей".

Опыт работы по коррекции и компенсации речевого развития детей с использованием кабинета "БОС-логотерапевтический"....

Программа «Метод биологической обратной связи – средство коррекции и компенсации речевого развития детей».

Данная программа раскрывает особенности работы по преодолению и компенсации речевых нарушений у детей дошкольного возраста, через использование метода биологической обратной связи....

Собственная методическая разработка на тему: "Метод биологической обратной связи в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ"

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может...

Консультация для родителей "БОС - биологически обратная связь"

Консультация для родителей  "БОС - биологически обратная связь"«Упражнения по обучению диафрагмально-релаксационному типу дыхания»...