«Здоровьесберегающие технологии»-метод биологической обратной связи.
статья по логопедии (средняя, старшая группа) по теме
Оказание логопедической помощи детям с речевой патологией, направленной на коррекцию и компенсацию речевых нарушений через
использование метода биологической обратной связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii-metod_biologicheskoy_obratnoy_svyazi.oft_word.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие технологии»-метод биологической обратной связи.
Цели, задачи, принципы работы метода биологической обратной связи.
Цель: Оказание логопедической помощи детям с речевой патологией, направленной на коррекцию и компенсацию речевых нарушений через использование метода биологической обратной связи.
Задачи:
1. | Коррекция и компенсация речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. |
2. | Сохранение и укрепление здоровья детей. |
3. | Развитие интереса у детей к современным компьютерным технологиям. |
4. | ФормиФормирование психолого- логопедической компетентности родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи. |
I этап - диагностический (2-3 занятия)
Цель I этапа:
Обследование ребенка, его речи и функционального состояния для определения причин возникновения речевого дефекта, механизмов его формирования, структуры дефекта и установления клинического диагноза; составление индивидуальной, дифференцированной схемы проведения коррекционного курса методом БОС.
Задачи I этапа:
- Сбор анамнестических данных.
- Выявление этиологии и патогенеза нарушений.
- Определение симптоматики.
- Оценка общего состояния ребенка в момент обследования.
- Оценка состояния речи.
- Психофизиологическое обследование ребенка.
- Планирование индивидуального курса занятий с ребенком по методу
БОС.
- Ознакомление ребенка и родителей с методикой и приборами БОС и
возможными результатами коррекции.
II этап - подготовительный (7-9 занятий)
Цель II этапа:
Формирование у ребенка диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) по методу биологической обратной связи (БОС), как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма.
Задачи II этапа:
- Обучение пониманию связи физиологических процессов, происходящих в организме, и сигналов, поступающих на экран монитора. Освоение навыков мышечной релаксации.
- Обучение навыку диафрагмально-релаксационному типу дыхания.
- Формирование навыка диафрагмального вдоха и удлиненного равномерного плавного выдоха.
- Коррекция и нормализация дыхания ребенка вне речи (увеличение объема, налаживание ритма, тренировка носового дыхания, дифференцировка носового и ротового дыхания).
- Подготовка мышц артикуляционного аппарата к дальнейшей работе.
- Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения.
- Проведение психотерапевтической работы по коррекции общеневротических и логоневротических проявлений (снижение или устранение нежелательных проявлений, тревоги, стресса). Начиная с первого этапа, она продолжается по показаниям на всем протяжении всего коррекционного курса.
- Обучение ребенка адекватному использованию своих физиологических функций в реальной жизни.
III этап - работа над основными компонентами речи (8-10 занятий)
Цель III этапа:
Формирование и развитие основных компонентов речи и нового речевого стереотипа по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца.
Задачи III этапа:
- Развитие и совершенствование навыка речевого дыхания вне речи и во
время речевых нагрузок.
- Освоение основных правил и навыков использования речевого дыхания
по методу БОС.
- Координация работы речедвигательного анализатора (диафрагмально-
релаксационного дыхания, мягкой голосоподачи и правильной
артикуляции) на удлиненном равномерном плавном выдохе.
- Развитие способности к произвольному увеличению продолжительности
речевого выдоха в зависимости от сложности речевых нагрузок на
оптимальном физиологическом фоне.
- Развитие фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза
звукового состава речи.
- Обучение ребенка применению вышеперечисленных навыков, не только
под контролем БОС, но и без него (адаптация навыка к повседневной
жизни).
IV этап - формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи (12 занятий)
Цель IV этапа:
Формирование и развитие навыков слитной, плавной, интонированной речи и нового речевого стереотипа по методу биологической обратной связи.
Задачи IV этапа:
- Формирование и развитие навыка слитного, плавного, интонированного произношения речевого материала на равномерном речевом выдохе по методу БОС с учетом возраста и диагноза ребенка, а также различных по сложности речевых и голосовых нагрузок.
- Развитие спонтанной речи ребенка под контролем показателей БОС.
- Уточнение и обогащение словарного запаса у детей.
- Развитие лексико-грамматического строя речи.
- Закрепление грамотного ударения в слове и логического ударения во фразе. Проведение тренинга по развитию эмоциональной окраски речи под контролем БОС без избыточного напряжения.
- Формирование уверенного речевого поведения.
IV этап является самым продолжительным по времени (по количеству сеансов). На этом этапе на основе сформированных ранее навыков и полученных знаний развивается и совершенствуется навык свободной слитной речи (новый речевой стереотип). В начале этапа логопедом проводится беседа с ребенком, в которой он поддерживает все положительные моменты предыдущих тренингов и роль пациента в них (его активность, целеустремленность, силу воли, саморегуляцию). Затем, вместе с ребенком, намечают дальнейший план работы по развитию и совершенствованию его речи. Логопед объясняет роль красивой, свободной, грамотной речи и уверенного речевого поведения в жизни ребенка. После этого приступают непосредственно к речевому тренингу, во время которого руководствуются основными дидактическими принципами коррекционной работы.
V этап - закрепление полученных навыков и подведение итогов коррекционной работы (5-6 занятий)
Цель V этапа:
Закрепить полученные речевые навыки и новый речевой стереотип в реальной жизни, подвести итоги коррекционного курса по методу биологической обратной связи.
Задачи V этапа:
- Применение ребенком новых сформированных (дыхательного, речевого и поведенческого) стереотипов при общении в различных коммуникативных ситуациях.
- Умение использовать сформированные навыки диафрагмально-релаксационного типа дыхания и мышечной релаксации для устранения избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения при общении.
- Развитие познавательной способности, активности и самостоятельности ребенка.
- Расширение кругозора, обогащение словарного запаса.
- Воспитание культуры общения и поведения в общественных местах.
- Работа над дикцией и техникой речи.
- Преодоление речевой неуверенности, страха речи, общения и формирование уверенного речевого поведения.
- Проведение заключительного контрольного обследования ребенка и подведение итогов коррекционного курса по методу БОС.
Перед окончанием коррекционного курса по методу биологической обратной связи ребенок проходит повторное обследование, аналогичное первичному (при поступлении). Учитель-логопед анализирует результаты и определяет динамику со стороны речи и функционального состояния в целом.
Этап завершается заключительной беседой с ребенком и его родителями, подведением итогов и предоставлением рекомендаций на дальнейший период, по преодолению возможных трудностей, связанных с речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологически-обратной связи"
Биологическая Обратная Связь (БОС) – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о ...
Формирование дыхания с использованием компьютерной системы с биологической обратной связью «Комфорт ЛОГО»
Конспект сеанса в режиме «Кардио»Цель: отработать умение диафрагмального выдоха....
Статья "Метод биологической обратной связи в реабилитации заикающихся"
Биологическая Обратная Связь (БОС) – это уникальная медицинская технология XXI века, основанная на применении современной электронной аппаратуры, включающей увлекательные компьютерные игровые тренажер...
Опыт работы по теме: "Метод биологической обратной связи – средство коррекции и компенсации речевого развития детей".
Опыт работы по коррекции и компенсации речевого развития детей с использованием кабинета "БОС-логотерапевтический"....
Программа «Метод биологической обратной связи – средство коррекции и компенсации речевого развития детей».
Данная программа раскрывает особенности работы по преодолению и компенсации речевых нарушений у детей дошкольного возраста, через использование метода биологической обратной связи....
Собственная методическая разработка на тему: "Метод биологической обратной связи в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ"
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может...
Консультация для родителей "БОС - биологически обратная связь"
Консультация для родителей "БОС - биологически обратная связь"«Упражнения по обучению диафрагмально-релаксационному типу дыхания»...
- Мне нравится (1)