Главные вкладки

    Собственная методическая разработка на тему: "Метод биологической обратной связи в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ"
    методическая разработка на тему

    Богданова Алла Анатольевна

     

    На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может растянуться на года.

     Вследствие органического поражения коры головного мозга у многих детей нарушено восприятие, внимание, память, затруднена способность устанавливать причинно-следственные связи. Часто проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы, волевой контроль у таких детей неустойчив, мотивация к учебной деятельности снижена. У ребят наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности. С такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит, в арсенале логопеда должны быть современные, инновационные методики, способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл bos.docx22.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Метод биологической обратной связи

    в коррекционной работе логопеда

    с

    детьми с ОВЗ

    Консультацию подготовила

    Учитель - логопед ГБДОУ №32

    Пушкинского района СПб

    Богданова А.А.

    На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может растянуться на года.

     Вследствие органического поражения коры головного мозга у многих детей нарушено восприятие, внимание, память, затруднена способность устанавливать причинно-следственные связи. Часто проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы, волевой контроль у таких детей неустойчив, мотивация к учебной деятельности снижена. У ребят наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности. С такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит, в арсенале логопеда должны быть современные, инновационные методики, способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе.

    Особый интерес для меня, как логопеда, представляет метод биологической обратной связи (БОС) по выработке у детей диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС). Данный метод не панацея, но действительно достаточно эффективный.

    Применяемый мною метод ДАС-БОС в комплексе с традиционными логопедическими методиками и коррекционными мероприятиями дает значительные положительные, а часто и неожиданные результаты. Данный метод успешно применяется при работе с детьми

    Речь - сложнейшая функция человеческого организма. Она состоит из тонкого взаимодействия дыхания, голосообразования, речевого слуха. У детей с ОВЗ речевой диагноз осложнен соматическими заболеваниями и органическим поражением ЦНС, поэтому зачастую это взаимодействие нарушено, у ребенка сформированы патологические стереотипы (поверхностное неравномерное дыхание, напряженность общей и артикуляторной мускулатуры, боязнь речи). Применение метода БОС позволяет разрушить патологические стереотипы речи и сформировать новые стереотипы, соответствующие индивидуальной норме ребенка.

    По мнению Л.С.Выготского ,речь немыслима без речевого дыхания. В механизме голосообразования задействованы органы речевого аппарата: гортань, голосовые складки, язык, губы. Таким образом, здоровое дыхание, а на его основе речевое дыхание являются непременной основой экспрессивной речи. Правильное речевое дыхание у до школьников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи.

     Метод БОС способствует улучшению психоэмоционального состояния ребенка и направлен на нормализацию внутренней среды организма, помогает в реализации комплексного подхода в коррекционной работе над дыхательной, фонационной, речевой, двигательной функциями

    Суть метода: метод биологической обратной связи (БОС) - современный высокоэффективный не медикаментозный метод, при котором пациенту с помощью специальной аппаратуры предоставляется информация о функционировании его органов и систем, в обычных условиях недоступная сознательному контролю. Опираясь на полученные данные, с помощью аппаратуры БОС и под руководством инструктора БОС, пациент обучается изменять работу собственного организма в требуемом направлении. Прибор принимает сигналы ЧСС (частоту сердечных сокращений) и ЧД (частоту дыхания) и передает их в компьютер, где идет преобразование сигналов.

    Метод БОС никакого вредного воздействия на организм не оказывает, а является только регистраторам происходящих физиологических процессов. Реализация предлагаемого нетрадиционного метода позволяет избежать стереотипности в коррекционно-развивающем процессе, а так же:

    • способствует формированию у ребенка с ОВЗ познавательной мотивации к обучению;
    • позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка;         
    • помогает детям преодолеть уровень речевой тревоги ;
    • стабилизирует у ребенка психофизиологические процессы;
    • улучшает процесс постановки и автоматизации речевого дыхания;

    Показания к применению метода БОС у детей с ОВЗ:

    1. Заикание,логоневрозы.
    2. Нарушение звукопроизношения, темпа речи.
    3. Дисграфии и дислексии.
    4. Дислалии,дизартрии.
    5. Функцианальные нарушения голоса.

    Противопоказания:

    1. Эпилепсия.
    2. Повышенная судорожная готовность.
    3. Вирусные заболевания.
    4. Грубые нарушения волевой сферы, интеллекта.

    Методика проведения занятий БОС в практике логопеда.

    Цели методики: Формирование, совершенствование, коррекция речи и функционального состояния организма у детей с ОВЗ.

    Задачи:

    1. Обеспечение оптимального физиологического дыхания ,с наименьшей энергетической затратой.
    2. Коррекция дыхания, артикуляции и голосообразования.
    3. Формирование диафрагмально-релаксационного дыхания, способствующего понижению уровня речевой тревоги и, как следствие естественное включение в речевой акт.
    4. Включение резервных возможностей организма у детей с ОВЗ.
    5. Приобретение навыков самоконтороля и снятие психологического напряжения.

    Этапы работы: 

    Коррекционная работа делится на пять этапов, которые предусмотрены в методике:[2]

    • 1 этап - Диагностический (Обследование, знакомство детей с программой)
    • 2 этап– Подготовительный (Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию с максимальной ДАС под контролем тренажера БОС).
    • 3 этап – Работа над основными компонентами речи. (Коррекция дыхания, артикуляции и голосообразования)
    • 4 этап – Формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи (Чтение слогов, предложений и текстов, автоматизация звуков).
    • 5 этап – Закрепление полученных навыков и подведение итогов коррекционной работы.(Итоговая диагностика)

    Каждый из этих этапов решает свои коррекционные задачи. Обучив ребенка навыкам ДРД, можно приступать к формирование речевого дыхания на речевом материале:

    Формирование речевого дыхания не является самоцелью работы логопеда, а обеспечивает – ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения. Это в конечном итоге является показателем совершенной речи. Достижение совершенной детской речи в работе учителя-логопеда, обеспечивается применением нетрадиционного подхода, заключающегося в разумном сочетании метода БОС, традиционных и здоровьесберегающих технологий. Включив логотерапевтический метод БОС в работу, как часть логопедического занятия, я убедилась в том, что данный подход дает возможность сократить сроки в формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка на тему "Методы и приемы мотивации и стимулирования мыслительных способностей дошкольников".

    В мышлении ребенка доминирует эмоционально-образный компонент, поэтому необходимо развивать у него “интеллектуальные эмоции”. Познавательный интерес чаще всего сочетается с общей любознательност...

    Опыт работы по теме: "Метод биологической обратной связи – средство коррекции и компенсации речевого развития детей".

    Опыт работы по коррекции и компенсации речевого развития детей с использованием кабинета "БОС-логотерапевтический"....

    Методическая разработка на тему: Методы и приёмы обучения дошкольников слушанию музыки.

    В этой работе я говорю о влиянии музыки на чувственно-эмоциональную сферу жизни ребёнка, о том, как воспитывать интерес к слушанию музыки,о культуре слушания....

    Использование биологической обратной связи в коррекционной работе с дошкольниками.

    Речевая технология применяется для  формирования  правильной плавной и свободной речи  у детей дошкольного, школьного возраста и взрослых....

    Методическая разработка на тему: Методы обучения плаванию

    Методическая разработка на тему: Методы обучения плаванию...

    Методическая разработка «Мое творчество в стихах в системе коррекционной работы с детьми с ОНР»

    Игорвые упражнения в стихах на развитие общей и речевой моторики....

    Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ». (из опыта работы)

    Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ».(из опыта работы)...