Методическая разработка «Мое творчество в стихах в системе коррекционной работы с детьми с ОНР»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Игорвые упражнения в стихах на развитие общей и речевой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мое творчество в стихах в системе
коррекционной работы с детьми с ОНР».
Задачи:
Знакомить детей с содержанием стихов поэтического творчества воспитателя
группы компенсирующей направленности (ОНР) В.П. Падур;
Через игровые упр-я на развитие координации речи с движением,
стимулировать речь детей и развивать общую моторику.
Высоко оценивая воспитательную роль художественного слова (сказок, рассказов, потешек, загадок, стихотворений, песенок, скороговорок), в процессе коррекционной работы с детьми я позволила себе использовать свои стихи и тексты в стихотворной форме, которые нашли свое применение в разных образовательных областях. Например, во время утренней гимнастики и в физминутках часто использую упражнение «Буратино». Это упражнение очень нравится детям. Они с большим удовольствием выполняют движения. Первая часть текста сочила не я:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел:
Ключик видно не нашел…
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
Но мне показалось это упражнение не законченным и к этому тексту пришлось сочинить продолжение. Что я и сделала с большим удовольствием.
А потом подскок на месте
Сделал быстро с нами вместе.
Ножку выставил на пятку,
По - дразнился, сел в присядку.
На занятиях по формированию целостной картины мира и развитию всех компонентов устной речи, накапливая словарь по теме «Овощи» дети испытывали трудности в запоминании разных способов уборки урожая. Для того, чтобы детям легче было запомнить название овощей и как по-разному их убирают, я сочинила упражнение «Собираем урожай», в котором речь согласовывается с нужным действом.
«Собираем урожай».
Срежем мы капусту, тыкву, кабачок, дети сидят на корточках,
срезают овощи, согласно
перечислению.
Крупную картошку выкопаем в срок. встают, имитируют
движения
выкапывания.
Выдернем морковку, репчатый лучок, глубокий наклон, ноги на
Репу, редьку, свеклу, редис и чесночок ширине плеч, имитируют
движения выдергивания
овощей.
Сорвем мы баклажаны, томаты и горох, сидят на корточках,
имитируют
Огурчики и перцы - движения срывания овощей.
Наш урожай неплох! встают, разводят руки в
стороны.
По теме «Фрукты» я сочинила стихотворение «Айвовое варенье»,
которое так же использовала как речь с движением:
Мы айву нарежем смело, непростое это дело
К ней добавим мы песок, чтоб дала айвовый сок.
Варим, варим мы варенье, будет всем нам угощенье.
По звуковой культуре речи для обыгрывания упражнения «Легкий ветерок», отрабатывая с детьми плавный длительный выдох я использовала четверостишье собственного сочинения:
Ветер с листочками нежно играет, (плавный бесшумный вдох,
не поднимая плечи)
Дует легонько и не срывает. (длительный выдох, нежное
дутье с округлыми губами,
не раздувая щеки)
Вот ветерок снова воздух вдохнул, (плавный бесшумный вдох)
И на листочки тихонько подул. (плавный длительный выдох).
Далее, планируя работу на декабрь месяц, я просматривала игровой материал
«Подвижным игры». Игры на приветствие «Зимы» на данный момент у меня не оказалось. Пришлось сочинить текст для подвижной игры с правилами «Здравствуй, Зимушка – Зима!».
П/И «Здравствуй, Зимушка – Зима!».
Задачи: совершенствовать двигательную и речевую активность детей, соблюдая правила игры; развивать быстроту реакции на словесный сигнал; упражнять в согласование речи с движениями.
Здравствуй, Зимушка-Зима! дети идут по кругу, взявшись за руки
До чего ж ты хороша, разводят руки в стороны
Твой морозец и снежок обхватывают себя руками, потирая
предплечья, затем имитируют
движения падающего снега
Вызывает лишь смешок. произносится весело
Хочешь, с нами в круг вставай, протягивают руки вперед
И в пятнашки поиграй.
Мы считаем раз, два, три
Ну, попробуй, догони!
Как – то на прогулке, выбирая считалкой водящего этой игры, был выбран мальчик (сложный ребенок в поведенческом плане). Но он отказался быть водящим и сказал: «Не буду «Зимой», потому что я «он», а «Зима» - «она»». Я отреагировала мгновенно: «Хорошо, девочки у нас в этой игре будут «Зимушкой», а мальчики «Дедом Морозом» и изменила первую строчку этой игры».
Здравствуй, Дедушка Мороз!
До чего же ты хорош.
Твой морозец и снежок
Вызывает лишь смешок.
Хочешь, с нами в круг вставай
И в пятнашки поиграй.
Мы считаем раз, два, три-
Ну, попробуй, догони!
Сколько радости и счастья было у этого ребенка, и он великолепно справился с ролью водящего. Игра очень понравилась детям, и они с большим удовольствием играли в эту игру.
В дальнейшем эту игру мы использовали на Новогоднем представлении, играя с Зимушкой и Дедом морозом.
Занятия по ознакомлению с художественной литературой тесно взаимосвязаны со всеми видами продуктивной деятельности. Дети с большим удовольствием отражают полученные знания и свои впечатления о прочитанном произведении в рисунках, лепке, аппликации. Приведу пример: в начале года готовясь к занятию по рисованию, я просматривала печатный материал Н.В.Нищевой и остановилась на стихотворении П.Праунза «Я рисую лето». Но в этом стихотворении, на мой взгляд, чего-то не хватало. Пришлось включать свое творчество. Используя за образец работу по аппликации, родились стихи о лете с названием «Будем лето вспоминать!», в тексте которого отражен весь сюжет данной картины. Используя метод «рисуночного письма» дети выучили это стихотворение. Я предложила ребятам нарисовать любой сюжет из этого стихотворения, который им запомнился больше всего. Рисунки у детей получились замечательные.
Стихотворение « Будем лето вспоминать! »
1,2,3,4,5… Мы раскрасим в цвет зеленый,
Будем лето вспоминать! Парус где-то вдалеке нарисуем на реке.
. Луг, зеленый, весь в цветах, И, конечно домик с крышей,
Много ягод на кустах. И летящих птиц чуть выше.
Нарисуем наше лето – Ярких бабочек, цветы – небывалой красоты
А какого оно цвета? Мы рисуем наше лето -
Красок много расписных: Нам совсем не трудно (не сложно) это.
Желтых, красных, голубых. По рисункам мы опять
Лес, луга, кусты газоны Будем лето вспоминать!
Огромным стимулом для развития и совершенствования речи, для развития личностных качеств детей является театрализованная деятельность. Выстраивая систему работы в этой деятельности, мне часто приходится менять содержание сценариев для разыгрывания сказок. Так как стихотворный текст легче запоминается детьми, подбираю сценарии в стихотворной форме и дополняю их своими сюжетами собственного сочинения. А порой полностью сочиняю весь текст. Приведу пример: прежде чем познакомить детей со сказкой «Зарядка и Простуда» я пришла к выводу, что эту сказку можно не просто рассказать, а разыграть кукольное представление. Показав эту сказку детям, мне захотелось написать сценарий в стихах. Сюжет этой сказки полностью сохранен.
К юбилею 80-летию нашего Приморского района я сочинила стихотворение
«Я люблю район Приморский» и использую его в работе с детьми, в беседах по теме «Что я знаю о своем городе Санкт- Петербурге»
Петербург – красивый город!
И районов в нем не счесть –
Есть и Невский, и Московский,
И Приморский тоже есть.
Гордость нашего района –
И проспекты и метро!
Есть Елагин мост, просторный, -
Главный вход в ЦПКиО.
Можно в парке 300 – летия
В выходные погулять,
Побывать на Черной речке,
О дуэли все узнать.
Есть театр «За Черной речкой»,
До него рукой подать.
Очень хочется достойно
О театре рассказать.
Я люблю район Приморский,
Для меня, он, лучше всех!
Строится и процветает
В этом есть его успех.
Это только часть моей творческой поэтической работы. Я не останавливаюсь на достигнутых результатах, продолжаю сочинять и использовать свои стихи в коррекционной работе с детьм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-137954-1352136197.jpg)
Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/22/picture-1106179-1548157036.jpg)
Методическая разработка по творчеству С. В. Михалкова в подготовительной к школе группе
Методическая разработка по творчествуС. В. МихалковаКонспект ООД в подготовительной к школе группе «Потерянные страницы» Задачи НОД:Образовательные: Закреплять знания детей о тво...
Методическая разработка "Народное творчество"
laquo;Народное творчество»Вид проекта: познавательно - игровойПродолжительность: долгосрочный (феврвль- май 2019)Участники проекта: дети подготовительной группы.Основные...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/07/picture-1089931-1573113186.jpg)
Методическая разработка на тему: "ИКТ-компетентность в системе профессиональных компетентностей педагога»
Профессия педагога одна из немногих, где требуется постоянное саморазвитие, самосовершенствование. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предо...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/20/picture-1183929-1642679039.jpg)
Методическая разработка, мнемотаблица "Правила чтения стихов"
Мнемотаблица, помогающая детям научиться правильно читать стихи....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/16/picture-1425996-1700138059.jpg)
Методическая разработка Развивающий куб "Учим стихи Агнии Барто"
https://disk.yandex.ru/i/ovI42PIbOw9iUAАктуальность. В настоящее время проблема приобщения дошкольников к чтению художественной литературы становится все актуальнее. Любовь к чтению...