Методическая разработка "Народное творчество"
методическая разработка (старшая группа)

«Народное творчество»
Вид проекта:   познавательно - игровой
Продолжительность:  долгосрочный (феврвль- май 2019)
Участники проекта: дети подготовительной  группы.
Основные разработчики воспитатели: 
                         Чайкина Татьяна Николаевна, 
   Актуальность проекта
     Русская народная игрушка имеет огромное значение в воспитании
всесторонне развитого человека. Русская -народная игрушка самобытна,
интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. 
    Участие детей в проекте, поможет максимально обогатить и обобщить  их знания и представления о старинных русских народных промыслах «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Хохлома». Будет способствовать становлению национального самосознания детей, ощущения принадлежности  их к культуре русского народа, будет воспитывать познавательный интерес к культуре русского народа, чувство восхищения результатами творчества  русских народных умельцев.
    Создавая изображение, ребёнок приобретёт различные знания: уточнятся и углубятся его представления об окружающем. В процессе работы ребёнок начнет осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, учится осознанно использовать изобразительные навыки и умения.
    Именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсорной моторики. В процессе занятий пластилином и росписи объёмных предметов, у ребёнка развивается ручная ловкость, сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Совершенствование у ребёнка основных приёмов работы в лепки из пластилина и росписи заготовок из картона, поможет ему приготовить руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Таким образом, участие детей в данном проекте актуально и благоприятно скажется на развитии творческих способностей детей и  становлении национального самосознания.
 
Цель проекта: 
   Становление национального самосознания детей,   изучение культуры русского народа. 
   Формирование познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с русскими народными промыслами  и организацию художественно - продуктивной  и творческой деятельности посредством росписи, лепки.
   Развитие творческого потенциала;  проявление самостоятельности, инициативы,  индивидуальности и творческой активности; развитие интереса детей к  русскому народному декоративно – прикладному  искусству,  как к одному  из видов изобразительного  искусства;
   Развитие у ребёнка ручной ловкости и элементарных графических умений, столь необходимых для освоения письма.
 
Задачи:
формирование интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда;
формирование умения видеть прекрасное в жизни и передавать его в своих творческих работах;
развитие творческой и трудовой активности, художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям.
Методы обеспечения:
Поисково – исследовательские наблюдения.
Игровая деятельность.
Занятия.
Беседы.
Ожидаемые результаты:
У детей сформированы знания о русском - народно прикладном творчестве, русской народной игрушке.
Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность;
Укреплены семейные связи.
Индивидуально личностный рост ребенка через восприятие эстетического красивого мира русской народной игрушки.
Формы работы по реализации проекта: 
Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,
Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
Организованная образовательная деятельность включает в себя:
Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;
Создание педагогических ситуаций;
Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;
Продуктивная деятельность;
Этапы проекта:
     1 этап – подготовительный
     2 этап – познавательно – исследовательский
     3 этап – заключительный
Перспективный план:
Этапы работы: Содержание:
1 этап - подготовительный 
Февраль  2019г. планирование, подборка материала по теме «Народное творчество». Пособия, оформление уголка по декоративно-прикладным ремёслам.
Книги: «Русские народные сказки», «Уральские сказы П.П. Бажова».
Познавательные передачи «Галилео» посвященные народному творчеству.
Мультфильмы : «Медной горы хозяйка», «Серебряное копытце», и тд.
Фильмы : «Варвара краса», «Морозко», «Василиса Прекрасная» и др.
2 этап – познавательно – исследовательский
Март-Май 2019 г. Беседы: ««Глиняная народная игрушка»,  «О народной игрушке, истории возникновения», «Русская - народная игрушка».
 
Занятия тема: «Богородская игрушка» (конструирование)
Цель: познакомить с богородской игрушкой; учить вырезанию и конструированию  по мотивам деревянной богородской игрушки. Задачи:
Усвоение истории создания игрушек
Развитие творческих способностей через создание собственных игрушек «Клюющие птички».
Развитие мелкой моторики 
 
     •    Занятия тема: «Сказочная Гжель»
            ( рисование)
Цель: Расписывание готовых бумажных форм гжельской росписью.
1.Учить детей оформлять изделия элементами гжельской росписи.
2.Закрепить умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи: точки, прямые и волнистые линии, мазок «Капелька».
 
Занятия тема: «Хохломские узоры!»
Цель: 
1.Закреплять знания об элементах хохломской росписи (криуль, ягодки, листья, веточки, травка).
2.Формировать умение наносить узор на деревянную лопаточку разными приемами: ягодки - «тычками», капельки - методом «примакивания», листья - рисование дуги концом кисти.
3.Закреплять умение смешивать цвета, пользоваться палитрой.
4.Формировать умение выполнять все элементы движением «на себя».
5.Закреплять умение правильно пользоваться кистью при нанесении узора (кисть держим тремя пальцами, кончик кисти смотрит вверх)..  
 
Занятия тема: «Весёлая масленица».
Цель: 
Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.
Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю. 
Воспитывать умение слушать и желание оказывать помощь.
 
Занятия тема: «Кони расписные»
(рисование с элементами городецкой росписи)
            Цели:
1. Учить рисовать элементы Городецкой росписи;
2. Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции;
3. Воспитывать интерес к народной культуре.
 
Занятия тема: «Роспись дымковской игрушки»
(рисование)
            Цели:
Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали.
Продолжать учить детей украшать элементами росписи, цветовой гаммой и приемами выполнения узоров, выбирать цвета, характерные для дымковских узоров, умение составлять узоры из знакомых элементов (кругов, колец, точек, полос, волнистых линий и т.д.).  
Развивать творческие способности и эстетический вкус, ориентировка на листе.
Продолжать формирование навыков коллективной работы (умения договариваться, распределять работу, оказывать друг другу помощь). 
Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту и развивать   интерес к народным промыслам. 
 
Занятия тема: «Собачка из пластилина по мотивам дымковской игрушки»
(лепка)
      Цели: Развивать и поддерживать интерес к  художественному творчеству на основе народного искусства, продолжать формировать навыки лепки малых скульптурных форм.
 
Русские народные подвижные игры:
МАЛЕЧИНА – КАЛЕЧИНА
Задачи: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений, чувство спортивного соперничества.
 
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
Задачи: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.
Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
 
РАСТЕРЯХИ
Задачи: Развитие координации движений, силы; воспитание сплоченности, товарищества.
Описание: Игроки становятся в ряд, держа друг друга за руки и образуя таким образом цепь. Один из них — стоящий в конце ряда и более сильный «вожак» начинает бежать, увлекая за собой других, при этом постоянно и неожиданно поворачивает то в одну, то в другую сторону. Такие же движения приходится делать и всем остальным игрокам. Те, кому это не удастся, отрываются от цепи и выбывают из игры.
 
ДЕДУШКА – РОЖОК
Задачи: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.
Описание: Дети по считалке выбирают Дедушку.
 
По божьей росе,
По поповой полосе
Там шишки, орешки,
Медок, сахарок
Поди вон, дедушка Рожок!
 
Выбранному игроку-Дедушке отводится «дом». Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от «дома» этого  - у них свой «дом».
 Дети:              Ах ты, дедушка Рожок,
                         На плече дыру прожёг!
Дедушка:        Кто меня боится?   Дети: Никто!
Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.
Правила игры: игра продолжается до тех   пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих.
 
Консультация для родителей : «Значение русского народного творчества в воспитании детей». 
Сегодня очень актуальна тема нравственно-патриотического воспитания детей. В связи с этим с малых лет детей знакомят с народными традициями, обычаями, историей своего народа. Живя в России, мы должны познакомить наших детей с традициями, обычаями русского народа, культура которого  многогранна. 
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой..
 
Консультация для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций» :
Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире. В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода. Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности. Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического  воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках. 
 
 
 
Мастер-классы для родителей с детьми:
«Богодская игрушка» (конструирование), «Ваза-гжель» (рисование), 
«Кружка-гжель» (рисование),   
«Матрёшка» (пластилинография),
«Городецкая лошадка» (рисование)
«Дымковская Барыня» (рисование)
«Собачка» (лепка)
«Завиток» (рисование)
«Поднос хохломской узор» (рисование)
3 этап – заключительный В результате проделанной работы накоплен дидактический материал, разработана серия конспектов по ознакомлению детей с народно прикладным творчеством. Изготовлен альбом с образцами декоративного рисования , изготовлено пособие по изучению городецкой росписи. Изготовлены трафареты для рисования предметов народных промыслов. Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод, что проделанная работа помогла сформировать как у воспитателя, так и у воспитанников устойчивый интерес к произведениям народного творчества.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Народная игрушка знакомит детей с традициями народного творчества.

материал для воспитателей в гр.с реднего и старшего возраста...

Методическая разработка по творчеству С. В. Михалкова в подготовительной к школе группе

Методическая разработка по творчествуС. В. МихалковаКонспект ООД в подготовительной к школе группе «Потерянные страницы» Задачи НОД:Образовательные: Закреплять знания детей о тво...

Методическая разработка «Мое творчество в стихах в системе коррекционной работы с детьми с ОНР»

Игорвые упражнения в стихах на развитие общей и речевой моторики....

Городское методическое объединение "Народное творчество"

В этом году наше Городское методическое объединение "Народное творчество", руководителем которого я являюсь, работает по теме "Фольклор как средство воспитания нравственной культуры дет...

Методическая разработка по творчеству В.Я.Шаинского.

Эта разработка поможет любому педагогу удобнее подбирать необходимый материал, ориентируясь по конкретному направлению знаний, которые необходимо сформировать у дошкольников....

Методическая разработка: Развитие творчества и воображения с помощью рисования нетрадиционными техниками

laquo;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...

Методическая разработка по творчеству С. А. Есенина "Путешествие на поезде познания"

Данная методическая разработка поможет воспитателям познакомить детей с творчеством замечательного русского поэта С. А. Есениным в игровой форме. Увлекательное путешествие "На поезде познания&quo...