Консультация "ОНР и пути его преодоления"
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Переведенцева Арина Александровна

Материал для родителей. Здесь вы узнаете, что делать, если ребёнок не говорит, и к каким специалистам следует обратиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №26»

Переведенцева Арина Александровна.

Уважаемые родители, помните ли вы когда ваш ребёнок начал говорить? При правильном ходе речевого развития ребёнок начинает говорить первые слова уже к концу первого года жизни. К трём годам ребёнок уже говорит короткими фразами.

А что делать, если ребёнок так и не начал говорить в 2,5-3 года? Обращаться к специалистам. В первую очередь к логопеду, отоларингологу и неврологу, чтобы выяснить причину такой задержки. Ребёнку могут написать следующее заключение – общее недоразвитие речи. Сейчас мы с вами разберёмся, что это такое и что делать, чтобы ребёнок начал говорить.

При общем недоразвитии речи (ОНР) у ребёнка не развиты или недоразвиты все компоненты речи, к которым относится словарный запас, восприятие речи на слух, построение фразы, звукопроизношение. В зависимости от сложности речевое недоразвитие делится на три уровня:

  1. Ребёнок не говорит совсем, может жестами и мимикой показать, что ему нужно, выразить недовольство, слова, в основном, лепетные (ба-ба, ма, дя-дя) или звукоподражательные (брм-брм, мяу, ав, ту-ту);
  2. Ребёнок говорит лепетными словами, к которым добавляются и общеупотребительные слова, но при этом ребёнок сильно искажает слоговую структуру слов, не может правильно построить фразу;
  3. Фразовая речь у ребёнка присутствует, но он не согласовывает слова между собой, искажает структуру слов – путает слоги и звуки, речь невнятная.

Часто таким детям требуется помощь взрослого, поясняющего, что он говорит. Замечали у своего ребёнка что-то подобное? Нужно действовать. В первую очередь обратиться за помощью к логопеду и соблюдать все его рекомендации.

При первом уровне речевого недоразвития главная задача стимулировать речь ребёнка и развить память, внимание, мышление. То есть нужно как можно больше рассказывать ребёнку о предметах обихода, продуктах, механизмах, их цвете, функциях, то есть развивать его словарный запас и вызывать интерес к знаниям, к общению. Кроме того, следует вызывать у ребёнка речь, то есть не давать ему игрушку по первому жесту, а попросить его сказать, какая именно игрушка ему нужна. Так же следует начать давать ребёнку простые инструкции, постепенно их усложняя, например:

- дай мяч;

- дай мне мяч;

- дай мне красный мяч;

- дай мне большой/маленький красный мяч;

- достань из коробки красный мяч и дай его мне;

- принеси коробку, достань из неё красный мяч и положи рядом с коробкой.

Главное, чтобы ребёнок понимал, что от него нужно и начал говорить простыми фразами. При этом о правильности звукопроизношения речи не идёт.

При втором уровне ОНР уже проводится работа по различению форм слова, согласованию слов в предложении (прилагательных с существительными, числительных с существительными, изменение форм глаголов).

Варианты упражнений при ОНР второго уровня:

  • Произнесение труднопроизносимых слов нараспев, протяжно, чтобы ребенок слышал все звуки и мог их повторить. Желательно, чтобы все в окружении малыша, а не только на занятиях, разговаривали именно в такой манере. Это позволит ребенку лучше улавливать звуковой состав слов.
  • Изучение слов по тематическим группам на основе изображений. Например, логопед показывает ребенку картинки домашних животных и четко их называет, заставляя малыша повторять названия. Так ребенок постепенно начинает систематизировать явления и предметы окружающего мира.
  • Сравнение одинаковых грамматических форм разных слов, принадлежащих одной части речи. Например, мы катались: на санках, на машине, на горке и т.д. То же самое производится с формами глаголов: Коля писал – Коля пишет – Коля напишет.
  • Отработка изменений существительных по числам. Педагог показывает изображения предметов в единственном и множественном числах, называет их и просит малыша показать.
  • Отдельно проводится работа с предлогами. Логопед подставляет их в похожие по строению фразы, например: идет в лес, в гости, в гору и т.д.
  • Работа по различению звонких и глухих звуков, различению их в речи.
  • Определение звука в слове на слух для развития фонематического слуха.

Все указанные упражнения можно выполнять и дома самостоятельно, но помните, что не следует говорить ребёнку слова в уменьшительно-ласкательной форме. Пусть сначала полные формы слов усвоит. Опять же не следует делать упор на правильности произношения пока что.

При ОНР третьего уровня нарушения не столь явные, но всё же они требуют коррекции. В чем будет состоять работа логопеда на этом этапе? В коррекции звукопроизношения; в играх на сопоставление грамматических форм; в упражнениях на пересказ, составление рассказа по картинкам, описаний с заранее намеченным планом; в тренировках на употребление слов в предложении и понимании их смысла. А ваша работа, уважаемые родители, будет состоять в том, чтобы закреплять все навыки, полученные на занятиях. Иначе большого успеха в коррекционной работе можно не ждать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОНР и пути его преодоления Подготовил учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №26» п.Дорохово Переведенцева Арина Александровна

Слайд 2

Что делать, если ребёнок в 2,5-3 года не может говорить? Обратиться к следующим специалистам : Отоларингологу – проверить слух и состояние полости рта и горла; Неврологу – проверить наличие или отсутствие неврологических нарушений. И с полученными от них заключениями идти к логопеду. Логопед может в своём заключении указать следующую аббревиатуру : ОНР какого-либо уровня. Что же это такое ?

Слайд 3

Что такое ОНР? Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом .

Слайд 4

Уровни речевого развития при ОНР

Слайд 5

Задачи коррекции при ОНР I уровня. Стимуляция речи ребёнка. Развитие понимания речи других. Развитие памяти, внимания и мышления.

Слайд 6

Основные упражнения при ОНР I уровня . Показ и называние предметов. Пример : Это мяч. С ним можно играть, его можно кидать, катать, пинать и т.п. Объяснить и показать, что мячи бывают разные. Узнавание предмета по его назначению и описанию. Пример : Покажи, что здесь можно кидать и катать? Покажи большой красный мяч.

Слайд 7

Узнавание действия по картинке. Пример : покажи, где мальчик бегает. Выполнение инструкций (с постепенным усложнением). Пример : дай мне ложку. Положи ложку в тарелку.

Слайд 8

Выработка понимания вопросов и ответа на них. Пример : Что это? – Это кукла. Кто это? – Это кошка. Что может делать кошка? – Мяукать, лежать, спать; Различение единственного и множественного числа. Пример : покажи где один мяч. А теперь покажи, где много мячей.

Слайд 9

Итоги работы с детьми с ОНР I уровня. Развитие словарного запаса ребёнка. Понимание ребёнком двух-трёхступенчатых инструкций. Появление в речи новых общеупотребительных слов. Появление двухсловной фразы. Не следует делать упор на правильности звукопроизношения.

Слайд 10

Задачи коррекции при ОНР II уровня Различение форм слов. Согласование слов в предложениях.

Слайд 11

Упражнения при ОНР II уровня. Изучение слов по тематическим группам. Например, вы показываете ребёнку разные овощи, называете их, сначала по отдельности, а потом обобщаете, что это овощи. Овощи растут на грядках, из них можно сварить суп и сделать салат. И т.п. Сравнение одинаковых грамматических форм разных слов. Например, мы катались: на санках, на машине, на горке и т.д.

Слайд 12

Изменение существительных по числам Работа с предлогами

Слайд 13

Развитие фонематического слуха Различение звонких и глухих звуков; Определение наличия или отсутствия звука с слове; Указание места звука в слове.

Слайд 14

Итоги работы с детьми с ОНР II уровня. Ребёнок более точно стоит фразы; Он может отличить единственное число от множественного; Правильно выполняет инструкцию с предлогом; Отличает гласные звуки от согласных и глухие звуки от звонких; Может указать место звука в слове; Знает обобщающие понятия.

Слайд 15

Задачи коррекции при ОНР III уровня Сопоставление грамматических форм; Обучение ребёнка пересказу, составлению рассказов; Коррекция звукопроизношения.

Слайд 16

Упражнения при ОНР III уровня. Задания артикуляционной гимнастики. Упражнения на закрепление правильного звукопроизношения в слогах, словах и фразах. Пересказ сказок и рассказов по картинкам, по плану и без него. Составление рассказа по картинкам и опорным вопросам. Согласование прилагательных, числительных и существительных. Например игра в магазин : дайте мне два красных платья; три синих шарика; один зелёный диван.

Слайд 17

Основные задачи для родителей детей с ОНР Разговаривать с ребёнком, играть с ним, объяснять ему всё, что он просит; Выполнять рекомендуемые логопедом упражнения.

Слайд 18

Если вы будете выполнять всё, что вам скажут специалисты, то ваш ребёнок быстро научится говорить. А пока что Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность Тема: «Причины возникновения межличностных отношений у дошкольников и пути их преодоления»

Цель данной работы:теоретически обосновать и практически выявить трудности в межличностных отношениях дошкольников и определить средства их преодоления.Объект исследования:дети дошкольного возра...

"Нарушения звукопроизношения у детей - дизартриков. Пути их преодоления"

Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. При тяжелых нарушениях ...

Тревожность у детей дошкольного возроста и пути их преодоления

Работа с детьми по преодоления тревожности....

Пути к преодолению заикания детей дошкольного возраста

Материал включает в себя информацию о заикании, его причинах и проявлениях, а также способах их коррекции.Внедрение в практику способа преодоления заикания, основанного на синхранизации речи с движени...

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Профессиональная деформация личности — изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного в...

"Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"

Консультация для родителей "Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"...