Мониторинг речевого развития воспитанников с нарушениями речи на 2014-2017 учебные годы
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме
Используя мониторинг, учитель-логопед имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_rechevogo_razvitiya_za_2014-2017_uchebnye_gody.doc | 238 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №56 «СЕВЕРЯНОЧКА»
МОНИТОРИНГ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ от 6 до 7 лет
на 2014 -2015 учебный год
Учитель-логопед
Кашапова Л.Я.
г. Нижневартовск
Пояснительная записка.
Представленный мониторинг позволяет провести исследование состояния речевого развития дошкольников 6 - 7 лет с ОНР III уровня и составить диагностику.
Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребенка с нарушениями речи. Используя данную методику, учитель-логопед имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом.
Результаты мониторинга используются учителем-логопедом при:
- планирование коррекционно-образовательной деятельности;
- отборе методов, приемов и технологий;
- комплектовании подгрупп для организованной деятельности.
В качестве наглядно-дидактического обеспечения используются:
- Речевая карта ребенка от 5 до 7 лет.
- Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР/ А.М.Быховская, Н.А.Казова. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Дидактический материал по обследованию речи детей /О.Е.Грибова, Т.П.Бесонова. М.:Арктик, 2001.
- Альбом для логопеда / О.Б.Иншакова.
Мониторинг проводится на протяжении нескольких дней. За один день реализуются не более двух разделов. На каждое исследование затрачивается не более 15 минут.
Во время мониторинга создается положительный эмоциональный фон взаимодействия между учителем-логопедом и ребёнком. Ребенок заинтересовывается выполнением тестовых заданий, а не принуждается к выполнению. Используются различные формы поощрения, ребёнок поддерживается и подбадривается. При первых проявлениях усталости или негативизма у ребенка обследование прекращается и переносится на следующий день.
Название программы: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной
Сроки проведения мониторинга – 2 раза в год (сентябрь-май)
Объект мониторинга:
17 воспитанников - ОНР III уровень с дизартрией;
3 воспитанника - ФФНР
Направления мониторинга: мониторинг качества коррекционно-развивающей работы: первичная и итоговая диагностика уровня сформированности компонентов языковой системы, отслеживание динамики речевого развития дошкольников 6-7 лет, владеющих вербальными средствами общения.
Цель мониторинга: оценить качество коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими трудности усвоения программного материала;
Задачи мониторинга:
-определить уровень сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи ребенка на начало и конец учебного года;
-уточнить структуру дефекта путем качественного и количественного анализа степени выраженности нарушений разных сторон речи (речевого профиля);
-сформулировать направления индивидуальной (индивидуальный - план маршрут) и фронтальной коррекционной работы;
-скомплектовать группы детей на основе общности структуры нарушений речи;
-отследить динамику речевого развития ребенка и оценить эффективность коррекционно-педагогической работы за отчетный период.
-оценить влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении на развитие ребенка.
Методы мониторинга: наблюдения, беседы, создание несложных (естественных) диагностических ситуаций.
Диагностика состояла из 7 разделов (компонентов) для исследования состояния устной речи:
- Звукопроизношение.
- Фонематическое восприятие.
- Слоговая структура слов.
- Словарь.
- Грамматический строй речи.
- Связная речь.
- Звуковой анализ и синтез.
Количественные показатели уровня сформированности компонентов речи воспитанников
группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет «В»
дата обследования:
сентябрь2014 года, количество: 20 детей
май -2015 года, количество 20детей
Разделы речи | Уровни | ||
сентябрь | май | ||
Звукопроизношение | высокий | - | 74% |
средний | 90% | 26% | |
низкий | 10% | - | |
Фонематическое восприятие | высокий | 15% | 90% |
средний | 85% | 10% | |
низкий | - | - | |
Слоговая структура слова | высокий | 5% | 84% |
средний | 95% | 16% | |
низкий | - | - | |
Словарь | высокий | - | 90% |
средний | 100% | 10% | |
низкий | - | - | |
Грамматический строй речи | высокий | - | 95% |
средний | 100% | 5% | |
низкий | - | - | |
Связная речь | высокий | - | 95% |
средний | 100% | 5% | |
низкий | - | - | |
Звуковой анализ и синтез | высокий | 15% | 90% |
средний | 76% | 10% | |
низкий | 10% | - | |
Общие показатели речевого развития | высокий | 5% | 88% |
средний | 92% | 12% | |
низкий | 3% | - |
Качественный анализ на май 2015 года
В конце 2014/2015 учебного года проводилось повторное исследование устной речи воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет с целью выявления уровня сформированности основных факторов речи по тем же параметрам, что и в начале учебного года. Методика исследования состояния устной речи четко структурирована по этапам работы и имеет 7 основных тесно взаимосвязанных разделов. Каждый раздел объединяет речевые пробы нарастающей трудности. Количественные результаты обследования речи детей отражены в виде таблиц с приложением речевых профилей, что позволяет проанализировать динамику в развитии основных компонентов языковой системы каждого ребенка и группы в целом. Качественный анализ данных осуществляется учителем-логопедом в виде оформленных речевых карт, листа динамики развития на каждого ребенка группы в начале и в конце учебного года, индивидуальных планов маршрутов коррекционной работы.
Звукопроизношение.
Исследование состояния звукопроизношения на начало учебного года выявило полиморфное нарушение звукопроизношения у всех воспитанников, проявляющееся в дефектном произношении сразу многих звуков из разных фонетических групп.
На конец учебного года: звукопроизношение в норме – 14 воспитанников; автоматизация звуков Р - Рь в спонтанной речи – 4 воспитанника; автоматизация звуков Ш - Ж, Р - Рь в предложениях - 1 воспитанник (нарушение звукопроизношения связаны с дефектами строения артикуляционного аппарата: аномалия прикуса, толстый массивный язык, дефекты строения зубного ряда).
Фонематическое восприятие.
Высокий уровень – 90% (18 воспитанников)
Средний уровень - 10% (2 воспитанника)
Фонематический слух и восприятие на начало учебного года было нарушено у 18 детей. Работа по развитию фонематического восприятия проводилась в следующей последовательности: узнавание неречевых звуков, различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; различение слов, близких по своему звуковому составу; дифференциация слогов, фонем, развитие навыков элементарного звукового анализа. Занимательная игровая ситуация в непосредственно образовательной деятельности способствовала комфортному и эффективному развитию фонематического восприятия. Показатели фонематического восприятия на конец учебного года (средний уровень - 10%, высокий уровень- 90%).
Слоговая структура слова.
Высокий уровень – 84% (17 воспитанников)
Средний уровень - 16% (3 воспитанника)
Слоговая структура слов была нарушена у 19 детей. Наблюдались типичные сокращения согласного при стечении, сокращение количества слогов, упрощение слогов, отказ от ответа из-за трудности воспроизведения. Преодоление нарушений слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа и синтеза. На конец учебного года 17 воспитанников имею высокий уровень развития - 84%, средний уровень развития -16% имеют 3 воспитанника.
Словарь.
Высокий уровень – 90% (18 воспитанников)
Средний уровень -10% (2 воспитанника)
К концу года у детей расширился активный и пассивный словарь. Дети научились активно употреблять слова обозначающие предметы, их части и явления по изученным лексическим темам, подбирают глаголы, прилагательные, обозначающие форму, качество предметов; антонимы, синонимы. Словарь обогатился обобщающими понятиями. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе. Они могут объяснить малоизвестные слова, переносный смысл слов (в поговорках и пословицах).
Грамматический строй речи.
Высокий уровень – 95% (19 воспитанников)
Средний уровень – 5 % (1 воспитанника)
Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи дошкольники чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). Совершенствовалось умение образовывать существительные с суффиксами, глаголы с приставками, притяжательные, относительные прилагательные, родственные слова. Сохраняются сложности в образовании слов, обозначающих профессии с помощью суффиксов.
Связная речь.
Высокий уровень – 95% (19 воспитанников)
Средний уровень - 5% (1 воспитанник)
Последовательная и систематическая работа по формированию монологической речи позволила качественно улучшить навыки связных высказываний. Дети научились самостоятельно составлять описательные и сравнительные рассказы; рассказы по картине, по серии картин. Увлекательными стали составление рассказов с элементами творчества.
Звуковой анализ и синтез.
Высокий уровень – 90% (18 воспитанников)
Средний уровень - 10% (2 воспитанника)
Умение на слух различать звуки речи, является основой для правильного овладения детьми грамотой. Особенно большую трудность для ребят представляло определение количества, последовательности звуков, установление позиционных соотношений звуков в слове. На занятиях по обучению грамоте использовала аналитико-синтетический метод обучения чтению. К концу года у всех ребят сформировались навыки звукового анализа и синтеза (средний уровень - 90%, низкий уровень -10%).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №56 «СЕВЕРЯНОЧКА»
МОНИТОРИНГ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ВОСПИТАННИКОВ ЛОГОПУНКТА МБДОУ ДС №56
на 2015 -2016 учебный год
Учитель-логопед
Кашапова Л.Я.
г. Нижневартовск
Пояснительная записка.
Представленный мониторинг позволяет провести исследование состояния речевого развития дошкольников 5 - 6 лет ФФН, ОНР III уровня, дизартрией и составить диагностику.
Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребенка с нарушениями речи. Используя данную методику, учитель-логопед имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом.
Результаты мониторинга используются учителем-логопедом при:
- планирование коррекционно-образовательной деятельности;
- отборе методов, приемов и технологий;
- комплектовании подгрупп для организованной деятельности.
В качестве наглядно-дидактического обеспечения используются:
- Речевая карта ребенка от 5 до 6 лет.
- Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР/ А.М.Быховская, Н.А.Казова. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Дидактический материал по обследованию речи детей /О.Е.Грибова, Т.П.Бесонова. М.:Арктик, 2001.
- Альбом для логопеда / О.Б.Иншакова.
Мониторинг проводится на протяжении нескольких дней. За один день реализуются не более двух разделов. На каждое исследование затрачивается не более 15 минут.
Во время мониторинга создается положительный эмоциональный фон взаимодействия между учителем-логопедом и ребёнком. Ребенок заинтересовывается выполнением тестовых заданий, а не принуждается к выполнению. Используются различные формы поощрения, ребёнок поддерживается и подбадривается. При первых проявлениях усталости или негативизма у ребенка обследование прекращается и переносится на следующий день.
Сроки проведения мониторинга – 2 раза в год (сентябрь-май)
Объект мониторинга:
6 воспитанников - ОНР III уровень с дизартрией;
10 воспитанников – ФФН;
4 воспитанников – ФФН с дизартрией.
Направления мониторинга: мониторинг качества коррекционно-развивающей работы: первичная и итоговая диагностика уровня сформированности компонентов языковой системы, отслеживание динамики речевого развития дошкольников 5-6 лет, владеющих вербальными средствами общения.
Цель мониторинга: оценить качество коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими трудности усвоения программного материала;
Задачи мониторинга:
-определить уровень сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи ребенка на начало и конец учебного года;
-уточнить структуру дефекта путем качественного и количественного анализа степени выраженности нарушений разных сторон речи (речевого профиля);
-сформулировать направления индивидуальной (индивидуальный - план маршрут) работы;
-отследить динамику речевого развития ребенка и оценить эффективность коррекционно-педагогической работы за отчетный период.
-оценить влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении на развитие ребенка.
Методы мониторинга: наблюдения, беседы, создание несложных (естественных) диагностических ситуаций.
Диагностика состоит из 7 разделов (компонентов) для исследования состояния устной речи:
- Звукопроизношение.
- Фонематическое восприятие.
- Слоговая структура слов.
- Словарь.
- Грамматический строй речи.
- Связная речь.
- Звуковой анализ и синтез.
Показатели уровня речевого развития воспитанников логопункта МБДОУ ДС №56
дата обследования: сентябрь 2015 года -20 воспитанников, май 2016 года -20 воспитанников
№ п/п | Ф.И. ребенка | Звуковой анализ и синтез | |||||||||||||
Звукопроизношение | Фонематическое восприятие | Слоговая структура слова | Словарь | Грамматический строй | Связная речь | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 10 | |||||||
старт. | итог. | старт. | итог. | старт. | итог. | старт. | итог. | старт. | итог. | старт. | итог. | старт. | итог. | ||
1 | 1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | |
4 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
5 | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | |
6 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | ||
7 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
8 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | |
9 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | |
10 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
11 | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | |
12 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | |
13 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | |
14 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | |
15 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
16 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
17 | 1 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | |
18 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | |
19 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | |
20 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 |
1 – низкий уровень 2 – средний уровень 3– высокий
Количественные показатели
уровня сформированности компонентов речи воспитанников логопункта МБДОУ ДС №56
Разделы речи | Уровни | ||
Сентябрь 2015 | Май 2016 | ||
Звукопроизношение | высокий | - | 95% |
средний | - | 5% | |
низкий | 100% | - | |
Фонематическое восприятие | высокий | - | 95% |
средний | 20% | 5% | |
низкий | 80% | - | |
Слоговая структура слова | высокий | 20% | 81% |
средний | 40% | 19% | |
низкий | 40% | - | |
Словарь | высокий | - | 79% |
средний | 60% | 21% | |
низкий | 40% | - | |
Грамматический строй речи | высокий | - | 90% |
средний | 60% | 15% | |
низкий | 45% | - | |
Связная речь | высокий | - | 90% |
средний | 60% | 10% | |
низкий | 40% | - | |
Звуковой анализ и синтез | высокий | 5% | 97% |
средний | 45% | 3% | |
низкий | 50% | - | |
Общие показатели речевого развития | высокий | - | 95% |
средний | 55% | 5% | |
низкий | 45% | - |
Качественный анализ на май 2016 года
В конце 2015/2016 учебного года проводилось повторное исследование устной речи воспитанников логопункта с целью выявления уровня сформированности основных факторов речи по тем же параметрам, что и в начале учебного года. Методика исследования состояния устной речи четко структурирована по этапам работы и имеет 7 основных тесно взаимосвязанных разделов. Каждый раздел объединяет речевые пробы нарастающей трудности. Количественные результаты обследования речи детей отражены в виде таблиц с приложением речевых профилей, что позволяет проанализировать динамику в развитии основных компонентов языковой системы каждого ребенка и группы в целом. Качественный анализ данных осуществляется учителем-логопедом в виде оформленных речевых карт, в начале и в конце учебного года, индивидуальных планов маршрутов коррекционной работы.
Звукопроизношение.
Исследование состояния звукопроизношения на начало учебного года выявило полиморфное нарушение звукопроизношения у всех воспитанников, проявляющееся в дефектном произношении сразу многих звуков из разных фонетических групп.
На конец учебного года: звукопроизношение в норме – 19 воспитанников.
Фонематическое восприятие.
Высокий уровень – 95% (19 воспитанников)
Средний уровень - 5% (1 воспитанник)
Фонематический слух и восприятие на начало учебного года было нарушено у 20 детей. Работа по развитию фонематического восприятия проводилась в следующей последовательности: узнавание неречевых звуков, различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; различение слов, близких по своему звуковому составу; дифференциация слогов, фонем, развитие навыков элементарного звукового анализа. Занимательная игровая ситуация в непосредственно образовательной деятельности способствовала комфортному и эффективному развитию фонематического восприятия.
Слоговая структура слова.
Высокий уровень – 81% (16 воспитанников)
Средний уровень - 19% (4 воспитанника)
Слоговая структура слов была нарушена у 16 детей. Наблюдались типичные сокращения согласного при стечении, сокращение количества слогов, упрощение слогов, отказ от ответа из-за трудности воспроизведения. Преодоление нарушений слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа и синтеза.
Словарь.
Высокий уровень – 79% (15 воспитанников)
Средний уровень - 21% (5 воспитанников)
К концу года у детей расширился активный и пассивный словарь. Дети научились активно употреблять слова обозначающие предметы, их части и явления по изученным лексическим темам, подбирают глаголы, прилагательные, обозначающие форму, качество предметов; антонимы, синонимы. Словарь обогатился обобщающими понятиями. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе. Они могут объяснить малоизвестные слова, переносный смысл слов (в поговорках и пословицах).
Грамматический строй речи.
Высокий уровень – 90% (18 воспитанников)
Средний уровень – 15% (2 воспитанника)
Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи дошкольники чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). Совершенствовалось умение образовывать существительные с суффиксами, глаголы с приставками, притяжательные, относительные прилагательные, родственные слова. Сохраняются сложности в образовании слов, обозначающих профессии с помощью суффиксов.
Связная речь.
Высокий уровень – 90% (18 воспитанников)
Средний уровень - 10% (2 воспитанника)
Последовательная и систематическая работа по формированию монологической речи позволила качественно улучшить навыки связных высказываний. Дети научились самостоятельно составлять описательные и сравнительные рассказы; рассказы по картине, по серии картин. Увлекательными стали составление рассказов с элементами творчества.
Звуковой анализ и синтез.
Высокий уровень – 97% (17 воспитанников)
Средний уровень - 3% (3 воспитанника)
Умение на слух различать звуки речи, является основой для правильного овладения детьми грамотой. Особенно большую трудность для ребят представляло определение количества, последовательности звуков, установление позиционных соотношений звуков в слове. На занятиях по обучению грамоте использовала аналитико-синтетический метод обучения чтению. К концу года у всех ребят сформировались навыки звукового анализа и синтеза.
Вывод:
Работа логопедической службы в ДОУ за прошедший учебный год была активной и продуктивной, что подтверждается результатами мониторинга, по всем направлениям велась планомерная работа по оказанию помощи детям с речевыми нарушениями.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №56 «СЕВЕРЯНОЧКА»
МОНИТОРИНГ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ВОСПИТАННИКОВ ЛОГОПУНКТА МБДОУ ДС №56
на 2016 -2017 учебный год
Учитель-логопед
Кашапова Л.Я.
Пояснительная записка.
Представленный мониторинг позволяет провести исследование состояния речевого развития дошкольников 5 - 7 лет ФФН, ОНР III уровня, дизартрией и составить диагностику.
Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребенка с нарушениями речи. Используя данную методику, учитель-логопед имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом.
Результаты мониторинга используются учителем-логопедом при:
- планирование коррекционно-образовательной деятельности;
- отборе методов, приемов и технологий;
- комплектовании подгрупп для организованной деятельности.
В качестве наглядно-дидактического обеспечения используются:
- Речевая карта ребенка от 5 до 7 лет.
- Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР/ А.М.Быховская, Н.А.Казова. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Дидактический материал по обследованию речи детей /О.Е.Грибова, Т.П.Бесонова. М.:Арктик, 2001.
- Альбом для логопеда / О.Б.Иншакова.
Мониторинг проводится на протяжении нескольких дней. За один день реализуются не более двух разделов. На каждое исследование затрачивается не более 15 минут.
Во время мониторинга создается положительный эмоциональный фон взаимодействия между учителем-логопедом и ребёнком. Ребенок заинтересовывается выполнением тестовых заданий, а не принуждается к выполнению. Используются различные формы поощрения, ребёнок поддерживается и подбадривается. При первых проявлениях усталости или негативизма у ребенка обследование прекращается и переносится на следующий день.
Сроки проведения мониторинга – 2 раза в год (сентябрь-май)
Объект мониторинга:
ОНР III уровень с дизартрией - 6 воспитанников;
ОНР III уровень – 10 воспитанников;
ФФНР - 6 воспитанников;
ФФНР с дизартрией – 2 воспитанника;
ФНР - 1 воспитанник.
Направления мониторинга: мониторинг качества коррекционно-развивающей работы: первичная и итоговая диагностика уровня сформированности компонентов языковой системы, отслеживание динамики речевого развития дошкольников 5-7 лет, владеющих вербальными средствами общения.
Цель мониторинга: оценить качество коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими трудности усвоения программного материала;
Задачи мониторинга:
-определить уровень сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи ребенка на начало и конец учебного года;
-уточнить структуру дефекта путем качественного и количественного анализа степени выраженности нарушений разных сторон речи (речевого профиля);
-сформулировать направления индивидуальной (индивидуальный - план маршрут) работы;
-отследить динамику речевого развития ребенка и оценить эффективность коррекционно-педагогической работы за отчетный период.
-оценить влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении на развитие ребенка.
Методы мониторинга: наблюдения, беседы, создание несложных (естественных) диагностических ситуаций.
Диагностика состоит из 7 разделов (компонентов) для исследования состояния устной речи:
- Звукопроизношение.
- Фонематическое восприятие.
- Слоговая структура слов.
- Словарь.
- Грамматический строй речи.
- Связная речь.
- Звуковой анализ и синтез.
Количественные показатели
уровня сформированности компонентов речи воспитанников логопункта МБДОУ ДС №56
Разделы речи | Уровни | ||
Сентябрь 2016 | Май 2017 | ||
Звукопроизношение | высокий | - | 96% |
средний | 48 | 4% | |
низкий | 52 | - | |
Фонематическое восприятие | высокий | 96% | |
средний | 48 | 4% | |
низкий | 52 | - | |
Слоговая структура слова | высокий | 24 | 80% |
средний | 64 | 20% | |
низкий | 12 | - | |
Словарь | высокий | 4 | 80% |
средний | 52 | 20% | |
низкий | 44 | - | |
Грамматический строй речи | высокий | 12 | 90% |
средний | 36 | 15% | |
низкий | 52 | - | |
Связная речь | высокий | 16 | 90% |
средний | 52 | 10% | |
низкий | 32 | - | |
Звуковой анализ и синтез | высокий | 8 | 97% |
средний | 40 | 3% | |
низкий | 52 | - | |
Общие показатели речевого развития | высокий | 9% | 96% |
средний | 49% | 4% | |
низкий | 42% | - |
Выявление проблемы:
Звукопроизношение.
Исследование состояния звукопроизношения выявило полиморфное нарушение звукопроизношения, проявляющееся в дефектном произношении сразу многих звуков из разных фонетических групп. Для многих дошкольников является характерным недифференцированное произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков, когда один звук заменяют одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. У большого количества детей нарушения звукопроизношения связаны с дефектами строения артикуляционного аппарата: аномалии прикуса (прогнатия, прогения, передний, боковой открытый прикус), толстый массивный язык, дефекты строения зубного ряда.
Фонематический восприятие нарушено у всех детей. Дошкольники не умеют опознавать фонемы гласных и согласных звуков из ряда слогов и слов, не различает на слух оппозиционные фонемы. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в начале слова.
Слоговая структура слова.
Отмечаются ошибки в передаче слоговой структуры многосложных слов со стечением согласных. Искажения звукослоговой структуры слова проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов. Наблюдаются типичные сокращения согласного при стечении, сокращение количества слогов, упрощение слогов, отказ от ответа из-за трудности воспроизведения.
Словарь.
Словарный запас детей с ОНР отстает от нормы. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. В речи используются прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. Нередко дети заменяют называние части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению, за счет существительных и глаголов. В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, одежда, животные. Антонимы не используются. Например, характеризуя величину предмета, дети используют два понятия: большой-маленький, которыми заменяются слова: длинный, короткий, высокий, толстый, тонки, широкий, узкий.
Грамматический строй речи.
Характерными для детей являются и нарушения словоизменения. В речи воспитанников наблюдается большое количество ошибок на согласование, управление. Наиболее распространенными являются следующие ошибки: неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа («гнезды », «ухи»), неправильное употребление числительных «три» и «пять» с существительными («пять собака», «пять яблоко», «пять кагандаш»), ошибочные ударения в слове, ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьет вода», «кладет дров»).
Затрудняется дети в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов («травочка», «зеркакольчка»), относительных прилагательных («из стекловый», «мехный»), притяжательных прилагательных («коговы»).
Наиболее характерными ошибками в употреблении предложно-падежных конструкций являются следующие: пропуск предлога при правильном употреблении флексии: кубик-коробке (в коробке); замена требуемого предлога другим, при этом флексия не соответствует использованному предлогу: ручка упала из коробки (ручка упала с коробки).
Связная речь.
Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной.
Звуковой анализ и синтез.
Недоразвитие фонематического слуха и восприятия задерживают овладение детьми звуковым анализом и синтезом. Дети затрудняются при выполнении элементарных действий звукового анализа: не могут выделить первый ударный гласный в слове, начальный и конечный согласный в словах.
Планирование работы по решению проблем:
- Развитие произвольной ручной моторики.
- Развитие мимической мускулатуры.
- Формирование артикуляционной моторики.
- Формирование просодической стороны речи.
- Формирование звукопроизношения.
- Развитие фонематического восприятия.
- Формирование звукового анализа и синтеза.
- Формирование слоговой структуры слова.
- Развитие экспрессивной речи.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
Качественный анализ на май 2017 года
В конце 2016/2017 учебного года проводилось повторное исследование устной речи воспитанников логопункта с целью выявления уровня сформированности основных факторов речи по тем же параметрам, что и в начале учебного года. Методика исследования состояния устной речи четко структурирована по этапам работы и имеет 7 основных тесно взаимосвязанных разделов. Каждый раздел объединяет речевые пробы нарастающей трудности. Количественные результаты обследования речи детей отражены в виде таблиц с приложением речевых профилей, что позволяет проанализировать динамику в развитии основных компонентов языковой системы каждого ребенка и группы в целом. Качественный анализ данных осуществляется учителем-логопедом в виде оформленных речевых карт, в начале и в конце учебного года, индивидуальных планов маршрутов коррекционной работы.
Звукопроизношение.
Исследование состояния звукопроизношения на начало учебного года выявило полиморфное нарушение звукопроизношения у всех воспитанников, проявляющееся в дефектном произношении сразу многих звуков из разных фонетических групп.
На конец учебного года: звукопроизношение в норме – 24 воспитанников.
Фонематическое восприятие.
Высокий уровень – 96% (19 воспитанников)
Фонематический слух и восприятие на начало учебного года было нарушено у всех детей. Работа по развитию фонематического восприятия проводилась в следующей последовательности: узнавание неречевых звуков, различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; различение слов, близких по своему звуковому составу; дифференциация слогов, фонем, развитие навыков элементарного звукового анализа. Занимательная игровая ситуация в непосредственно образовательной деятельности способствовала комфортному и эффективному развитию фонематического восприятия.
Слоговая структура слова.
Высокий уровень – 80% (18 воспитанников)
Средний уровень - 20% (7 воспитанников)
Слоговая структура слов была нарушена у 16 детей. Наблюдались типичные сокращения согласного при стечении, сокращение количества слогов, упрощение слогов, отказ от ответа из-за трудности воспроизведения. Преодоление нарушений слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа и синтеза. На конец учебного года 18 воспитанников имею высокий уровень развития - средний уровень развития - имеют 7 воспитанников.
Словарь.
Высокий уровень – 80% (18 воспитанников)
Средний уровень - 20% (7 воспитанников)
К концу года у детей расширился активный и пассивный словарь. Дети научились активно употреблять слова обозначающие предметы, их части и явления по изученным лексическим темам, подбирают глаголы, прилагательные, обозначающие форму, качество предметов; антонимы, синонимы. Словарь обогатился обобщающими понятиями. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе. Они могут объяснить малоизвестные слова, переносный смысл слов (в поговорках и пословицах).
Грамматический строй речи.
Высокий уровень – 90% (20 воспитанников)
Средний уровень – 10% (5 воспитанника)
Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи дошкольники чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). Совершенствовалось умение образовывать существительные с суффиксами, глаголы с приставками, притяжательные, относительные прилагательные, родственные слова. Сохраняются сложности в образовании слов, обозначающих профессии с помощью суффиксов.
Связная речь.
Высокий уровень – 90% (20 воспитанников)
Средний уровень - 10% (5 воспитанников)
Последовательная и систематическая работа по формированию монологической речи позволила качественно улучшить навыки связных высказываний. Дети научились самостоятельно составлять описательные и сравнительные рассказы; рассказы по картине, по серии картин. Увлекательными стали составление рассказов с элементами творчества.
Звуковой анализ и синтез.
Высокий уровень – 97% (24 воспитанника)
Средний уровень - 3% (1 воспитанник)
Умение на слух различать звуки речи, является основой для правильного овладения детьми грамотой. Особенно большую трудность для ребят представляло определение количества, последовательности звуков, установление позиционных соотношений звуков в слове. На занятиях по обучению грамоте использовала аналитико-синтетический метод обучения чтению. К концу года у всех ребят сформировались навыки звукового анализа и синтеза.
В 2016-2017 учебном году - 100% охват воспитанников групп общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7 лет услугами учителя-логопеда в условиях логопукта ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ как средство оптимизации речевого развития детей с нарушениями речи
Назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.1....
Мониторинг речевого развития детей с нарушением речи
критерии к мониторингу...
Справка об участии в муниципальной творческой группе «Логофоноритмика как средство коррекционно-развивающей работы с детьми 4-8 лет с нарушениями речи» в 2018-2019 учебном году
Справка об участии в муниципальной творческой группе «Логофоноритмика как средство коррекционно-развивающей работы с детьми 4-8 лет с нарушениями речи» на базе МБДОУ «Детский сад № 2...
Мониторинг речевого развития детей с нарушениями речи
Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников, включающего следующие этапы: первич...
Результаты педагогического мониторинга речевого развития воспитанников
Результаты педагогического мониторинга речевого развития воспитанников...
Результаты педагогического мониторинга речевого развития воспитанников
Результаты педагогического мониторинга речевого развития воспитанников...
Аналитическая справка по результатам мониторинга речевого развития воспитанников
Основным методом мониторинга являлось изучение результатов диагностических обследований по определению уровня речевого развития за 2019-2024 гг. В процессе диагностики использую как ведущий метод &nda...