Мониторинг речевого развития детей с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии

Зибницкая Наталья Георгиевна

Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников, включающего следующие этапы: первичный, промежуточный, итоговый. Первичный этап представляет собой обследование речи в начале учебного года - 1– 2 неделя сентября, второй этап – середина учебного года 3-4 неделя декабря, третий этап – итоговое обследование в конце учебного года – 3-4 неделя мая.

Результаты обследования речевого развития детей позволяют сделать выводы о динамике речевого развития дошкольников, об особенностях индивидуально-личностного развития, о перспективе деятельности логопеда и всех участников образовательной деятельности.

Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников, корректировки поставленных образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_rech._raz.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его образовательных достижений.

Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников, включающего следующие этапы: первичный, промежуточный, итоговый. Первичный этап представляет собой обследование речи в начале учебного года - 1– 2 неделя сентября, второй этап – середина учебного года 3-4 неделя декабря, третий этап – итоговое обследование в конце учебного года – 3-4 неделя мая.

Для обследования речевого развития используются диагностические материалы Н.В.Нищевой, И.А. Смирновой, О.И.Крупенчук, Т.А.Ткаченко.

Проводя обследование языковых компонентов речи опираюсь на авторские методики Г.А.Волкова, Г.В.Чиркина, Е.Ф.Архипова, Т.Б.Филичева, Т.В., В.П. Глухов, Р.И. Лалаева ,Н.В. Серебрякова и др.

На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи составляется логопедическое заключение.

Речевое обследование проводится по следующим направлениям:

•        Звукопроизношение

•        Фонематические процессы и слуховое восприятие

•        Словарный запас

•        Грамматический строй

•        Связная речь

•        Слоговая структура слова

На каждого ребёнка заводится диагностическая карта речевого развития, позволяющая увидеть «западающие» звенья и активизировать работу в данном направлении.

Для большей наглядности составляется групповая диаграмма путём выведения среднего балла по каждому речевому компоненту на начало, середину и конец учебного года:

1 – низкий уровень;

2 –средний уровень;

3 – высокий уровень.

Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

Результаты обследования речевого развития детей позволяют сделать выводы о динамике речевого развития дошкольников, об особенностях индивидуально-личностного развития, о перспективе деятельности логопеда и всех участников образовательной деятельности.

Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников, корректировки поставленных образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.

Мониторинг речевого развития детей с нарушениями речи

1. Активный словарь.

Низкий уровень – не называет слова или очень ограниченно.

Словарный запас резко ограничен. Может использовать номинативный словарь, в пределах обихода. Предикативный почти отсутствует.

Средний уровень – называет, опираясь на помощь педагога.

Словарный запас ниже возрастной нормы. Преобладает номинативный и предикативный словарь. Неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов. Большинство заданий выполняется с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка).

Высокий уровень – называет самостоятельно.

Словарный запас (номинативный, предикативный, атрибутивный) соответствует возрастной норме, либо в пределах возрастной нормы. Встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.

2. Состояние грамматического строя речи.

Низкий уровень – не владеет способами словоизменения и словообразования.

Грамматический строй речи не сформирован. Смешение падежных форм, употребление существительных в И.п., а глаголов в инфинитиве; отсутствует согласование (прилагательное + существительное; числительное +существительное); пропуск предлогов, замена сложных предлогов простыми; ошибки в употреблении форм числа, рода, глаголов, в изменении имён существительных по числам. Не владеет навыком словообразования.

Средний уровень – не достаточно владеет (помощь педагога).

Грамматический строй речи сформирован недостаточно. Правильно употребляет простые грамматические формы, допускает единичные ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; числительных и существительных. Пропускает и заменяет предлоги. Ошибки в ударениях и падежных окончаниях.

Высокий уровень – владеет способами словоизменения и словообразования.

Грамматический строй речи сформирован по возрасту, в пределах возрастной нормы. Ребёнок правильно выполняет задания по словоизменению и словообразованию. Встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.

3. Состояние связной речи

Низкий уровень развития

Связная речь не сформирована. Пересказ и рассказ не доступен. Возможно перечисление предметов, изображённых на картинках. Серию картинок не раскладывает, либо раскладывает по наводящим вопросам, подсказкам.

Средний уровень развития

Связная речь в стадии формирования. Пересказ составлен с помощью. Отмечаются трудности в построении высказываний, многочисленные паузы, повторы фраз, словарный запас ограничен, отмечаются аграмматизмы. Серию сюжетных картин раскладывает, может допускать ошибки.

Высокий уровень развития

Связная речь в пределах возрастной нормы. Пересказ составлен самостоятельно, либо с некоторой помощью, без нарушения лексико – грамматических норм; полностью передаётся содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Серию сюжетных картин раскладывает самостоятельно, ошибки замечает и исправляет. Рассказ соответствует изображённой ситуации.

4. Состояние звукослоговой структуры слова

Низкий уровень развития - многочисленные искажения слоговой структуры, требуется повторное предъявление материала.

Средний уровень развития - слова (фразы) воспроизводятся в замедленном темпе, 1 - 2 слова (фразы) с искажением слоговой структуры.

Высокий уровень развития -  все слова (фразы) воспроизводятся правильно.

5. Состояние звукопроизношения.

Низкий уровень – отсутствует звук.

Страдает несколько групп звуков. Речь недостаточно интонационно выразительная.

Средний уровень – звук поставлен, но не автоматизирован.

Изолированно звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается недифференцированность в определенных фонетических группах. Звуки определённых групп смешивает, различает на слух плохо.

Высокий уровень – звук автоматизирован.

Правильное, отчетливое произношение всех звуков. Умение дифференцировать звуки. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.

6. Состояние фонематических процессов и слуховосприятия

Низкий уровень развития - большинство заданий не выполняется.

При выполнении требуется значительная помощь со стороны взрослого, часть заданий недоступна, даже после разбора образца.        

Средний уровень развития - задания выполняются в замедленном темпе, большинство заданий воспроизводятся неточно, с ошибками.

Высокий уровень развития - задания выполнены правильно.

Все фонетические процессы в норме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ как средство оптимизации речевого развития детей с нарушениями речи

Назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.1....

Мониторинг речевого развития воспитанников с нарушениями речи на 2014-2017 учебные годы

Используя мониторинг, учитель-логопед имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективн...

Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста

Коллектив учителей-логопедов с работой «Диагностика речевого развития детей с нарушениями речи дошкольного возраста» стал участником Всероссийской экспериметально-творческой группы педагог...

Этическая сказка как средство духовно-нравственного и речевого развития детей с нарушением речи

В статье говорится о  речевом развития детей с нарушением речи посредством этических сказок...

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика и её значение для нормализации речевого развития детей с нарушениями речи»

О пользе и необходимости артикуляционной гимнастики для развития четкого звукопроизношения сказано много. Но не нужно забывать, что не менее важен правильно сформированный речевой выдох....