Мастер-класс для воспитателей.Тема:"Артикуляционная гимнастика - эффективное средство коррекции звукопроизношения"
методическая разработка по логопедии на тему

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по артикуляционной гимнастике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

Тема: Артикуляционная гимнастика - эффективное средство  коррекции звукопроизношения.

Цель мастер-класса: формирование практических навыков у воспитателей по выполнению артикуляционной гимнастики

Оборудование: зеркала, артикуляционные карточки

 

Ход мастер-класса:

1.Знакомство педагогов с темой, целью мастер-класса.

2.Роль артикуляционной гимнастики  в речевом развитии речи ребенка.

Формирование правильного произношения у детей - сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственный. В результате такой работы к четырем – пяти годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи, но у многих детей этот процесс задерживается.

 Результаты обследования воспитанников  групп общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста следующие: обследовано - 65 воспитанников, из них 58 воспитанников  имею нарушения звукопроизношения. Детям пять лет, а они не произносят группу звуков С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, отдельные звуки Л, Р.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции.

Артикуляционная гимнастика - это зарядка для губ, языка, щек, направленная на исправление недостатков произношения.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

3.Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 5-6 упражнений за  один  раз.
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  • Статические упражнения выполняются по 7-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  • Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Ребенок должен хорошо видеть лицо педагога, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и воспитатель во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда воспитатель должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

4.Знакомство с видами артикуляционных упражнений их показ с комментариями; выполнение артикуляционных  упражнений воспитателями.

Упражнения для губ

«Улыбка»

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Хоботок»

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Заборчик»

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны

«Бублик»

Упражнения для развития подвижности губ

 «Улыбка» - «Хоботок»

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

 «Недовольная лошадка»

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Статические упражнения для языка направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию.

«Лопатка»

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

Внимание!

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

«Иголочка»

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

 «Чашечка»

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

 «Грибок»

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

Внимание!

1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Динамические упражнения для языка (ритмичное повторение движений) вырабатывают подвижность языка,  координацию и  переключаемость.

«Наказать непослушный язычок»

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти - десяти.

Внимание!

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

«Чьи зубы чище?»

Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание!

1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней нижних зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

«Качели»

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Внимание!

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Часики» (Маятник)

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

 «Вкусное варенье»

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

 «Лошадка»

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание!

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

 «Барабанщики» (Дятел)

Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп.

Внимание!

1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был         

3. Кончик языка не должен подворачиваться.

5.Самоанализ деятельности учителя-логопеда; обмен мнениями присутствующих.

Список использованной литературы:

Краузе Е.Н. «Логопедия»;

Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»;

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.

«Основы логопедии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика- эффективное средство коррекции звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика- эффективное средство коррекции звукопроизношения.  Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляции, для отработки  определенных положений г...

« Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи»

Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи  У детей с речевыми нарушениями недостаточно развита моторика артикуляционного аппарата. Без её...

Мастер-класс"Артикуляционная гимнастика у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения"

Артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений орнанов, принимающих участ...

Отчёт учителя – логопеда Зюляевой М. С. по теме самообразования: «Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи»

Я работаю над темой "Артикуляционная гимнастика - эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи" уже 4-ый год....

Мастер-класс для воспитателей ДОО Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики...