Артикуляционные упражнения, способствующие коррекции звукопроизношения.
методическая разработка по логопедии на тему

Перечень упражнений артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dizartriya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОЧЕРЕДНОСТЬ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

ПРИ ДИЗАРТРИИ

  1. Гипертонус артикуляторики.

гласные:       э  а  и  ы  о  у

согласные:  м м н н й л л ш р р п п б б т т д д

                     к к г г ф ф с с з з ш ж х х щ ч ц

  1. Гипотонус артикуляторики.

гласные:    а  э  и  ы  о  у

согласные:  в в ф ф з з с с д д т т б б п п м м н н

                    г г к к х х й ж ш щ ц ч л л р р

  1. Дифференциация звуков:

ГС,  С…Г,  СГ,  ГСГ,  ССГ,  ССГ,  ГСС,  ГСС

Активная артикуляционная гимнастика

(с функциональной нагрузкой: утрированное, четкое выполнение всех заданий

с максимальной амплитудой)

1. "ЗАБОР" – зубы не смыкаем на 1 мм

2. "ОКНО" – "забор"- широко открыть рот с показом зубов

3. "МОСТ" – "забор"-"окно"- язык упирается в нижние зубы

4. "ПАРУС" – "забор"-"окно"-"мост"- широкий язык к верхним альвеолам

5. "ТРУБОЧКА" – "забор"- вытянуть губы вперед, нет дырочки

6. "ЗАБОР – ТРУБОЧКА" – в разном темпе

7. "ЛОПАТА" – "забор"-"окно"-"мост"- широкий язык положить на нижнюю губу, видны верхние зубы

8. "ЛОПАТА КОПАЕТ" – "забор"-"окно"-"мост"-"лопата"-кончик языка поднимается вверх.

9. "ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ" – "забор"-"окно"-"мост"-"лопата"-"лопата копает"(3р.) - язык в форме чашечки на верхнюю губу

10. "ТЕПЛЫЙ ВЕТЕР" – "забор"-"окно"-"мост"-"лопата"-"лопата копает"-"вкусное варенье"- убрать язык за верхние зубы и подуть

11. "ЖУК" – включаем голос при "теплом ветре"

12. "ЛОШАДКА" – "забор"-"окно"-"мост"-"парус"- щелкать языком (держим подбородок под нижней губой)

13. "МОЛОТОК" – "забор"-"окно"-"мост"-"парус"- произносить "д", стучим 5-6 раз (при горловом "т")

14. "ДЯТЕЛ" – как"молоток", но "д-ддд"

15."ПУЛЕМЕТ"–"дятел"+толчок сильной воздушной струи

16. "ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР" – "забор"-"окно"-"мост"-"забор"- подуть на язык

17. "КОМАР" – как "холодный ветер", включаем голос "ззз"

18. "ПАРОХОД" – "забор"-"окно"-"мост"-"лопата - закусить кончик языка и произносить звук "ы" (2-3 сек)

19. "ПАРОХОД" – "забор"-"окно"- длительно произносить звук "а", неоднократно прижимая кончик языка к середине верхней губы: "ал, ал, …"

20."ПАРОХОД ГУДИТ" – "забор"-"окно"-"мост"-"лопата"-"пароход"- "ла,…" ("медведь плачет")

21. "МАЛЯР" – "забор"-"окно"-"мост"-"парус"- языком вперед-назад 3 р.

22. "КАЧЕЛИ" – "забор"-"окно"-"мост"-"парус"-мост"-"парус"- "мост"-парус", …

23. "ФОКУС" – "забор"-"окно"-"мост"-"лопата"-"лопата копает"-"вкусное варенье"- подуть.

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ

(одно упражнение плавно переходит в другое)

"ЗАБОР" – зубы не смыкаем на 1 мм

"ОКНО" –  широко открыть рот с показом зубов

"МОСТ" – язык упирается в нижние зубы

"ЗАБОР" –  широко открыть рот с показом зубов

"ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР" – подуть на язык

        

ШИПЯЩИЕ  ЗВУКИ

(одно упражнение плавно переходит в другое)

"ЗАБОР" – зубы не смыкаем на 1 мм

"ОКНО" – широко открыть рот с показом зубов

"МОСТ" – язык упирается в нижние зубы

"ЛОПАТА" – широкий язык положить на нижнюю губу

"ЛОПАТА КОПАЕТ" – кончик языка поднимается вверх

"ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ" – язык в форме чашечки на верхнюю губу                                                                

"ФОКУС" –  подуть на ватку                                  

"ТЕПЛЫЙ ВЕТЕР" –  язык за верхние зубы и подуть

ЗВУК  "Р"

(одно упражнение плавно переходит в другое)

"ЗАБОР" – губы в улыбке, зубы не смыкаем на 1 мм

"ОКНО" –  широко открыть рот с показом зубов

"МОСТ" – язык упирается в нижние зубы

"ПАРУС" – широкий язык к верхним альвеолам

"ЛОШАДКА" – щелкать языком (держим подбородок под нижней губой)

"МОЛОТОК" – произносить "д", стучим 5-6 раз (при горловом -"т")

"ДЯТЕЛ" – как "молоток", но "д-ддд"

"ПУЛЕМЕТ" –"дятел"+толчок сильной воздушной струи (рот открыт)

ЗВУК  "Л"

(одно упражнение плавно переходит в другое)

"ЗАБОР" – зубы не смыкаем на 1 мм

"ОКНО" –  широко открыть рот с показом зубов

"МОСТ" – язык упирается в нижние зубы

"ЛОПАТА" – широкий язык положить на нижнюю губу, видны верхние зубы

"ПАРОХОД" – закусить кончик языка и произносить звук "ы" (2-3 сек)

"ПАРОХОД ГУДИТ" –  "ла,…" ("медведь плачет")

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ

(одно упражнение плавно переходит в другое)

"ЗАБОР" – зубы не смыкаем на 1 мм

"ОКНО" –  широко открыть рот с показом зубов

"МОСТ" – язык упирается в нижние зубы

"ЗАБОР" –  широко открыть рот с показом зубов

"ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР" – подуть на язык

ЗВУК  "Л"

(одно упражнение плавно переходит в другое)

"ЗАБОР" – зубы не смыкаем на 1 мм

"ОКНО" –  широко открыть рот с показом зубов

"МОСТ" – язык упирается в нижние зубы

"ЛОПАТА" – широкий язык положить на нижнюю губу, видны верхние зубы

"ПАРОХОД" – закусить кончик языка и произносить звук "ы" (2-3 сек)

"ПАРОХОД ГУДИТ" –  "ла,…" ("медведь плачет")

СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ

(одно упражнение плавно переходит в другое)

"ЗАБОР" – зубы не смыкаем на 1 мм

"ОКНО" –  широко открыть рот с показом зубов

"МОСТ" – язык упирается в нижние зубы

"ЗАБОР" –  широко открыть рот с показом зубов

"ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР" – подуть на язык

ШИПЯЩИЕ  ЗВУКИ

(одно упражнение плавно переходит в другое)

"ЗАБОР" – зубы не смыкаем на 1 мм

"ОКНО" – широко открыть рот с показом зубов

"МОСТ" – язык упирается в нижние зубы

"ЛОПАТА" – широкий язык положить на нижнюю губу

"ЛОПАТА КОПАЕТ" – кончик языка поднимается вверх

"ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ" – язык в форме чашечки на верхнюю губу                                                                

"ФОКУС" –  подуть на ватку                                  

"ТЕПЛЫЙ ВЕТЕР" –  язык за верхние зубы и подуть

ЗВУК  "Р"

(одно упражнение плавно переходит в другое)

"ЗАБОР" – губы в улыбке, зубы не смыкаем на 1 мм

"ОКНО" –  широко открыть рот с показом зубов

"МОСТ" – язык упирается в нижние зубы

"ПАРУС" – широкий язык к верхним альвеолам

"ЛОШАДКА" –щелкать языком (держим подбородок под нижней губой)

"МОЛОТОК" – произносить "д", стучим 5-6 раз (при горловом -"т")

"ДЯТЕЛ" – как "молоток", но "д-ддд"

"ПУЛЕМЕТ" –"дятел"+толчок сильной воздушной струи (рот открыт)

ЗВУК  "Л"

(одно упражнение плавно переходит в другое)

"ЗАБОР" – зубы не смыкаем на 1 мм

"ОКНО" –  широко открыть рот с показом зубов

"МОСТ" – язык упирается в нижние зубы

"ЛОПАТА" – широкий язык положить на нижнюю губу, видны верхние зубы

"ПАРОХОД"–закусить кончик языка и произносить звук "ы" (2-3 сек)

"ПАРОХОД ГУДИТ" –  "ла,…" ("медведь плачет")


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения у дошкольников»

Примерные задания по развитию артикуляционной и общей моторики дошкольников....

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать ...

Презентация "Система артикуляционных упражнений в коррекции нарушений звукопроизношения у детей с НПОЗ.".

Материал подготовлен для ознакомления педагогического сообщества с работой учителя- логопеда на группе с НПОЗ, а именно, с подготовительны этапом коррекции звукопроизношения.В презентацию включены нек...

Роль артикуляционной моторики в коррекции звукопроизношения

Практические рекомендации для родителей...

Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения.

Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения....

Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка. Опыт работы.

Развитие артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством кинетического песка.Картотека игр с песком.Использование песочной те...

Презентация на тему: " Использование артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения" к родительскому собранию

Данная презентация знакомит родителей с артикуляционной  гимнастикой. Может использоваться как мастер класс по выполнению артикуляционной гимнастики....