Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с речевыми нарушениями в образовательной интеграции
статья по логопедии (старшая группа)

Новикова Александра Анатольевна

Часть детей с дошкольников с речевыми нарушениями наиболее близких по своему развитию к нормативному, закономерно перераспределяется из специального образовательного пространства - логопедических (коррекционных) дошкольных учреждений – в общеобразовательное пространство массовой детского сада. Основная причина – общеобразовательное учреждение является основным институтом социализации ребенка. В этих условиях общеобразовательное учреждение должно быть адаптивным к потребностями возможностям особой части своего контингента – детям с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_inklyuziya.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с речевыми нарушениями в образовательной интеграции

Часть детей с дошкольников с речевыми нарушениями наиболее близких по своему развитию к нормативному,  закономерно перераспределяется из специального образовательного пространства - логопедических (коррекционных)  дошкольных учреждений – в общеобразовательное пространство массовой детского сада.  Основная причина –  общеобразовательное учреждение является основным институтом социализации ребенка.  В этих условиях общеобразовательное учреждение должно быть адаптивным к потребностями возможностям особой части своего контингента –  детям с речевыми нарушениями.

Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который определял личность и среду как целостность. Согласно его взгляда, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения дошкольников с речевыми нарушениями и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с дошкольников с речевыми нарушениями могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

В связи с вышесказанным, вопросы инклюзивного образования в настоящее время очень актуальны:  в течение длительного периода времени государственные и общественные организации в России занимаются разработкой методик в области инклюзивного образования, стремясь тем самым сделать доступным для всех дошкольников получение качественного образования в образовательных  учреждениях общего типа.

Цель данной работы – систематизировать научные и методические знания по проблемам психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями речи, которые будут способствовать успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Были составлены  диагностические программы изучения психического и речевого развития дошкольников в условиях общеобразовательного детского сада, на основе методик исследования психоречевого развития детей   Л.В. Лопатиной, Л.А.  Венгер, Э.Г. Пилюгиной, Н.Б. Венгер, Е.А. Стребелевой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой, Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, Р.И. Лалаевой.  Методики были модифицированы: отобраны задания для возраста испытуемых, приведены в единой оценочной шкале. Так же учитывались особенности психического и моторного развития детей, полученные из медицинских карт, заключений логопеда, бесед с родителями, наблюдений за детьми во время игр и занятий

При проведении констатирующего эксперимента у детей была выявлена корреляция между психическим и речевым развитием детей. У детей, у  которых имеются нарушения познавательного и моторного развития, обязательно имелось отставание в речевом развитии, это объясняется тем, что формирование речи, как мыслительной функции, невозможно без развития когнитивным способностей.

Специфика психо-речевого развития детей с речевыми нарушениями определяет необходимость дифференцированного подхода к проведению психолого-педагогического сопровождения дошкольников в образовательной интеграции.

Исходя из данных исследования были составлены рекомендации по интеграции детей в социум по следующим направлениям: формирование положительных навыков общего и речевого поведения, умения пользоваться вербальными способами общения; исправление ошибок в речи воспитанников; стимулирование речевой активности, формирование навыков пользования самостоятельной речью; обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов; развитие восприятия речи на занятиях и в повседневной жизни; консультирование родителей; обеспечение овладения программным материалом с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей. Был разработан план для работы с родителями, перспективное планирование взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями, руководителем физического и музыкального воспитания, план индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения для воспитателя, пример индивидуального плана на ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса в образовательном учреждении строится на нескольких принципах:

  • непрерывность;
  • системность;
  • обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса;
  • индивидуальный подход. Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье;
  • междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения. То, насколько сотрудники объединены идеей инклюзивного образования, насколько понимают друг.

Анализ эксперимента показал, что:

- наблюдения за детьми, участвовавшими в экспериментальном обучении, высказывания педагогов, а также результаты контрольного обследования дошкольников, говорят о существенном повышении у них уровня познавательных способностей, повышении качества вербальной деятельности;

- качественно изменился содержательный потенциал речи детей, значительно усложнилась семантическая и грамматическая организация структурируемых ими языковых конструкций;

- существенно расширился объем активного словаря в основном за счет глаголов и прилагательных, обозначающих не наглядно воспринимаемые действия и внешние признаки предметов, а отвлеченные понятия;

- у большинства  детей были сформированы элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец). В рассказах дети использовали различные способы зачинов: слова однажды, как-то раз; указывали место и время события, действия. Например: Жила – была дружная семья… Когда была солнечная погода…. Дети отражали события, предшествующие изображенному, например: Папа пришел с работы… И однажды ему купили новый кораблик и следующих за ним, например: Ежику понравилось, и он стал там жить. И ежик пошел к своим деткам. Они решили подружиться и сделать новый кораблик. Построили новый кораблик и подарили папе;

 - у большинства детей были сформированы представления  о способах (средствах) связи между предложениями и структурными частями высказывания. В рассказах дети использовали различные средства связи;

- многие дети научились анализировать предметы и события, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями и отражать их в своих рассказах;

 -  усложнилась структура предложений.

  1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1998.
  2. Грибова О. Е., Бессонова Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей. М., 1999.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.  Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб, 2003.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб, 2004.
  5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). – СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, «Союз», 2001.

Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы  и величины у детей. – М., 2003.

  1. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого – педагогическому изучению детей. – М., 1994.
  2. Филичева Т.Б., Туманова Т.В.. Дети с общим недоразвитием речи. - М., 2000.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.   Обучение и воспитание детей с ОНР.// Логопедия./Под ред. Волковой Л.С. – М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ГОВОРИЛКИ» ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯМИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ

             Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей с 4 до 7 лет с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитие...

«Комплект методического материала по сопровождению дошкольника с речевыми нарушениями»

Развитие правильной грамотной речи у ребенка 6 лет, корректировка произношения сонорных звуков...

Психолого-педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности старших дошкольников с речевыми нарушениями

В статье рассматривается понятие социальной компетентности, анализируются структурные компоненты социальной компетентности у старших дошкольников при нарушении речи и нормативном развитии, рассматрива...

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...

Создание условий для интеграции дошкольников с речевыми нарушениями в общеобразовательную школу

Актуальность проблемы интеграции детей и создание для этого условий занимает одно из важных мест в современной логопедии, а содержание понятия "готовности к школьному обучению" является одни...

«Комплект методических материалов для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с речевыми нарушениями в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

Для обследования речи детей, необходимо использовать материалы, для уточнения нарушений речи. При нарушении речи уточнить знает ли ребенок о дефекте, как на это реагирует, выявить возможности его выск...

Статья из опыта работы " ИЗУЧЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ"

В статье говорится о необходимости создание специальных условий коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяющих учитывать их особые индивидуально-типологические потребности поср...