Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР «Лесная школа»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Демидкина Наталия Владимировна

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_obucheniyu_gramote.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по обучению грамоте

в старшей группе «Лесная школа»

Цель: создать условия для выявления степени усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях за год обучения через игровую ситуацию.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук»,
  • закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки,
  • совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах,
  • упражнять в определении места звука в слове,
  • учить составлять и читать слова,
  • закреплять умение составлять и разбирать предложения,

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое, зрительное и слуховое восприятие,
  • развивать внимание, память, мышление,
  • учить внимательно вслушиваться в речь взрослого,
  • правильно отвечать на вопросы полными предложениями;

Коррекционно-воспитывающие:

  • воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность,  дружелюбие,
  • воспитывать интерес к обучению грамоте.

Оборудование: 

  • музыкальные треки «Шум леса», «Волшебство»,
  • магнитная доска,
  • конверты с заданиями,
  • фишки для звукового анализа по количеству детей,
  • «Волшебный мешочек»,
  • предметные картинки с изображением животных, различных предметов со звуком [Ш],
  • пособие «Звуковые домики»,
  • красный, синий и зелёный домики,
  • карточки с буквами В, О, Л, К,
  • корзинка с угощением

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Логопед:

- Ребята, посмотрите, сколько гостей у вас сегодня. Все они пришли, чтобы посмотреть, как проходят наши занятия и чему мы с вами научились. Давайте их поприветствуем.

Логопед и дети:          Всем! Всем! Добрый день!

- Ребята, сегодня действительно хороший день, и он не просто хороший, он ясный, солнечный и теплый. Я очень рада видеть всех вас и мне хочется пригласить вас на прогулку!

- Становитесь в кружок!

- Для прогулки нам понадобится бодрость духа, дружеское взаимоотношение и, конечно, отличное настроение.

Психогимнастика

Настроение упало?

Дело валится из рук.

Но еще не все пропало,

Если есть хороший друг.

С делом справимся вдвоем,

С облегчением вздохнем!

Настроение поднимем,

И от пыли отряхнем.

Разводят руки в стороны.

Бросают руки вниз.

Грозят указательным пальцем.

Хлопают в ладоши.

Берутся за руки.

Вздыхают.

Поднимают сцепленные руки вверх.

Отряхивают от пыли, улыбаются друг другу.

- Ребята, улыбнитесь друг другу!

- Вот теперь с хорошим настроением мы можем отправиться в путь.

Логопед:

Отправляться всем в дорогу,

Нам давно уже пора.

Чтоб в пути нам было легче-

Крикнем громко мы «Ура»!

II. Сообщение темы и цели

Звучит музыкальный трек «Шум леса».

Логопед:

- Ребята, как вы думаете, куда мы с вами пришли?

Дети: Мы пришли в лес.

Логопед:

- А почему вы думаете, что мы пришли в лес?

Дети: 

- Потому что мы слышим звуки природы, леса.

- Потому что мы слышим пение птиц.

Логопед:

- Ребята, что растет в лесу?

Дети: В лесу растут деревья, трава и цветы.

Логопед:

- А кто живёт в лесу?

Дети перечисляют животных.

- Как, одним словом, назвать всех этих животных?

Дети: Дикие животные.

Логопед:

- Правильно, ребята, это дикие животные.

- Давайте закроем глаза и представим, что они не обычные, а сказочные.

Звучит музыкальный трек «Волшебство».

- Сказочные звери посещают лесную школу и также как и вы, любят играть со звуками и буквами. Они приготовили для вас интересные игры и задания.

III. Основная часть

  1. Фонетическая разминка.

Логопед:

- Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки:

В некотором царстве,

Звуко-государстве,

Жили-не тужили,

 С Язычком дружили:

Вопелочка: ААААА,

Ревелочка: УУУУУ,

Пищалочка: ИИИИИ,

Свистелочка: ССССС,

Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,

Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,

Шипелочка: ШШШШШ.

  1. Игровое упражнение «Разноцветные домики».

Логопед:

- Ребята, что мы с вами произносили?

Дети: Мы произносили звуки.

Логопед:

- А какие звуки мы произносили?

Дети: Мы произносили гласные и согласные звуки.

Логопед:

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Дети: Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Логопед:

- Правильно. А каким цветом мы обозначаем согласные звуки?

Дети: Согласные звуки мы обозначаем синим или зелёным цветом.

Логопед:

- От чего это зависит?

Дети: Синим цветом мы обозначаем согласные твёрдые звуки, а зелёным – согласные мягкие.

- Молодцы ребята! Я вижу, вы готовы к выполнению заданий лесных жителей.

Задания лесных жителей находятся в конвертах.

Логопед достает первый конверт.

Логопед:

- А вот и первое задание! Интересно, от кого оно!

Логопед открывает конверт и с изображением  Медвежонка, достаёт оттуда карточку с заданием.

Дети: Это задание от Медвежонка!

- Правильно догадались! Послушайте задание, которое приготовил для вас Медвежонок: «Лесные жители так долго гуляли в лесу, что заблудились и не могут найти дорогу домой. Помогите им найти свои домики. Подсказка: узнать в каком домике кто живёт можно по первым звукам в названии жителей».

Логопед:

- Посмотрите, ребята, перед вами три  домика – красный, синий и зелёный.

- Как вы думаете, кто живёт в красном домике?

Дети: В красном домике живут те, чьё название начинается на гласный звук.

Логопед:

- А кто живёт в синем домике? В зелёном домике?

Ответы детей.

Логопед:

- Молодцы! Приступаем к выполнению задания.

Каждый ребёнок берёт изображение одного лесного жителя и находит его домик.

Коллективная проверка выполнения задания.

  1. Игровое упражнение «Звуковой домик». 

Логопед:

- Ребята, посмотрите, а вот и Лисичка пришла с вами поиграть. Но в эту игру нужно играть сидя, поэтому пройдите на свои места.

Логопед: 

- Лисичка приготовила для вас звуковые  домики.

- Послушайте внимательно правила игры: я буду называть слово, вы должны услышать, где находится согласный звук [С]: в начале, в середине или конце слова, и прикрепить фишку в нужное окошко.

- Итак, начали!

- Где мы слышим звук [С], в слове: сыр, ананас, носки, сумка, маска, кактус, пылесос.

- Какое сложное задание приготовила для вас Лисичка, но вы отлично с ним справились.

- Молодцы, ребята!

  1. Игровое упражнение «Волшебный мешочек».

Логопед:

- Интересно, кто же еще приготовил для нас задание.

- Кто это ребята?

Дети: Это Змейка. 

Логопед достает «Волшебный мешочек».

Логопед:

- Она приготовила для вас волшебный мешочек.

- Давайте посмотрим, что в нем лежит.

Логопед достает из мешочка картинки.

- Что это ребята?

Дети: Это картинки.

Логопед:

- Давайте с ними поиграем!

- Вы будете доставать из мешочка картинки, назвать предмет, изображенный на ней и делить хлопками это слово на слоги.

(Картинки: шапка, шкаф, подушка, кошка, машина, мышь и т.д.)

- Молодцы ребята, как ловко вы справились с этим заданием!

  1. Физминутка «Разминка»

Логопед: А вот и конверт от Зайчонка. Он предлагает вам немного отдохнуть и сделать разминку.

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)

А теперь руками крутим —

И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Повороты вправо-влево,

Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)

Наклоняемся легко,

Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке. (Дети садятся.)

  1. Игровое упражнение «Живые звуки».

Логопед:

- Ребята, посмотрите вот ещё один конверт. Интересно, от кого он?

- Смотрите в конверте карточки с буквами. Кажется, я поняла. Надо из букв сложить слово, и мы узнаем, от кого это задание.

Дети выкладывают слово «ВОЛК».

- Волчонок просит вас выложить звуковую схему этого слова.

Дети коллективно выкладывают схему.

Логопед:

- Молодцы, ребята!

  1. Игровое упражнение «Составь предложение».

Логопед:

- А вот и последний конверт – от Бельчонка.  

Логопед читает задание: «Ребята, помогите мне составить предложение обо мне и разобрать его».

Дети придумывают предложения, одно из них разбирается, выкладывается схема.

Логопед:

-Молодцы ребята! Вы отлично справились с последним заданием!

IV. Итог

Логопед:

- А наша прогулка подошла к концу.

- И за вашу хорошую работу, сказочные звери передали для вас корзинку с угощениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗИМУШКА-ЗИМА. Занятие по обучению грамоте старшая группа.

Цель: Расширять знания детей о зиме и сезонных изменений в природе расширение объёма словаря, подбор однокоренных слов, составление рассказа по картинке в тетради.Предварительная работа: беседы ...

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) с использованием ИКТ....

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме "Звук и буква М"...

Комплексно - тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Комплексно-тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи составлено на основе парциальной ...

Конспекты занятий по обучению грамоте (старшая группа)

Данные конспекты разработаны на основе пособия О.С. Гомзяк...

Итоговое занятие по обучению грамоте (старшая группа).

Итоговое занятие по обучению грамоте (старшая группа)....

Открытое занятие по обучению грамоте (подготовительная группа)

Открытое занятие по обучению грамоте по теме "Семь заданий Белоснежки" для подготовительной группы....