План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Гусева Светлана Вячеславовна


План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме "Звук и буква М"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_m.docx115.41 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

по теме: «Звук  и буква [М]»

Коррекционно-образовательные цели:

  • учить произносить звук [М], выделять его среди других звуков в логах и словах, формировать понятие «согласный звук»;

Коррекционно-развивающие цели:

  • учить звуковому анализу и синтезу, чтению слогов с изученными буквами.
  • развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, память, мышление, общую, мелкую и артикуляционную моторику детей

Коррекционно-воспитательные цели:

  • развивать навыки самоорганизации и контроля;
  • воспитывать желание приходить на помощь.

Оборудование: картинка с изображением Мальвины, конверт с буквой М, обозначение звука [М], видеоматериал – «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой, условные обозначения гласных и согласных звуков, карточки, предметные картинки, в названиях которых есть звук [М], синие карандаши, магнитная доска, бубен.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. (Игровая минутка на развитие фонематического слуха)

Логопед: ребята, придумайте слова, которые бы начинались со звуков [А], [О], [У].

По мере называния слов дети занимают места.

  1. Сообщение темы занятия. (Характеристика звука по акустическим и артикуляторным признакам)

Логопед: Ребята, отгадайте мою загадку:

У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?..

Дети: Буратино.

Логопед: правильно. Скажите, а кто постоянно учил Буратино писать, мыть руки?

Дети: Мальвина.

Логопед: (открывает доску – там изображение Мальвины с конвертом в руке)

Логопед: правильно, ребята, и сегодня к нам в гости  пришла Мальвина, она вас хочет научить чему-то новому. Чему же? Давайте посмотрим, что у неё в конверте?  (открывает конверт) – мы будем изучать новый звук -  М.

Логопед: возьмите зеркала, произнесите его и скажите, что нам помогает произнести этот звук.

Дети (произносят звук): губы.

Логопед: как работают губы?

Дети: закрываются и открываются

Логопед: а что еще помогает нам произнести звук?

Дети: голос

Логопед: что делает голос?

Дети: мычит.

Логопед: а пропеть этот звук можно?

Дети: нет.

Логопед: значит звук какой?

Дети: согласный.

Логопед: правильно – звук [М] – согласный. Дети, а вы знаете, почему звук назвали согласным? Я вам сейчас расскажу.

Сказка о звуках.

Жили-были звуки [А], [У], [И]. Они умели петь, их называли гласными звуками. Послушайте, как они пели: «Логопедические распевки» Т.С.Овчинниковой   «Музыкальная голосилка»–.(скриншоты видеослайдов прилагаются)

- Другие звуки тоже так захотели петь.

Вышел звук [М] и не смог спеть песенку: «М-М-М»

-Какой я несчастный! Ничего у меня не получается и никто меня не слышит!

-Не печалься,- сказал звук [А], мы поможем тебе,  только ты должен стоять рядом с нами – согласен?

 - Согласен, согласен! – обрадовался звук [М].

- Вот и хорошо,- сказал звук [А],- теперь ты будешь согласным.

Логопед: дети, понравилась история? Скажите, почему звук стал согласным?

Дети: потому что согласился стоять рядом с гласными.

Логопед показывает  букву  в виде синенького человечка с колокольчиком  

–Твердый звук обозначается синим цветом. (Показывает схематичное изображение твердых звуков – мальчик с синим кружочком). – А почему у этого звука в руках колокольчик?

Дети: потому что он звонкий.

Логопед: положите ручку на горлышко и произнесите звук [М] (дети произносят)

Логопед: что вы чувствуете?

Дети: горлышко дрожит.

Логопед правильно, поэтому звук [М] звонкий. Итак, мы узнали, что звук [М] какой у нас?

Дети: согласный, твердый, звонкий.

Логопед: правильно, а теперь давайте поиграем.

  1. Игра «Хлопни в ладоши» (Развитие фонематического слуха)

Логопед: я буду называть звуки, а вы, когда услышите звук [М], хлопайте в ладоши:

А –У –М –И –У –М –О –У –М

Логопед: я буду называть слоги, а когда вы услышите звук [М], хлопайте в ладоши:

КА – СА – МА – КО – СО – МО.

Логопед: а теперь я буду называть слова, а вы, когда услышите звук [М], хлопайте в ладоши: МАЙКА, ДОМ, МАМА, СОН, МАК, НОС, ИЗБА, СТУЛ, МАРТ.

  1. Игра «Найди картинку» (развитие фонематических процессов)

Логопед: найдите на картинке предметы, в названии которых  есть звук [М]

(МАСКА, ДОМ, МАК)

Логопед: правильно, а теперь назовите, что нарисовано на картинках  (дети называют): МЫШКА, МУХА, МАЛЬЧИК, МУЖЧИНА, МОСТ, МАШИНА)

Логопед:

 На какой звук начинаются эти слова?

Дети – на звук [М]

  1. Физминутка «Бегу – мыче, присяду – молчу» (развитие общей моторики)

Логопед: по команде «Беги» вы бегаете и произносите звук [М], а услышите удар в бубен, присаживаетесь и замолкаете.

  1. Знакомство с буквой(развитие мелкой моторики)

Как нарисовать настольную Лампу карандашом поэтапно РазноеPoppy DrawingСказочный домик картинки - Самодельные

Логопед: а теперь ребята, присядем за столы  (работа с карточками) 

Скажите, почему  я вам дала синие карандаши?

Дети: потому что звук [М] твердый согласный.

Логопед: посмотрите на карточку – найдите слова,  в названии которых есть звук [М]

Дети по карточке называют слова МАК, ДОМ,  ЛАМПА

Логопед: В слове ДОМ, где живет звук [М]?

Дети – в конце (закрашивают в схеме последнюю клеточку)

Логопед: в  слове – МАК?

Дети: вначале (закрашивают первую клеточку)

Логопед: а в слове ЛАМПА?

Дети: в середине (закрашивают среднюю клеточку)

Логопед: проведем пальчиком по трафарету. Как будем писать  букву ЭМ.

Дети выполняют движения. Раскрашивают букву синим карандашом…

  1. Игра «Найди правильную букву». Логопед показывает правильно и неправильно написанные буквы – дети находят только правильные в своих карточках.
  2. Чтение слогов с изученными буквами.

Логопед: давайте  почитаем. Показывает на сочетания звуков АМ, УМ, ИМ. Дети повторяют отраженно, затем самостоятельно.

  1. Игра «Назови, что слышишь?».

Логопед: Дети, я буду называть слоги, а вы говорите, сколько  какие звуки услышали: АМ

Дети: два: [А] и [М]  

Логопед: ИМ

Дети: два: [И] и [М]

Логопед: УМ

Дети: два: [У] и [М]

Логопед: Правильно, молодцы. Ребята, я поняла,  послушайте, а ведь не зря Мальвина пришла к нам в гости. Ну-ка, произнесите её имя –

Дети: Мальвина.

Логопед: с какого звука начинается её имя?

Дети: со звука [М]

Логопед: уважили мы нашу гостью и нашли в её имени нужный звук.

  1. Подведение итогов:

Логопед: ребята, что мы сегодня делали на занятии?

Дети: познакомились со звуком[М],

Логопед: какой он:?

Дети: согласный твердый, звонкий.

Логопед: что еще делали – рисовали, играли.

Логопед: дома с родителями вспомните как можно больше слов, которые начинаются со звука [М].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗИМУШКА-ЗИМА. Занятие по обучению грамоте старшая группа.

Цель: Расширять знания детей о зиме и сезонных изменений в природе расширение объёма словаря, подбор однокоренных слов, составление рассказа по картинке в тетради.Предварительная работа: беседы ...

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) с использованием ИКТ....

Комплексно - тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Комплексно-тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи составлено на основе парциальной ...

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: «Звук и буква «С»

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: «Звук и буква «С»...

Конспекты занятий по обучению грамоте (старшая группа)

Данные конспекты разработаны на основе пособия О.С. Гомзяк...

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Буква Б, звуки [Б], [Б’].

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Буква Б, звуки [Б], [Б’]....

Итоговое занятие по обучению грамоте (старшая группа).

Итоговое занятие по обучению грамоте (старшая группа)....