Конспекты занятий по обучению грамоте (старшая группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Вайнер Лейла Рамилевна

Данные конспекты разработаны на основе пособия О.С. Гомзяк 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_starshaya.docx47.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий по звуковой культуре речи в старшей группе

Занятие 1. Звук и буква «У»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

- формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений;

- познакомить детей со звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук»;

- учить выделять начальный гласный звук в слогах и словах;

- познакомить с буквой У.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие детей;

- развивать слуховое внимание;

- развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

- закреплять понятие «слово».

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.

Оборудование: предметные картинки со звуком У в начале слова (ударная позиция); схема для характеристики звуков.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Сядет тот, кто повторит за мной ряды слогов без ошибок:

ка-ко-ку                                          пу-пы-пи

ку-ка-ко                                          пи-пы-па

ко-ку-ка                                          па-по-пу

  1. Объявление темы занятия

Логопед: Ребята, к нам на занятие пришел гость. Его зовут Умка. Определите какой первый звук в слове Умка. Правильно звук «У». Сегодня мы с вами познакомимся со звуком «У».

  1. Акустико-артикуляционный образ звука

Логопед: ребята, посмотрите на картинку и произнесите любимый звук Умки. Это звук «У». Посмотрите друг на друга. В каком положении находятся ваши губы (вытянуты трубочкой). Звук «У» гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.

  1. Речевые и неречевые звуки

Логопед: Сегодня мы познакомимся с речевыми и неречевыми звуками. Неречевые звуки - это те звуки, которые нас окружают, а речевые –это те звуки. Которые мы произносим.

  1. Связь звука и буквы

Логопед выставляет букву «У», а дети называют предметы, на которые она похожа. Например: на рожки улитки, ветку дерева и т.д.

  1. Развитие фонематического слуха

Узнавание звука «У» из ряда изолированных звуков. Логопед произносит ряд звуков: А, О, У, А, О, И, У, А, И, У. Дети должны хлопнуть, когда услышат звук «У».

  1. Физминутка

Каждый день по утрам Весело шагать,

Делаем зарядку.                             Весело шагать,

Очень нравится нам                      Руки поднимать,

Делать по порядку:                   Руки опускать.

Весело шагать,

Весело шагать,

Руки поднимать,

Руки опускать,

  1. Загадки

По полотняной стране,

По реке Простыне,

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать.  (утюг)

                 ***                 

Две антенны на макушке

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет. (улитка)

                 ***                      

Пестрая крякушка,

Ловит лягушек,

 Ходит в развалочку,

Спотыкалочкой.   (утка)

                  ***                    

Что это у Галочки:

Ниточка на палочке

Палочка в руке,

Ниточка в реке.   (удочка)

  1. Закрепление звука в слове               

На доске выставляются картинки со звуком «У»в начале слова (в ударной позиции). Логопед называет картинки, выделяя звук «У»,  и напоминает, что название картинок – это слова, а дети называют первый звук в этих словах.

После этого можно попросить детей назвать свое слово, которое начинается со звука «У».

  1.  Итог занятия

Логопед: Какой звук у Умки самый любимый? (звук «У»). Какой это звук? (гласный). Фишкой какого цвета будем его обозначать? (красного).

Занятие 2. Звук и буква «А»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуком А, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук»;

- дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова);

- учить выделять начальный гласный звук в слогах и словах;

- познакомить с буквой А.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие детей;

- развивать слуховое внимание;

- развивать умение выделять ударный гласный звук ударный гласный звук в начале слова;

- закреплять понятие «слово», «гласный звук»

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.

Оборудование:предметные картинки со звуком А в начале слова (ударная позиция); схема для характеристики звуков.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед: Ребята, давайте вспомним с какой буквой мы познакомились на прошлом занятии.

Игра «Подбери слово». Дети должны назвать слова, которые начинаются на звук «А».

  1. Объявление темы занятия

Логопед: Ребята, посмотрите на картинку. Кого Вы на ней видите? Да, правильно, это Алладин. Какой первый звук в слове Алладин. Правильно, звук «А». Сегодня мы познакомимся со звуком «А» и буквой «А».

  1. Акустико-артикуляционный образ звука

Логопед: Ребята, посмотрите на картинку и произнесите любимый звук Алладина. Это звук «А». Рот широко открыт, язычок лежит в спокойном положении в ротовой полости и произносим звук «А». Звук «А» гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.

  1. Связь звука и буквы

Логопед: Давайте познакомимся с буквой «А».

Возьми три палочки для А.

Наклонились две сперва.

Ну и третья, посмотри,

Третья спряталась внутри. (Дети выкладывают букву «А» из счетных палочек)

  1. Развитие фонематического слуха

Узнавание звука «А» из ряда изолированных звуков. Логопед произносит ряд звуков: А, О, У, А, О, И, У, А, И, У, А. Дети должны хлопнуть, когда услышат звук «А».

  1. Физминутка

Каждый день по утрам                 Весело шагать,                                                      

Делаем зарядку.                             Весело шагать,

Очень нравится нам                      Руки поднимать,

Делать по порядку:                       Руки опускать.

Весело шагать,

Весело шагать,

Руки поднимать,

Руки опускать,

  1. Загадки

    ***

Что за чудо - синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

***

Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

  ***

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это доктор .... (Айболит)

                   ***

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей. (Алфавит)

                    ***

Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики -

Из далёкой Африки. (Апельсин)

                      ***

На солнце греется пузатый

Малыш в рубашке полосатой. (Арбуз)

  1. Закрепление звука в слове               

На доске выставляются картинки со звуком «А»в начале слова (в ударной позиции). Логопед называет картинки, выделяя звук «А»,  инапоминает, что название картинок – это слова, а дети называют первый звук в этих словах.

После этого можно попросить детей назвать свое слово, которое начинается со звука «А».

  1.  Итог занятия

Логопед: Какой звук у Алладина самый любимый? (звук «А»). Какой это звук? (гласный). Фишкой какого цвета будем его обозначать? (красного).

Звук и буквы У-А

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- учить детей давать сравнительную характеристику звукам А и У, подбирать слова (картинки) на заданный звук;

- дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова);

- учить выделять начальный гласный звук в слогах и словах;

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие детей;

- развивать слуховое внимание;

- развивать умение выделять ударный гласный звук ударный гласный звук в начале слова;

- закреплять понятие «слово», «гласный звук»

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога;

- воспитывать у детей усидчивость.

 Оборудование:предметные картинки со звуком А и У в начале слова (ударная позиция); схема для характеристики звуков; цветные фишки для обозначения звуков и составления схем; буквы А и У.

Ход занятия

1.Организационный момент

Дети делятся на две команды. Логопед устраивает соревнования: первая команда называет слова со звуком У в начале слова, а вторая со звуком А. Соревнование длится до тех пор, пока у одной из команд не закончатся слова.

2. Объявление темы занятия

Логопед: Мы уже познакомились со звуками А и У, а сегодня мы будем учиться их различать.

3. Акустико-артикуляционный образ звука

Дети произносят звуки, а затем сравнивают, чем они похожи, а чем отличаются. (Что общего между звуками А и У).

4. Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный - кольцо носит,

Ни за что его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный.

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся

Вместе дело спорится.

5. Работа в тетради

6. Физминутка

Встанем, дети

Скажем тихо: 1, 2, 3, 4, 5

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели,

А теперь придется встать,

Тихо сесть, читать начать.

7. Развитие фонематического слуха

Узнавание звуков  А и У из ряда других изолированных звуков. Логопед произносит ряд звуков: А, О, У, А, О, И, У, А, И, У, А. Дети должны хлопнуть, когда услышат звук А и топнуть, когда услышат звук У.

8. Чтение слогов

9. Загадки

Что за чудо - синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

                    ***

Чёрные змейки,

Жёлтые шейки,

Ползут, извиваются,

Мышками питаются. (Ужи)

  ***

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это доктор .... (Айболит)

                   ***

Гладит всё, чего касается,

А дотронешься — кусается. (Утюг)

                  ***

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей. (Алфавит)

                    ***

На лице цветёт,

От радости растёт. (Улыбка)

                    ***

Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики -

Из далёкой Африки. (Апельсин)

                     ***

В школе учит он детей,

Строг, но все прощает.

Помогает стать умней,

Все он объясняет. (Учитель)

                     ***

На солнце греется пузатый

Малыш в рубашке полосатой. (Арбуз)

10. Итог занятия

Логопед: Какие звуки мы сегодня закрепляли? (звук А и У). Какие это звуки? (гласные). Фишкой какого цвета будем их обозначать? (красного).

Звук и буква П-Пь

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуком П и способом его характеристики с опорой артикуляционные и акустические признаки;

- познакомить с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением в конце слов;

- учить выделять звук в слогах и словах (конец слова)

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие детей;

- развивать слуховое внимание;

- развивать умение выделять ударный гласный звук ударный гласный звук в начале слова;

- закреплять понятие «звук», «слово»

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога;

- воспитывать у детей усидчивость.

 Оборудование:предметные картинки со звуком П и Пь в начале слова; схема для характеристики звуков; цветные фишки для обозначения звуков и составления схем

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед: Ребята, давайте вспомним с какой буквой мы познакомились на прошлом занятии.

Игра «Подбери слово». Дети должны назвать слова, которые начинаются на звук «А и У».

  1. Объявление темы занятия

Логопед: Ребята, посмотрите на картинку. Кого Вы на ней видите? Да, правильно, это Попугай и Пират. Какой первый звук в слове Попугай и Пират. Правильно, звук «П-Пь». Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой.

  1. Акустико-артикуляционный образ звука

Произнесение звука П, воздух не выходит свободно, встречает преграду, и эта преграда – губы. Значит звук П согласный

  1. Связь звука и буквы

Знакомство с буквой П. Выкладывание буквы из палочек.

Буква П – дверной проем.

Мы три палочки возьмем.

Две дорожкой ровной сложим.

Третью наверху положим.

  1. Развитие фонематического слуха

Игра «Хлопай не зевай». Логопед произносит ряд слогов, дети хлопают в ладоши на слоги со звуком П.

  1. Физминутка

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать,

А сейчас мы повернемся

И все вместе улыбнемся.

  1. Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный - кольцо носит,

Ни за что его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный.

Он как раз посередине.

Этот указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся

Вместе дело спорится.

  1. Работа в тетради
  2. Итог занятия

Логопед: Какие звуки мы сегодня закрепляли? (звук П и Пь). Какие это звуки? (согласные твердый и мягкий). Фишкой какого цвета будем их обозначать? (синего и зеленого)

Звук и буква «О»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

- формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений;

- познакомить детей со звуком О, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук»;

- учить выделять начальный гласный звук в слогах и словах;

- познакомить с буквой О.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие детей;

- развивать слуховое внимание;

- развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

- закреплять понятие «слово».

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.

Оборудование: предметные картинки со звуком «О» в начале слова (ударная позиция); схема для характеристики звуков.

Ход занятия

  1. Организационный момент
  2. Логопед: Ребята, давайте вспомним с какими буквами мы уже знакомы.

Игра «Подбери слово». Дети должны назвать слова, которые начинаются на звук «А, У, П, Пь».

  1. Объявление темы занятия

Логопед: Ребята, к нам на занятие пришел гость. Его зовут Ослик. Определите какой первый звук в слове Ослик. Правильно звук «О». Сегодня мы с вами познакомимся со звуком «О».

  1. Акустико-артикуляционный образ звука

Логопед: ребята, посмотрите на картинку и произнесите любимый звук Умки. Это звук «О». Посмотрите друг на друга. В каком положении находятся ваши губы (вытянуты трубочкой). Звук «О» гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.

  1. Речевые и неречевые звуки (закрепление)

Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие звуки относят к речевым, а какие к неечевым

  1. Связь звука и буквы

Логопед выставляет букву «О», а дети называют предметы, на которые она похожа.

  1. Развитие фонематического слуха

Узнавание звука «О» из ряда изолированных звуков. Логопед произносит ряд звуков: А, О, У, А, О, И, У, А, И, У. Дети должны хлопнуть, когда услышат звук «У».

  1. Физминутка

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать,

А сейчас мы повернемся

И все вместе улыбнемся.

9. Пальчиковая гимнастика

Ветер по лесу летал,                     (Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, Вот кленовый         ( Загибать по одному пальчику)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

10. Работа в тетради

     11. Закрепление звука в слове               

На доске выставляются картинки со звуком «О»в начале слова (в ударной позиции). Логопед называет картинки, выделяя звук «О»,  и напоминает, что название картинок – это слова, а дети называют первый звук в этих словах.

После этого можно попросить детей назвать свое слово, которое начинается со звука «О».

    12. Чтение слогов

    13.  Итог занятия

Логопед: Какой звук у Ослика самый любимый? (звук «О»). Какой это звук? (гласный). Фишкой какого цвета будем его обозначать? (красного).

Звук и буква «И»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

- формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений;

- познакомить детей со звуком И, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук»;

- учить выделять начальный гласный звук в слогах и словах;

- познакомить с буквой И.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие детей;

- развивать слуховое внимание;

- развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

- закреплять понятие «слово».

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.

Оборудование: предметные картинки со звуком И в начале слова (ударная позиция); схема для характеристики звуков.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Сядет тот, кто повторит за мной ряды слов без ошибок:

мак-бак-так       бык-бак-бок             так-бак-мак

ток-тук-так        дам-дом-дым           так-ток-тук

  1. Объявление темы занятия

Логопед: Ребята, к нам на занятие пришел гость. Его зовут Иа. Определите какой первый звук в слове Иа. Правильно звук «И». Сегодня мы с вами познакомимся со звуком «И».

  1. Акустико-артикуляционный образ звука

Логопед: ребята, посмотрите на картинку и произнесите любимый звук Иа. Это звук «И». Посмотрите друг на друга. В каком положении находятся ваши губы (растянуты в улыбке). Звук «И» гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.

  1. Речевые и неречевые звуки

Логопед: Сегодня мы познакомимся с речевыми и неречевыми звуками. Неречевые звуки - это те звуки, которые нас окружают, а речевые –это те звуки. Которые мы произносим.

  1. Связь звука и буквы

Выкладывание буквы И из палочек.

Для И три палочки возьми.

Две прямо. Третью наклони.

  1. Пальчиковая гимнастика

Летят лениво журавли

Летят они прощаются:

С елками зелеными,

С березами и кленами,

С долинами, с озерами,

С родимыми просторами.

  1. Работа в тетради
  2. Физминутка

Мы пойдем на носках,

Мы пойдем на пятках.

Мы идем, как все ребятки.

Раз-два, раз-два!

И как мишка косолапый.

  1. Загадки

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьёт, зашивает и колется колко.

А называют кораблик.... (Иголка)

               ***             

Кукла, мячик и скакалка,

Самолетик, обезьянка.

И машина, и зверушки

Называются… (игрушки)

              ***  

 Грозен сей пернатый друг,

 Называемый... (индюк)

                         ***

 Выковыривать я рад

 В булке вкусный виноград.

 Ну кому ж пришло на ум

 Спрятать в булочке... (изюм)
     10. Итог занятия

Логопед: Какой звук у Иа самый любимый? (звук «И»). Какой это звук? (гласный). Фишкой какого цвета будем его обозначать? (красного).

Звуки М-Мь. Буква М

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуком М и способом его характеристики с опорой артикуляционные и акустические признаки;

- познакомить с понятием «согласный звонкий звук» и местонахождением в конце слов;

- учить выделять звук в слогах и словах (конец слова)

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие детей;

- развивать слуховое внимание;

- развивать умение выделять ударный гласный звук ударный гласный звук в начале слова;

- закреплять понятие «звук», «слово»

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога;

- воспитывать у детей усидчивость.

 Оборудование: предметные картинки со звуком П и Пь в начале слова; схема для характеристики звуков; цветные фишки для обозначения звуков и составления схем

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, давайте вспомним с какой буквой мы познакомились на прошлом занятии.

Игра «Подбери слово». Дети должны назвать слова, которые начинаются на звук «И».

2. Объявление темы занятия

Логопед: Ребята, посмотрите на картинку. Кого Вы на ней видите? Да, правильно, это Маша и Медведь. Какой первый звук в слове Маша и Медведь. Правильно, звук «М-Мь». Сегодня мы познакомимся со М-Мь  и буквой М.

3. Акустико-артикуляционный образ звука

Произнесение звука М, воздух не выходит свободно, встречает преграду, и эта преграда – губы. Значит звук М согласный

4.Связь звука и буквы

Знакомство с буквой М. Выкладывание буквы из палочек.

5. Развитие фонематического слуха

Игра «Хлопай не зевай». Логопед произносит ряд слогов, дети хлопают

в ладоши на слоги со звуком М.

6. Физминутка

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать,

А сейчас мы повернемся

И все вместе улыбнемся.

7. Пальчиковая гимнастика

Летят лениво журавли

Летят они прощаются:

С елками зелеными,

С березами и кленами,

С долинами, с озерами,

С родимыми просторами

8. Работа в тетради

9. Чтение слогов и слов

10. Итог занятия

Логопед: Какие звуки мы сегодня закрепляли? (звук М и Мь). Какие это звуки? (согласные твердый и мягкий). Фишкой какого цвета будем их обозначать? (синего и зеленого)

Звуки Н-Нь. Буква Н

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуком Н и способом его характеристики с опорой артикуляционные и акустические признаки;

- познакомить с понятием «согласный звонкий звук» и местонахождением в конце слов;

- учить выделять звук в слогах и словах (конец слова)

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие детей;

- развивать слуховое внимание;

- развивать умение выделять ударный гласный звук ударный гласный звук в начале слова;

- закреплять понятие «звук», «слово»

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога;

- воспитывать у детей усидчивость.

 Оборудование: предметные картинки со звуком Н и Нь в начале слова; схема для характеристики звуков; цветные фишки для обозначения звуков и составления схем

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, давайте вспомним с какой буквой мы познакомились на прошлом занятии.

Игра «Подбери слово». Дети должны назвать слова, которые начинаются на звук «М-Мь».

2. Объявление темы занятия

Логопед: Ребята, посмотрите на картинку. Кого Вы на ней видите? Да, правильно, это Носорог и Незнайка. Какой первый звук в словах Носорог и Незнайка. Правильно, звук «Н-Нь». Сегодня мы познакомимся со Н-Нь  и буквой М.

3. Акустико-артикуляционный образ звука

Произнесение звука Н, воздух не выходит свободно, встречает преграду. Значит звук Н согласный

4.Связь звука и буквы

Знакомство с буквой Н. Выкладывание буквы из палочек.

5. Развитие фонематического слуха

Игра «Хлопай не зевай». Логопед произносит ряд слогов, дети хлопают

в ладоши на слоги со звуком Н.

6. Физминутка

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать,

А сейчас мы повернемся

И все вместе улыбнемся.

7. Пальчиковая гимнастика

Летят лениво журавли

Летят они прощаются:

С елками зелеными,

С березами и кленами,

С долинами, с озерами,

С родимыми просторами

8. Работа в тетради

9. Чтение слогов и слов

10. Итог занятия

Логопед: Какие звуки мы сегодня закрепляли? (звук Н и Нь). Какие это звуки? (согласные твердый и мягкий). Фишкой какого цвета будем их обозначать? (синего и зеленого)

Звуки К-Кь. Буква К

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики с опорой артикуляционные и акустические признаки;

- познакомить с понятием «согласный звонкий звук» и местонахождением в конце слов;

- учить выделять звук в слогах и словах (конец слова)

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие детей;

- развивать слуховое внимание;

- закреплять понятие «звук», «слово»

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога;

- воспитывать у детей усидчивость.

 Оборудование: предметные картинки со звуками К и Кь в начале слова; схема для характеристики звуков; цветные фишки для обозначения звуков и составления схем

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, давайте вспомним с какой буквой мы познакомились на прошлом занятии.

Игра «Подбери слово». Дети должны назвать слова, которые начинаются на звук «Т-Ть».

2. Объявление темы занятия

Логопед: Ребята, посмотрите на картинку. Кого Вы на ней видите? Да, правильно, это Кенгуру и Копатыч. Какой первый звук в словах Кенгуру и Копатыч. Правильно, звук «К-Кь». Сегодня мы познакомимся со звуками К-Кь  и буквой К.

3.Связь звука и буквы

Знакомство с буквой К. Выкладывание буквы из палочек.

4. Развитие фонематического слуха

Игра «Хлопай не зевай». Логопед произносит ряд слогов, дети хлопают

в ладоши на слоги со звуком К.

5. Физминутка

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать,

А сейчас мы повернемся

И все вместе улыбнемся.

6. Пальчиковая гимнастика

Летят лениво журавли

Летят они прощаются:

С елками зелеными,

С березами и кленами,

С долинами, с озерами,

С родимыми просторами

7. Работа в тетради

8. Чтение слогов и слов

9. Игра «Определи какой звук»

Логопед показывает детям картинки со звуками К-Кь, дети должны назвать какой звук в каждом слове (твердый или мягкий).

10. Итог занятия

Логопед: Какие звуки мы сегодня закрепляли? (звук К и Кь). Какие это звуки? (согласные твердый и мягкий). Фишкой какого цвета будем их обозначать? (синего и зеленого)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) с использованием ИКТ....

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме "Звук и буква М"...

Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л

Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...

Конспект занятия по Обучению грамоте (Старшая группа)

Цель: Продолжить учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные звуки.Задачи занятия: Закреплять умение называть слова с заданным звуком...

конспект занятия по обучению грамоте старшая группа

Программное содержание:• развивать умение образовывать существительные с умень­шительными, ласкательными суффиксами;• упражнять детей в составлении рассказа из небольших предложений;&bul...

Конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников с использованием ИКТ "Маша в поисках Миши"

Задачи:   Образовательные: Закрепить умение детей  выделять звуки, делать звуковой анализ слов.Закрепить знание гласных и согласных звуков.Развивающие:Развивать интонационную выразитель...

Конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников «Гласные звуки и буквы»

ull; Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;• Учить детей различать гласные звуки, подбирать слова на заданный звук и определять место данног...