Конспект занятия по Обучению грамоте (Старшая группа)
учебно-методическое пособие по обучению грамоте (старшая группа)

Колмакова Елена Владимировна

Цель: Продолжить учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Задачи занятия: Закреплять умение называть слова с заданным звуком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_v_gostyah_u_elzy.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

      МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        «Гимназия №11»

 Конспект занятия  по Обучению грамоте (Старшая группа)

По теме: «В гостях у Эльзы»

                                                                         Воспитатель: Колмакова Е.В.

Схема конспекта занятия

Образовательная область: «Речевое развитие»

Возрастная группа: Старшая группа_________________________________________________________________________

Тема занятия: «В гостях у Эльзы»

Цель: Продолжить учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Задачи занятия: Закреплять умение называть слова с заданным звуком.

Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения занятия : зонтик, карточки с изображением звуков, мяч;  Схема-картинка «Паук»; схемы на каждого ребенка, фишки зеленого, синего, красного цвета на каждого ребенка.

  1. Вводная часть
  • Развить координацию речи с движениями.
  • Игра малой подвижности, пояснения, сюрпризный момент.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети встают в круг

Дети образуют круг.

 

Да

Добрый день! Собирайтесь дети в круг, предлагаю вам игру «Волшебное слово».

Ход игры: Водящий показывает различные движения и обращается к играющим со словами: «Поднимите руки, стойте, присядьте, встанете на носочки, шагайте на месте.. и т.д.»

Играющие повторяют движения лишь в том случае, если водящий добавит слово «Пожалуйста».

- Сегодня нас с вами в гости пригласила волшебница Эльза, для того что бы поделится с нами свои знаниями  и проверить наши умения.

- Ну что поедем в гости?

Игра «Волшебное слово».

                                                                                2. Основная часть занятия.

  • Развивать зрительное внимание, мышление, воображение, умение отвечать на вопросы. Проблемная ситуация, художественное слово, вопросы.

Деятельность   детей

Деятельность   педагога

Примечание

Это паук

Четыре

А У

Два

ПА, УК

П

Глухой

Б – П

К

Он тоже глухой. Г – К

Все согласные звуки твердые и глухие

-Ну, вот мы и добрались.

-Эльза приготовила для нас первое задание

- Посмотрите на доску, что там изображено?

- Верно, а сколько звуков в слове паук?

- Сколько звуков в слове паук? Сколько гласных звуков?

Напоминает ребятам правило:

«Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов»

- В слове паук два гласных звука, назовите первый? Второй?

- Молодцы! Итак, в нашем слове два гласных звука, значит и слогов тоже….

Давайте проверим, действительно ли слогов два.

- Назовите мне первый слог? Второй?

- Теперь «позовем» слово, чтобы определить на какой гласный падает ударение.

- Теперь мы определим, какие у нас согласные звонкие или глухие. Первый согласный звук?

- Мы уже определили, что он твердый. Теперь давайте «прослушаем», звонкий он или глухой?

- А какой с ним в паре звонкий звук?

- Правильно! Второй согласный звук?

  Кроме того, что он твердый, что вы еще можете о нем сказать?

- Посмотрите на доску, что вы можете сказать о согласных звуках в нашем слове?

Игра с заданиями.

Среди детей выбираются четверо – по числу звуков в слове паук. Они выходят к доске, и воспитатель просит их выстроиться в определенном порядке: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й; 2-й, 1-й, 3-й, 4-й и т.д.

Воспитатель раскрывает зонтик.

- Ребята, Эльза нам сказала, что в городе начался дождь. Но зонтик у неё совсем маленький, и под ним поместится только два человека. Она будет «звать» к себе под зонтик один из звуков, а вы – определять, какие звуки остались под дождем.

Паучок ходил о ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

- Ребята, А Эльза еще приготовила для нас задание. Оказывается, после урагана, который был в городе после дождя, перепутались не только жители города, но и звуки в некоторых словах. Давайте разгадаем, какие же звуки нужно заменить, чтобы слова подходили по смыслу.

1. Неизвестно, как случилось,

Двери гонятся за мной! (Звери)

2. На виду у детворы

Крысу красят маляры. (Крышу)

3. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

“Там ползёт зелёный лук

С длинными усами!” (Жук).

4. Жучка будку не доела:

Неохота, надоело... (Булку)

5. Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей. (Грачей)

- А еще нам Эльза предлагает поиграть в мяч.

Воспитатель предлагает детям передавать друг другу мяч, называя при этом слово со звуком П.

Дети проходят и садятся на свои места.

 Звуковой анализ слова паук.

К доске приглашаются четверо учащихся, которые поочередно разбирают слово по одному звуку

Дети «прохлопывают» слово и убеждаются, что действительно в слове паук два слога.

Дети «зовут» слово и определяют, что ударение падает на второй гласный звук У, значит он – ударный, а первый гласный звук – А –безударный.

Игра «Живые звуки»

Воспитатель заранее готовит карточки с изображением звуков и раздаёт их детям. Затем он подзывает один из звуков под зонтик, а остальные определяют и называют оставшиеся.

Физминутка.

Игра «Замени звук»

Игра «Назови слово».

                                                                        3. Заключительная часть занятия:

  • - Развивать умение отвечать на вопросы.
  • - Вопрос, практическое задание.

Деятельность       детей

Деятельность     педагога

Примечание

Да.

- Ну, вот ребятам нам уже пора возвращаться домой.

Понравилось вам  в гостях?

Вспоминают, к кому сегодня мы ездили в гости, и чему мы научились. Так же проговаривают, что звуки могут быть гласные и согласные. Гласные, в свою очередь ударными и безударными, а согласные – твердыми/мягкими, звонкими/глухими.

В завершении занятия воспитатель вместе с детьми подводят итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) с использованием ИКТ....

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме "Звук и буква М"...

конспект (подготовка к обучению грамоте, старшая группа)

Представлен план-конспект по подготовке к обучению грамоте для детей с ТНР с использованием элементов социоигровой технологии....

конспект од по обучению грамоте (старшая группа)

Цель моего занятия: способствовать развитию звуко-буквенного анализа, развитию фонематического слуха.Познакомить с согласным звуком Р и его условным обозначением -синий квадрат.Учить определять место ...

Конспект открытой НОД по развитию речи и обучению грамоте (старшей) группе "Волшебница - Зима"

Непосредственно - образовательная деятельность проводилась с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по теме "Волшебница - Зима". В конспекте включены различные развивающие игры, загадки, сюрп...

Конспект по обучению грамоте. Старшая группа.

Конспект занятия по обучению грамоте. Старшая группа. Звуковой анализ слова "Аист"....

Конспект НОД. Обучение грамоте. Старшая группа. Тема: Звуки [C], [C`] и буква [C]

Конспект НОД. Обучение грамоте. Старшая группа. Тема: Звуки [C], [C`] и буква [C]...