Конспект занятия по Обучению грамоте (Старшая группа)
учебно-методическое пособие по обучению грамоте (старшая группа)

Колмакова Елена Владимировна

Цель: Продолжить учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Задачи занятия: Закреплять умение называть слова с заданным звуком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_v_gostyah_u_elzy.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

      МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        «Гимназия №11»

 Конспект занятия  по Обучению грамоте (Старшая группа)

По теме: «В гостях у Эльзы»

                                                                         Воспитатель: Колмакова Е.В.

Схема конспекта занятия

Образовательная область: «Речевое развитие»

Возрастная группа: Старшая группа_________________________________________________________________________

Тема занятия: «В гостях у Эльзы»

Цель: Продолжить учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Задачи занятия: Закреплять умение называть слова с заданным звуком.

Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения занятия : зонтик, карточки с изображением звуков, мяч;  Схема-картинка «Паук»; схемы на каждого ребенка, фишки зеленого, синего, красного цвета на каждого ребенка.

  1. Вводная часть
  • Развить координацию речи с движениями.
  • Игра малой подвижности, пояснения, сюрпризный момент.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети встают в круг

Дети образуют круг.

 

Да

Добрый день! Собирайтесь дети в круг, предлагаю вам игру «Волшебное слово».

Ход игры: Водящий показывает различные движения и обращается к играющим со словами: «Поднимите руки, стойте, присядьте, встанете на носочки, шагайте на месте.. и т.д.»

Играющие повторяют движения лишь в том случае, если водящий добавит слово «Пожалуйста».

- Сегодня нас с вами в гости пригласила волшебница Эльза, для того что бы поделится с нами свои знаниями  и проверить наши умения.

- Ну что поедем в гости?

Игра «Волшебное слово».

                                                                                2. Основная часть занятия.

  • Развивать зрительное внимание, мышление, воображение, умение отвечать на вопросы. Проблемная ситуация, художественное слово, вопросы.

Деятельность   детей

Деятельность   педагога

Примечание

Это паук

Четыре

А У

Два

ПА, УК

П

Глухой

Б – П

К

Он тоже глухой. Г – К

Все согласные звуки твердые и глухие

-Ну, вот мы и добрались.

-Эльза приготовила для нас первое задание

- Посмотрите на доску, что там изображено?

- Верно, а сколько звуков в слове паук?

- Сколько звуков в слове паук? Сколько гласных звуков?

Напоминает ребятам правило:

«Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов»

- В слове паук два гласных звука, назовите первый? Второй?

- Молодцы! Итак, в нашем слове два гласных звука, значит и слогов тоже….

Давайте проверим, действительно ли слогов два.

- Назовите мне первый слог? Второй?

- Теперь «позовем» слово, чтобы определить на какой гласный падает ударение.

- Теперь мы определим, какие у нас согласные звонкие или глухие. Первый согласный звук?

- Мы уже определили, что он твердый. Теперь давайте «прослушаем», звонкий он или глухой?

- А какой с ним в паре звонкий звук?

- Правильно! Второй согласный звук?

  Кроме того, что он твердый, что вы еще можете о нем сказать?

- Посмотрите на доску, что вы можете сказать о согласных звуках в нашем слове?

Игра с заданиями.

Среди детей выбираются четверо – по числу звуков в слове паук. Они выходят к доске, и воспитатель просит их выстроиться в определенном порядке: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й; 2-й, 1-й, 3-й, 4-й и т.д.

Воспитатель раскрывает зонтик.

- Ребята, Эльза нам сказала, что в городе начался дождь. Но зонтик у неё совсем маленький, и под ним поместится только два человека. Она будет «звать» к себе под зонтик один из звуков, а вы – определять, какие звуки остались под дождем.

Паучок ходил о ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

- Ребята, А Эльза еще приготовила для нас задание. Оказывается, после урагана, который был в городе после дождя, перепутались не только жители города, но и звуки в некоторых словах. Давайте разгадаем, какие же звуки нужно заменить, чтобы слова подходили по смыслу.

1. Неизвестно, как случилось,

Двери гонятся за мной! (Звери)

2. На виду у детворы

Крысу красят маляры. (Крышу)

3. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

“Там ползёт зелёный лук

С длинными усами!” (Жук).

4. Жучка будку не доела:

Неохота, надоело... (Булку)

5. Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей. (Грачей)

- А еще нам Эльза предлагает поиграть в мяч.

Воспитатель предлагает детям передавать друг другу мяч, называя при этом слово со звуком П.

Дети проходят и садятся на свои места.

 Звуковой анализ слова паук.

К доске приглашаются четверо учащихся, которые поочередно разбирают слово по одному звуку

Дети «прохлопывают» слово и убеждаются, что действительно в слове паук два слога.

Дети «зовут» слово и определяют, что ударение падает на второй гласный звук У, значит он – ударный, а первый гласный звук – А –безударный.

Игра «Живые звуки»

Воспитатель заранее готовит карточки с изображением звуков и раздаёт их детям. Затем он подзывает один из звуков под зонтик, а остальные определяют и называют оставшиеся.

Физминутка.

Игра «Замени звук»

Игра «Назови слово».

                                                                        3. Заключительная часть занятия:

  • - Развивать умение отвечать на вопросы.
  • - Вопрос, практическое задание.

Деятельность       детей

Деятельность     педагога

Примечание

Да.

- Ну, вот ребятам нам уже пора возвращаться домой.

Понравилось вам  в гостях?

Вспоминают, к кому сегодня мы ездили в гости, и чему мы научились. Так же проговаривают, что звуки могут быть гласные и согласные. Гласные, в свою очередь ударными и безударными, а согласные – твердыми/мягкими, звонкими/глухими.

В завершении занятия воспитатель вместе с детьми подводят итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) с использованием ИКТ....

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме "Звук и буква М"...

конспект (подготовка к обучению грамоте, старшая группа)

Представлен план-конспект по подготовке к обучению грамоте для детей с ТНР с использованием элементов социоигровой технологии....

конспект од по обучению грамоте (старшая группа)

Цель моего занятия: способствовать развитию звуко-буквенного анализа, развитию фонематического слуха.Познакомить с согласным звуком Р и его условным обозначением -синий квадрат.Учить определять место ...

Конспект открытой НОД по развитию речи и обучению грамоте (старшей) группе "Волшебница - Зима"

Непосредственно - образовательная деятельность проводилась с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по теме "Волшебница - Зима". В конспекте включены различные развивающие игры, загадки, сюрп...

Конспект по обучению грамоте. Старшая группа.

Конспект занятия по обучению грамоте. Старшая группа. Звуковой анализ слова "Аист"....

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте(старшая группа)

Конспект проведения итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе....