Конспект открытой НОД по развитию речи и обучению грамоте (старшей) группе "Волшебница - Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Онила Нина Викторовна

Непосредственно - образовательная деятельность проводилась с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по теме "Волшебница - Зима". В конспекте включены различные развивающие игры, загадки, сюрпризный момент.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытой непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте  с воспитанниками дошкольной группы по теме:

«Волшебница – зима»  в соответствии ФГОС

Выполнила воспитатель: Онила Н.В.

Цель: Вовлечь детей в игровую деятельность. Уточнить знания детей о признаках зимы, по средствам понимания простейших причинно - следственных связей, через развитие речевой активности и активизацию словаря по теме «Зима».

Задачи:

Образовательные: _        

  • Учить воспитанников среднего возраста заканчивать стихотворные строки словами, подбирая их по рифме и смыслу (игра «Доскажи словечко»).
  • Упражнять в образовании однокоренных слов, используя уменьшительно - ласкательную форму («Назови ласково»  со снежком)
  • Продолжать учить детей старшего дошкольного возраста  различать понятия: «Звук», «Слово», «Предложение».
  • Учить детей старшего дошкольного возраста делить двусложные и трехсложные слова на части (слоги).
  • Упражнять детей в произнесении звука  «С»  и в подборе слов, начинающихся на этот звук. («Назови слово»)

Развивающие:

  • Развивать внимание  и логическое мышление,  умение четко формулировать свои ответы  («Что художник перепутал?»)
  • Приучать оценивать свое настроение и работу на занятии.
  • Развивать фонематический слух, мелкую моторику и общую моторику, координацию слова в движении. (Физкультминутка)

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру общения и поведения на занятии
  • Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

  • Наблюдения, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, дидактические игры, заучивание стихов о зиме

Методические приемы:

  • Сюрпризный момент
  • Словесный (вопросы, объяснение).
  • Наглядный (картинки,).
  • Игровой 
  • Практический (упражнения).
  • Наблюдение за работой детей, советы.

Форма: групповая, парами

Оборудование:      Компьютер, Телевизор,  Накидка и парик Зимы, Угощение в красивой коробке, Презентация «Игры от волшебницы Зимы»,  Мяч  - Снежок, Снежинки (ст.подгруппе),  фишки(белые круги – снежные комочки)

Образовательные области: Познавательное,  речевое, социально – коммуникативное и физическое развитие

Целевые ориентиры: 

  • использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения,
  • применяет знания о сезонных явлениях
  • правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания,
  • называет  слова с заданным звуком.
  • заканчивает стихотворные строки словами, подбирая их по рифме и смыслу
  • использует элементарные способы словообразования,
  • способен членить слова на слоги
  • устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями
  • координирует движения с речью

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

  1. Вводная часть

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Встанем, за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! Посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: - Садитесь, пожалуйста.  Ребята, а сегодня еще гость спешит к вам.  

Для этого вам нужно отгадать загадку:

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла.

Воспитатель: Кто?

Дети: зима.

Воспитатель: -  Верно.  Как вы догадались?  

Тогда слушайте первое задание:  

1  Дидактическая игра «Что художник перепутал?»

Воспитатель: Объясните, бывает ли зеленая трава, ягоды, грибы, бабочки, божья коровка, зонтик зимой?   А когда это бывает?

Вывод: Мы нашли ошибки, которые допустил художник.

В следующем задании, я  буду начинать предложение, а вы – заканчивать.

2.Дидактическая игра «Продолжи предложение».

На деревья, на лужок – Тихо падает … (снежок) .

Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки) .

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик) .

На снегу-то, посмотри – С красной грудкой… (снегири) .

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег) .

Вывод: Мы продолжали предложение.

3.Дидактическая игра  «Что нам нравиться зимой»

Воспитатель: Дети, вы любите зиму? Что вам нравится зимой делать, во что играть? (ответы детей)

Вывод: Мы говорили о зимних забавах.

Воспитатель: И я люблю играть в снежки. Давайте поиграем.

4. Дидактическая игра «Назови ласково» (встают в круг)

Воспитатель называет слова, бросает снежок, дети, возвращая снежок, отвечают ласкательной формой этих слов:

Снег — снежок

Ветер — ветерок

Лед — ледок

Зима — зимушка

Сосулька — сосулечка

Дерево — деревце

Горка — горочка

Холод — холодок

Санки — саночки

Снежинка – снежиночка

Шапка – шапочка

Шуба – шубка

Шарф – шарфик

Свитер – свитерок

Снеговик - снеговичок

Мороз — морозец

Вывод: Давайте вспомним, в какие задания мы уже выполнили? Что понравилось? Было трудно?

Физминутка  Зима

Мы зимой в снежки играем,

По сугробам мы шагаем,

И на лыжах мы бежим,

На коньках по льду скользим.

И Снегурку лепим мы,

Гостью – зиму любим мы.

Дети средней группы выходят из группы (с мл воспитателем).

5 Дидактическая игра «Угадай слово со звуком «С»

Воспитатель: Зима задумала слова, которые начинаются со звука  «с». Попробуйте отгадать эти слова. А отгадки нарисованы на картинке.

Вывод: Мы называли слова со звуком «С»

 6.Дидактическая игра «Раздели слова на слоги»

Воспитатель: Дети, посмотрите, снег пошел! Какие красивые снежинки летят! И на стол к вам легли. Пойдемте, рассмотрим их. Какие они? (ответы детей)

Дети, вы много назвали слов, а из чего они состоят? (из слогов). Я назову какое-нибудь слово, а вы сложите его из снежинок. Сколько слогов, столько и снежинок:

ЗИ - МА,    ЛЫ - ЖИ,    СНЕ – ГО - ВИК,

СНЕ – ГО - ПАД.

Воспитатель  спрашивает, сколько слогов в слове; просит назвать первый, второй, третий слог.

Вывод: Мы делили слова на слоги.

Рефлексия. – О  каком  времени  года мы  сегодня  говорили?

- Мы  с  вами  много  играли,  вам  понравилось?

- А  что  понравилось  больше  всего  делать?

- Ребята,  а  может,  кому-то  было  сложно, что  не  получалось? 

Молодцы,  ребята,  вы  со  всем  очень  хорошо  справились.

Воспитатель  надевает парик и накидку Зимы. Хвалит детей за внимание, сообразительность и угощает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»

Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте(старшая группа)

Конспект проведения итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе....

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Осеннее путешествие»

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осеннее путешествие"...

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе: “Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе:“Волшебный сундучокДеда Грамотея»Подготовила: воспитатель подготовительной группы «Муравьишки...