2022.Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте (подготовительная группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Nadezhda_NikolaevnaKLD

Обучение детей дошкольного возраста грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ПО ТЕМЕ: «Незнайка в гостях у ребят»

(подготовительная группа)

Воспитатель Суворова Н.Н

ТЕМА: «Незнайка в гостях у ребят»

ЦЕЛЬ: Повторить и закрепить ранее изученный материал.

ЗАДАЧИ: Повторить и закрепить с детьми гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие звуки. Закрепить умение ребят делить слова на слоги, определять количество слогов в словах, выделять ударный слог, ставить ударение. Продолжать формировать знания дошкольников о предложении. Развивать умение ребят составлять предложения, называть количество и последовательность слов в предложении, составлять схему предложений. Развивать память, мышление, внимание. Воспитывать доброжелательность, умение помогать друг другу, умение прийти на помощь в трудную минуту.

Ход ООД:

Орг. Момент. Дети под музыку заходят в группу (Б. Заходер «Азбука»)

В.: - Ребята, посмотрите, сегодня у нас много гостей. Давайте со всеми поздороваемся, поприветствуем наших гостей. (Дети здороваются с гостями).

В.: - Ребята, а я приветствую всех, чье имя начинается на звук [Р] (дети машут ладошкой воспитателю). Я приветствую тех ребят, у которых в начале имени можно услышать звук [А]. (Дети приветствуют и машут ладошкой воспитателю) и т. п. Я приветствую тех, кто любит улыбаться. Я приветствую тех, кто любит заниматься. (Дети машут ладошкой воспитателю).

Дети садятся на стульчики.

Дидактическая игра «Узнай предмет по описанию»

В.: - Ребята, я хочу начать наше занятие сегодня с одной очень интересной игры, она называется «Узнай предмет по описанию». Правила игры такие: я тремя словами описываю предмет, а вы этот предмет попробуйте отгадать. А потом вы попробуете описать любой предмет, а гости наши попробуют его отгадать.

Пример:

1. Желтый, овальный, кислый. (Это еда - лимон)

2. Пушистый, белый, длинноухий. (Это зверь - заяц)

3. Зеленая, кудрявая, белоствольная. (Это дерево - береза)

4. Рыжая, пушистая, хитрая. (Это зверь - лиса)

5. Круглый, резиновый, большой. (Это игрушка - мяч)

6. Большой, бурый, косолапый. (Это зверь - медведь)

8. Большой, полосатый, сладкий. (Это арбуз)

9. Мягкий, холодный, белый (Это снег)

И т. п.

В.: - Ребята, пока мы играли, я вот что заметила - одного очень важного гостя, которого мы тоже приглашали, здесь нет. Давайте расскажем всем, кого мы с вами еще очень ждем. (Можно попросить одного из детей рассказать.) Дело в том, что сегодня наша главная задача - это помочь Незнайке стать умнее, внимательнее, научить его составлять красивые правильные предложения, а так же самим много вспомнить и повторить. Все наши ребята, которые уже умеют писать, читать и знают много интересного, написали письмо Незнайке. Они пригласили его на занятие. Решили позаниматься с ним, помочь ему стать лучше: внимательнее, умнее. Незнайка принял приглашение. Обещал быть. Но его пока нет. Думаю, что он задерживается. Утром мне передали от него вот этот конверт с письмом. Предлагаю сейчас открыть конверт, прочитать письмо и все узнать. Может с Незнайкой что- то приключилось, и он не сможет к нам сегодня прийти.

Сюрпризный момент.

Воспитатель показывает детям конверт с письмом и сообщает всем, что его прислал Незнайка.

Воспитатель открывает конверт и просит одного, хорошего читающего ребенка, помочь прочитать письмо.

Письмо: ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Я НЕМНОГО ЗАДЕРЖИВАЮСЬ. СКОРО БУДУ. ВЫ НЕ СКУЧАЙТЕ! ЗАДАНИЯ МОИ ВЫПОЛНЯЙТЕ, НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЙТЕ!

(Незнайка)

В.: - Ребята, Незнайка задерживается. Мы подождем, конечно, его. Но время зря терять не будем. Он передал нам задания. Предлагает их выполнить и ответить на его вопросы. Ну что, попробуем это сделать?

Д.: - Да.

Закрепление пройденного материала.

Воспитатель достает из конверта карточки с заданиями и вопросами.

1. Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы в русском алфавите)

2. Сколько гласных букв в русском алфавите? Назовите их (10 гласных букв: а я о ё у ю э е ы и)

3. Ь и Ъ знаки относятся к гласным или согласным буквам?

4. Чем отличается звук и буква? (Буквы мы видим и пишем, а звуки мы произносим и слышим). Приведите пример…

5. Каких два звука может обозначать гласная буква Я? Приведи, пример… Какие еще гласные буквы могут обозначать два звука? (Е, Ё, Ю)

6. Назовите слово или слова, в которых твердый звук [Т] можно услышать в середине слова (ветка, куртка, вертолет и др.)Назовите слово или слова, в которых твердый звук [Б] можно услышать в начале слова (бабочка, бабушка, булка, банан, баран, бочка и др.)

В.: - А следующая карточка, ребята, с загадкой. Внимательно послушайте ее и попробуйте отгадать:

Загадка:

Скользкие, холодные

Эти земноводные.

В бородавочках спина,

Ядовитая она! (ЖАБА)

Воспитатель достает из конверта карточку, на которой написано слово «ЖАБА»

В.: - Верно, а какие слова в загадке подсказали вам, помогли догадаться? Ответы детей. Ребята, а сколько букв в слове «ЖАБА»? Сколько слогов в слове? (Два слога, потому что два гласных звука). Назовите первый слог (ЖА). Назовите второй слог (БА). Поставьте ударение в слове. Воспитатель произносит слово, выделяя ударный слог. (Ударение падает на первый слог ЖА) Воспитатель прикрепляет карточку со словом «ЖАБА» на мольберт. Звукобуквенный анализ слова «ЖАБА». Дети выделяют каждый звук в слове, называют и характеризуют его.

В.: - Ребята, в конверте есть еще карточки со словами. Нам нужно прочитать их, затем определить сколько слогов в каждом слове и прикрепить карточки со словами на доску к нужным схемам.

Дети садятся за парты выполнять задание.

Воспитатель достает из конверта карточки со словами. Дети по очереди читают слова, определяют количество слогов в каждом слове, прикрепляют их на доску к соответствующей схеме. (Пример слов для задания: сила, лимоны, кот, машина, рыба, бананы, гуси, лисица, торт, зубы)

В.: - Ребята, мы справились с заданиями, теперь можем и отдохнуть.

Дети выходят на ковер. Музыкальная физминутка «Веселый

Алфавит». Звучит музыка, дети танцуют. Как только музыка перестает звучать, дети замирают на месте и превращаются в любую букву русского алфавита. Далее так же: звучит музыка, дети танцуют…

Дети садятся за парты.

Стук в дверь. Заходит Незнайка.

Незнайка: - Здравствуйте, гости! Здравствуйте, ребята!

В.: - Здравствуй, Незнайка! Мы ждали тебя. Задания все твои выполнили, на вопросы ответили.

Незнайка: - Молодцы! Извините, что задержался. Долго собирался, подбирал вам подарок. Я пришел сегодня не с пустыми руками. Незнайка вручает подарок. (Книга Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).

В.: - Спасибо большое! Это же произведение Н. Носова. Мы обязательно прочитаем его. С некоторыми рассказами Николая Носова мы уже знакомы. Ребята, давайте вспомним, что мы уже читали («Мишкина каша», «Живая шляпа», «Телефон», «Клякса»)

- Незнайка, спасибо тебе за подарок. Ты пришел как раз вовремя. Сейчас мы с ребятами научим тебя составлять предложения. Вот, например, составим предложение со словом «книга».

Незнайка: - А это легко. Это я умею. Вот, например, такое предложение: КНИГА СУП БЫЛ ОСЕНЬ.

В.: - Ребята, как вам такое предложение Незнайки?

Д.: - Это не предложение. Это просто слова.

В.: - Незнайка, пока не знает, что такое предложение – это… подскажите нам. (Дети добавляют: «Предложение – это слово или несколько слов, которые связанны между собой по смыслу и выражают законченную мысль или ее часть».)

- Ребята, помогите Незнайке. Придумайте, пожалуйста, свои предложения со словом «книга».

Ответы детей. (Воспитатель обращает внимание на каждое предложение и на количество слов в предложении)

В.: - А у меня тоже есть одно предложение. Воспитатель обращает внимание детей на доску, на которой записано предложение (пословица) «Одна книга тысячи людей учит».

В.: - Ребята, а как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).

- Сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово? Какое второе слово и т. п. Сколько слов в предложении нужно написать с большой буквы? Почему?

Давайте составим схему этого предложения. Дети садятся за парты. Один ребенок составляет схему у доски, остальные дети работают у себя в тетрадях. Затем проверяют правильность выполнения работы в тетрадях и работы у доски.

В.: - Почему первое слово в схеме мы обозначили прямоугольником с вертикальной чертой?

Д.: - Потому что первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы.

В.: - Что еще пишется с большой буквы? (Имена, фамилии людей, клички животных, географические названия).

В.: - Молодцы!

Итоги занятия (рефлексия).

В.: - Молодцы, ребята! Я думаю, что Незнайка все понял теперь. Научился составлять предложения. Понравилось тебе, Незнайка с нами заниматься? (Да). Сложно тебе было? Ребята, а вам сложно было? А выполнять задания, которые вам приготовил Незнайка сложно было? (Ответы детей). А какое предложение, Вероника тебе понравилось больше всего, а тебе, Рома? И т. д. Наше занятие подошло к концу. Мы сегодня многое повторили и многое вспомнили. Но хочу вернуться к главной задаче нашего занятия - это помочь Незнайке стать внимательнее, научить его составлять предложения. Я думаю, что эту главную задачу мы сегодня выполнили. Я благодарю вас. Вы все – молодцы! Вы не только умные ребята, вы еще очень дружные и добрые. Вы всегда готовы прийти на помощь. Сегодня вы помогли Незнайке стать лучше, умнее, внимательнее. Но настала пора прощаться с ним. Давайте подарим ему воздушные шары с буквами. Ты, Незнайка, учи буквы и приходи к нам в гости. Ребята тебя еще и читать научат. (Дети дарят Незнайке воздушные шары с буквами). А теперь давайте попрощаемся с гостями. Все наши гости- педагоги и воспитатели. Это люди, которые работают с детьми, помогают им стать дружнее, смелее, умнее, внимательнее. После занятия они все вернуться на работу к деткам. Давайте на память о нашем занятии подарим всем гостям книжки- малышки, которые мы сами сделали. Уважаемые гости, прочитайте эти книжки деткам. Вместе с ними отгадайте загадки, которые мы с ребятами так красиво оформили. И пусть наши книжки обязательно научат других малышей чему- то новому и интересному!

Дети каждому гостю вручают по книжке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в средней группе по программе 2100.

Самоанализ к занятию по развитию речи и обучению грамоте.  Тема занятия "Мебель для домика на крыше"....

Конспект открытой НОД по развитию речи и обучению грамоте (старшей) группе "Волшебница - Зима"

Непосредственно - образовательная деятельность проводилась с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по теме "Волшебница - Зима". В конспекте включены различные развивающие игры, загадки, сюрп...

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Осеннее путешествие»

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осеннее путешествие"...

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе: “Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе:“Волшебный сундучокДеда Грамотея»Подготовила: воспитатель подготовительной группы «Муравьишки...