Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте по теме "Домашние животные" подготовительная к школе группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Прудникова Ирина Ивановна

В ходе занятия использованы различные дидактические игры и творческие задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_domashnie_zhivotnye.docx810.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте детей подготовительной к школе группы по теме «Домашние животные».

Цель: Обобщить и систематизировать у детей знания и представления о домашних животных.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье».

Программные задачи:

Обучающие:

Учить детей образовывать сложные слова.

Учить образовывать притяжательные прилагательные.

Закрепить и упрочнить знания детей о домашних животных (кошка, корова, собака, лошадь, поросенок, овца, кролик).

Закрепить знания детей о внешних признаках животных и их питании, место содержания, какую пользу они  приносят.

Учить взаимодействовать со взрослыми и сверстниками при решении игровых задач: принимать задачу, действовать по правилам, стремиться к результату.

Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов.

Развивающие:

Расширять словарь антонимов.

Активизировать словарь детей по теме, закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа.

Развивать словообразование и словоизменение. 

Развивать у детей мышление через отгадывание загадок.

Развивать мелкую моторику.

Совершенствовать у детей наблюдательность, внимание, логическое мышление.

Развивать связную речь.

Воспитывающие:

Воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру;

Воспитывать любовь к домашним животным;

Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;

Воспитывать коммуникативные навыки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: К.И. Чуковский «Путаница», С. Михалков « Три поросенка», р.н.с. «Репка», «Зимовье зверей», А.Толстой «Котенок». Рассматривание иллюстраций с домашними животными. Просмотр презентаций «Домашние животные». Рисование и закрашивание животных по контуру. Д/и «Найди свой домик», «Чем похожи»,  «Узнай по описанию», «Кто как кричит», «Кто где живет», «Четвертый лишний». 

Оборудование: карандаши, листы бумаги в клетку, наборы для звукового и слогового анализа слов, схемы предложений,  картинки с животными, мяч, платок, 2 мольберта,

Ход занятия:

Дети заходят в группу

1. Организационный момент

Воспитатель:

- Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

2. Основная часть

Воспитатель:

Я приглашаю Вас в путешествие в мир животных. (Звучит музыка «В мире животных).

Воспитатель:

Сейчас я загадаю загадки, а отгадки мы будем вывешивать на доске.

  1. Загадывание загадок

- Кто у двери нас встречает,

В тишине весь день, проспав,

И от счастья начинает

Громко лаять: «Гав-гав-гав!»?

 

- Кто, на привязи гуляя,

Травку щиплет на холме,

И, хозяйку ожидая,

Одиноко блеет: «Ме-е-е»?

 

- Кто всегда прекрасно знает,

Что на завтрак я варю,

И к лоханке подбегает,

Громко хрюкая «Хрю-хрю»?

 

- Кто на завтрак ждёт сметану,

И не хочет пить какао,

Кто в жару и на морозе

Малышей по кругу возит,

И у дома своего,

Ржёт негромко: «И-го-го»?

 

- Кто пасётся на лужайке,

Без панамки и без майки,

Отгоняет вредных мух,

И мычит протяжно: «Му-у-у»

 

- Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Грызет морковку. (Кролик)

 

-   Я маленькая, белая
Пушистая, несмелая,
Шерсть даю своей хозяйке
На шарфы и на фуфайки. (Овца)

 -  Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня “царапкой”,
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью. (Кошка)

 -   Бородатый и рогатый
Заберётся в огород
Съест капусту и укроп. (Козёл)

2.Беседа о домашних животных с опорой на картинки.

Воспитатель  помещает на мольберт картинки с домашними животными и их детенышами.

5 домашние животные (700x495, 109Kb)6 домашние животные (700x495, 113Kb)

7 домашние животные (700x495, 126Kb)3 домашние животные (700x495, 105Kb)

2 домашние животные (700x439, 114Kb)4 домашние животные (700x495, 102Kb)

http://lib.rus.ec/i/57/328157/img_6.jpg            http://lib.rus.ec/i/57/328157/img_12.jpg

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки. Кто на них изображен?

Дети: На картинках изображены домашние животные и их детеныши: козы с козлятами, лошади с жеребятами, свиньи с поросятами, коровы с телятами, овцы с ягнятами, кролики с крольчонком, ослица с осленком,  кошки с котятами.

Воспитатель: Каких домашних животных можно назвать крупными?

Дети: Корову и лошадь.

Воспитатель: Вспомните, какую пользу приносят людям эти животные?

Дети: Корова дает молоко и мясо. Лошадь перевозит грузы.

Воспитатель: Каких домашних животных мы считаем средними по размеру?

Дети: овцу, барана, козу, свинью.

Воспитатель: Какую пользу они приносят человеку?

Дети: Они дают человеку мясо, а овцы и бараны - еще и шерсть.

Воспитатель: Каких домашних животных мы считаем мелкими?

Дети: Собаку и кошку.

Воспитатель: Расскажите, какую пользу они приносят.

Дети: Собака охраняет хозяина и его дом. Кошка ловит мышей.

Воспитатель: Человек за это ухаживает за домашними животными. Зимой он держит скот (корову, козу, лошадь, овцу, барана) в теплом хлеву, дает ему вкусное сено и теплое пойло, убирает навоз. Кошка живет в теплом доме хозяина. Конуру собаки на зиму утепляют, стелят сено, чтобы собаке не было холодно спать на земле. Лошадь очень  нужна человеку. Она поможет хозяину привезти из леса дрова, с поля - сено, заготовленное летом в стога. Все домашние животные нужны человеку. Значит, они какие?

Дети: Нужные.

Воспитатель: Все они приносят пользу. Значит, они какие?

Дети: Полезные.

3.Развитие лексико-грамматических категорий.

Воспитатель: Вы знаете различных домашних животных. А какие части тела этих животных вы можете назвать.

Дети называют части тела животных.

Игра « Чей, чья, чьи?» Проводится с мячом.

Лапы собаки. Чьи лапы? (собачьи)

Копыта коровы. Чьи копыта? (коровьи)

Борода козы. Чья борода?

Хвост лошади. Чей хвост? И т.д.

Воспитатель:  У многих животных есть одинаковые части тела, но они могут отличаться размером, окраской, а могут быть противоположны друг другу. Посмотрите на картинки и закончите предложения.

Игра «Скажи наоборот».

У коровы длинный хвост, а у свиньи …(короткий)

У свиньи толстые ноги, а у овечки ….(тонкие)

У кошки мягкая шерсть, а у свиньи щетина…(жесткая)

У козы острые рога ,а у барана …(тупые)

У лошади короткая шерсть, а у козы …(длинная)

Физкультминутка

Осторожно, словно кошка,

От дивана до окошка

На носочках я пройдусь.

Лягу и в кольцо свернусь,

А теперь пора проснуться.

Распрямиться и проснуться.

Я легко с дивана спрыгну,

Спинку я дугою выгну,

И из блюдца молочко

Полакаю язычком

Игра «Образуй новое слово»

У коровы длинный хвост. Корова какая? (длиннохвостая)

У быка острые рога. Бык какой? (остророгий)

У лошади белая грива. Лошадь какая? (белогривая)

У козы тонкие ноги. Коза какая? (тонконогая) и т.д.

У кролика длинные уши. Кролик какой? (длинноухий)

Дидактическая игра «Кто кем был»

На доске вывешены картинки « фото» детенышей домашних животных, дети из волшебного мешочка достают картинку взрослого животного и узнают его «детское фото» вывешенное на доске

Корова была теленком.

Овца была ягненком.

Лошадь жеребенком.

Собака была щенком.

Коза козленком. И т.д.

4.Составление предложений по схемам

Воспитатель: Составьте предложения о домашних животных по заданным схемам.

        У   ________  ________  ________ .

 

 ________  на  ________ .

  ________  в  ________  ________.

5. Составление рассказа по плану.

Воспитатель: Составьте рассказ – сравнение о двух животных по плану. При составлении рассказа используйте короткие слова «А» и «И» (использование противительного союза А и соединительного союза И)

План. Кто это? Где они живут? Какой их внешний вид? Каковы их повадки? Чем питаются? Какую пользу приносят человеку? Как называются их детеныши?

6.Звуковой и слоговой анализ слов «Кошка», «Лошадь».

Воспитатель: Составьте слоговые и звуковые схемы слов «Кошка», «Лошадь» ( длинные и короткие полоски, красные, синие, зеленые фишки).

               Кошка: (5 звуков, 2 слога)

   

             Лошадь: (5 звуков, 2 слога)

Пальчиковое упражнение “Котёнок” 

Кусается сильно котёнок – глупыш,
Он думает это не палец, а мышь 
(смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!”

7.Графический диктант «Кошка».

1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 5 вправо, 2 вверх, 1влево, 1 вверх, 2 вправо, 8 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз. 1 влево, 2 вверх, 3 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 4 вверх.

Заключительная часть.

 Придумывание сказки

Воспитатель: А сейчас я  вас приглашаю в гости к хозяйке домашних животных. (Дети идут на ковёр.  Я надеваю платок на плечи,   превращаюсь в хозяйку.)

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем сочинить сказку « Кто самый нужный для человека», о том, какую пользу приносит каждое животное человеку. Я начну, а вы будете помогать.

Воспитатель: Собрались однажды домашние животные и начали спор, кто из них самый нужный для человека. Давайте поможем животным разрешить спор.

Воспитатель: Собака сказала – Я самая нужная, потому что ….

Дети: Я охраняю дом, спасаю людей, пасу скот.

Воспитатель: Кошка не согласилась, я самая нужная, потому что……

Дети: Я ловлю мышей. мурлыкаю, лечу людей.

Воспитатель: Корова промычала, я самая нужная, потому что……

Дети: Я даю человеку молоко, из молока делают творог, масло, кефир.

Воспитатель:  Овца возмутилась, я самая нужная, потому ……..

Дети: Человек из моей шерсти прядет пряжу.

Воспитатель:  Лошадь заржала, я самая нужная, потому что……

Дети: помогаю человеку перевозить груз, выступаю в цирке.

Воспитатель: В это время вышла хозяйка и сказала: « Вы мне все нужны, все приносите пользу».  С тех пор животные живут дружно.

Воспитатель: Хорошая сказка у нас получилась, для дружных ребят- зверят. Молодцы!!! И когда вам захочется сильно поспорить, вспомните эту сказку.

Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, вспомните, о ком мы сегодня беседовали? Что интересного узнали о них? Что вам больше всего понравилось?  И я  хочу сказать вам, что вы все молодцы! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Не забудьте рассказать родителям, чем мы с вами сегодня занимались. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»

Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Осеннее путешествие»

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осеннее путешествие"...

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе: “Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе:“Волшебный сундучокДеда Грамотея»Подготовила: воспитатель подготовительной группы «Муравьишки...