Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактического «синквейна» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Дейнега Оксана Петровна

Составление "синквейна"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 5 «Непоседа»

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактического «синквейна» в подготовительной к школе группе

Тема: Приключение Капельки

Подготовила: воспитатель Дейнега О.П.

пгт. Красногвардейское

2021г.

Тема: Приключение Капельки

Цель: совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя схемы «синквейна».

Задачи:

-образовательные:

 -продолжать учить детей составлять рассказы, используя схемы синквейна;

 -развивать умение детей составлять рассказ по сюжетным картинкам;

 -формировать умение детей при составлении рассказа указывать время событий и действий героя с использованием разных типов предложений (простых и сложных);

-систематизировать представления детей об агрегатных состояниях воды;

- упражнять в отгадывании загадок об объектах живой и неживой природы;

-формировать умение строить сложноподчиненные предложения, используя слова "потому что", "если", "когда";

- упражнять в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже;

- активизировать знания детей по теме "слова - предметы", "слова - признаки", "слова - действия";

- обогащать словарь словами: "признаки", «действия», «предложение».

-развивающие:

- развивать память, логическое мышление, слуховое восприятие; развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематический слух, развивать фантазию, творческое воображение детей;

- воспитательные:

- воспитывать экологическую культуру;

- воспитывать речевую культуру;

-воспитывать интерес к восприятию художественных текстов;

-воспитывать желание сопереживать и помогать сказочным героям.

Интеграция ОО: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Демонстрационный материал:

-иллюстрации с изображением капельки в разных эмоциональных состояниях;

- схема синквейна;

- опорные картинки - иллюстрации к сказке "Приключения Капельки";

- схема "Круговорот воды в природе";

-книга «Приключение Капельки»

Раздаточный материал:

- иллюстрации сказочных героев по теме занятия;

-схемы «синквейна»

Оборудование: демонстрационная доска.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный компонент:

Игровая мотивация. Воспитатель собирает детей около себя:

Ребята, я сегодня получила телеграмму от Незнайки. Он сообщает, что у него скоро День Рождения, и приглашает нас в себе. Вы хотите пойти?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а с чем обычно ходят на День Рождения?

Дети: С подарком.

Воспитатель: Ребята, давайте мы подарим Незнайке книгу, чтобы он больше узнал. Какие бывают литературные жанры?

Дети: Стихи, рассказы, сказки.

Воспитатель: Чем сказки отличаются от других литературных жанров?

Дети: В сказках есть чудеса, которые не происходят на самом деле.

Воспитатель: Ребята, наш Незнайка - необычный герой. Какую книгу мы ему подарим?

Дети: Книгу сказок.

Воспитатель: А какие вы знаете сказки?

Дети: "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Аленький цветочек", "Цветик - Семицветик", "Приключения Буратино", "Кот в сапогах", "Приключения Незнайки и его друзей", "Федорино горе" и др.

Воспитатель: А какие еще сказки вы знаете?

Дети: Русские народные сказки.

Воспитатель: Чем русские народные сказки отличаются от других сказок?

Дети: Русские народные сказки передавались из уст в уста. В них нет одного автора. Они относятся к устному народному творчеству.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. А какие русские народные сказки вы знаете?

Дети: "Снегурочка", "Иван - Царевич и Серый Волк", "Царевна - Лягушка", "Белая Уточка", "Жихарка", "Волки Лиса"и другие.

Воспитатель: Ребята, Незнайка все эти сказки знает. Как нам быть?

Дети предлагают варианты ответов.

Воспитатель: Ребята, а может, нам самим придумать сказку?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте придумаем для Незнайки полезную сказку, чтобы он мог многому научиться. Как называются люди, которые сочиняют сказки?

Дети: Сказочники, писатели.

Воспитатель: А хотите побыть сказочниками?

Дети садятся за столы.

2. Содержательный компонент.

Воспитатель: Ребята, в любой сказке есть главный герой. Кто это такой?

Дети: Тот, о ком больше всего говорится в сказке.

Воспитатель: В нашей сказке тоже будет главный герой. А узнать его нам поможет загадка.

Я и туча и туман.

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

О ком эти слова?

Дети: О Капельке!

Воспитатель: Верно, молодцы! Давайте вспомним, какой путь она совершает.

Воспитатель выставляет на демонстрационной доске схему круговорота воды в природе.

Дети: Сначала Капелька находится в воде. Потом солнышко выходит, нагревает воду и превращает Капельку в пар. Происходит испарение. Капельки поднимаются вверх и образуют облако. В облаке они растут и увеличиваются, образуя тучи.

Воспитатель: Что такое тучи?

Дети: Тучи - это дождевые облака. В тучке капелькам становится тесно, и они выходят наружу в виде дождя или снега.

Дидактическая игра "Угадай настроение"

Цель: закреплять умение определять эмоциональное состояние по картинкам.

Воспитатель по очереди выставляет на демонстрационной доске картинки, отражающие эмоциональное состояние сказочного героя.

Воспитатель: Наша Капелька необычная, сказочная. У нее бывает разное настроение. Какое сейчас настроение у Капельки?

Дети: Грустное.

Воспитатель: Как вы узнали?

Дети: Уголки губ опущены вниз.

Воспитатель: Давайте и мы с вами сделаем грустные лица.

Дети показывают мимикой грустное выражение лица.

Дети показывают мимикой удивленное выражение лица.

Воспитатель: А какое теперь настроение у Капельки?

Дети: Радостное!

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Она улыбается!

Воспитатель: Молодцы! Наша Капелька любит путешествовать. О ее первых приключениях в природе нам расскажут чистоговорки.

Работа с чистоговорками.

Су - су - су, Капля встретила росу.

Давайте скажем тихо, погромче, и громко.

Су - су - су, Капля встретила росу. (Хором).

- А теперь Миша скажет тихо, погромче, громко.

- А теперь Полина.

Ша - ша - ша, Капля встретила ерша.

Ды - Ды - Ды, Капля вышла из воды.

Ток - ток - ток, Капля села на листок.

Хором, потом индивидуально. (Тихо, погромче, громко).

Воспитатель: Ребята, давайте поговорим о Капельке. Какая она?

Дети: Веселая, непоседливая, озорная, добрая, легкая, воздушная, грустная, удивленная, блестящая, прозрачная, улыбающаяся, невидимая, любознательная.

Воспитатель: Ребята, а что Капелька делает?

Дети: Летает, испаряется, превращается, охлаждается, капает, опускается на Землю, утоляет жажду, путешествует, улыбается, удивляется, огорчается, радуется, дружит.

Воспитатель: Ребята, давайте скажем свое отношение к тому, что делает Капелька. Как вы думаете, Капелька приносит пользу, когда опускается на Землю?

Дети: Да.

Воспитатель: Какую пользу??

Дети: Она приносит дождь.

Воспитатель: А чем полезен дождь?

Дети: Дождь пополняет запасы воды на Земле, дает влагу растениям, необходимую для жизни, моет жилье зверей и птиц.

Воспитатель: Давайте поговорим о пользе Капельки, используя слово "когда". Я начну предложение, а вы закончите его. "Когда Капелька опускается на Землю, она приносит дождь".

Воспитатель: Ребята, что мы теперь можем сказать о Капельке, если она приносит дождь? Какой мы с вами можем сделать вывод? Что такое Капелька? Назовите слово - предмет.

Дети: Вода, жизнь, источник.

Воспитатель: Ребята, писатели сочиняли свои сказки долго, а мы с вами сделаем это быстро при помощи схем. Посмотрите на доску. Как называется эта схема?

Дети: синквейн.

Воспитатель: Что такое «синквейн»?

Дети: Это нескладное стихотворение из пяти строк.

Воспитатель: молодцы! Какие слова мы обозначаем полоской с одной чертой?

Дети: Слова - предметы.

Воспитатель: На какой вопрос они отвечают? (кто? или что?)

Воспитатель: Сколько слов - предметов будет в  первом ряду?

Дети: Одно.

Воспитатель: Какие слова мы обозначаем полоской с волнистой линией?

Дети: Слова - признаки.

Воспитатель: На какой вопрос они отвечают? (какой? или какая?)

Воспитатель: Сколько слов - признаков будет во втором ряду?

Дети: Два.

Воспитатель: Какие слова мы обозначаем полоской с двумя чертами?

Дети: Слова - действия.

Воспитатель: На какой вопрос они отвечают? (что делает?)

Воспитатель: Сколько слов - действий будет в третьем ряду?

Дети: Три.

Воспитатель: А если слова подружатся и встанут рядом, то, что получится?

Дети: Предложение.

Воспитатель: С какой буквы начинается предложение?

Дети: С заглавной.

Воспитатель: Сколько слов будет в предложении?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Что ставится в конце предложения?

Дети: Точка.

Воспитатель: Какие слова мы используем, когда обобщаем, делаем вывод в конце рассказа?

Дети: Слова - предметы.

Воспитатель: Сколько слов — предметов будет в пятом ряду?

Дети: Одно, (два).

Воспитатель: А теперь давайте составим сказку про Капельку при помощи схемы. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте. Перед тем как ответить, посмотрите на схему.

Воспитатель - дети:

Кто? Капелька.

Какая? Веселая, любознательная.

Что делает? Летает, превращается, путешествует.

Чем полезна? Капелька приносит дождь.

Кто? Источник жизни.

Физкультминутка «Капельки»

Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик

Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: Молодцы! Путешествуя, Капелька встретила другого героя. Я опишу его, а вы отгадайте.

….

Смелый, ловкий,

Бегает, прыгает, рычит,

Сын Короля зверей.

Хищник.

Дети: Львенок!

Воспитатель: Давайте посмотрим на нашего сказочного львенка. Какой он по внешнему виду, характеру, настроению?

Дети: Необычный, веселый, озорной, рыжий, радостный, смелый, ловкий, непослушный, маленький, добрый.

Воспитатель: Что львенок делает?

Дети: Лежит, загорает, отдыхает, греется, улыбается, радуется.

Воспитатель: Как вы думаете, все ли правильно львенок здесь делает?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что львенок делает неправильно?

Дети: Он загорает без головного убора.

Воспитатель: А почему это неправильно?

Дети: Потому что можно получить солнечный удар.

Воспитатель: Давайте скажем свое отношение к поступку львенка, используя слово "потому что". Я начну предложение, а вы закончите его. "Львенок поступает неправильно, потому что загорать без головного убора нельзя". А почему нельзя загорать без головного убора?

Дети: Загорать без головного убора нельзя, потому что можно получить солнечный удар.

Воспитатель: Давайте составим сказку про львенка. Работа за столами.

Дети:

Львенок

Веселый, озорной

Лежит, отдыхает, загорает.

Львенок загорает без головного убора.

Несмышленый детеныш.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Имя следующего героя — бабочка. Давайте поговорим о ней. Подберите слова — признаки. Какая она?

Дети: Красивая, яркая, пестрая, легкая, добрая, маленькая, беззащитная, трудолюбивая.

Воспитатель: А теперь давайте подберем слова - действия к бабочке. Что она делает?

Дети: Летает, порхает, украшает, собирает нектар, опыляет цветы.

Воспитатель: Теперь давайте скажем свое отношение к тому, что делает бабочка. Она приносит пользу, если опыляет цветы?

Дети: Да.

Воспитатель: А почему это полезно?

Дети: Бабочка дает жизнь новым растениям, которые выделяют кислород.

Воспитатель: Придумайте предложение о пользе бабочки.

Дети: Бабочка дает жизнь новым растениям.

Воспитатель: Что мы теперь можем сказать о бабочке, если она опыляет цветы, трудится? Какой мы с вами можем сделать вывод? Если бабочка трудится, значит она, кто?

Дети: Труженица.

Воспитатель: Теперь составим сказку про бабочку при помощи схемы.

Дети:

Бабочка

Пестрая, разноцветная

Летает, опыляет, трудится,

Бабочка дает жизнь новым растениям.

Труженица.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А вот еще один герой

Воспитатель: Кто это?

Дети: Слон!

Воспитатель: Это большое животное, взрослое. А как назвать детеныша слона?

Дети: Слоненок!

Воспитатель: Давайте поговорим о нашем слоненке. Подберем к нему слова — признаки. Какой он?

Дети: Большой, серый, веселый, озорной, радостный.

Воспитатель: А теперь мы подберем слова — действия. Что он делает?

Дети: Улыбается, веселится, бегает, радуется, ловит бабочку.

Воспитатель: Давайте посмотрим на нашего Слоненка. Как вы думаете, все ли правильно слоненок здесь делает?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что слоненок делает неправильно?

Дети: Слоненок ловит бабочку.

Воспитатель: А почему это неправильно?

Дети: Бабочек нельзя ловить.

Воспитатель: А почему нельзя ловить бабочек?

Дети: Бабочки опыляют опыляют цветы, дают жизнь новым растениям.

Воспитатель: Давайте скажем свое отношение к поступку слоненка, используя слова "потому что". Я начну предложение, а вы закончите его. "Слоненок поступает неправильно, потому что. "

Дети: Слоненок поступает неправильно, потому что бабочек ловить нельзя.

Воспитатель: Когда мы ловим бабочек, что мы наносим природе?

Дети: Когда мы ловим бабочек, мы наносим вред природе.

Воспитатель: Что мы теперь можем сказать о слоненке, если он ловит бабочек? Какой мы с вами можем сделать вывод? Кто он?

Дети: Вредитель.

Воспитатель: А теперь составьте сказку про слоненка при помощи схемы.

Дети:

Слоненок

Веселый, серый

Бегает, радуется, ловит (бабочек)

Наносит вред природе.

Маленький вредитель.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте составим одну большую сказку с использованием всех героев и рассказов о них. Из каких частей состоит сказка?

Дети: Из начала, середины и конца.

Воспитатель: Как вы думаете, какое время года изображено на картине?

Дети: Лето!

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Светит яркое солнце, герои загорают, играют, бабочка садится на яркие цветы.

Воспитатель: А в какое время суток повстречались наши герои?

Дети: Днем!

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Солнце стоит высоко!

Воспитатель: Давайте придумаем название сказки. Кто у нас главный герой?

Дети: Капелька!

Воспитатель: Что она делала?

Дети: Летала, превращалась, путешествовала.

Воспитатель: Как мы назовем нашу сказку?

Дети: Путешествие Капельки.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, что же у нас получилось!

Кто хочет начать сказку?

Воспитатель открывает книжку с иллюстрациями, а дети составляют сказку

В одном озере или водоеме жила - была Капелька. Она была очень непоседливая, любознательная, и вот однажды она вышла погулять. Стоял жаркий летний день. Наша легкая, блестящая Капелька полетела над Землей. "Какая красивая природа", - подумала Капелька. "Посмотрю - ка я, что здесь происходит". Вдруг Капелька увидела Львенка. "Кто же это такой? Веселый, рыжий. Отдыхает, улыбается, лежит на солнце. Да это же Львенок! Но почему он загорает без панамки?" Капелька удивилась и сказала ему: "Нельзя загорать без панамки, ты получишь солнечный удар! Ты должен быть умным и сильным, потому что ты - будущий Король - Лев!" Львенок надел панамку и сказал Капельке "спасибо". Капелька полетела дальше. Потом она встретила яркую, красивую Бабочку, которая сидела на цветке. "Какая красивая бабочка!", - подумала Капелька, улыбнулась и полетела дальше. Вдруг Капелька увидела веселого серого Слоненка, который бегал, радовался и пытался сачком поймать Бабочку. Капелька очень огорчилась и сказала ему: "Слоненок, не лови бабочку! Она такая красивая! Бабочка опыляет цветы, а они дают жизнь новым растениям, которые выделяют кислород. Ты лучше играй, дружи с Бабочкой». Слоненок послушался, поблагодарил ее, ведь он был неглуп. Потом всем друзьям стало радостно. Львенок стал загорать в панамке, Слоненок опустил сачок, и они начали играть с Бабочкой в догонялки. Львенок, Слоненок и Бабочка попрощались с Капелькой, и она полетела дальше, навстречу новым приключениям. Конец.

Дидактическая игра "Один - много "

Цель: закрепить умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.

Воспитатель:  Кто загорает на солнце?

Дети: Львенок.

Воспитатель: А как сказать, если их много? Много … кого?

Дети: Львят!

Воспитатель: Правильно, молодцы! А кто бегает с сачком?

Дети: Слоненок!

Воспитатель: А как сказать, если их много? Много. кого?

Дети: Слонят!

Воспитатель: Кто опыляет цветы?

Дети: Бабочка!

Воспитатель: А как сказать, если их много? Много.

Дети: Бабочек!

Воспитатель: Кто вышел из тучки?

Дети: Капелька!

Воспитатель: А как сказать, когда их много собирается? Много кого?

Дети: Капелек!

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы!

3. Заключительный компонент. Итог занятия.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали! Ну что, ребята, понравилось вам быть сказочниками? Что показалось интересным? Что особенно запомнилось? Что нового удалось узнать? Как вы думаете, обрадуется Незнайка подарку? Я думаю, он будет очень рад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) на тему «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце»

Закрепить у ребенка умение слушать, понимать и запоминать стихотворный текст;Учить запоминать текст, чётко проговаривая слова, тренировать интонационную сторону речи;Вырабатывать у детей умение ненапр...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие в страну сказок"...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) Тема: «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце».

Конспект открытого занятия по развитию речис использованием дидактических игр детей младшегодошкольного возраста (3-4 года)Тема: «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в страну сказок»

Развивает умение находить нестандартные подходы к решению задач;тренирует  аналитическое мышление, ....

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОНР.

Тема: «Дикие животные весной».Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Дикие животные весной».Коррекцио...

Конспект занятия по развитию речи с использованием дидактического «синквейна» в подготовительной к школе группе. Тема: "Приключение Капельки"

Цель: совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя схемы «синквейна».Задачи:-образовательные: -продолжать учить детей составлять рассказы, используя схемы ...