Конспект ОД по развитию речи с использованием дидактического синквейна в подготовительной к школе группе «Приключение Капельки»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Юлия Анатольевна Бадлуева

Развитие связной речи с через использование приема  "синквейн"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_2.1.3.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Березка»

Конспект ОД по развитию речи с использованием дидактического «Синквейна» в подготовительной к школе группе

«Приключение Капельки»

Воспитатель: I квалификационной категории

Бадлуева Юлия Анатольевна

п. Усть-Ордынский, 2024

Тема: Приключение Капельки

Цель: совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя схемы синквейна.

Задачи:

Образовательные:

  1. продолжать учить детей составлять рассказы, используя схемы синквейна
  2. систематизировать представления детей об агрегатных состояниях воды
  3. формировать умение детей при составлении рассказа указывать время событий и действий героя с использованием разных типов предложений (простых и сложных)
  4. систематизировать представления детей об агрегатных состояниях воды
  5. формировать умение строить сложноподчиненные предложения, используя слова "потому что", "если", "когда";

Развивающие:

  1. развивать память, логическое мышление, слуховое восприятие, развивать фантазию, творческое воображение детей.

Воспитательные:

  1. воспитывать экологическую культуру
  2. воспитывать интерес к восприятию художественных текстов
  3. воспитывать желание сопереживать и помогать сказочным героям.

Демонстрационный материал:

Иллюстрации с изображением капельки в разных эмоциональных состояниях, схема синквейна, опорные картинки - иллюстрации к сказке "Приключения Капельки", схема "Круговорот воды в природе", книга «Приключение Капельки», презентация «Вода в природе».

Раздаточный материал:

Иллюстрации сказочных героев по теме занятия, схемы «синквейна»

Оборудование: демонстрационная доска, мультимедийное сопровождение (экран, проектор, ноутбук).

Ход занятия:

  1. Организационный компонент:

Игровая мотивация. Воспитатель собирает детей около себя:

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила телеграмму от Незнайки. Он сообщает, что у него скоро День Рождения, и приглашает нас в себе. Вы хотите пойти? Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а с чем обычно ходят на День Рождения? Дети: С подарком.

Воспитатель: Ребята, давайте мы подарим Незнайке книгу, чтобы он больше узнал. Какие бывают литературные жанры?

Дети: Стихи, рассказы, сказки.

Воспитатель: Чем сказки отличаются от других литературных жанров?

Дети: В сказках есть чудеса, которые не происходят на самом деле.

Воспитатель: Ребята, наш Незнайка - необычный герой. Какую книгу мы ему подарим?

Дети: Книгу сказок.

Воспитатель: А какие вы знаете сказки?

Дети: Русские народные сказки.

Воспитатель: А какие русские народные сказки вы знаете?

Дети: «Снегурочка», «Иван - Царевич и Серый Волк», «Царевна – Лягушка», «Белая Уточка», «Жихарка», «Волки Лиса» и другие.

Воспитатель: Ребята, Незнайка все эти сказки знает. Как нам быть? Дети предлагают варианты ответов.

Воспитатель: Ребята, а может, нам самим придумать сказку?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте придумаем для Незнайки полезную сказку, чтобы он мог многому научиться. Как называются люди, которые сочиняют сказки? 

Дети: Сказочники, писатели.

Воспитатель: А хотите побыть сказочниками? 

Дети садятся за столы.

  1. Содержательный компонент.

Воспитатель: Ребята, в любой сказке есть главный герой. Кто это такой?

 Дети: Тот, о ком больше всего говорится в сказке.

Воспитатель: В нашей сказке тоже будет главный герой. А узнать его нам поможет загадка.

Я и туча и туман. Я ручей и океан, Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. О ком эти слова?

Дети: О Капельке!

Воспитатель: Верно, молодцы! Давайте вспомним, какой путь она совершает.

Воспитатель выставляет на демонстрационной доске схему круговорота воды в природе.

Дети: Сначала Капелька находится в воде. Потом солнышко выходит, нагревает воду и превращает Капельку в пар. Происходит испарение. Капельки поднимаются вверх и образуют облако. В облаке они растут и увеличиваются, образуя тучи.

Воспитатель: Что такое тучи?

Дети: Тучи - это дождевые облака. В тучке капелькам становится тесно, и они выходят наружу в виде дождя или снега.

Дидактическая игра «Угадай настроение»

Воспитатель по очереди выставляет на демонстрационной доске картинки, отражающие эмоциональное состояние сказочного героя.

Воспитатель: Наша Капелька необычная, сказочная. У нее бывает разное настроение. Какое сейчас настроение у Капельки?

Дети: Грустное.

Воспитатель: Как вы узнали? Дети: Уголки губ опущены вниз.

Воспитатель: Давайте и мы с вами сделаем грустные лица. Дети показывают мимикой грустное выражение лица.

Дети показывают мимикой удивленное выражение лица.

Воспитатель: А какое теперь настроение у Капельки?

Дети: Радостное!

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Она улыбается!

Воспитатель: Ребята, давайте поговорим о Капельке. Какая она?

Дети: Веселая, непоседливая, озорная, добрая, легкая, воздушная, грустная, удивленная, блестящая, прозрачная, улыбающаяся, невидимая, любознательная.

Воспитатель: Ребята, а что Капелька делает?

Дети: Летает, испаряется, превращается, охлаждается, капает, опускается на Землю, утоляет жажду, путешествует, улыбается,  удивляется, огорчается, радуется, дружит.   

Воспитатель: Как вы думаете, Капелька приносит пользу, когда опускается на Землю?

Дети: Да.

Воспитатель: Какую пользу?

 Дети: Она приносит дождь.

Воспитатель: А чем полезен дождь?

Дети: Дождь пополняет запасы воды на Земле, дает влагу растениям, необходимую для жизни, моет жилье зверей и птиц.

Воспитатель: Ребята, что мы теперь можем сказать о Капельке, если она приносит дождь? Какой мы с вами можем сделать вывод? Что такое Капелька? Назовите слово - предмет.

Дети: Вода, жизнь, источник.

Воспитатель: правильно, ребята, посмотрите на экран, сейчас мы с вами познакомимся с разными состояниями воды в природе. (Просмотр презентации)

Воспитатель: Ребята, писатели сочиняли свои сказки долго, а мы  сделаем это быстро при помощи схем. Посмотрите на доску. Как называется эта       схема?

Дети: синквейн.

Воспитатель: молодцы! Какие слова мы обозначаем полоской с одной чер той?

Дети: Слова - предметы.

Воспитатель: На какой вопрос они отвечают? (кто? или что?) 

Воспитатель: Сколько слов - предметов будет в первом ряду? 

Дети: Одно.

Воспитатель: Какие слова мы обозначаем полоской с волнистой линией? 

Дети: Слова - признаки.

Воспитатель: На какой вопрос они отвечают? (какой? или какая?) 

Воспитатель: Сколько слов - признаков будет во втором ряду?

Дети: Два.

Воспитатель: Какие слова мы обозначаем полоской с двумя чертами?

Дети: Слова - действия.

Воспитатель: На какой вопрос они отвечают? (что делает?)

Воспитатель: Сколько слов - действий будет в третьем ряду? 

Дети: Три.

Воспитатель: А если слова подружатся и встанут рядом, то, что получится? 

Дети: Предложение.

Воспитатель: С какой буквы начинается предложение?

 Дети: С заглавной.

Воспитатель: Сколько слов будет в предложении? 

Дети: Четыре.

Воспитатель: Что ставится в конце предложения? 

Дети: Точка.

Воспитатель: Какие слова мы используем, когда обобщаем, делаем вывод в конце рассказа?

Дети: Слова - предметы.

Воспитатель: Сколько слов — предметов будет в пятом ряду? 

Дети: Одно, (два).

Воспитатель: А теперь давайте составим сказку про Капельку при помощи схемы. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте. Перед тем как ответить, посмотрите на схему.

Воспитатель - дети:

Кто? Капелька.

Какая? Веселая, любознательная.

Что делает? Летает, превращается, путешествует. Чем полезна? Капелька приносит дождь.

Кто? Источник жизни.

Физкультминутка «Капельки»

Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть. Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши) Вот и кончилась игра

Воспитатель: Молодцы! Путешествуя, Капелька встретила другого героя. Я опишу его, а вы отгадайте.

….

Смелый, ловкий, Бегает, прыгает, рычит, Сын Короля зверей. Хищник.

Дети: Львенок!

Воспитатель: Давайте посмотрим на нашего сказочного львенка. Что львенок делает?

Дети: Лежит, загорает, отдыхает, греется, улыбается, радуется.

Воспитатель: Как вы думаете, все ли правильно львенок здесь делает? 

Дети: Нет.

Воспитатель: Что львенок делает неправильно?

Дети: Он загорает без головного убора.

Воспитатель: А почему это неправильно?

Дети: Потому что можно получить солнечный удар.

Воспитатель: Давайте скажем свое отношение к поступку львенка, используя слово "потому что". Я начну предложение, а вы закончите его. "Львенок поступает неправильно, потому что загорать без головного убора нельзя". А почему нельзя загорать без головного убора?

Дети: Загорать без головного убора нельзя, потому что можно получить солнечный удар.

Воспитатель: Давайте составим сказку про львенка. Работа за столами.

Дети:

Львенок

Веселый, озорной

Лежит, отдыхает, загорает.

Львенок загорает без головного убора. Несмышленый детеныш.

Воспитатель: Молодцы! А вот еще один герой . Кто это?

Дети: Слон!

Воспитатель: Это большое животное, взрослое. А как назвать детеныша слона?

Дети: Слоненок!

Воспитатель: Давайте поговорим о нашем слоненке. Подберем к нему слова — признаки. Какой он?

Дети: Большой, серый, веселый, озорной, радостный.

Воспитатель: А теперь мы подберем слова — действия. Что он делает? 

Дети: Улыбается, веселится, бегает, радуется.

Воспитатель: Давайте посмотрим на нашего Слоненка. Как вы думаете, все ли правильно слоненок здесь делает?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что слоненок делает неправильно? 

Дети: Слоненок ловит бабочку.

Воспитатель: А почему это неправильно?

Дети: Бабочек нельзя ловить.

Воспитатель: А почему нельзя ловить бабочек?

Дети: Бабочки приносят пользу природе

Воспитатель: Давайте скажем свое отношение к поступку слоненка, используя слова «потому что». Я начну предложение, а вы закончите его. «Слоненок поступает неправильно, потому что»

Дети: Слоненок поступает неправильно, потому что бабочек ловить нельзя. 

Воспитатель: Что мы теперь можем сказать о слоненке, если он ловит бабочек? Какой мы с вами можем сделать вывод? Кто он?

Дети: Вредитель.

Воспитатель: А теперь составьте сказку про слоненка при помощи схемы. Дети:

Слоненок

Веселый, серый

Бегает, радуется, ловит (бабочек) Наносит вред природе.

Маленький вредитель.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте составим одну большую сказку с использованием всех героев и рассказов о них. Из каких частей состоит сказка?

Дети: Из начала, середины и конца.

Воспитатель: Как вы думаете, какое время года изображено на картине? Дети: Лето!

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Светит яркое солнце, герои загорают, играют, бабочка садится на яр- кие цветы.

Воспитатель: А в какое время суток повстречались наши герои? 

Дети: Днем!

Воспитатель: Почему вы так думаете? Дети: Солнце стоит высоко!

Воспитатель: Давайте придумаем название сказки. Кто у нас главный герой? Дети: Капелька!

Воспитатель: Что она делала?

Дети: Летала, превращалась, путешествовала.

Воспитатель: Как мы назовем нашу сказку?

Дети: Путешествие Капельки.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, что же у нас получилось! Кто хочет начать сказку?

Воспитатель открывает книжку с иллюстрациями, а дети составляют сказку

  1. Заключительный компонент. Итог занятия.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали! Ну что, ребята, понравилось вам быть сказочниками? Что показалось интересным?

Что особенно запомнилось? Что нового удалось узнать? Как вы думаете, об- радуется Незнайка подарку? Я думаю, он будет очень рад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие в страну сказок"...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в страну сказок»

Развивает умение находить нестандартные подходы к решению задач;тренирует  аналитическое мышление, ....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием дидактического синквейна для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Заколдованные звери"

Активизировать познавательную и речевую деятельность детей через технологию создания дидактического синквейна....

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОНР.

Тема: «Дикие животные весной».Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Дикие животные весной».Коррекцио...

Конспект занятия по развитию речи с использованием дидактического «синквейна» в подготовительной к школе группе. Тема: "Приключение Капельки"

Цель: совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя схемы «синквейна».Задачи:-образовательные: -продолжать учить детей составлять рассказы, используя схемы ...