Конспект занятия по развитию речи с использованием дидактического «синквейна» в подготовительной к школе группе. Тема: "Приключение Капельки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя схемы «синквейна».
Задачи:
-образовательные:
-продолжать учить детей составлять рассказы, используя схемы синквейна;
-развивать умение детей составлять рассказ по сюжетным картинкам;
-формировать умение детей при составлении рассказа указывать время событий и действий героя с использованием разных типов предложений (простых и сложных);
-систематизировать представления детей об агрегатных состояниях воды;
- упражнять в отгадывании загадок об объектах живой и неживой природы;
-формировать умение строить сложноподчиненные предложения, используя слова "потому что", "если", "когда";
- упражнять в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже;
- активизировать знания детей по теме "слова - предметы", "слова - признаки", "слова - действия";
- обогащать словарь словами: "признаки", «действия», «предложение».
-развивающие:
- развивать память, логическое мышление, слуховое восприятие; развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематический слух, развивать фантазию, творческое воображение детей;
- воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру;
- воспитывать речевую культуру;
-воспитывать интерес к восприятию художественных текстов;
-воспитывать желание сопереживать и помогать сказочным героям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по развитию речи | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи с использованием дидактического «синквейна» в подготовительной к школе группе
Тема: Приключение Капельки
Цель: совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя схемы «синквейна».
Задачи:
-образовательные:
-продолжать учить детей составлять рассказы, используя схемы синквейна;
-развивать умение детей составлять рассказ по сюжетным картинкам;
-формировать умение детей при составлении рассказа указывать время событий и действий героя с использованием разных типов предложений (простых и сложных);
-систематизировать представления детей об агрегатных состояниях воды;
- упражнять в отгадывании загадок об объектах живой и неживой природы;
-формировать умение строить сложноподчиненные предложения, используя слова "потому что", "если", "когда";
- упражнять в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже;
- активизировать знания детей по теме "слова - предметы", "слова - признаки", "слова - действия";
- обогащать словарь словами: "признаки", «действия», «предложение».
-развивающие:
- развивать память, логическое мышление, слуховое восприятие; развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематический слух, развивать фантазию, творческое воображение детей;
- воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру;
- воспитывать речевую культуру;
-воспитывать интерес к восприятию художественных текстов;
-воспитывать желание сопереживать и помогать сказочным героям.
Интеграция ОО: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Демонстрационный материал:
-иллюстрации с изображением капельки в разных эмоциональных состояниях;
- схема синквейна;
- опорные картинки - иллюстрации к сказке "Приключения Капельки";
- схема "Круговорот воды в природе";
-книга «Приключение Капельки»
Раздаточный материал:
- иллюстрации сказочных героев по теме занятия;
-схемы «синквейна»
Оборудование: демонстрационная доска.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный компонент:
Игровая мотивация. Воспитатель собирает детей около себя:
Ребята, я сегодня получила телеграмму от Незнайки. Он сообщает, что у него скоро День Рождения, и приглашает нас в себе. Вы хотите пойти?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а с чем обычно ходят на День Рождения?
Дети: С подарком.
Воспитатель: Ребята, давайте мы подарим Незнайке книгу, чтобы он больше узнал. Какие бывают литературные жанры?
Дети: Стихи, рассказы, сказки.
Воспитатель: Чем сказки отличаются от других литературных жанров?
Дети: В сказках есть чудеса, которые не происходят на самом деле.
Воспитатель: Ребята, наш Незнайка - необычный герой. Какую книгу мы ему подарим?
Дети: Книгу сказок.
Воспитатель: А какие вы знаете сказки?
Дети: "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Аленький цветочек", "Цветик - Семицветик", "Приключения Буратино", "Кот в сапогах", "Приключения Незнайки и его друзей", "Федорино горе" и др.
Воспитатель: А какие еще сказки вы знаете?
Дети: Русские народные сказки.
Воспитатель: Чем русские народные сказки отличаются от других сказок?
Дети: Русские народные сказки передавались из уст в уста. В них нет одного автора. Они относятся к устному народному творчеству.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. А какие русские народные сказки вы знаете?
Дети: "Снегурочка", "Иван - Царевич и Серый Волк", "Царевна - Лягушка", "Белая Уточка", "Жихарка", "Волки Лиса"и другие.
Воспитатель: Ребята, Незнайка все эти сказки знает. Как нам быть?
Дети предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Ребята, а может, нам самим придумать сказку?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте придумаем для Незнайки полезную сказку, чтобы он мог многому научиться. Как называются люди, которые сочиняют сказки?
Дети: Сказочники, писатели.
Воспитатель: А хотите побыть сказочниками?
Дети садятся за столы.
2. Содержательный компонент.
Воспитатель: Ребята, в любой сказке есть главный герой. Кто это такой?
Дети: Тот, о ком больше всего говорится в сказке.
Воспитатель: В нашей сказке тоже будет главный герой. А узнать его нам поможет загадка.
Я и туча и туман.
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
О ком эти слова?
Дети: О Капельке!
Воспитатель: Верно, молодцы! Давайте вспомним, какой путь она совершает.
Воспитатель выставляет на демонстрационной доске схему круговорота воды в природе.
Дети: Сначала Капелька находится в воде. Потом солнышко выходит, нагревает воду и превращает Капельку в пар. Происходит испарение. Капельки поднимаются вверх и образуют облако. В облаке они растут и увеличиваются, образуя тучи.
Воспитатель: Что такое тучи?
Дети: Тучи - это дождевые облака. В тучке капелькам становится тесно, и они выходят наружу в виде дождя или снега.
Дидактическая игра "Угадай настроение"
Цель: закреплять умение определять эмоциональное состояние по картинкам.
Воспитатель по очереди выставляет на демонстрационной доске картинки, отражающие эмоциональное состояние сказочного героя.
Воспитатель: Наша Капелька необычная, сказочная. У нее бывает разное настроение. Какое сейчас настроение у Капельки?
Дети: Грустное.
Воспитатель: Как вы узнали?
Дети: Уголки губ опущены вниз.
Воспитатель: Давайте и мы с вами сделаем грустные лица.
Дети показывают мимикой грустное выражение лица.
Дети показывают мимикой удивленное выражение лица.
Воспитатель: А какое теперь настроение у Капельки?
Дети: Радостное!
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Она улыбается!
Воспитатель: Молодцы! Наша Капелька любит путешествовать. О ее первых приключениях в природе нам расскажут чистоговорки.
Работа с чистоговорками.
Су - су - су, Капля встретила росу.
Давайте скажем тихо, погромче, и громко.
Су - су - су, Капля встретила росу. (Хором).
- А теперь Миша скажет тихо, погромче, громко.
- А теперь Полина.
Ша - ша - ша, Капля встретила ерша.
Ды - Ды - Ды, Капля вышла из воды.
Ток - ток - ток, Капля села на листок.
Хором, потом индивидуально. (Тихо, погромче, громко).
Воспитатель: Ребята, давайте поговорим о Капельке. Какая она?
Дети: Веселая, непоседливая, озорная, добрая, легкая, воздушная, грустная, удивленная, блестящая, прозрачная, улыбающаяся, невидимая, любознательная.
Воспитатель: Ребята, а что Капелька делает?
Дети: Летает, испаряется, превращается, охлаждается, капает, опускается на Землю, утоляет жажду, путешествует, улыбается, удивляется, огорчается, радуется, дружит.
Воспитатель: Ребята, давайте скажем свое отношение к тому, что делает Капелька. Как вы думаете, Капелька приносит пользу, когда опускается на Землю?
Дети: Да.
Воспитатель: Какую пользу??
Дети: Она приносит дождь.
Воспитатель: А чем полезен дождь?
Дети: Дождь пополняет запасы воды на Земле, дает влагу растениям, необходимую для жизни, моет жилье зверей и птиц.
Воспитатель: Давайте поговорим о пользе Капельки, используя слово "когда". Я начну предложение, а вы закончите его. "Когда Капелька опускается на Землю, она приносит дождь".
Воспитатель: Ребята, что мы теперь можем сказать о Капельке, если она приносит дождь? Какой мы с вами можем сделать вывод? Что такое Капелька? Назовите слово - предмет.
Дети: Вода, жизнь, источник.
Воспитатель: Ребята, писатели сочиняли свои сказки долго, а мы с вами сделаем это быстро при помощи схем. Посмотрите на доску. Как называется эта схема?
Дети: синквейн.
Воспитатель: Что такое «синквейн»?
Дети: Это нескладное стихотворение из пяти строк.
Воспитатель: молодцы! Какие слова мы обозначаем полоской с одной чертой?
Дети: Слова - предметы.
Воспитатель: На какой вопрос они отвечают? (кто? или что?)
Воспитатель: Сколько слов - предметов будет в первом ряду?
Дети: Одно.
Воспитатель: Какие слова мы обозначаем полоской с волнистой линией?
Дети: Слова - признаки.
Воспитатель: На какой вопрос они отвечают? (какой? или какая?)
Воспитатель: Сколько слов - признаков будет во втором ряду?
Дети: Два.
Воспитатель: Какие слова мы обозначаем полоской с двумя чертами?
Дети: Слова - действия.
Воспитатель: На какой вопрос они отвечают? (что делает?)
Воспитатель: Сколько слов - действий будет в третьем ряду?
Дети: Три.
Воспитатель: А если слова подружатся и встанут рядом, то, что получится?
Дети: Предложение.
Воспитатель: С какой буквы начинается предложение?
Дети: С заглавной.
Воспитатель: Сколько слов будет в предложении?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Что ставится в конце предложения?
Дети: Точка.
Воспитатель: Какие слова мы используем, когда обобщаем, делаем вывод в конце рассказа?
Дети: Слова - предметы.
Воспитатель: Сколько слов — предметов будет в пятом ряду?
Дети: Одно, (два).
Воспитатель: А теперь давайте составим сказку про Капельку при помощи схемы. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте. Перед тем как ответить, посмотрите на схему.
Воспитатель - дети:
Кто? Капелька.
Какая? Веселая, любознательная.
Что делает? Летает, превращается, путешествует.
Чем полезна? Капелька приносит дождь.
Кто? Источник жизни.
Физкультминутка «Капельки»
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: Молодцы! Путешествуя, Капелька встретила другого героя. Я опишу его, а вы отгадайте.
….
Смелый, ловкий,
Бегает, прыгает, рычит,
Сын Короля зверей.
Хищник.
Дети: Львенок!
Воспитатель: Давайте посмотрим на нашего сказочного львенка. Какой он по внешнему виду, характеру, настроению?
Дети: Необычный, веселый, озорной, рыжий, радостный, смелый, ловкий, непослушный, маленький, добрый.
Воспитатель: Что львенок делает?
Дети: Лежит, загорает, отдыхает, греется, улыбается, радуется.
Воспитатель: Как вы думаете, все ли правильно львенок здесь делает?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что львенок делает неправильно?
Дети: Он загорает без головного убора.
Воспитатель: А почему это неправильно?
Дети: Потому что можно получить солнечный удар.
Воспитатель: Давайте скажем свое отношение к поступку львенка, используя слово "потому что". Я начну предложение, а вы закончите его. "Львенок поступает неправильно, потому что загорать без головного убора нельзя". А почему нельзя загорать без головного убора?
Дети: Загорать без головного убора нельзя, потому что можно получить солнечный удар.
Воспитатель: Давайте составим сказку про львенка. Работа за столами.
Дети:
Львенок
Веселый, озорной
Лежит, отдыхает, загорает.
Львенок загорает без головного убора.
Несмышленый детеныш.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Имя следующего героя — бабочка. Давайте поговорим о ней. Подберите слова — признаки. Какая она?
Дети: Красивая, яркая, пестрая, легкая, добрая, маленькая, беззащитная, трудолюбивая.
Воспитатель: А теперь давайте подберем слова - действия к бабочке. Что она делает?
Дети: Летает, порхает, украшает, собирает нектар, опыляет цветы.
Воспитатель: Теперь давайте скажем свое отношение к тому, что делает бабочка. Она приносит пользу, если опыляет цветы?
Дети: Да.
Воспитатель: А почему это полезно?
Дети: Бабочка дает жизнь новым растениям, которые выделяют кислород.
Воспитатель: Придумайте предложение о пользе бабочки.
Дети: Бабочка дает жизнь новым растениям.
Воспитатель: Что мы теперь можем сказать о бабочке, если она опыляет цветы, трудится? Какой мы с вами можем сделать вывод? Если бабочка трудится, значит она, кто?
Дети: Труженица.
Воспитатель: Теперь составим сказку про бабочку при помощи схемы.
Дети:
Бабочка
Пестрая, разноцветная
Летает, опыляет, трудится,
Бабочка дает жизнь новым растениям.
Труженица.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вот еще один герой
Воспитатель: Кто это?
Дети: Слон!
Воспитатель: Это большое животное, взрослое. А как назвать детеныша слона?
Дети: Слоненок!
Воспитатель: Давайте поговорим о нашем слоненке. Подберем к нему слова — признаки. Какой он?
Дети: Большой, серый, веселый, озорной, радостный.
Воспитатель: А теперь мы подберем слова — действия. Что он делает?
Дети: Улыбается, веселится, бегает, радуется, ловит бабочку.
Воспитатель: Давайте посмотрим на нашего Слоненка. Как вы думаете, все ли правильно слоненок здесь делает?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что слоненок делает неправильно?
Дети: Слоненок ловит бабочку.
Воспитатель: А почему это неправильно?
Дети: Бабочек нельзя ловить.
Воспитатель: А почему нельзя ловить бабочек?
Дети: Бабочки опыляют опыляют цветы, дают жизнь новым растениям.
Воспитатель: Давайте скажем свое отношение к поступку слоненка, используя слова "потому что". Я начну предложение, а вы закончите его. "Слоненок поступает неправильно, потому что. "
Дети: Слоненок поступает неправильно, потому что бабочек ловить нельзя.
Воспитатель: Когда мы ловим бабочек, что мы наносим природе?
Дети: Когда мы ловим бабочек, мы наносим вред природе.
Воспитатель: Что мы теперь можем сказать о слоненке, если он ловит бабочек? Какой мы с вами можем сделать вывод? Кто он?
Дети: Вредитель.
Воспитатель: А теперь составьте сказку про слоненка при помощи схемы.
Дети:
Слоненок
Веселый, серый
Бегает, радуется, ловит (бабочек)
Наносит вред природе.
Маленький вредитель.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте составим одну большую сказку с использованием всех героев и рассказов о них. Из каких частей состоит сказка?
Дети: Из начала, середины и конца.
Воспитатель: Как вы думаете, какое время года изображено на картине?
Дети: Лето!
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Светит яркое солнце, герои загорают, играют, бабочка садится на яркие цветы.
Воспитатель: А в какое время суток повстречались наши герои?
Дети: Днем!
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Солнце стоит высоко!
Воспитатель: Давайте придумаем название сказки. Кто у нас главный герой?
Дети: Капелька!
Воспитатель: Что она делала?
Дети: Летала, превращалась, путешествовала.
Воспитатель: Как мы назовем нашу сказку?
Дети: Путешествие Капельки.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, что же у нас получилось!
Кто хочет начать сказку?
Воспитатель открывает книжку с иллюстрациями, а дети составляют сказку
В одном озере или водоеме жила - была Капелька. Она была очень непоседливая, любознательная, и вот однажды она вышла погулять. Стоял жаркий летний день. Наша легкая, блестящая Капелька полетела над Землей. "Какая красивая природа", - подумала Капелька. "Посмотрю - ка я, что здесь происходит". Вдруг Капелька увидела Львенка. "Кто же это такой? Веселый, рыжий. Отдыхает, улыбается, лежит на солнце. Да это же Львенок! Но почему он загорает без панамки?" Капелька удивилась и сказала ему: "Нельзя загорать без панамки, ты получишь солнечный удар! Ты должен быть умным и сильным, потому что ты - будущий Король - Лев!" Львенок надел панамку и сказал Капельке "спасибо". Капелька полетела дальше. Потом она встретила яркую, красивую Бабочку, которая сидела на цветке. "Какая красивая бабочка!", - подумала Капелька, улыбнулась и полетела дальше. Вдруг Капелька увидела веселого серого Слоненка, который бегал, радовался и пытался сачком поймать Бабочку. Капелька очень огорчилась и сказала ему: "Слоненок, не лови бабочку! Она такая красивая! Бабочка опыляет цветы, а они дают жизнь новым растениям, которые выделяют кислород. Ты лучше играй, дружи с Бабочкой». Слоненок послушался, поблагодарил ее, ведь он был неглуп. Потом всем друзьям стало радостно. Львенок стал загорать в панамке, Слоненок опустил сачок, и они начали играть с Бабочкой в догонялки. Львенок, Слоненок и Бабочка попрощались с Капелькой, и она полетела дальше, навстречу новым приключениям. Конец.
Дидактическая игра "Один - много "
Цель: закрепить умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.
Воспитатель: Кто загорает на солнце?
Дети: Львенок.
Воспитатель: А как сказать, если их много? Много … кого?
Дети: Львят!
Воспитатель: Правильно, молодцы! А кто бегает с сачком?
Дети: Слоненок!
Воспитатель: А как сказать, если их много? Много. кого?
Дети: Слонят!
Воспитатель: Кто опыляет цветы?
Дети: Бабочка!
Воспитатель: А как сказать, если их много? Много.
Дети: Бабочек!
Воспитатель: Кто вышел из тучки?
Дети: Капелька!
Воспитатель: А как сказать, когда их много собирается? Много кого?
Дети: Капелек!
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы!
3. Заключительный компонент. Итог занятия.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали! Ну что, ребята, понравилось вам быть сказочниками? Что показалось интересным? Что особенно запомнилось? Что нового удалось узнать? Как вы думаете, обрадуется Незнайка подарку? Я думаю, он будет очень рад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе.
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему: "Путешествие в страну сказок"...
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в страну сказок»
Развивает умение находить нестандартные подходы к решению задач;тренирует аналитическое мышление, ....
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактического «синквейна» в подготовительной к школе группе
Составление "синквейна"...
Конспект занятия по развитию речи: «Я живу в России» в подготовительной к школе группе
В занятии в игровой форме дошкольники уточняют, закрепляют и расширяют представления о своей Родине. Используется технология составления рассказа о родном городе с опорой на схему - мнемотаблицу....
Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Сказочный театр»
Цель: создать условия для развития связной речи и коммуникативных умений детей в театрализованной деятельности.Задачи: Образовательные: Расширять представление детей о театре и театрализованной...
Конспект ОД по развитию речи с использованием дидактического синквейна в подготовительной к школе группе «Приключение Капельки»
Развитие связной речи с через использование приема "синквейн"...
Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе «В гостях у сказки Золотой ключик»
Одно из важных условий для гармоничной жизни ребенка — это полноценное и своевременное развитие его речи. Сейчас дети в связи с большим информационным потоком, который они зачастую не успевают п...