Конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников «Гласные звуки и буквы»
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)

Шульженко Надежда Юрьевна

• Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;

• Учить детей различать гласные звуки, подбирать слова на заданный звук и определять место данного звука в слове.

• Воспитывать у детей интерес к играм, к работе с моделями, умение слушать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sa1.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский сад № 208 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно- речевого развития воспитанников «Самоцветик» г. Орска»


                                         

 Подготовила вос-ль

                                                                                     1 кв.категории:

                                                                                          Шульженко Н.Ю.


2024г.Орск

Конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников

«Гласные звуки и буквы»

Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, э, ы).

Задачи:

• Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;

• Учить детей различать гласные звуки, подбирать слова на заданный звук и определять место данного звука в слове.

• Воспитывать у детей интерес к играм, к работе с моделями, умение слушать друг друга.

Ход:

      Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Педагог: Ребята, я очень рада видеть вас. Давайте подарим друг другу улыбку.

Послушайте, за что удивительную сказку я вам прочитаю.

Сказка о гласных звуках

В одной волшебной стране жили звуки, страна эта была совсем крохотная. Жителей этой страны никто никогда не видел, так как они были невидимками, а вот слышать их можно было. Шесть звуков были певцами: А, У, О, И, Э, Ы. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Они очень дружили. Эти звуки распевали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого надо узнавать все звуки и правильно их произносить.

Для закрепления понятия «гласные звуки» дать ребёнку квадратик красного цвета, символизирующий «гласные звуки» А, У, О, И, Э, Ы.

Ребёнку можно предложить следующие варианты упражнений: - спеть по очереди гласные звуки; - взрослый показывает артикуляцию гласного звука, а ребёнок наблюдает за движениями губ; называет гласный звук, который соответствует данной артикуляции; – ребёнок слушает приведённые ниже стихи, повторяют вслед за взрослым.

Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных. Голос участвует, голос зовёт. Звук получается гласный.

(В. Берестов)

Отгадываем загадки, на доске появляется Звуковичок, с изображением отгаданной буквы.

1. Вот буква вроде шалаша. Не правда ль, буква хороша!

И хоть она проста на вид, а начинает алфавит (Е. Тарлапан). – Какая это буква? (А).

2. В этой букве нет угла, оттого она кругла. До того она кругла, покатиться бы могла. (Е. Тарлапан). Что это за буква? (О).

3. У этой буквы как буд- то ушки, как у зайки на макушке.

У улитки рожки тоже на эту букву так похожи (буква у).

4. Бывает эта буква в конце и в середине, в конце капусты,

И в середине дыни. - Какая это буква? (ы).

- Что общего вы заметили между этими буквами? (все они обозначены красным цветом)

Педагог: Послушайте разговор двух сестрёнок и ответьте в конце на мой вопрос.

Однажды произошёл такой случай: старшая сестра учила младшую читать слова, а у неё ничего не получалось.

Старшая: Оленька выучила все буквы, а читать не может. Не получается. Никак у нее не складываются все буквы вместе. Что тут написано, Оленька?

Младшая: Не знаю.

Старшая: это какая буква?

Младшая: А.

Старшая: Молодец! А эта?

Младшая: У.

Старшая: А вместе?

Младшая: Не знаю.

Старшая: Ну, как же ты не знаешь! Это А, а эта У! А если их сложить, что получится?

Младшая: Не знаю.

Старшая: А ты подумай!

Младшая: Я думаю!

Старшая: Ну и что?

Младшая: Не знаю.

Старшая: Ну, вот что. Представь, что ты заблудилась в лесу. Как ты тогда станешь кричать?

Младшая: (Подумала и говорит) Если я заблужусь в лесу, я буду кричать…. «МАМА!» (Л. Пантелеев)

- Кто из вас догадался, как надо кричать, если заблудились в лесу? (ау).

-А если гласные поменять местами, что получится? (уа)Так плачет малыш.

А теперь ребята пришло время отдохнуть!

Физминутка:

Самолёты

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками,

Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо,

На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям,

Да и снова полетели.

Звуковой анализ и синтез звукосочетаний.

Кто хочет со мной поиграть? Волшебный мешочек там буквы. (Выходят 4 ребенка, каждый берет из мешочка по гласной букве: А, О, У, Ы, Э. Прошу встать таким образом, как я произнесу сочетание звуков: АУО, ОЫА, УОЭ. Затем педагог расставляет детей в определенной последовательности и просит их прочитать полученное звукосочетание).

Педагог: Посмотрите на предметные картинки на доске. Назовём их: утка, эскимос, сыр, облако и ананас. А вот и домики для гласных звуков. Давайте послушаем какой первый звук в названии картинок и найдём домик для каждого звука. Исключение слово сыр, в нем звук спрятался в середине слова, так как в русском языке нет слов, которые начинаются с этого звука (какой звук спрятался в середине слова сыр?!правильно –звук «ы»)

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки(красным). Каждый звук имеет свое графическое изображение. Выложите на столе с помощью счётных палочек букву Э, Ы, А. Напишите пальцем в воздухе букву О, Ы, У. Скажите, на что похожа буква У, А.

Рефлексия.

- Молодцы! Вы все умеете узнавать гласные звуки и определять их место в словах, научите дома маму с папой этому, поиграйте с ними в игру, например, «Кто больше?». В ней нужно придумать слова, в которых звук «а» был бы в начале слова (и с другими гласными звуками) или в конце слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"

Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"

Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [и], буква И»

Конспект занятия по обучению грамотев подготовительной группе «Звук [и], буква И»Цели:Образовательные:- познакомить с механизмом образования звука И;- познакомить ребят с многозначным...

Конспект занятия по обучению грамоте. Подготовительная группа. Тема: «Звук [а], буква А»

Конспект занятия по обучению грамотеПодготовительная группаТема: «Звук [а], буква А»...