Консультация для педагогов "Развитие речи детей"
консультация по логопедии на тему

Ковалевская Лариса Вячеславовна

Консультация раскрывает основные этапы развития речи у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv.rechi_.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Развитие речи детей» 

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный психический процесс, который начинает формироваться, когда слух, зрение, артикуляционный аппарат ребенка достигают определенного уровня развития. Но, даже имея здоровый головной мозг, достаточно развитый речевой аппарат, хороший слух и зрение, ребенок без речевого окружения не заговорит.

Развитие речи начинается с первых дней жизни и проходит несколько этапов.

Самым первым речевым проявлением является крик. Крик носит рефлекторный характер и является реакцией на дискомфортные состояния (голод, боль, мокрые пеленки и пр.). У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться и у ребенка появляется гуление и смех. Именно в этот период начинает формироваться интонационный язык, которым ребенок будет пользоваться всю жизнь. У ребенка формируется комплекс оживления (эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого). Элементом комплекса оживления выступает гуление. Насторожить родителей в этот период должно его отсутствие или недостаточность интонационной выразительности, отсутствие смеха. Гуление – важный этап довербального (дословесного) развития речи. В этот период, наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, развивается понимание речи, малыш учится управлять интонацией. Здоровый ребенок рано начинает реагировать на интонацию, еще не понимая смысла обращенной к нему речи. Общение ребенка и взрослого строится на эмоциональной основе. Это и есть первые уроки родного языка.

Негативно влияет на развитие ребенка недостаточность эмоционально-положительного контакта со взрослым, особенно с матерью. Молчащие взрослые или взрослые, речь которых эмоционально не выразительна, не способствуют возникновению у ребенка гуления, необходимого для развития речи и познавательного интереса к внешнему миру. В возрасте от двух до шести-семи месяцев положительные эмоции матери нужны ребенку для полноценного развития, как пища и воздух. Если ребенок в возрасте от полугода до трех лет длительное время находится в разлуке с матерью, то это может привести к отставанию в его развитии.

Речь детей, воспитывающихся в детских домах, обычно развивается медленней, нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Даже в условиях приемной семьи, дети, окруженные любовью, заботой и вниманием, могут испытывать затруднения в речевом развитии.

Следующая стадия развития речи характеризуется появлением лепета, и длится примерно от пяти до девяти месяцев. Лепет представляет собой многократное повторение слогов (ма, ба, па, да, на) под контролем слуха. При лепете развивается длительность выдоха, активизируется слуховое внимание. К десяти месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. Обычно они состоят из двух одинаковых слогов: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя.

К концу второго полугодия жизни ребенка появляется, так называемая, предметно-отнесенная речь – умение узнавать в словах людей и предметы. Услышав название любимой игрушки, ребенок поворачивает к ней голову, а иногда и указывает на нее рукой.

В конце первого или в начале второго года жизни ребенок произносит свое первое настоящее слово, осознанно начинает пользоваться речью. Словарь состоит из 9–12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и другие). Отдельными короткими фразами дети начинают говорить к двум годам.

Речь ребенка продолжает развиваться по подражанию, поэтому очень важно, чтобы окружающие взрослые говорили четко, правильно, без длинных и сложных фраз. К двум годам активный словарь насчитывает примерно 250–300 слов, а к трем годам он быстро увеличивается и достигает 800–1000 слов. Речь становится полноценным средством общения.

К концу третьего года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков и звуков [р, рь] и [л]. Это является допустимой физиологической нормой. Многим родителям очень хочется, чтобы их малыш как можно быстрее начал произносить именно звук [р], при этом они не учитывают особенности артикуляционного аппарата ребенка. Для правильного произношения звука [р] необходим хорошо натренированный кончик языка, который может легко вибрировать за верхними зубами и достаточной длины подъязычная связка, которая дает возможность языку легко подниматься к нёбу.

К пяти годам активный словарь увеличивается до 2500-3000 слов, фраза удлиняется и усложняется, и у большинства детей заканчивается процесс формирования звукопроизношения.

К семи годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и практически овладевает грамматически правильной речью.

Развитие речи ребенка предполагает, с одной стороны  понимание смысла сказанного (пассивная речь), с другой  произнесение слов и предложений (активная речь). Пассивная речь опережает в своем развитии речь активную. Так, в возрасте семи-восьми месяцев ребенок обычно понимает многие слова, в том числе узнает названия предметов, которые произносит взрослый. В восемь – девять месяцев дети начинают соотносить слова с предметами, отдельными действиями.

Какое-то время количество понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. Ребенок до двух лет, понимая все, что говорят ему взрослые, хорошо выполняя их простые инструкции («Дай», «Сядь», «Возьми»), может не произносить ни одного слова, либо объясняться с помощью лепетного говорения. И, все-таки, речь при этом развивается. Переход к активной речи у таких детей происходит внезапно. Еще вчера ничего не говорил, а сегодня высказывается развернутыми предложениями.

Чтобы ребенок начал использовать в речи все понимаемые им слова, необходимы три основных условия: эмоционально-теплое общение со взрослым; появление интереса к слову; становление собственной предметной деятельности. Рассмотрим подробнее каждое из этих условий.

Первое  речь возникает и развивается как средство общения ребенка с другими людьми. Вступая в эмоциональное общение с младенцем, взрослые не только развлекают его, но и создают условия для речевого развития.

Второе, не менее важное условие развития речи  насыщение опыта ребенка слышимой речью. Ребенок слышит речь постоянно. Взрослые обращаются к нему, много разговаривают в его присутствии. Звуковая среда, окружающая современного ребенка, буквально пропитана речевыми звуками  это и радио, и телевизор, и проигрыватель, и магнитофон. Но не всегда малыш слышит и различает речевые звуки. Слышимая речь оказывает положительное влияние на речевое развитие ребенка только в том случае, если она включена в непосредственное общение с человеком. Недостаточно, чтобы просто звучала пластинка или радио. Не умея анализировать громкие и ненужные звуки, ребенок вскоре перестает воспринимать их и может даже на время оглохнуть, защищая себя от непонятного ему шума. Восприятие речи ребенком до полутора  двух лет необходимо определенным способом организовать. Можно вместе с ним послушать пластинку. Чем дольше он вслушивается в одну и ту же звучащую речь, тем больше радости переживает от узнавания знакомых звуков, тем лучше выделяет и различает их. Слышимая речь должна вызывать у малыша желание «поговорить самому» произнести лепетные звуки, напоминающие настоящую речь.

Для ребенка слышимая речь неотделима от конкретного человека. Причем этот человек не должен постоянно говорить. Слушая речь окружающих, он начинает выделять отдельные слова и различать фонемы родного языка, то есть вычленять близкие по звучанию, но разные по смыслу слова.

Становление предметной деятельности и делового сотрудничества со взрослыми – третье необходимое условие развития активной речи. Для того чтобы ребенок сам, по своей инициативе, начал говорить, у него должна возникнуть потребность в этом. Она складывается из потребности в общении со взрослым и нужды в каком-то предмете. Ни то, ни другое в отдельности к слову еще не ведет. Малыш может успешно общаться со взрослыми безо всяких слов, обмениваясь улыбками и вокализациями, родители и так все понимают. Он способен подолгу заниматься с игрушками, не испытывая желания их называть. Задачу «сказать что-то» ставит перед ребенком взрослый. А потребность в сотрудничестве побуждает ребенка принять эту задачу и сказать нужное слово. Общение со взрослым по поводу предметов и предметные действия, включенные в общение, создают для ребенка необходимость назвать нужный предмет, самому произнести слово.

Таким образом, если ребенок тянется ко взрослому и совместной деятельности с ним, любит заниматься с предметами, внимательно слушает и повторяет за взрослым отдельные слова  можно считать, что он готов к активной речи и совсем скоро заговорит. Однако и в этом случае переход к активной речи может несколько затянуться. Для активизации речевой способности необходимо провести своего рода «обучение» ребенка.

Попробуйте отодвинуть нужную и привлекательную для малыша игрушку так, чтобы он сам не мог дотянуться до нее. Это вызовет у него стремление достать желанный предмет. В ответ на его попытки дотянуться до игрушки отчетливо произносите ее название: «ляля», «миша», «машина». Не давайте игрушку до тех пор, пока он сам не попытается назвать ее. Сначала ребенок будет изо всех сил тянуться к игрушке и выражать свое нетерпение. Потом его усилия переключатся на вас: скорее всего, он будет указывать пальчиком на предмет и своим гневным лепетом «дай-дай-дай» пытаться выпросить его. И только потом возникнет интерес к слову, который проявится в том, что ребенок начнет смотреть на ваши губы и вслушиваться в слово, которое вы произносите. Поэтому выговаривайте слово отчетливо, с ярко выраженной и даже утрированной артикуляцией, чтобы малыш сразу обратил внимание на движения ваших губ. Сосредоточенность на артикуляционном аппарате  важный признак того, что слово выделилось в сознании ребенка и стало предметом его внимания, а это значит, что совсем скоро он сам его произнесет. Первое слово приносит ребенку огромную радость. И малыш повторяет его снова и снова, а иногда даже предпочитает словесную игру желанной раньше игрушке.

Дети в 1,5–2 года начинают активно называть предметы, когда в этом возникает потребность, а не просто подражать взрослому. Если ребенок остановится на первом этапе и будет стремиться завладеть игрушкой, то ее название он не произнесет. Значит, нужно привлечь внимание к звучащему слову. Достаточно часто задержка развития активной речи связана с тем, что родители удовлетворяют все желания малыша, угадывая их по первому взгляду или жесту. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего содержания, которое они выражают. Предметная отнесенность слова может быть усвоена, а система абстракций и обобщений, стоящая за ними, нет. Можно привести пример несовпадения значений слов в речи детей и взрослых:

«Мне не хватает теплоты», – она сказала дочке.

Дочь удивилась: «Мерзнешь ты и в летние денечки?»

«Ты не поймешь, еще мала», – вздохнула мать устало.

А дочь кричит: «Я поняла!», – и тащит одеяло.

                                                                             (А. Барто).

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей (услышав выражение «Он с петухами спать ложится», ребенок возражает: «Нет, они заклюют!»). Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово «значит» для ребенка разного возраста и разного уровня развития разное.

Наблюдаются многочисленные случаи ошибочного словоупотребления, переноса названия с одного предмета на другой, сужения, или, наоборот, расширения границ значений слов и их применения. Сужение или расширение значений слов детьми объясняется тем, что они не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами. Понимание и употребление слов детьми трех-пяти лет зависит от степени обобщения, частоты использования этих слов окружающими взрослыми, действий детей с соответствующими предметами. Чаще дети правильно понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, одежда).

В основе усвоения значений слов лежит функциональный признак предмета. При незнании слова дети часто прибегают к его толкованию с указанием на назначение предмета: футляр – «очечник», лейка – «поливалка», мебель – «спят там» и т.п. Обобщающие слова, в звуковом образе которых закреплен общий функциональный признак предметов, дети усваивают раньше других, аналогичных по степени обобщения (игрушки – играть, одежда – одевать).

Вызывают затруднения в понимании смысла слова, обозначающие неизвестные детям предметы, явления. Например: «Народ – это на базаре. Все ходят, покупают»; «Ракетница – это тетенька на ракете летает».

Н.Х. Швачкин обратил внимание на следующие особенности понимания значения слов дошкольниками:

1.      Прежде всего, в восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему названием. Поэтому ребенок ищет в значении слова буквальное отражение предмета или явления, к которым относится слово (пятилетний Адик на собственный вопрос: «Почему эти работники называются плотники?», ответил: «Они плотно забивают»).

2.      Ребенок ищет непосредственную связь между звучанием и значением слова, «бунтует» против немотивированного сочетания звуков в слове. Этим объясняется потребность дошкольника видоизменять звуковую форму слов: вместо «сухарики» – «кусарики», вместо «милиционер» – «улиционер». Ребенок как бы в самом звуке ищет значение слова.

3.      В значение слова ребенок вкладывает живой, осязаемый образ (Коля в четыре года палисадник назвал «полсадик»).

4.      Дошкольник имеет склонность придавать буквальный смысл словам, которые он произносит: летчика называет «самолетчик», летать, по его мнению, можно и на воздушном шаре, и на планере, а «самолетчик» летает только на самолете.

Часто мы общаемся с ребенком, не замечая, как он говорит, нам важно, что он сказал. Бытовые ситуации не требуют развернутого текста. Родители, как правило, находятся в постоянном диалоге с ребенком.Диалогическая речь (или «разговорная» в терминологии лингвистов) имеет собственные законы построения. Знание ситуации полностью определяет высказывание. Диалогическая речь, по существу, разделена между двумя людьми, инициатива может принадлежать только одному из них. Это бывает, когда взрослый общается с ребенком, например, мама не только спрашивает о чем-то своего ребенка, но и отвечает за него. Простейшие формы диалога не требуют построения программы высказывания. Даже, когда ребенок о чем-то рассказывает, вспоминает какие-то события, его речь является диалогичной. Прежде всего, ребенок говорит о том, что находится в фокусе его внимания, он выделяет и озвучивает самый значимый для него элемент целостной ситуации и совсем не заботится об «удобстве» слушателя. В диалоге имеют значение: интонация, мимика, жесты.

В процессе обучения в школе к речи ребенка предъявляются совсем другие требования. Возникает необходимость формулировать собственные мысли в максимально понятной для других форме, поэтому уже в дошкольном возрасте надо развивать навыки связной речи.

Существует мнение, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи, что ребенок подрастет и у него все само собой исправится, он сам научится говорить. «Нас же никто не учил, – говорят такие родители, – и логопедов никаких не было, и ничего, научились, и они научатся». Это ошибочное мнение! Ни в коем случае не пускайте все на самотек, если вы заподозрили неладное в речевом развитии своего ребенка, лучше обратиться к специалисту, который поможет разобраться в возникших вопросах.

Скорее всего, специалист посоветует:

1. Проверить слух ребенка.

Если есть малейшие подозрения, что у ребенка проблемы со слухом (слишком близко подходит к источнику звука, не сразу реагирует на обращенную к нему речь), не откладывайте в долгий ящик посещение поликлиники. Вашему ребенку нужно снять аудиограмму. Установлено, что даже незначительное снижение слуха мешает развитию речи.

2. Разговаривать с ребенком больше и чаще.

Нужно использовать любую возможность общения: разговаривать о его и своих делах; о том, что он увидел или услышал; о прочитанном, отвечать на вопросы. Комментируйте все свои и его действия, обсуждайте все, что происходит вокруг, задавайте малышу как можно больше вопросов и внимательно выслушивайте его ответы, даже если они выражены не словами. Отвечайте за него, используя простые короткие фразы, состоящие из повторяющихся ключевых слов.

3. Развивать мелкую моторику руки ребенка.

Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка, особенно его речь.

Начинать тренировать пальчики ребенка нужно как можно раньше. Вы можете:

- делать массаж пальчиков и кистей рук. Массажные движения выполняйте в направлении от кончиков пальцев до запястья. Хорошо, если приемы массажа Вам покажет профессиональный массажист;

- делать гимнастику для пальчиков. Вспомните народные игры-потешки, например, «Сорока-белобока», в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества, и которые удивительно гармонично сочетают речь и движение. Их развивающее значение часто недооценивается родителями. Сейчас издано много популярных пособий, в которых содержатся разнообразные полезные и веселые упражнения для развития пальчиков.

Для развития мелкой моторики будут полезны и такие повседневные упражнения, как застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков (жаль, что все чаще обувь детей имеет липучки), развязывание узелков на шнурках – это доступно всем. Для этой же цели: рисуйте, раскрашивайте (только не фломастерами, а карандашами), лепите из пластилина, глины и даже теста. Работайте с бумагой, крупой, веревочками, собирайте бусы, мозаики, используйте конструктор. Трудно перечислить все возможные виды деятельности для развития мелкой моторики.

4. Читать ребенку книжки.

Каждую прочитанную книгу обязательно обсудите с ребенком, рассмотрите иллюстрации, найдите всех героев, уточните, что и как они делают, какие они. А еще лучше – проиграйте сказку или историю, сделайте маленький спектакль, нарисуйте или слепите героев.

5. Иногда становиться немного «бестолковым».

Бывает полезно поставить ребенка в ситуацию, когда его не понимают. Даже если вы прекрасно знаете, чего хочет ваш малыш, притворитесь, что Вы совершенно его не понимаете. Стремление ребенка получить от взрослого какой-то предмет заставит его выразить свое желание словами. При этом важно не обидеть ребенка. Если Вы не уверены в себе или в своем ребенке, лучше не рискуйте.

6. Чаще играть с ребенком в различные игры: сюжетные и настольные, со словами и геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.

7. Разрешать ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, ножницами, бумагой, клеем и т.д.

8. Поощрять игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в зоопарк и т.д.

9. Ограничивать время просмотра телевизора, смотреть передачи вместе и обсуждать увиденное.

10. Заниматься физкультурой и спортом. Подобные занятия улучшают кровоснабжение мозга, обеспечивают более надёжную его работу. Запасы кислорода можно основательно пополнить лишь во время занятий физической культурой и лучше на свежем воздухе. При выполнении физических упражнений в организме возникает большое количество условно-рефлекторных связей между корой головного мозга, внутренними органами и двигательным аппаратом. Мышечная работа благоприятно влияет на центральную нервную систему, улучшает ее деятельность. В результате регулярных занятий физкультурой начинают слаженно работать все взаимосвязанные органы и системы.

Теперь Вы знаете, что нужно и можно делать. Но этого мало, важно знать – что делать нельзя.

1. Не требуйте от ребенка невозможного. Не настаивайте: «Скажи», «повтори», «назови». Это не поможет малышу заговорить.

2. Не упрекайте его за то, что он все еще не говорит. Ни в коем случае не наказывайте за это. Наказание не стимулирует развитие речи, а отношения между вами будут испорчены.

3. Не ставьте ему в пример других, уже хорошо говорящих детей. У каждого свой темп развития. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, замечая именно его успехи и радуясь даже незначительным достижениям.

4. Не запугивайте ребенка ужасными последствиями его временных неудач. Взрослые иногда не подозревают, какую психическую травму может нанести ребенку даже одна неосторожная фраза. Хуже всего: «Скажи, а то мама любить не будет».

Чтобы выяснить, правильно ли говорит Ваш ребенок и нужна ли ему помощь логопеда, понадобится время (в пределах одного часа) и наглядный материал (картинки, игрушки), чтобы малышу было интересно работать. Для этого лучше использовать время, когда и Вы и Ваш ребенок в хорошем настроении, ребенок не перевозбужден, не утомлен и не голоден. У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо, если занятия будут проводиться в виде игры. Не делайте ребенку замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить его отвечать правильно. Это материал для проверки, а не для работы над ошибками. И, конечно, это возможность «по-новому» услышать речь Вашего ребенка. Приведенный ниже речевой материал рассчитан на определение уровня сформированности речи у детей старше 4,5 лет.

Цель: обследование связной речи.

Задание: составление рассказа по сюжетной картинке.

Вам понадобится любая сюжетная картинка с несколькими действующими лицами, это может быть и иллюстрация к какой-нибудь сказке.

1. Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Не надо задавать ребенку наводящие вопросы. Пусть он самостоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле. Записанный дословно рассказ ребенка поможет Вам проанализировать его ошибки.

2. Попросите ребенка описать какое-либо изображенное на картинке лицо человека, животное. Как вариант, Вы можете попросить ребенка описать любой предмет или игрушку, которые находятся в комнате, не называя их. Попробуйте угадать, о чем (о каком предмете) рассказал Ваш ребенок.

Оценивая результаты, обратите внимание на следующее:

1. Ребенок составил рассказ самостоятельно. Вы ему не помогали.

2. В рассказе были использованы слова точные по смыслу.

3. Ребенок строил фразы грамматически правильно, без ошибок.

4. Ребенок использовал предложения, состоящие из 4-х и более слов.

5. Все звуки и слова ребенок произносил правильно.

6. Речь была в нормальном темпе, плавная, выразительная.

Такой рассказ составит ребенок, речевое развитие которого соответствует возрастной норме. Если Вам что-то не понравилось в рассказе ребенка, то своими сомнениями следует поделиться с логопедом.

Даже незначительные недостатки в развитии речи ребенка приводят к затруднениям в обучении, особенно в освоении чтения и письма, в организации речевого поведения (снижение потребности в общении, неумение ориентироваться в ситуации общения, несформированность диалогической и монологической речи). Основное условие и развития, и коррекции речи ребенка – систематичность занятий. Развивающий потенциал определяется богатством речи окружающих, активностью ребенка в процессе обучения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Общее недоразвитие речи детей дошкольного возраста""

Речь, одна из центральных, важнейших психических функций, "зеркало" протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средства самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние ...

Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...

Консультация «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами,...

Консультация родителей «Развитие речи детей 3-4 лет».

Как развивать правильную речь ребёнка в 3, 4 года?Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи ...

Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"

Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"...

Консультация " Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература...

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет.

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет. Развитие речи у ребёнка раннего возраста (до трёх лет) – процесс сл...