Речь первоклассника
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Рыбакова Наталья Николаевна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

На что обратить внимания родителям будущих первоклассников.

Речевая коммуникация – ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

Связная речь –  ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на грамматику (правильно строить предложения, использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).

Словарь – у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки.

Грамматика –  ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале?) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди?) и т. д. А также правильно образовывать слова и предложения. Например, варенье из сливы – сливовое, шапка из соломы – соломенная, у лисы – лисята, у льва – львята и т. д.

Звукопроизношение – В норме вся звуковая сторона речи должны быть усвоена ребёнком полностью к 3 – 4 годам, к 5 – 6 годам он должен уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Что такое фонематическое восприятие и для чего оно служит?

Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы.

        Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.

        Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной норм.

Что  значит, выполнить звуковой анализ слова?

         Выполнить звуковой анализ - это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся и дать им характеристику.

        К сожалению, в настоящие время большинство детей, имеют различные  речевые проблемы, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференциацию фонем, т.е. звуков. В результате возникают трудности в различении близких по звучанию звуков, в овладении языковым анализом и синтезом. Это затрудняет автоматизацию поставленных звуков. В дальнейшем  снижает возможность полноценного овладения навыками письма и чтения. Ребёнок не будет различать звуки речи (глухие и звонкие, мягкие и твердые) и, поэтому будет взаимозаменять их. Возможно, он будет пропускать буквы, как гласные, так и согласные, переставлять буквы или слоги, опускать их, добавлять лишние. Т.о., неразвитый фонематический слух приводит к нарушению письменной речи. А это приводит к невозможности успешно усвоить программу русского языка.

        Работу по развитию фонематического слуха надо начинать с самого рождения, усложняя задания в зависимости от возраста. Ребёнок должен пройти постепенно все этапы от умения реагировать на звук и различать неречевые звуки (стук, звон, шуршание  и т.п.) до умения выполнять звуковой анализ слова.

Показатели развития речи детей 6 -7 лет.

Ребенок шести лет свободно общается с взрослыми и сверстниками, может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту.
        1. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое.
        2. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (не просто машина, а легковая, грузовая; не просто обувь, а зимняя и летняя).
        3. Ребенок всё шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, качество их работы, использует эти слова в своей игре.
        4. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами (золотая осень), понимать метафоры (море смеялось).
        5. У ребенка складываются представление о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух).
        6. Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением (золотые руки); умеет подбирать синонимы (работа, труд, дело, занятие, бизнес, служба). Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая их сходство и различие (белый, как снег); все чаще пользуется сложными предложениями.

        7. Плавность и точность речи при свободном высказывании является одним из показателей достаточности словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им. Большое влияние на формирование грамматически правильной речи оказывает уровень речевой культуры взрослых, окружающих ребенка, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки.
        8. На седьмом году жизни речь детей становиться все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях отмечается четкость и завершенность изложения.
        9. Ребенок способен самостоятельно дать описание картинки, предмета, пересказать содержание небольшого литературного произведения, придумать сказку, рассказ, передать свои чувства и впечатления. Совместные игры нуждаются в объяснении правил – ребенок начинает пользоваться объяснительной речью.
        10. Произносительная сторона речи достигается довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; говорят в зависимости от ситуации громко, тихо и даже шепотом; могут изменять темп речи с учетом содержания высказывания; пользоваться интонационными средствами выразительности; следовать нормам литературного произношения.
        11. Многие дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие (умеют различать звуки, например: с-ш, л-р); владеют началами звукового анализа (умеют выделять звуки из начала слова, подбирать слова на заданные звуки); делят слова на слоги, что имеет исключительное значение для усвоения грамоты.

        Однако и в этом возрасте некоторые дети имеют проблемы речевого плана. Вот лишь некоторые из них:
- вместо точного названия предмета – описание его, использование родовых понятий вместо видовых («дерево; вместо «дуб», «ель»);
- нечеткое или неверное проговаривание окончаний слов;
- неправильное произношение звуков (горловое «р», межзубные свистящие).
Пока ребенок не овладеет правильным произношением на родном языке, нельзя учить его языку иностранному;
- недостаточная дифференциация таких звуков, как
« ч» и « ть», « с» и «ц», «ц» и «ть», «ч» и « ц»,
«ч» и «щ», «сь» и «щ», «р» и «л» и др.;
- трудности воспроизведения слов сложной слоговой структуры (балерина, милиционер, регулировщик, велосипедист, сковорода, экскурсовод и др.)

        В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование связной речи – все эти процессы будут продолжать развиваться и в школе. И здесь главными помощниками для своих детей можете и должны стать Вы, дорогие родители. Читайте детям книги, рассказывайте сказки, учите стихи, беседуйте и занимайтесь с ними.

Консультацию подготовила

 учитель-логопед Рыбакова Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слуховое внимание важная составляющая для развития письменной речи первоклассника

Каждый поступающий в школу ребёнок, прежде всего, должен хорошо овладеть грамотой, т. е. научиться читать и писать.      Чтение и письмо – это сложны...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...

Требования к речи первоклассника

Требования к речи первоклассника...

Консультация для родителей: "Требования к речи первоклассников"

В данной консультации описываются требования к основным компонентам речи, которые должны быть сформированы у первоклассников....

Требования к речи первоклассника

Консультация для родителей...

Требования к речи первоклассника

Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу ...

Требования к речи первоклассника

Для  успешного  овладения  чтением  и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:1. Умение слушать и слышать других;2. Звуковая с...