Мастер - класс "Расскажи мне сказку"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Чипышева Ирина Викторовна

Как правильно читать детям сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazhi_mne_skazku.docx46.91 КБ
Office presentation icon krasnaya_shapochka.ppt2.72 МБ

Предварительный просмотр:

Расскажи мне сказку…

        

 «Что остается от сказки потом,

       После того, как ее рассказали?..»

Владимир Высоцкий

Немного из истории

Слово "сказка" в его современном смысле появилось только в 17 веке. До этого говорили "байка" или "басень" (от слова "баять" - рассказывать).

Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер. Сюжет отличается многоэпизодичностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и также традиционными зачинами и концовками. Зачин уводит слушателей в мир сказки из действительности, а концовка возвращает их обратно. Она шутливо подчеркивает, что сказка - вымысел.

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении "сказочного мира", и романтической окраске событий.

Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок - старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

Сказка как жанр

Сказка не создавалась сразу как жанр. Она коренится в обрядовой и культовой жизни народов, она развивается из мифа. Издревле люди любят сказки. Сказка заполняла досуг. У крестьян  сказка до начала XX века в зимние досужие вечера была любимым развлечением всех возрастов. Северные лесорубы, сплавщики леса и рыболовы рассказывали сказки в перерывах на работе. Уральские рудниковые рабочие тоже. В сельской и домашней работе, в овинах, на барщине, чтоб не уснуть, пермские пимокаты, вологодские богомазы, деревенские портные, печники, торговцы скотом, плотники, мельники, церковные сторожа, дьячки, бурлаки, няньки, молодежь на беседах и посиделках, солдат в казарме или дома, матрос, балаганный клоун и скоморох, сибирские артели судостроителей, ямщики, нищие - вот профессии и положения, для которых сказка была ведущим жанром художественной литературы.

Но… создается впечатление, что сказки жили в мужской среде. А были ли женские сказки? Разумеется. Особой областью женской сказки являются сказки нянек и бабушек для детей. Если мужская сказка рассказывалась с целью развлечения, то женская сказка кроме развлечения, преследует воспитательную цель. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Итак, можно сказать, что сказка с давних пор наравне с развлекательнымносит еще и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение.

До сих пор нет единого определения понятия «сказки», принятого всеми сказковедами. Но возможно выделить четыре существенных признака сказки:

1. Целеустановка на развлечение слушателей

2. Необычное в бытовом плане содержание

3. Особая форма её построения

4. В действительность рассказанного не верят.

В мире огромное множество сказок и все они имеют отличия. Значит, сказки можно классифицировать, тем не менее, научная классификация сказок не создана ещё до сих пор.

Первым из ученых-сказковедов к этой проблеме обратился А.Н. Афанасьев. Так как он являлся собирателем сказок, ему необходимо было упорядочить огромный и пёстрый сказочный материал.

Вот как выглядит его система:

  • Сказки о животных, предметах, растениях, стихиях

Сказки о животных -- древнейший вид; он восходит частью к примитивным,а частью к позднейшему влиянию литературных поэм средневековья (вроде рассказов северных народов о медведе, волке, вороне и, особенно, о хитрой лисе или ее эквивалентах -- шакале, гиене.

  • Волшебные, мифологические, фантастические

Сказка волшебная, генетически восходящая к разным источникам: к разложившемуся мифу, к магическим рассказам, к обрядам, книжным источникам и т. д.: волшебные сказки бывают мужскими или женскими по герою и свадебными или авантюрными по целеустановке. Сюда относятся, например сказки о «Победителе змея», «О царствах золотом, серебряном и медном», «О юноше, обещанном морскому царю», «Хитрая наука», «Муж ищет исчезнувшую жену», «Мачеха и падчерица», «Иван царевич и серый волк» и др.

В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень - Золотые рога, Свинка-Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка. В такой сказке все возможно! Начинается волшебная сказка с того, что главный герой по тем или иным причинам уходит из родного дома, а затем - и из обычного мира. Все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего, происходит в чужом, странном мире: в медном, серебряном, золотом царстве, или в далеком тридевятом царстве тридесятом государстве. Мир волшебной сказки - мир многобожия, т.е. язычества. Человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, водяной, морской царь. Священника в волшебной сказке не встретишь - все колдуны да ведьмы. Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

  • Былинные
  • Исторические сказания

Они корнями ближе к мифам или к религиозной литературе исторических религий: христианства, мусульманства, буддизма, иудаизма и т. д. Например, «Гордый царь», «Божий крестник», «Бог в гостях у человека», «Пустынник и черти» и т. п.

        

  • Новеллистические или бытовые

Сказка новеллистическая с сюжетами бытовыми, но необычными: «Правда и кривда», «Мудрая жена», «Терпеливая жена», сказки о глупых чертях, великанах, о ловких ворах и т.п. Генетически новеллистическая сказка чаще корнями уходит уже в феодальное общество с четкими классовыми расслоениями.

Новеллистической чаще всего называют бытовую сказку. Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. Правда соседствует с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. Например, жестокую царицу исправляют тем, что на несколько дней меняют местами с женой драчуна-сапожника. Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный. В бытовой сказке (ее недаром называют еще и плутовской) вполне допустима кража. Неудачи преследуют в сказке всех, кто в реальной жизни господствовал над народом, обирал его, обижал. Мужик берет верх над барином, работник - над попом, солдат - над генералом, а младший, обиженный в семье - над самодурами-стариками. Начало сказки соответствует действительному, несправедливому положению дел, а конец обязательно разрушает эту несправедливость.

  • Докучные

Сказки-пародии (совсем новый жанр), пародирующие сказочную форму (например,коротушки или бесконечные, так называемые «докучные» сказки)  или содержание сказок («Фома Беренников»), сказки-дразнилки. Особенно среди пародий надо отметить небылицы, происхождение которых может быть даже очень древнее.

Например: «Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?»

Не выделен разряд - сказки кумулятивные или цепевидные. Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена, вследствие чего возникает либо «нагромождение» (Терем мухи), либо «цепь» (Репка), либо «последовательный ряд встреч» (Колобок) или же «отсылок» (Петушок подавился). В русском фольклоре кумулятивных сказок немного. Кроме особенностей композиции они отличаются стилем, богатством языка, зачастую тяготея к рифме и ритму.

Сказки на день

        Советские и зарубежные психологи, проведя многолетние наблюдения, пришли к выводу, что чтение вслух - это основа эмоционально-эстетического восприятия ребёнком художественного произведения. Это явление объясняется тем, что у детей дошкольного возраста чувство преобладает над разумом, что размышление, оценка наступает тогда, когда ребёнок эмоционально переживёт прочитанное. Отсюда следует, что установку надо давать, прежде всего, на эмоциональное восприятие. Нельзя сразу же извлекать поучение, логическое заключение, педагогическую пользу, так как это пагубно воздействует на ребёнка, разочаровывает его, лишает эмоциональной реакции.

Значит, литература оказывает сильное влияние на воспитание чувств ребёнка. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. Наверное, нет такого человека, которому в детстве не рассказывали бы сказок и трудно представить себе ребёнка, который не увлекался бы ими.

        Давайте рассмотрим, какое воздействие оказывает на ребенка сказка?

Приведем такой пример: что сделает мама, сидящая на диете, если ей захочется съесть шоколадку? Правильно! Либо нарушит диету, либо в расстроенных чувствах отправится на кухню жевать опостылевший шпинат. А что предпримет маленькая девочка, если ее лишат сладкого? Немного поплачет, а потом положит на тарелку кусочки пластилина, назовет их "конфетками" и уже через несколько минут будет выглядеть вполне счастливой. Психологи называют детское сознание мифологическим, ведь из-за недостатка опыта и эгоцентризма ребенок не делает четких различий между реальным и воображаемым удовлетворением потребностей. "Если очень долго прыгать и махать руками, то можно полететь". "Цветное стеклышко, найденное на асфальте — волшебное!" Стоит немного поговорить с ребенком, и вы обнаружите сотни подобных заблуждений. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, беседуя с дошкольником на "взрослом" языке, вы не всегда добиваетесь взаимопонимания: чтение сказок и ролевые игры — вот посредники, которые помогут вам донести до малыша необходимую информацию.

Как и любой другой вид искусства, сказка воздействует на ребенка благодаря механизму идентификации: малыш отождествляет себя с главным героем и вместе с ним переживает все приключения. И хотя трагедия Колобка — выдумка, не имеющая под собой реальных событий, — эмоциональный опыт, полученный ребенком от прочтения этой истории, вполне реален. Такая особенность восприятия позволяет использовать сказки  не только для развлечения малыша, но и для того чтобы научить его справляться со стрессом, общаться с окружающим миром и помочь освоить разные социальные роли (например, представить себя школьником).

Если вы читаете трехлетнему малышу "Карлсона", а он регулярно перебивает вас "дурацкими" вопросами, не спешите злиться. Возможно, дело в том, что ребенок еще не дорос до сложных сюжетов и просто не в состоянии удержать в голове все происходящее. Сказки не одежда, их невозможно рассказывать на вырост, поэтому для каждой истории есть свой идеальный возраст.

Так что же нужно читать  с детьми того или иного возраста?

        

От 2 до 3,5 лет

Что читать?

 В этот период ребенок хорошо воспринимает большую часть классического детского репертуара: на смену "Теремку" и "Репке" приходят более длинные и содержательные истории, например "Три поросенка" и "Красная Шапочка". Однако, несмотря на литературную всеядность, чадо порой демонстрирует завидное постоянство, требуя снова и снова читать ему определенную сказку. Не отказывайте ребенку в таких, странных на первый взгляд, просьбах. Дело в том, что, пытаясь переключить внимание ребенка на другую сказку, взрослые мешают ему полностью усвоить содержание полюбившейся истории. Представьте, что вы прослушиваете учебный текст на иностранном языке. Первое, второе, пятое воспроизведение — и вот, наконец, становится понятно, что мистер Блэк не встречал мисс Уайт, а наоборот, провожал ее. С похожими языковыми трудностями сталкивается и ребенок, который всего-то три года как изучает русский.

Как читать?

Медленно и выразительно. Наделяя каждого героя "особым" голосом, вы облегчаете малышу восприятие текста. Кроме того, "чтение по ролям" позволяет передать характеры действующих лиц: только услышав "ваш" громкий лай, ребенок поймет, почему лисаиспугалась собак.

Обращайте внимание на иллюстрации. Забудьте о том, что "показывать пальцем нехорошо", и тычьте им в картинки. А как иначе вы сможете объяснить малышу, что такое "хижина" или "кочерга"?

Избегайте сложных речевых оборотов. Не оспаривая талантов детских писателей, стоит заметить, что они не всегда учитывают особенности восприятия своей целевой аудитории. Длинные предложения лучше сокращать, а вместо непонятных словосочетаний вставлять знакомые. Для неугомонного трехлетки сказки выполняют функцию одного из главных источников информации о расстановке сил в нашем мире. Оказывается, волки едят зайцев, а зайцы любят капусту, которую выращивает мужик, называемый крестьянином. У крестьян же, в свою очередь, бывают красивые и уродливые дочки, умные и глупые сыновья, матерями которых часто являются сварливые бабы.

От 3,5 до 5 лет

Что читать?

Атрибуты, относящиеся к полу ребенка, приобретают для него все большее значение, и этот процесс гендерного самопознания обязательно нужно учитывать при выборе книг. Малыш начинает отождествлять себя с персонажами своего пола, и если он не находит достойной фигуры для идентификации, то интерес к сказке быстро пропадает. Поэтому девочкам нужно читать про хитрых лисичек и принцесс, а мальчикам — о смелых зайцах и "войнушках". Этот возрастной период — время появления страхов, первых обид и конфликтов с ровесниками, поэтому сказки должны выполнять в первую очередь исцеляющую, психотерапевтическую функцию. Допустим, если дочка перестала быть единственным ребенком в семье, стоит сделать ей прививку от ревности вакциной из сказки "Гуси-лебеди". Если же наследник боится темноты, то ему имеет смысл прописать по две страницы "Краденого солнца" ежевечерне. Особую роль играют волшебные истории, создающие у ребенка ощущение, что на свете не существует нерешаемых проблем и из любой ситуации можно найти выход. Если сказку читают родители, то малыш чувствует, что именно они помогают ему избавиться от обиды, зависти и других гнетущих эмоций, и его доверие к взрослым значительно укрепляется.

Как читать?

Поскольку сказки стали длиннее, читайте их по частям. Не пугайтесь, если малыш интерпретирует содержание по-своему, — лучше попытайтесь разобраться, из-за чего это происходит. Почему дочка сокрушается из-за того, что Элли потеряла серебряные башмачки, и совсем не радуется возвращению героини домой? Не потому ли, что вчера в детском саду вредные мальчишки закопали в кадке с фикусом ее чешки? Каким бы очевидным ни было сходство с недавними происшествиями, воздержитесь от комментариев, проводящих параллели между ними и сказочным сюжетом. Мышление малыша конкретно, и он способен уловить лишь созвучность своих переживаний и эмоций главного героя. Терпеливо отвечайте на вопросы, даже самые абсурдные. Будучи сильно привязанным к маме и папе, ребенок может не понимать, почему во многих сказках ничего не говорится о родителях главных персонажей — щенков, котят или птенцов. Какие трагические события привели к тому, что они самостоятельно разгуливают по улицам? " Если вы заметили, что содержание книги вызывает у ребенка сильное волнение, предложите ему вместе нарисовать иллюстрации к этой истории. Таким образом, вы поможете ребенку глубже погрузиться в сказку и поучаствовать в развитии ее сюжета, При этом малыш может снабдить русского богатыря автоматом Калашникова или навсегда оставить Царевну-лягушку в ее зелено-бородавчатом обличье. Пусть так и будет — настаивать на исправлении неточностей не нужно: значит, именно они необходимы для того, чтобы ребенок избавился от эмоционального напряжения.

От 5 до 6 лет

Что читать?

 Настало время вводить в читательское меню книги, описывающие разные стороны человеческих отношений, — на смену царевнам и драконам должны прийти мальчики и девочки, попадающие в легко узнаваемые ситуации. Подойдут "Денискины рассказы" В. Драгунского, "Пеппи Длинныйчулок" А. Линдгрен, "Мэри Поппинс" П. Трэверс и т.д. Если в волшебных сказках сразу понятно, кто хороший, а кто плохой, то в книгах, где маленький главный герой то удирает от полицейских, то выливает на голову прохожим манную кашу, образы неоднозначны. После 5 лет дошкольники способны сознательно проводить параллели между своим поведением и "книжными" детьми. "А я никогда так не делаю!" или "Я бы на его месте..." — восклицают детки. Когда взрослые  слышат подобные признания, у них возникает соблазн напомнить хвастуну, что прохожие, может, и не страдали от его каши, но собака была расстроена, обнаружив в миске манку вместо привычного корма. Делать это нужно аккуратно — чтение должно быть для ребенка приятным времяпрепровождением, а не превращаться в "разбор полетов".

Как читать?

        Не забывайте, что 5 лет — это возраст "почему?".

Ребенка волнуют мотивы других людей, и одновременно он пытается разобраться в вашем отношении к прочитанному. Отвечая на вопросы о причинах поступков героев, избегайте навешивания ярлыков, типа "лентяй", "дурачок" или "простофиля".

Что делать, если ребенок не любит, когда ему читают?

Предложите малышу посмотреть комиксы, в которых трудно понять содержание, не прочитав подписи под картинками.

Старайтесь, чтобы ребенок как можно чаще видел вас — родителей — читающими. Жадность и зависть такие же двигатели прогресса, как и любознательность.

Доверьте чтение книжек профессионалам — чаще включайте малышу аудиосказки.

 Выработав привычку слушать, чадо станет более благосклонно относиться и к вашему чтению.

        В книгах, рассчитанных на этот возраст, много юмора. Не отказывайте ребенку в удовольствии снова услышать полюбившийся отрывок. Пусть смеется, сколько захочет. Книжки становятся толще, и часто случается, что, дойдя до середины, ребенок теряет интерес к истории. Это нормально! Ребенок выводит вас из себя более изощренным способом, время от времени прося почитать про Карлсона с самого начала? Не сердитесь, поведение малыша говорит о том, что ему пока еще трудно удерживать в памяти длинную цепочку событий.

        

        От 6 до 7 лет

Что читать?

Ребенку скоро в школу? Это не повод, для того чтобы убирать в шкаф сказки и красиво расставлять на полках Большую советскую энциклопедию! Если вы "хотите, чтобы книги давали развивающий эффект, будьте внимательны к вопросам ребенка, к его спорам с друзьями и играм. Не торопитесь называть его, увлекающегося  книжкой о породах кошек, ветеринаром: уже через месяц ребенок объявит вам о новом деле всей его жизни. Пора познакомить дитя с книгами о школе: человек должен знать о том, что его ждет в самое ближайшее время.

Как читать?

Значительная часть книг о школьниках была написана в советский период. Взрослым, заставшим это время или просто хорошо знающим историю нашей страны, не кажется странным, что дети с красными тряпочками на шее лазают по помойкам в поисках металлолома или собирают у соседей по дому ненужные газеты и журналы. Но представьте, как это воспримет ребенок нынешнего поколения, которому не разрешают поднимать с земли даже монетки! В общем, если вы собрались прочитать  ребенку "Тимура и его команду", краткий исторический экскурс лишним не будет.

Впервые в литературном рационе дошкольника появляются книги с грустным концом и событиями, показывающими, что жизнь не так уж легка и радостна. Найдите время для обсуждения драматических эпизодов; если ребенок плачет, сочувствуя героям, не утешайте его тем, что книжка — всего лишь выдумка автора. Так действительно бывает, но человек способен преодолеть любые трудности!

Формы работы со сказкой

Формы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Укажем еще на некоторые смысловые акценты, которые представляются значимыми и с подачи родителей, и воспитателя будут способствовать благотворному влиянию на формирование личности ребенка.

Сказкотерапия

В детской психотерапии есть такое направление - терапия сказками, рассказывание терапевтических сказок.

Что такое терапевтическая сказка?  Это сказка, которая помогает ребенку, рассказывая о том, что ему близко, демонстрировать ему разные варианты решения проблемы.  

С этой целью могут использоваться как сказки хорошо известные и часто рассказываемые без всякой терапевтической цели, так и те, которые взрослые могут придумать специально для ребенка. Из общеизвестных сказок можно отметить следующие: "Мама для мамонтенка" (очень подходит для приемных детей), "Волк и семеро козлят" (о том, что бывает, когда не прислушиваешься к маминым советам о безопасности), "Золушка" (о соперничестве между сестрами), "Мальчик с пальчик" (ощущение беззащитности) и многие другие, которые помогают ребенку справляться со страхами, решать проблемы, рассказывают о школе. Но бывает, что такие сказки не воспринимаются ребенком как советы и решения, и тогда приходится придумывать сказку именно для него.

Как сочинять сказку?
1. Обдумайте проблему, которая беспокоит ребенка: постарайтесь понять, как он воспринимает проблемную ситуацию. Важно задуматься об этом именно с позиции ребенка. Если, например, вас беспокоит, что ребенок не хочет заниматься, это совершенно не значит, что ребенка беспокоит то же самое. Попробуйте сначала просто поговорить с ним, выслушав его объяснения, почему он не хочет ходить в детский сад. Возможно, причина в том, что у него нет друзей?

2. Сформулируйте основную идею рассказа. Какие мысли вы хотели бы донести до ребенка? Какие практические шаги, решения вы хотите предложить ребенку?

   3.  Рассказ следует начинать с описания героя или героини, у которых были бы сходные проблемы.  Ребенку будет проще идентифицироваться с персонажем истории, если вы сделаете его максимально похожим на ребенка. Желательно дать ему (ей) имя, похожее или хотя бы начинающееся на ту же букву, ему должно быть столько же лет, сколько ребенку, он может внешне напоминать ребенка, иметь столько же братьев и сестер, жить в таком же доме и т. д.

   4. Рассказывая о вашем сказочном герое, не забудьте упомянуть о достоинствах ребенка, сильных сторонах его характера, качествах и талантах.

   5. Внимательно следите за ребенком, когда вы рассказываете. Если ребенку скучно, то, вероятно, вы не угадали, что беспокоит ребенка. Если вы затрудняетесь в выборе дальнейшего направления рассказа, вы можете спросить у ребенка: "Как ты думаешь, что было дальше?", "Что он сделал?" и т. д. Вероятнее всего, ребенок подскажет вам, куда двигаться дальше.

   6. Если ребенок задает вопросы или комментирует ваш рассказ, это очень хороший признак - значит, вы задели его своим рассказом, угадали, что его беспокоит. С другой стороны, это подсказка для вас, о чем еще он хотел бы услышать. Не оставляйте эти комментарии без внимания.

   7. Если вы точно не знаете, что беспокоит ребенка в какой-то ситуации, попробуйте описать ситуацию и спросить его, что было дальше, что расстроило героя и т. д.

   8. Учитывайте уровень развития ребенка - не усложняйте рассказ, не затягивайте его, если ребенку трудно удержать внимание продолжительное время.

Часто родителей беспокоит то, как сказать ребенку о том, что он приемный. В соответствии с предлагаемой схемой в первую очередь сформулируйте проблему (то, о чем вы хотите рассказать, то, что, на ваш взгляд, важно для ребенка, что может его беспокоить) и продумайте те мысли, которые вы хотели бы донести до ребенка. Итак, первый этап сочинения сказки - это создание главного героя, с которым ребенок мог бы идентифицироваться. Наиболее простой путь - "Жил-был мальчик, которого звали (имя, созвучное имени ребенка), ему было столько-то лет (соответственно возрасту ребенка). Он жил с мамой и папой (бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и т. п.) в большом доме. Больше всего он любил играть в..." То есть герой просто срисовывается с ребенка. Такой путь хорош для маленьких детей и для более старших детей, в возрасте около 10 лет. Для детей же 5-8 лет более удачным может быть вариант не столь прямой. У каждого ребенка есть любимый сказочный герой - важно выбрать не того, кто ситуативно симпатичен ребенку, а героя, который был бы интересен ему на протяжении продолжительного времени, в которого он играет. Это может быть совершенно неожиданный для вас выбор.  Им, например, может являться младший поросенок из трех поросят. Однако даже этого героя необходимо "привязать" к жизни ребенка, добавив детали, по которым ему было бы проще связать себя с этим образом.

Затем наделяем этого героя положительными чертами, желательно теми, которые есть у ребенка (их можно преувеличить), или теми, которых у него нет, но нам кажется, что они помогли бы ему в данной ситуации: веселый, смелый, умеет справляться со сложностями, справедливый и т. п. Не стоит излишне идеализировать сказочного героя, чтобы ребенок не решил, что тот может справиться с любыми сложностями, а он, ребенок, нет - именно потому, что он не так хорош.
А дальше начинается собственно история. Итак.

"Жил-был мальчик, его звали Никита, ему было 5 лет. Больше всего он любил играть в машинки и слушать книжки. Он был очень хороший мальчик - веселый, умный, любопытный, хотя и не всегда слушался старших. Так получилось, что его мама не сразу нашла его. Сначала он жил в таком доме, где живут детки, у которых нет родителей. Это чем-то похоже на детский садик, только детей оттуда не забирают вечером, они остаются там ночевать. Но вот однажды мама с папой нашли его и забрали домой. Они очень хорошо жили все вместе, но Никита боялся, что родители могут опять отвезти его в этот дом и выбрать другого мальчика. Он очень старался слушаться, чтобы этого не произошло. Однако он уставал все время слушаться и начинал вести себя очень плохо, и родители сердились на него. Однажды мама очень сильно рассердилась на Никиту, ругала его и поставила в угол. Он стоял в углу и думал, не вернут ли его обратно. И вдруг подошла мама и сказала, что он может выйти из угла. А Никита вместо того, чтобы обрадоваться, заплакал. Мама испугалась и спросила у него: "Почему ты плачешь?" Когда он объяснил, мама обняла его и сказала, что они никогда никуда его не отдадут, потому что он самый настоящий их сын, а то, что родился он у другой женщины, это ничего не значит, просто так получилось". Никита успокоился - он поверил маме, ведь мама его никогда не обманывала".

Эта сказка, даже скорее история, ведь в ней нет волшебства и сказочных героев, помогает ребенку понять, что его переживания нормальны, так же могут думать и другие дети, и еще раз дает родителям возможность донести до ребенка то, что они его любят и для них не важно, как он появился в их доме.

Еще несколько сказок, которые связаны с проблемами приемных детей, прямо или косвенно рассказывая об этом.

Сказка "Ничей" подойдет для тех детей, которые помнят о детском доме и которым непонятно, зачем вообще нужна семья, что связывает людей, живущих вместе. Эта сказка хороша для тех детей, которые защищаются, говоря, что им никто не нужен. Именно для них хороша иносказательность сказки, а не история, рассказанная в лоб.

"Сказка про то, как аист ошибся адресом", придуманная одной мамой для своего ребенка, представляет один из вариантов того, как объяснить ребенку, почему у него была другая мама и

как он попал в семью.
         "Мама для мамонтенка" - известная сказка, по которой сделан мультфильм. Эта сказка также хороша, чтобы показать ребенку, что дети по-разному находят своих родителей. Опять же в силу иносказательности эту сказку можно использовать как повод для разговора с ребенком, который не знает о своем происхождении.

"Птица Найденыш" - классическая сказка на тему сирот и приемных детей. Эта сказка написана братьями Гримм, что позволяет прочитать ее, не фиксируя излишне внимание ребенка на теме, среди других сказок этих авторов.

Все эти истории и сказки, сочиненные разными авторами, конечно же, не охватывают всех проблем, которые волнуют приемных родителей и их детей. Многих из них не предлагают никаких конкретных решений. Однако огромная ценность этих сказок состоит в том, что они дают возможность задуматься и обсудить эти проблемы. Очень часто родители, в принципе, знают, что они хотят сказать ребенку, однако совершенно не представляют, с чего начать. Такие истории - прекрасное начало разговора.

О сказках можно не только разговаривать с ребенком, но и играть в них, давая ему возможность развить сюжет, дополнив его новыми поворотами - как проблемами, так и решениями.

Сказки можно рисовать - как наиболее понравившиеся моменты, так и всю историю в виде комикса.

По сказке можно поставить детский спектакль или разыграть ее с марионетками.

Пример вопросов и заданий:

1. Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них).

2. Объяснить, почему произошло то или иное событие.

3. Показать, что становится объектом насмешки народа.

4. Прочитать в лицах сказочные диалоги и полилоги, выделяя голосом характерные особенности персонажа.

5. Указать на текстовые различия в традиционных для сказки повторах. Объяснить их значение.

6. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению.

7. Отметить использование в сказке поговорок, пословиц и другое.

8. Выяснить, каким представился ребенку тот или иной герой, на чем основаны его предпочтения.

9. Объяснить, почему в сказке возникают значимые имена. Всегда ли они определяют главное в персонажах?

10. Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам.

11. Вопросы, утверждающие связь человека с природой, миром, "прославляющие" чувства дружбы, благодарности и т.п., вытекающие из конкретно-сказочных событий.

12. Вопросы, активизирующие память ребенка, заставляющие его обратиться к известным ему аналогиям.

13. Просьба подобрать к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения.

14. Вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи между явлениями, объясняющими, почему произошло то или иное событие.

15. Предложение поразмыслить о том, кого и по какой причине осуждает народ, кому и за что выражает признательность.

16. "Эстетические" вопросы. Почему понравилось то или иное описание?

17. "Открытые" вопросы: что вы можете сказать о том-то и том-то.

18. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки.

19. Объяснить, как описывается в сказке прекрасное и безобразное.

20. Расскажите, как и почему изменился характер героя.

21. Сравнение, аналогия, сопоставление (чем сказки одного народа напоминают сказки другого народа).

22. Каковы коренные ценности народа, его понятие о справедливости, награде и неизбежном позоре?

Можно предложить такие задания:

Похожи ли эти сказки: "Теремок" А.Н. Толстого и "Теремок" - русская народная сказка в пересказе Е.И. Чарушина;

"Рукавичка" - украинская народная сказка;

"Теремок" - С.Я. Маршак;

"Морозко" - русская народная сказка;

"Мороз Иванович" - Одоевский;

"Бабушка Метелица" - братья Гримм.

Словесная  игра – выражение эмоций: «Такие разные,  разные сказки»

Данная словесная игра развивает умение "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
Цель:
Развивать умение выразить мимикой лица удивление,  восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции.


Ход игры:

Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»:         
«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить  кота  и  ругать, зачем  он  не выцарапал девочке глаза».
/Дети изображаютмимикой лица жалость/

Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка  и  братец Иванушка»:
«Алёнушка  обвязала его шелковым  поясом  и  повела с собою, а сама-то плачет,  горько плачет…»
/Дети изображают мимикой лица грусть (печаль)/

Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:
« И они прибежали  домой, а  тут  и  отец  с матерью  пришли, гостинцев принесли».
/Дети изображают мимикой лица  радость/

Педагог  читает  отрывок  из  сказки  «Репка»:
«Тянут – потянут, вытащили репку».
/Дети изображают  мимикой лица восторг/

Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:
«Козлята  отворили  дверь,  волк  кинулся  в  избу…»
/Дети  изображают  мимикой лица испуг/


Отрывок из русской народной сказки  «Курочка Ряба»:
«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.  Дед и баба плачут».
/Дети изображают мимикой лица  печаль/


В конце игры отметить тех детей, которые были более  эмоциональными.

И, может быть, самая существенная методическая особенность обращения к сказке, прежде всего, состоит в том, что дети постигают мир, играя и наслаждаясь прекрасным в искусстве.

Использованнаялитература:
Московская, М. Интерес: чтение: опыт работы клуба по интересам для читателей-родителей // Семейное чтение. – 2009. – №2-3. – С. 13-17.
Семья и книга [Электронный ресурс]// режим доступа: http://www.cbs.astrakhan.net/semya/semya.html
Штейн, А.А. Как научить ребенка читать / А.В. Штейн. – 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 

[Раннее развитие].


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Красная шапочка

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс " Девочка - Сказка "

Мастер-класс для родителей с детьми с целью показать, как сказка помогает объединить взрослого и ребенка, понять загадочный мир детства...

Мастер - класс "Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников"

Мастер - класс "Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников"...

Консультация для родителей на тему: " Чему учат сказки?" и мастер- класс " Сотвори сказку своими руками"

Родители вместе с детьми создают куклу - сказку и начинают её оживлять....

Мастер-класс "Экологические сказки"

Занятие в подготовительной группе "Как звери в лесу зимуют"...

Мастер-класс "Придумай сказку".

Цель: научить педагогов составлять сказки по проблемам, связанных с нарушениями поведения детей дошкольного возраста.Задачи: Вовлекать педагогов в активную познавательную деятельность.Показать м...

Мастер-класс «Зимняя сказка» в технике граттаж

Для работы понадобится: 1/2 листа картона А4, восковые мелки, свечка, стек, зубочистка, гуашь черного цвета, большая кисть, мыло, шаблон пейзажа по желанию.Описание работы:1 Этап. Берем 1/2 листа карт...

Мастер-класс "Экологическая сказка"

Цель: формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе, как средство развития основ экологической культуры.Задачи:1.Развивать поисковую деятельность, познавательный интерес к окру...