Методическая рекомендация "Обучение пересказу по схемам"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Пачкова Лариса Александровна

В рекомендации использованы методики Сычёвой и Воробьёвой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_met_rekomendatsiya.docx172.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение пересказу с опорой на схемы»

       Среди многих умений и навыков которые необходимо сформировать у дошкольников это навык связной речи. От этих навыков зависит дальнейшее развитие ребёнка. Речь это способ формирования и формулирования мысли, это средство, которым мы воздействуем на окружающих нас людей, то есть общаемся. Мы пользуемся диалогической и монологической речью. Освоение монологической речи даётся детям сложнее, потому что к ней предъявляются следующие требования:

-развёрнутое  и подробное  изложить событий.

- умение понятно излагать свои мысли.

-запоминать ход событий.

-  опираться на логическое мышление.

- словарь должен быть более точным.

- предложения должны быть более сложными.

Пересказ является одной из форм монологической речи.

Цель пересказа: сформировать умение пересказывать текст, не нарушая последовательности событий, но мы должны учитывать что это не механическое заучивание, в нём должны быть элементы творчества.( в

Обучение пересказу по схемам.

Среди многих умений и навыков которые необходимо сформировать у дошкольников это навык связной речи. От этих навыков зависит дальнейшее развитие ребёнка. Речь это способ формирования и формулирования мысли, это средство, которым мы воздействуем на окружающих нас людей, то есть общаемся. Мы пользуемся диалогической и монологической речью. Освоение монологической речи даётся детям сложнее, потому что к ней предъявляются следующие требования:

-надо развёрнуто и подробно изложить событие.

- надо добиться, чтобы тебя поняли.

-надо запомнить ход событий.

- надо опираться на логическое мышление.

- словарь должен быть более точным.

- предложения должны быть более сложными.

Пересказ – одна из форм монологической речи.

Цель пересказа: сформировать умение пересказывать текст, не нарушая последовательности событий.

Пересказ это не механическое заучивание, в нём должны быть элементы творчества.( пересказ с заменой героя, пересказ с заменой слов действий..)

Я использую в своей практике методику Г.Е.Сычёвой пересказ по опорным картинкам.

При обучении пересказу необходимо работать по следующей схеме.

1 Читаем текст и выставляем поочерёдно картинки вряд одну под другой.

2. Показывая на картинку просим вспомнить о чём говорилось в каждом предложении.

3. Пересказ рассказа по цепочки.

4. Рассыпаем картинки и просим восстановить последовательность событий, расставив картинки по местам.

В работе можно использовать разные варианты пересказа:

- пересказ по образцу.

- пересказ от первого лица.

- пересказ с заменой героя.

Освоив технику пересказа по Г.Е. Сычёвой я начинаю работать  по методики В.К.Воробьёвой. Она разработала такой способ, который  существенно отличается от широко распространенного. Это  способ показа смысловой структуры рассказа и способа связей предложений в нем, которые наглядно продемонстрируют  детям, за счет каких компонентов осуществляется переход мысли от одного предложения к другому, получается цепной рассказ.

Работая по её методике я учу детей:

- Использовать  зрительную, слуховую и ассоциативную память.

- Выбирать картинки предметы, которые будут ориентирами для пересказа.

- Составлять предметно-графическую схему.(квадратик предмет, стрелочка действие)

- Составлять пересказ с опорой на схему.

Для обогащения пересказа признаками вводим новые обозначения ( круг и треугольник)

Самостоятельное составление схем вызывает у детей большой интерес,

 а сам пересказ не вызывает больших трудностей, ведь процесс обучения

строится не на словесных, а предметных отношениях.

  В предложенной системе развития связной речи существует четыре взаимосвязанных между собой раздела:

1. раздел –  Узнавание рассказа.

2. раздел - Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.

3 раздел. - Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.

4.раздел.-  Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила .

Обучение умению отличать рассказ от «не рассказа» осуществляется на логопедических занятиях. Дети сравнивают рассказ и набор слов из него,  рассказ и бессвязный набор предложений,  рассказа и его деформированный вариант

Если они слышат рассказ подымают карточку с буквой « Р», если это бессмысленный набор предложений подымают белую, пустую карточку. Дети усваивают, что все предложения взаимосвязаны между собой и раскрывают правильную последовательность событий. Эти знания они закрепляют в игре «Деформированный текст».

Основным ориентиром для опознания рассказа-повествования является представление о событии, которое можно изобразить на картинке или представить себе мысленно.

Задачей второго  раздела является ознакомление детей с правилами,  по которым строится рассказ. Опираясь на план, дети доказывают правильность своего выбора. Эти правила закрепляются в упражнениях.

1.Упражнения на восстановление порядка серии картин

  • отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок только те, которые иллюстрируют прочитанный логопедом рассказ
  • восстановить заданный порядок картинок  по памяти;
  • найти «ошибку» логопеда и восстановить правильный порядок элементов серии.

2.Упражнения эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации.

  • найти «пропавшую» картинку и определить
    место в ряду заданных;
  • найти лишнюю картинку, оставшиеся картинки расположить
    в соответствии с логикой протекания события;

3. Упражнения на развитие замысла, побуждающие  к придумыванию небольшого сюжета с последующим его проговариванием, предлагая им вначале придумать событие с опорой на заданную программу, которая представлена последовательностью предметных картинок, например: «дедушка — мальчик — лес— пенек — кучка сухих листьев — ежик».

Затем задание усложняется: детям предлагается самостоятельно из банка предметных картинок отобрать только те, которые помогут придумать какой-либо случай.

Предъявляя графическую схему необходимо объяснить значение всех ее элементов: первый квадрат – это первое слово - предмет, стрелка – это тоже слово – действие и второй квадрат – это еще одно слово. Все  вместе составляет  целое предложение. Далее нужно предложить детям посчитать количество предложений в нашем рассказе. Анализируя схему дети замечают, в двух соседних предложениях говорится об одном и том же , так как две одинаковые картинки.

Так детей подводят к выводу о том, что именно за счет такого повтора предметных картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – рассказ.

В третьем разделе мы закрепляем усвоенных правила на материале тренировочных упражнений, и постепенный переходим к обучению навыкам самостоятельной связной речи, расширяем словарный запас. Играя в с текстом в игру «Запретно слово», мы расширяем предметный  словарь, словарь действий и словарь признаков.

Занятия с использованием методики  Г.Е.Сычёвой.

Тема : Пересказ рассказа «В гости к бабушке» (приложение №1)

Цель: Учить последовательно пересказывать рассказ.

Задачи: 

- Умение определять рассказ.

- Обучение разным вариантам пересказа: (пересказ по образцу,  пересказ от первого лица,  пересказ с заменой героя.)

Оборудование: Предметные картинки.

1 Организационный момент.

Сегодня я расскажу вам рассказ о том, как Коля ездил к бабушке в деревню. послушайте и определите я вам сказала предложение или рассказала рассказ.

Если это рассказвы поднимете карточку с буквой «Р», если просто предложение, то вы поднимете пустую карточку.

а) Под окнами дома клумба.(дети поднимают пустую карточку)

б) Наступило лето. Коля отправился  в деревню к бабушке. Бабушка живёт у реки. Рядом лес. У бабушки красивый бревенчатый дом. За домом большой сад. Под окнами дома клумба.. Над клумбой летают пчёлы  и приносят мёд. Коля  любит вечером с бабушкой пить чай с мёдом. (дети поднимают карточку с буквой «Р»)

2.Выберите из набора предметных картинок только те, картинки о которых говорится в рассказе.

3. Я буду читать рассказ медленно, а вы будите подбирать картинки и выставлять их в столбик одна под другой.

4. Посмотрите на первую картинку и припомните первое предложение, а теперь на вторую…третью.. Сколько предложений в рассказе?

5. Повторите весь рассказ, опираясь на картинки, начните с первого предложения.

6. А теперь повторите этот рассказ так, как будто это вы ездили в гости к бабушке.

Рассказ от первого лица.

Наступило лето. Я отправился  в деревню к бабушке. Бабушка живёт у реки. Рядом лес. У бабушки красивый бревенчатый дом. За домом большой сад. Под окнами дома клумба.. Над клумбой летают пчёлы и приносят мёд. Я   люблю вечером с бабушкой пить чай с мёдом.

7. А теперь давайте представим, что к бабушке ездила Таня и расскажем расскахз о ней.

Рассказ с  заменой  героя.

Наступило лето. Таня отправилась в деревню к бабушке. Бабушка живёт у реки. Рядом лес. У бабушки красивый бревенчатый дом. За домом большой сад. Под окнами дома клумба. Над клумбой летают пчёлы и приносят мёд. Она  люблю вечером с бабушкой пить чай с мёдом.

Пересказ рассказа по схеме Воробьёвой.

Цель: Учить последовательно пересказывать рассказ.

Задачи:

  1. Продолжать учить детей составлять предложения по предложенной схеме.
  2. Закрепить умение составлять предложение по принципу  одинакового смыслового строения всех предложений рассказа:
  3. Закреплять правила смысловой связи предложений в рассказе.
  4. Соблюдать последовательность событий в рассказе.
  5. Обогащать словарный запас глагольными синонимами.

Оборудование : Карточки со схематическими изображениями слов ( слово предмет – квадрат, слово-действие - стрелка), 12 предметных  картинок.

http://pandia.ru/text/77/438/images/image001_57.jpg

Организационный момент.

  1. Сегодня у нас в гостях кошка Мурка. Давайте её поприветствуем  по кошачьи.
  2. Дыхательная гимнастика.

Вдох  на выдохе произносим (МУРРР -МЯУ)

3.Пальчиковая гимнастика « Лапки-цап-царапки»

Мягкие лапки  (Дети потирают ладони )

А в лапках цап-царапки (Сжимают и разжимают кулачки)                                          4. Послушайте рассказ «Кошка Мурка».

Наша кошка Мурка всем на удивление любила мёд.

Запах мёда доносился из малинника.

В малиннике стоял улей.

Улей охраняли пчёлы.

Пчёлы и покусали нашу кошку Мурку.

Теперь Мурка близко не подходит к мёду.

5.Работа с картинками.

Перед вами наборы предметных картинок, вам надо отобрать только те, о которых говорится в рассказе.

6.Работа с таблицей. (Медленно читаем рассказ)

Читаем первое предложение, предлагаем найти для него подходящие картинки и правильно заполнить ими первую строчку. Дети «записывают» предложения картинками, расставляя их по квадратикам.        Первый квадрат это первое слово, стрелка это тоже слово, второй квадрат это ещё одно слово. Первая строчка  это предложение. После «прочтения» того, что получилось, переходят к следующему предложению.                                                                                       Давайте посчитаем, сколько предложений в нашем рассказе.                               Повторите первое предложение. Повторите второе предложение

( Дети повторяют последовательно все шесть предложений)

7. Нахождение смысловой связи предложений в рассказе.                                                     Предлагаем детям соединить цветными стрелками одинаковые картинки двух соседних предложений, устанавливая тем самым определённую цепочку смысловых связей через единство предметных обозначений                                          (Так дети смогут увидеть, что в соседних предложениях говорится об одном и том же предмете, и фиксируется это одинаковыми картинками.) Так, в сознании детей постепенно закрепляется представление о том, что важной единицей в рассказе является то место, где мысль одного предложения перетекает в мысль другого

8. Игра «Запретное слово».

Замените запретное слово другим словом (его , в нём, он, они, она)

http://pandia.ru/text/77/438/images/image008_17.gif

Заменить запретное слова –действие ( доносился  - шёл, стоял- находился, охраняли- берегли, покусали – напугали, не подходит – не приближается)

http://pandia.ru/text/77/438/images/image009_15.gif

9. Игра «Деформированный текст»

Наиболее эффектным является исчезновение первого предложения, т. к. оно содержит наименование основного предмета речи.

10. Чтение деформированного текста.

Пчёлы и покусали нашу кошку Мурку.

Запах мёда доносился из малинника.

Наша кошка Мурка всем на удивление любила мёд.

В малиннике стоял улей.

 Теперь Мурка близко не подходит к мёду.

Улей охраняли пчёлы.

11. Пересказ рассказа с опорой на схему. (приложение №2)

Конспект занятия по формированию связной речи по методике Воробьёвой В. К.

Тема: Пересказ  рассказа « Медвежонок»

Задачи:

1.  Формировать навыки первоначального программирования связного сообщения.

2.  Закрепить представление детей о правилах смысловой связи предложений в рассказе повествовательного характера.

3.  Формировать представление о сохранности смысловой связи предложений при изменении их лексической наполняемости.

4.  Обогащать словарный запас глагольными синонимами.

5.  Развивать линейную вербальную память.                                                                            Оборудование: предметные картинки, план-схема рассказа, цветные карандаши.

1. Организационный момент.

2. Чтение    рассказа.

Лесорубы нашли медвежонка.

Медвежонка принесли хозяйке.

Хозяйка пустила медвежонка во двор.

Во дворе гулял петух.

Петух напал на медвежонка.

Медвежонок забрался в собачью будку.

2. Подобрать картинки из набора картинок.

 Наш рассказ мы будем сначала «записывать» картинками. Какие картинки понадобятся для нашего рассказа? (- Какие  

3. Составление предметно-графического плана.

-  «Записывать» рассказ картинками мы будем с помощью таблицы. (Чтение 1-го предложения. Выбор картинок. Вставляем картинки в таблицу. )

- Какое первое слово?  Какое слово обозначаем стрелкой? Какое слово прячется за стрелкой    - Произнесите первое предложение.

4.  Пересказ с опорой на предметно-графический план.

- У нас получился графический план рассказа. Кто с может пересказать?

5.  Физкультминутка.

6.  Закрепление правил смысловой связи.

- Как вы думаете, связаны ли предложения между собой? Давайте посмотрим на первое и второе предложение. Произнесите их. Какую особенность вы заметили? В этих предложениях повторяется слово «медвежонок».

- Обратите внимание на второе и третье предложения. Есть ли связь?

- Есть ли такая связь между следующими предложениями?

- Какие слова повторяются в предложениях?- В этих предложениях повторяется слово  «хозяйка»

Соедините красными стрелками одинаковые картинки двух соседних предложений, устанавливая тем самым определённую цепочку смысловых связей .

7. Изменение лексической наполняемости предложений.

Введение запрещающих знаков.

 Замена связывающего слова.

- Как вы думаете, можно ли заменить связывающее слово так, чтобы не нарушилась связь между предложениями? Давайте попробуем.

- Вот появился запрещающий знак. Какое слово под ним? Хозяйка.

- Каким другим словом его можно заменить? Она.

- Произнесите предложение с новым словом.

- Нарушилась связь? -  Нет.

 Замена глагола.

- Произнесите все слова, спрятавшиеся за стрелками.

- Что это за слова? Слова-действия.

- Вот появился запрещающий знак. Какое слово под этой стрелкой? Напал.

- Каким другим словом можно его заменить так, чтобы не изменился смысл?

- Я предлагаю вам вот такие слова: налетел, набросился, накинулся.

- Какое слово подойдёт? – Набросился.

- Произнесите предложение с новым словом.

- Изменился смысл?-  Нет.

8. Пересказ с опорой на предметно-графический план.

- Давайте попробуем пересказать этот рассказ, используя наш графический план, но уже с новыми словами.

- Итак, сейчас мы будем «записывать рассказ». У каждого из вас будет свой план. - Сначала мы должны написать название рассказа.  Ставим по центру картинку – Медвежонок.

http://pandia.ru/text/77/438/images/image001_57.jpg

- Как вы будете начинать предложение?

- Как заканчивать?

- Можно начинать.

9. Итог занятия.

Презентация прилагается.

Конспект занятия по формированию связной речи по методике Воробьёвой В. К.

Тема: Пересказ  рассказа « Ласточка»

Задачи:

1.  Формировать навыки первоначального программирования связного сообщения.

2.  Закрепить представление детей о правилах смысловой связи предложений в рассказе повествовательного характера.

3.  Формировать представление о сохранности смысловой связи предложений при изменении их лексической наполняемости.

4.  Обогащать словарный запас глагольными синонимами.

5.  Развивать линейную вербальную память.                                                                            Оборудование: предметные картинки, план-схема рассказа, цветные карандаши.

1. Организационный момент.

Ласточка какая – ловкая, быстрая, стремительная.

Воробей какой – шустрый, проворный, нахальный

2. Чтение    рассказа «Ласточка»

Ласточка свила гнездо.

Гнездо понравилось воробью.

Воробей прогнал ласточку.

Ласточка позвала подруг.

Подруги прогнали воробья.

Воробей улетел из гнезда.

2. Подобрать картинки из набора картинок.

 Наш рассказ мы будем сначала «записывать» картинками. Какие картинки понадобятся для нашего рассказа? (- Какие  

3. Составление предметно-графического плана.

-  «Записывать» рассказ картинками мы будем с помощью таблицы. (Чтение 1-го предложения. Выбор картинок. Вставляем картинки в таблицу. )

- Какое первое слово?  Какое слово обозначаем стрелкой? Какое слово прячется за стрелкой    - Произнесите первое предложение.

4.  Пересказ с опорой на предметно-графический план.

- У нас получился графический план рассказа. Кто с может пересказать?

5.  Пальчиковая гимнастика.

Ласточка, ласточка милая касаточка.

Ты где была? Ты с чем пришла?

- За морем бывала, весну добывала.

Несу, несу, весну- красну (на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного)

6.  Закрепление правил смысловой связи.

- Как вы думаете, связаны ли предложения между собой? Давайте посмотрим на первое и второе предложение. Произнесите их. Какую особенность вы заметили? В этих предложениях повторяется слово «гнездо».

- Обратите внимание на второе и третье предложения. Есть ли связь?

- Есть ли такая связь между следующими предложениями?

- Какие слова повторяются в предложениях?- В этих предложениях повторяется слова «воробей, подруги»

Соедините красными стрелками одинаковые картинки двух соседних предложений, устанавливая тем самым определённую цепочку смысловых связей .

7. Изменение лексической наполняемости предложений.

Введение запрещающих знаков.

 Замена связывающего слова.

- Как вы думаете, можно ли заменить связывающее слово так, чтобы не нарушилась связь между предложениями? Давайте попробуем.

- Вот появился запрещающий знак. Какое слово под ним? Гнездо.

- Каким другим словом его можно заменить? Оно..

- Произнесите предложение с новым словом.

- Нарушилась связь? -  Нет.

 Замена глагола.

- Произнесите все слова, спрятавшиеся за стрелками.

- Что это за слова? Слова-действия.

- Вот появился запрещающий знак. Какое слово под этой стрелкой? понравилось

- Каким другим словом можно его заменить так, чтобы не изменился смысл?

- Я предлагаю вам вот такие слова: облюбовал, приглянулось.

- Какое слово подойдёт? – облюбовал

- Произнесите предложение с новым словом.

- Изменился смысл?-  Нет.

8. Пересказ с опорой на предметно-графический план.

- Давайте попробуем пересказать этот рассказ, используя наш графический план, но уже с новыми словами.

- Итак, сейчас мы будем «записывать рассказ». У каждого из вас будет свой план. - Сначала мы должны написать название рассказа.  Ставим по центру картинку – Ласточка или воробей. А теперь опираясь на схему перескадите событие, которое произошла с ласточкой и воробьём.

9. Итог. Оценка работы детей.

Конспект занятия по формированию навыков связной повествовательной речи.

Тема : Домашние животные. Обучение пересказу с опорой на предметно-графическую схему.

Цель занятия: научить детей пересказывать рассказ « Лакомка» с опорой на предметно-графическую схему.

Задачи:

- (обучающая) ознакомить детей с правилами смысловой связи предложений в рассказе; закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; учить адекватному использованию лексики, обозначающей поведение животный, их отличительные признаки, а так же действия, выполняемые животными в различных ситуациях;

- (развивающая) развивать объем линейной кратковременной памяти: научить запоминать ряд состоящий из 6 элементов;

- (воспитательная) воспитывать умение выслушивать педагога и товарищей; продолжать воспитывать бережное отношение к животным;

- (коррекционная)  устранение аграмматичного использования слов в структуре простой фразы.

Оборудование: предметные картинки, план-схема рассказа, цветные карандаши.

                                                           Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Орг.момент

Повторение

изученного

Сенсорно-

словарная

работа

Новый материал.

Знакомство детей с предметно-графическим планом

Динамическая пауза

Составление рассказа с опорой на схему

Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе

Пересказ с опорой на предметно-графическую схему

Итог

 Здравствуй, ребята, приготовимся к занятию.

Сейчас сядет тот, кто правильно назовет домашние животное, изображенное на картинке, которая лежит у вас на столе.

Молодцы!

Дидактическая игра «Кто, чем питается»

Педагог предлагает в процессе прослушивания рассказа запомнить, о каких предметах (о ком? или о чем?) сообщается в нем

Чтение рассказа:

Наша Мурка всем на удивленье любила мед.

Запах меда шел из малинника.

В малиннике стоял улей.

Улей охраняли пчелы.

Пчелы и покусали нашу кошку Мурку.

Теперь Мурка близко не подходит к меду.

После прочтения рассказа, ребята из банка предметных картинок отбирают только те, о которых говорится в нашем рассказе.

Уточняя значение слова «улей», предлагается ряд картинок: скворечник, дупло, собачья будка.

- Сейчас мы «запишем» рассказ, но только записывать будем не словами, а картинками.

Первый квадрат – это первое слово, далее стрелка- это тоже слово, второй квадрат – это еще одно слово. Все вместе составляет целое предложение.

Посчитаем количество предложений в нашем рассказе.

Далее дети находят предметные картинки к первому предложению и заполняют строчку.

Так дети подбирают картинки ко всем предложениям.

«Вышла кошечка гулять»

Сосредоточим внимание детей на первых двух предложениях, закрыв весь текст экраном.

- Что интересного заметили?

- Правильно, за счет такого поворота картинок осуществляется связь  отдельных предложений в единое целое – рассказ.

- Ребята, соедините стрелками одинаковые картинки.

 Помните, как мы с вами делали новогоднюю гирлянду? Покажите пальчиком, как вы соединяли отдельные колечки вместе. Вот так и наши предложения, соединяясь одно с другим, образуют РАССКАЗ.

Внимательно слушайте и повторяйте за мной предложения.

Сейчас вы самостоятельно перескажите рассказ «Лакомка», а поможет вам в этом наша схема.

Что нового узнали на занятии?

Что больше всего понравилось?

Каждый ребенок рассматривает свою картинку, называет животное и садтится.

Дети по цепочке выходят к доске и выполняют задание.

Ребята внимательно слушают.

Ребята отбирают нужные картинки и объясняют, почему выбрали именно эту.

Шесть предложений в рассказе.

«читают» предложение.

Дети выполняют действия соответствующие тексту.

В двух предложениях говорится об одном и том же предмете, а в графическом плане две одинаковые картинки.

Вот как дружат предложения.

Дети выходят к доске по очереди и пересказывают рассказ.

Ответы детей.

Конспект занятия  - Знакомство детей с правилами языковой, лексико-синтаксической связи предложений в рассказе.

Тип занятия: фронтальное

Тема занятия: Дикие животные. Обучение пересказу с опорой на предметно-графическую схему.

Цель занятия: познакомить детей с новыми средствами синтаксического сцепления предложений – местоимения, производные слова, контекстные синонимы.

Задачи:

- (обучающая) познакомить детей с новыми способами связи предложений в рассказе; закрепить основной способ – прямой лексический поворот; закрепить и уточнить знания детей о диких животных; учить образовывать производные слова, т.е парадигмы словообразования;

 - (развивающая) развивать точность, прочность запоминания;

- (воспитательная) воспитывать целенаправленность и устойчивость внимания; продолжать воспитывать бережное отношение к животным;

Оборудование: предметные картинки, план-схема рассказа, цветные карандаши.

                                                 Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Орг.момент

Повторение

изученного

Построение картинно-графическрго плана

Новый материал

Динамическая пауза

Пересказ с опорой на предметно-графическую схему

Итог

 Здравствуй, ребята, приготовимся к занятию.

Сейчас сядет тот, кто правильно назовет дикое животное, изображенное на картинке, которая лежит у вас на столе.

Молодцы!

Дидактическая игра «Кто, где живет»

Чтение рассказа:

Как-то раз пастух в поле поймал лисенка.

Лисенка принесли ребята.

Ребята посадили лисенка в пустой амбар.

Прямо за амбаром начинался лес.

Ночью из леса пришла лисица.

Лисица принесла лисенку зайчонка.

- Сейчас мы «запишем» рассказ, но только записывать будем не словами, а картинками.

Так дети подбирают картинки ко всем предложениям.

Знакомство с правилами лексико-синтаксической связи предложений в рассказе

Посмотрите какая схема у нас получилась.

А почему мы можем назвать эти предложения рассказом?

- Правильно, за счет такого поворота картинок осуществляется связь  отдельных предложений в единое целое – рассказ.

- Ребята, соедините стрелками одинаковые картинки.

 

Мишка шел, шел, шел,

Пирожок нашел,

Сел, поел

И дальше пошел.

« Будь внимателен»

«Прочитайте» первое предложение, а к первому слову второго предложения необходимо подобрать новое слово, так чтобы не разрушить рассказ.

ФИШКА ЗАПРЕТА

Таким словом может быть?

Дальше по тексту производим лексические подстановки и можно сделать вывод – Содержание рассказа не меняется.

Один ребенок « прочитывает» предложение так как оно дано в рассказе, а другой с новым словом – поочередно.

Что нового узнали на занятии?

Что больше всего понравилось?

Каждый ребенок рассматривает свою картинку, называет животное и садится.

Дети по цепочке выходят к доске и выполняют задание.

Ребята внимательно слушают.

Ребята самостоятельно выстраивают смысловую программу к рассказу из предложенных педагогом картинок.

«читают» предложение.

Дети выполняют действия соответствующие тексту.

Можно заменить на –

«этого лисенка» или «детеныша»

Дети выходят к доске по очереди и пересказывают рассказ.

Ответы детей.

Конспект занятия  по формированию навыка связного говорения по правилам смысловой и языковой организации текста

Тип занятия: фронтальное

Тема занятия: Хлеб. Профессии. Обучение  пересказу.

Цель занятия: познакомить детей с правилами, т.е. закономерностями, которые лежат в основе создания связного речевого сообщения.

Задачи:

- (обучающая) обучение умению выделять и осознавать правила построения внутреннего, смыслового и внешнего, языкового, планов рассказа; закрепить умения  рассказывания об одном и том же предмете по разному;

 - (развивающая) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

- (воспитательная) воспитывать уважение к труду хлебороба;  воспитывать самооценку, самоконтроль и взаимоконтроль.

Оборудование: предметные картинки с изображением хлебобулочных изделий, а так же людей разных профессий: шофера, пекаря, комбайнера и предметов для них, наглядные схемы.

                                  Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Орг.момент

Повторение

изученного

Предъявление

нового материала

Динамическая пауза

Составление рассказа по сюжетным  картинкам

Итог

 Здравствуй, ребята, приготовимся к занятию.

Сейчас сядет тот, кто правильно назовет дикое животное, изображенное на картинке, которая лежит у вас на столе.

Молодцы!

За правильный ответ получите фишку.

Дидактическая игра «Кто, что нужно?»

Упр. На восстановление порядка картин серии, объединенных одной темой.

-Сейчас, послушайте рассказ и отберите из ряда предложенных сюжетных картинок только те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ.

Чтение рассказа:

Наступила осень.

В поле созрел хлеб.

Начались полевые работы.

Рано утром встают комбайнеры, выводя свои корабли на поля.

Им помогают убирать хлеб шофера на грузовиках.

Струится золотое зерно в кузов грузовика.

Все люди будут благодарны за их тяжелый труд.

Расположите картинки в последовательности протекания событий.

К каждой картинке произнесите предложение.

-Ой, налетел ветер и что-то сдул с доски, какой картинки не хватает?

Встаньте в круг:

Листья осенние в небе кружатся

Листья осенние на землю ложатся,

И под ногами шуршат и шуршат,

Словно опять закружиться хотят.

Дети повторяют за педагогом отраженно, каждое предложение по картинкам.

Самостоятельно составьте рассказ по картинкам, которые мы выбрали.

А все внимательно слушают и потом скажете получился рассказ или нет и почему?

- А поможет нам в этом схема.

Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии?

Посмотрите кто у нас собрал самый богатый урожай?

Каждый ребенок рассматривает свою картинку, называет хлебобулочное изделие и садится.

Дети по цепочке выходят к доске и выполняют задание.

Внимательно слушают, затем выбирают картинки.

Выходят к доске и правильно выставляют картинки.

Внимательно восстанавливают картинку.

Повторяют движения и проговаривают стих.

Дети оценивают свою работу и работу товарищей.

Подсчитывают фишки.

Весной ребята построили скворечник.

Скворечник повесили на дерево.

Вскоре на дереве поселились скворцы.

Скворцы облюбовали наш сад.

В саду они собирали жучков и гусениц.

Жучки и гусеницы вредят деревьям.

Как-то раз охотники отправились в лес.

В лесу они нашли медвежонка.

Медвежонка принесли в деревню.

В деревне отдали его хозяйке.

Хозяйка выпустила медвежонка во двор.

Во дворе в это время разгуливал петух.

Петух напал на медвежонка.

Медвежонок бросился в собачью будку.

Как-то раз пастух в поле поймал лисёнка.

Лисёнка принесли ребятам.

Ребята посадили лисёнка в пустой амбар.

Прямо за амбаром начинался лес.

Ночью из леса пришла лисица.

Лисица принесла лисёнку зайчонка.

Рано утром крокодил подплыл к берегу.

На берегу несколько дней назад он закопал яйцо.

Из яйца должен был появиться крокодильчик.

Но вместо крокодильчика из яйца выпал птенец.

Птенец пропищал одно слово: «Паааа-па!»

Это слово услышали другие звери.

Звери стали громко смеяться над крокодилом.

Ведь у крокодила из яйца должен был появиться крокодильчик.

А вместо крокодильчика на свет появился птенец.

Литература:

Воробьева.В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.М.: Астрель, 2006.

Сычёва Г.Е. Опорные картинки для пересказа текстов.Методические рекомендации – М. Книголюб, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методы методической работы в ДОУ (схема)

Схема отражает основные методы методической работы в ДОУ: по способу получения знаний, по способу предъявления информации, по степени самостоятельности в приобретении знаний и отдельная категория...

Методическая разработка "Пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки."

Образовательная деятельность по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), обучение детей пересказу с опорой на мнемотаблицы....

Методическая разработка. Пересказа в средней группе К. Ушинского "Четыре желания"

Совершенствовать умение детей  пересказывать и составлять план пересказа....

Методическая разработкаи "Пересказ в старших группах".

В современном языковом образовании на первый план выдвигается задача формирования и совершенствования умения свободного и коммуникативно-оправданного использования языка в различных ситуациях общения....

Обучение детей пересказу посредством схем

Данный материал будет полезен воспитателям, учителям-логопедам и мамам. Сегодня хочу поделиться секретом, как сделать процесс пересказа интересным и увлекательным....

Методическая разработка: Строительство по схемам

Конструирование для детей — достаточно сложный вид занятий в ДОУ, имеющий черты сходства с художественной и конструктивно-технической деятельностью взрослых, но это не мешает ему быть увлекатель...