Методические рекомендации «Использования опорных схем в самостоятельных театрализованных играх детей 5-7 лет»
методическая разработка (старшая группа)

Морозова Наталья Николаевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx17.91 КБ
Office presentation icon teatr_2003-umenshennyyrazmer.ppt2.23 МБ

Предварительный просмотр:

     Методические рекомендации «Использования опорных схем в самостоятельных театрализованных играх детей 5-7 лет»

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта одной из первостепенных задач современного образования выдвинута задача воспитания всесторонне-развитой творческой личности. Процесс формирования начинается с первых лет жизни и достигается разными средствами, в том числе и средствами театрализованной  деятельности.

Сегодня очень трудно чем- то  удивить детей. И каждый воспитатель озадачен вопросом: как воспитать и развить основные способности ребенка: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и что немало важно - развить речевое творчество, связную речь ребенка. Поможет в решении этой проблемы театрализованная игра.

Театрализованная игра-творческая игра, с помощью которой формируется творческая личность. Театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждаться в группе. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное педагогическое средство.

      В соответствии с ФГОС ДОО семья является полноценным участником образовательного процесса. Организуя работу с родителями, я обеспечиваю психолого-педагогическую поддержку семьи: приобщение детей к миру искусства, семейные мастерские, мастер-классы, непосредственное участие в театрализованных постановках.

   Наличие теоретической базы: Изучение психолого-педагогической и методической  литературы, передового опыта показывают, что настоящее время накоплен большой теоретический и практический  опыт в организации театрализованной деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности представлены в работах отечественных ученых- Н.С.Карпинской. Л. Фурминой и др. В работах М.О. Маханевой «Театрализованные занятия в д/с» рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности в д/возрасте. Определены содержание, задачи работы в разновозрастных группах, выделены принципы организации театрализованных игр, предложена методика, сценарии, пособия, конспекты занятий.

  В моей группе организованы театрализованные зоны: настольный театр, театр кукол -бибабо, театр-драматизация.

  Во время организации игр, я поняла, что у детей возникают проблемы с определением последовательности персонажей, с умением договариваться между собой. Речь детей отрывиста, несвязна. Мне помогла книга Давыдовой Т.Г.Ввозной В.М. «Использование опорных схем в работе с детьми».   Таким образом я поставила цель: использовать опорные схемы в самостоятельных театрализованных играх детей. Опорные схемы выступили в роли плана подсказки, помочь детям высказываться связно и последовательно. Они позволяют раскрывать существенные особенности объектов, закономерности связей, формировать и систематизировать знания.

 Чтобы выявить,  как влияет использование опорных схем в театрализованных играх детей, я выделила такие виды экспериментов как:

Констатирующий( выявление начального уровня творческих способностей. Методы исследования: беседа, наблюдение, диагностика ( критерии оценки результативности театрально-игровой деятельности Н.Ф.Сорокиной)

Исследования показали выс-17%, ср.-50%, низк.-33%

Формирующий (предполагал игры с использованием опорных схем)

Контрольный- (выявил уровень развития творческих способностей на конечном этапе.

 Формирующий этап.  Как мы учились «читать» опорные схемы. Сначала рассматриваем таблицу, разбираем то, что на ней изображено. Затем осуществляем так называемое перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, то есть отрабатываем метод запоминания. Каждую таблицу ребенок воспроизводит самостоятельно, используя прием наложения. При воспроизведении сказки основной упор делаем на главных героев.

  Использование опорных схем к сказам позволило мне ненавязчиво познакомить со многими сказками. Мы стали играть в сказки, переделывать их по своему усмотрению.

  Это так их увлекло, что дети стали придумывать свои сказки, т.е стало развиваться речевое творчество, обогатился активный словарь. Стала активно развиваться связная речь.

 Дети стали обыгрывать свои придуманные сказки «Друзья» «Цветной теремок», «Зайчик и лиса», «Маша и медведь», «Колобок на новый лад».

 У меня разновозрастная группа, дети с 2 до 7 лет, поэтому малыши с удовольствием слушают сказки, которые придумали им старшие дети.

 В результате дети стали чаще самостоятельно играть, самостоятельно придумывать сказки. По результатам исследования были сделаны выводы выс.-25%, ср-66%,низк.-9%

 Заключение: Анализ проведенной работы показал, что использование опорных схем в самостоятельных театрализованных играх детей дают положительные результаты

 У детей появился интерес к самостоятельным театрализованным играм;
 Появилось желание у детей пересказывать тексты, придумывать интересные истории, дети стали лучше владеть устной речью;
 Появился интерес к заучиванию сказок, стихов;
 Речевые высказывания в общении со взрослыми и детьми более связны;
 Появился интерес к придумыванию своих сказок, к оформлению их схематично, развивается речевое творчество;
 Родители стали активными участниками образовательного процесса, при их активном участии организована развивающая среда( костюмы, декорации). Дети стали более раскрепощеннее, активнее.

Вывод: использование опорных схем в самостоятельных театрализованных играх детей помогают в развитии связной речи, то есть в  формировании творческой личности ребенка.  

17 литература:

 Давыдова Т.Г., Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.

Театрализованные игры в детском саду Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.

Организация театральной деятельности в детском саду. Е.В.Мигунова.

  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональный конкурс» Воспитатель года-2021» Использование опорных схем в самостоятельных театрализованных играх детей 5-7 лет Воспитатель: Морозова Наталья Николаевна МБОУ «Анастасовская СОШ» Порецкого района Чувашской республики дошкольная разновозрастная группа

Слайд 2

Театрализованная игра — это творческая игра. Она представляет собой разыгрывание литературных произведений (сказок, рассказов, инсценировок). Цель театрализованных игр не в том, чтобы занять детей, а чтобы развивать творческие способности ребенка, повысить его самооценку. Театрализованные игры всегда радуют детей, пользуются у них неизменным успехом.

Слайд 3

Значение театрализованной игры: Театрализованная игра позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Слайд 4

Как мы готовимся к театрализованной игре Выразительно читаю произведение. При чтении важна не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств воспитателя. -Беседуем о прочитанном, поясняю не только содержание, но и отдельные средства выразительности. -Просматриваем иллюстрации, картинки, опорные схемы сказки (разбираем схему). При желании можно нарисовать свою схему сказки, выделяя основные действия. -Спрашиваю, какое настроение и характер героев, как передать его мимикой и движениями. -Проговариваем отдельные фрагменты. -Проигрываем произведения целиком(артисты и зрители меняются местами). - Помощь родителей в подготовке к играм(изготовление театральных костюмов, помощь в заучивании текста)

Слайд 5

Задачи, решаемые с помощью театрализованных игр Младшая группа - Пробужение интереса к театрализованной игре, создавая условий для ее проведения. - Развитие умения имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоционально состояние человека. - Формирование умения сопровождать движения простой песенкой. - Развитие желания действовать с элементами костюмов. - Развитие стремления импровизировать на несложные сюжеты сказок Подготовительная группа -Самостоятельность в организации театрализованных игр. -самостоятельность в выборе сказки для постановки, подготовка атрибутов и декораций. -самостоятельность в передаче образа, отчетливости произношения. -Использование средств выразительности (позы, жесты, мимика). - Воспитание навыков театральной культуры, приобщение к театральному искусству.

Слайд 6

Опорные схемы При обыгрывании сказок стали возникать трудности с определением последовательности персонажей, поэтому я решила использовать опорные схемы сказок. Опорные схемы – это выводы, итог, суть того материала, который ребенок должен усвоить, они помогают детям научиться выделять главное, находить взаимосвязи. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными и позволяют раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление Цель : развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники

Слайд 7

Задачи, решаемые при использовании опорных схем: 1. Создать условия для развития связной речи детей. 2. Создать условия для формирования умений преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации). 3. Создать условия для формирования основ нравственного поведения на примере героев сказок.

Слайд 8

Использование опорных схем в заучивании сказок Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено. Затем, осуществляем так называемое перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, то есть отрабатываем метод запоминания. Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно, используя приём наложения. При воспроизведении сказки основной упор делаем на изображение главных героев. Дети, знакомые с опорными схемами давно, сразу перешифровывают символы в персонажей, рассказывая что изображено.

Слайд 9

Примеры схем для сказок

Слайд 10

Опорные схемы, придуманные детьми (свои сказки) Сказка, придуманная Артемом «Сказка на пасху» Жили-были два дедушки. И была у них курочка Ряба. Снесла она оранжевое яичко. Удивились дедушки! Но потом курочка снесла целую корзинку разноцветных яичек. И решили дедушки раздать яички. Желтое яичко отдали мишке, зайчику-зеленое, петушку-красное. А потом все вместе собрались и устроили праздник!

Слайд 11

Разбор схемы сказки, придуманной ребенком старшей подгруппы Настя придумала сказку и записала ее картинками для малышей. Она называется «Друзья» «Жили-были собачка Тишка и кошечка Маша. Собрались они в лес за грибами и ягодами. Встретили лисичку, лисичка показала Тишке и Маше красивые синие цветочки, они вкусно пахли. Потом встретили ежика с зайцем, они угостили Тишку с Машей яблочками. Белочка угостила орешками. Птички спели красивую песенку. Медведя Тишка с Машей испугались, но он угостил их малиной. Вечером Тишка с Машей с полными корзинками вернулись домой».

Слайд 12

Мы с ребятами решили обыграть сказку «Друзья», придуманной Настей

Слайд 13

Сказка, придуманная Мариной. Она называется «Цветной теремок» Жили-были зайчик и собачка. И был у них старенький домик. Налетел сильный ветер и развалился их домик. Пошли зайчик и собачка просится пожить у кошечки, но она не пустила, сказала, что места нет. Спросили у медведя, он тоже не пустил, самому места мало. Лисичка хитрая тоже не пустила. И решили зайчик и собачка построить новый разноцветный домик. Натаскали разноцветных бревнышек и построили цветной теремок. И стали в нем жить.

Слайд 14

Обыграли Маринину сказку «Цветной теремок»

Слайд 15

Малыши только учатся разбираться в схемах, но им очень нравятся сказки, которые придумали и зарисовали старшие дети .

Слайд 16

Совместные игры младших и старших подгрупп детей

Слайд 17

Виды театрализованных зон в моей группе «Березка»: Настольный театр -учит детей координировать движения рук и глаз; -Побуждает сопровождать действия мимикой и речью.

Слайд 18

Театр кукол-бибабо -способствует раскрепощению детей; -посредством куклы дети говорят о своих чувствах, тревогах, отождествляя себя с куклой, одетой на руку.

Слайд 19

Игра-драмматизация «разговорный» вид театрализованных игр Способствует развитию артистизма, выразительности речи и движений.

Слайд 20

Обыгрывание сказки «Колобок» по опорной схеме

Слайд 21

Сказка «Колобок» на новый лад Прискакали зайчата к теремку Встретил колобок волка

Слайд 22

Сказка «Теремок» на новый лад

Слайд 23

Сказка «В гости к Настеньке» придуманная детьми

Слайд 24

Сказка «Маша и медведь»

Слайд 25

Новогодняя сказка

Слайд 26

Наши артисты

Слайд 27

Результаты Таким образом: в процессе использования опорных схем во время самостоятельных театрализованных игр у детей 5-7 лет: Появился интерес к самостоятельным театрализованным играм; Появилось желание у детей пересказывать тексты, придумывать интересные истории, дети стали лучше владеть устной речью; Появился интерес к заучиванию сказок, стихов; Речевые высказывания в общении со взрослыми и детьми более связны; Появился интерес к придумыванию своих сказок, к оформлению их схематично, развивается речевое творчество; Дети преодолевают робость, застенчивость, могут проявлять инициативу и самостоятельность, умеют свободно держаться перед аудиторией. Вывод: Поэтому, использование опорных схем благоприятно повлиял на монологическую и диалогическую речь детей 5-7 лет, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка

Слайд 28

Используемая литература: Давыдова Т.Г., Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник воспитателя,2008. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Изд.»Сфера»,2008 Театрализованные игры в детском саду. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Дошкольное воспитание и обучение.2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему "Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста".

Хочу рассказать вам, как я приобщаю детей к миру прекрасного — к театру. Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей с задержкой психического развития"

Опыт работы "Использование опорных схем для развития связной речи у детей старшего дошкольного с задержкой психического развития"...

«Использование опорных схем и дидактических игр в речевом развитии детей в подготовительной группе»

Из чего же строится речевое развитие ребёнка?  Это беседы с взрослым, чтение литературных произведений, игры - драматизации, заучивание стихов и их чтение. Ребенок должен научиться выделять самое...

Методические рекомендации "Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей"

В дошкольном возрасте потешки играют немаловажную роль, с помощью потешек можно наладить эмоциональный контакт с ребенком, если ребенок устал или не в настроении. Они создают успокаивающие, отвлекающи...

Методические рекомендации «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи: Развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержани. Использование игры в целях воспитания д...