Обучение пересказу детей с использованием опорных схем. Игры для развития речи
консультация на тему

Как обучать детей пересказыванию текстов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_vospit_2018.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования САО города Москвы                             Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                Инженерно-техническая школа города Москвы имени дважды героя     Советского Союза П.Р.Поповича                                                                (дошкольное отделение) улица Черняховского, дом 15, корпус 3

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПОРНЫХ СХЕМ. ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»

                                                                                                                                                                               

Подготовила учитель-логопед        

                              Рахманова Е.С.                                                                                                                                                                                                                                              

Москва, 2018 г.

     В связи с тем, что разговорная речь детей в настоящее время характеризуется бедностью словарного запаса, что связано с резким снижением интереса детей к чтению и их ограниченным речевым опытом, особенно актуальным является обучение пересказу как наиболее простой и доступной форме речевой деятельности детей, способствующей в дальнейшем успешному овладению школьной программой, значительная часть которой построена на пересказе.

     Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания, совершенствованию структуры речи и произношения, усвоению норм построения предложений и целого текста.

     Для эффективного проведения данной работы необходимо выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.  Учитываем уровень всех показателей связной речи: раскрытие темы, самостоятельность, лексико-грамматическое оформление, объем рассказа, смысловая целостность, средства связи, плавность изложения, выразительность.

     В соответствии с вышеизложенным материалом, задачами по развитию связной речи детей являются:

- закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации;

- формирование умения планирования развернутых высказываний;

- формирование у детей навыков использования в связных высказываниях средств художественной выразительности;

- развитие умения воспринимать литературное произведение, осознавая наряду с содержанием и элементы художественной выразительности;

- целенаправленное воздействие на активизацию и развитие высших психических функций;

- разитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

- обучение оформлению высказываний с соблюдением лексико-грамматических норм.

     Каждое занятие по обучению детей пересказу сопровождается графическими схемами, способствующими облегчению пересказа детей.

     Выделяются следующие этапы в обучении пересказу:

1) предварительная работа (чтение текста, рассматривание иллюстраций, изучение лексической темы, соответствующей рассказу, рисование по заданной теме);

2) организационный момент (задания на развитие внимания и мышления);

3) подготовка к восприятию текста (создание эмоционального фона восприятия рассказа, оживление личного опыта детей);

4) чтение рассказа;

5) содержательный и языковой разбор текста;

6) лексико-грамматические упражнения по тексту произведения;

7) повторное чтение рассказа с установкой на самостоятельный пересказ;

8) моделирование рассказа с помощью графических схем;

9) пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем;

10) подведение итогов занятия.

                      ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

     Также необходимо уделять большое внимание играм, способствующим развитию речи  детей.

     Рассмотрим основные принципы, лежащие в основе игр.

1. «Из руки в руку».

Подражание действиям взрослого, продолжая его действия, ребенок учится наиболее правильным движениям, совершает минимум ошибок и, следовательно, хороший результат после всех приложенных усилий ему гарантирован. Радость от успешно выполненной работы повышает самооценку и вызывает желание действовать самостоятельно.

2. Подражание.

Ребенок лучше овладевает речью, когда полностью видит лицо говорящего взрослого, его мимику. Это помогает малышу уловить связь артикуляции взрослого с произносимыми им звуками.

3. Совпадение произносимых слов и выполняемых действий.

Ребенок легче вступает в диалог, если действие, о котором идет речь, происходит в это же время.

4. Значимость собственной деятельности в глазах окружающих.

Ребенок с большим интересом продолжает свою деятельность, если видит, что она кому-то нужна. Важно, чтобы его работа привлекала внимание окружающих, заслуживала похвалы.

5. Мотивация деятельности.

6. Использование повторяющихся игр. 

Полюбившиеся игры нужно повторять, чтобы максимально развивать те или иные качества ребенка.

7. Небольшая продолжительность игр.

Нервная система ребенка еще только формируется и поэтому он быстро утомляется. Все занятия проводятся не более 10-15 минут.

8. Учет возрастных особенностей ребенка.

Ребенок не может воспринимать большой объем информации, поэтому игр должно быть не более 3-5. Количество задействованных предметов зависит от их сложности и степени развития ребенка.

 

     Первыми играми, с которых следует начинать обучение, являются тактильные, развивающие органы чувств и эмоциональность («Обводим ладошку», «Мыши водят хоровод», «Таинственный мешочек», «Спрятанное сокровище» и др.)

2. «Игры, знакомящие с окружающим миром (игры с игрушками, предметами, «Дорожка из кубиков», «Собираем пирамидку» и др.)

3. Игры для развития мелкой моторики (пальчиковые игры, «Рамки-вкладыши», «Складывание из палочек», «Игры-шнуровки» и др.)

4. Игры, развивающие мышцы лица и тела (игры на развитие дыхания, спортивные игры)

5. Игры для развития связной речи (игры на внимание, сообразительность, игры с карточками, «Составление фраз» и др.)

6. Игры, раскрывающие творческие способности (рисование, лепка, «Играем в сказку», «Инсценировка песен», «Игры в ритме песни», «Кукольный театр» и др.)

     Как можно чаще разговаривая с ребенком, описывая предметы, привлекающие его внимание и совместные с ним действия, обучая построению диалога, мы способствуем развитию и совершенствованию связной речи детей.