Главные вкладки

    Использование опорных схем в речевом развитии дошкольников
    статья по развитию речи на тему

    Матвеева Наталья Анатольевна

    В настоящее время - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем, поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В этом нам поможет использование опорных схем в речевом развитии дошкольников.

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

    Использование опорных схем в речевом развитии дошкольников

    В настоящее время - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:

    • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
    • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
    • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
    • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
    • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
    • Употребление нелитературных слов и выражений.
    • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
    • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
    • Плохая дикция.

    Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

    Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

    Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

    Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

    Мнемотаблицы-схемы являются дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Они используются для:

    • обогащения словарного запаса,
    • при обучении составлению рассказов,
    • при пересказах художественной литературы,
    • при отгадывании и загадывании загадок,
    • при заучивании стихов.

    В пособиях по развитию речи много разных вариантов мнемотаблиц  для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

    Мнемотаблицы можно сделать самим. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

    Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: волк – состоит из серых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

    Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому, желательно,  вместе с детьми    систематически дополнять и уточнять схемы. Совместно с детьми, например, легко составить мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

    Данные схемы послужат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогут детям выстраивать:

    • -   рассказ,
    • -   последовательность рассказа,
    • - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

    Существуют модельные схемы при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

    При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов  также используется мнемотехника. Вместе с детьми необходимо побеседовать по тексту, рассмотреть иллюстрации и отследить последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А старшие дошкольники смогут уже под руководством взрослого выбрать нужные элементы модели, последовательно их расположить в единую модельную цепь, которая необходима для пересказа литературного произведения.

    Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка и взрослого. Если на начальном этапе работы, были готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает дошкольникам находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно дети начинают проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создают, придумывают вместе, сообща.

    После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц , дети смогут составлять сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, опробовать свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В придуманных детьми сказках отражаются их собственные переживания,   понимание окружающей жизни.

    Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности , так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

    Модельные схемы можно применять и во всех видах познавательной деятельности.

     Мнемотехника многофункциональна. На основе её можно создать разнообразные дидактические игры, которые помогут детям не только развивать речь, но и научиться классифицировать предметы, развивать зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

    Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

    • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
    • раскрывать существенное в объекте;
    • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

    Замечу, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

    Из всего этого следует, что, воспитатели использующие в своей работе метод наглядного моделирования  с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удаётся достичь следующих результатов:

    • у детей увеличивается  круг знаний об окружающем мире;
    • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
    • появляется   желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
    • появляется   интерес к заучиванию стихов;
    • словарный запас  выходит  на более высокий уровень;

    Вывод: Чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

    Литература:

    1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. – СПб: Детство-Пресс, 1999.
    2. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб: Детство-Пресс, 1999.        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование песочной терапии в речевом развитии дошкольника

    Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, мы передаем ему наши знания и...

    Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольников

    Мнемотаблицы- это схема с определённой информацией, которая помогает развитию связной речи детей....

    Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях

    На мастер-классе педагогом предложенны задания: соединить ритм произносимых слов с музыкально-ритмическими движениями, речевые игры с музыкальными инструментами, активное слушание, упражнения на разви...

    Использование мнемотехнологий в интеллектуально-речевом развитии дошкольников

    Консультация для педагогов по использованию мнемотехнологий в интеллектуально-речевом развитии дошкольников...

    Использование игровых приемов и методов в развитии речи, с использованием методик в познавательно- речевом развитии дошкольников.

    Целенаправленное развитие речи  дошкольников - одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей....

    Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

    Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...