Учимся читать.
консультация по логопедии на тему

Курносова Светлана Михайловна

Обучение ребенка грамоте – очень важный этап в его развитии. От того, как малыш овладеет чтением, во многом зависит успешность обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида»

Консультация для родителей

«Учимся читать»

Учитель-логопед С. М. Курносова

     Обучение ребенка грамоте – очень важный этап в его развитии. От того, как малыш овладеет чтением, во многом зависит успешность обучения в школе. Зная это, многие родители начинают рано – например, в три года – знакомить своего ребенка с буквами. Как же они бывают удивлены и огорчены, когда оказывается, что и к пяти, шести годам малыш все еще не умеет читать.

     Можно ли учить дошкольников? Известный российский психолог Р.С. Немов утверждает, что научение грамоте не только можно, но и необходимо перенести из младшего школьного возраста в дошкольный. Чтению и письму можно научить детей в четырех-, пятилетнем возрасте, сделав усваиваемое нужным и интересным для ребенка, тесно связав обучение грамоте с актуальными потребностями ребенка, и прежде всего с игрой.

     Обучение ребенка грамоте – дело непростое, требующее терпения, времени, а также некоторых специальных знаний. Здесь без помощника не обойтись. Таким помощником для родителей может стать Букварь. Лучше всего, если он будет написан опытным учителем-логопедом. Кому как не логопеду лучше других известны закономерности формирования детской речи – устной и письменной?      Можно рекомендовать «Букварь» Н.С. Жуковой, в котором сочетаются традиционные и логопедические методики. «Логопедический букварь дошкольника» Т.А. Ткаченко представляет: - чтение с 4 лет на уровне высоких школьных требований; - основы грамотного письма; - четкое произношение звуков, слогов и слов; - правильные ударения и интонацию; -  игровую непосредственную форму обучения. «Мой букварь» Н.В. Нищевой можно рекомендовать для обучения чтению как детей с нормальным речевым развитием, так и малышей, имеющих дефекты речи.

     Известно, что разные звуки родной речи осваиваются ребенком в разные сроки, что есть трудные для произношения звуки. Если, начиная изучать буквы, ребенок еще не очень чисто произносит обозначаемые ими звуки, в дальнейшем у него могут обнаружиться нарушения письма и чтения – дисграфия и дислексия. Чтобы избежать этих осложнений, в логопедических Букварях «трудные» звуки и соответствующие им буквы даются в последнюю очередь.

     Одна из важнейших задач при обучении грамоте – это овладение навыками анализа и синтеза слов и предложений. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) из слова, определять их место и количество в слове ребенок не научится хорошо читать и грамотно писать. В логопедических Букварях много игр, занимательных заданий и упражнений, способствующих приобретению этих навыков. И конечно же, в данных книгах много ярких картинок, которые привлекают внимание детей. Любой Букварь предназначен для совместной работы ребенка и взрослого, и каждая их страница соответственно содержит две зоны. Текст, предлагаемый вниманию ребенка, напечатан в центре страницы крупным шрифтом на белом фоне; текст, адресованный взрослому, напечатан более мелким шрифтом сбоку или внизу страницы.

     Занимаясь по Букварю, ребенок узнает, что буквами обозначаются звуки: одни звуки можно петь – это гласные, другие петь нельзя – это согласные; что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Игровые упражнения помогут дошкольнику научиться узнавать и различать звуки и буквы, читать слияния гласных букв, слоги, короткие слова и предложения, состоящие из знакомых букв.

     Вначале детям для чтения предлагаются слова, в которых слоги обозначаются дугами. Этот прием очень удобен: с одной стороны, такие пометки помогают ребенку «удерживать» слог, что облегчает овладение послоговым чтением с другой стороны, они не разрушают целостность слова, как черточки-дефисы, применяемые для обозначения слогов в некоторых учебных пособиях.

     В логопедических Букварях имеется особенность: с первых же страниц  в зону внимания ребенка вводятся отдельные слова, которые он еще не может прочитать, так как не все входящие в них буквы знает. Но при этом ребенок может соотнести слово с картинкой, назвать изображенный предмет, показать и назвать знакомые буквы. Это развивает зрительное внимание и память, тренирует в различении и узнавании букв, а также помогает запечатлеть целостный образ слова (прием «глобального чтения»).

     Изучение каждой новой буквы начинается с показа ребенку этой буквы, называния ее, и чтения взрослым крупно напечатанного стишка. Прослушав стихи, ребенок сможет сам найти, выделить среди пока незнакомых значков эту букву. Каждая вновь представляемая буква в Букваре снабжена цветным кружком – условным обозначением соответствующего звука: красный кружок обозначает гласный звук, синий и зеленый – согласные (твердый и мягкий). 

     В дальнейшем ребенок овладеет навыками звукового и слогового анализа слов. Для звукового анализа предлагаются только те слова, написание которых не расходится с произношением. Взрослый должен следить за четким произнесением ребенком звуков при выполнении звукового анализа.

     Упражняя ребенка в делении слов на слоги, можно использовать такие приемы, как отстукивание, отхлопывание слогов, проговаривание слов с подложенной под подбородок рукой. Затем ребенок узнает, что такое предложение, научится составлять предложения по картинке и анализировать его, познакомится с глухими и звонкими согласными звуками. Задания на различение глухих и звонких согласных звуков способствуют профилактике нарушения письменной речи (акустической дисграфии).

     Особо нужно сказать о гласных буквах Е, Ё, Ю, Я. Эти буквы в начале слова и в положении после гласной обозначают сложные йотированные звуки. Дошкольникам не предлагаются для звукового анализа слова, содержащие эти звуки, навыком анализа таких слов дети овладеют в школе.

     Выполняя задания, предложенные в Букваре, ваш ребенок научится подбирать слова с заданным количеством слогов или заданным порядком звуков (букв), получит представление о предлоге и научится анализировать предложения с предлогами.

Несколько советов,

которые помогут вам в работе с Букварем

  1. Внимательно читайте рекомендации для родителей и правила, которые  должен усвоить ребенок, это поможет избежать многих трудностей и ошибок в обучении ребенка.
  2. Согласные буквы называйте не так, как вы привыкли их называть («бэ», «эр», «ша» и др.), а только звуками, которые эти буквы обозначают: (Б), (Р), (Ш), так ребенок скорее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги.
  3. Следите за тем, чтобы ребенок читал слоги слитно, а не по буквам. Пусть он тянет первый звук, плавно его соединяя со вторым.
  4. Не надо торопиться переходить от одной буквы к другой. Материал каждого задания должен быть полностью усвоен. Если задание непонятно ребенку, начните выполнять его сами, чтобы ребенок мог следовать вашему образцу.
  5. Читая ребенку стишок при знакомстве его с новой буквой, выделяйте новый звук голосом. Когда ребенок уже сам сможет прочитать стихи, тогда же ему можно предложить прочитать стихи на уже пройденных ранее страницах.

Условные обозначения

______    --  гласный звук

______    -- твердый согласный звук

______    --  мягкий согласный звук

    ______     --  слог

    _________     --  слово

    _________     --  слово, написанное с заглавной буквы

    _____________________ .     --  предложение

   (А)  –    звук

   (Н)  --    мягкий согласный звук

______________ --  схема слова, в которой кружок обозначает место звука в  слове (начало, середина, конец слова).

Желаем вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учить или не учить читать ребенка-дошкольника?

В материале анализируются причины нелюбви детей к чтению, рассматриваются сложности при обучении детей чтению, определяются этапы этого процесса. Предлагаются игровые упражнения для закрепления навы...

КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки» КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки»

Цели: закреплять и углублять знания детей безопасного поведения на улице - где можно и где нельзя играть; правила безопасного перехода через дорогу, правильного поведения детей при катании на ве...

"Когда ребенок готов читать? Не пора ли учиться читать?"

Многих родителей интересует вопрос "Когда ребена надо начинать учить чтению?" Предлагаю вашему вниманию консультацию, которая очень понравилась родителям нашей группы....

Учить или не учить читать ребёнка до школы?

Разговор особый о необходимости обучения чтению детей до школы....

учим буквы, учимся читать

Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать,  давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, о...

учим буквы, учимся читать

Учим буквы ,учимся читать Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных,...

Консультация для родителей «Учим буквы учимся читать»

Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружно...