Учимся читать.
консультация по логопедии на тему
Обучение ребенка грамоте – очень важный этап в его развитии. От того, как малыш овладеет чтением, во многом зависит успешность обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида»
Консультация для родителей
«Учимся читать»
Учитель-логопед С. М. Курносова
Обучение ребенка грамоте – очень важный этап в его развитии. От того, как малыш овладеет чтением, во многом зависит успешность обучения в школе. Зная это, многие родители начинают рано – например, в три года – знакомить своего ребенка с буквами. Как же они бывают удивлены и огорчены, когда оказывается, что и к пяти, шести годам малыш все еще не умеет читать.
Можно ли учить дошкольников? Известный российский психолог Р.С. Немов утверждает, что научение грамоте не только можно, но и необходимо перенести из младшего школьного возраста в дошкольный. Чтению и письму можно научить детей в четырех-, пятилетнем возрасте, сделав усваиваемое нужным и интересным для ребенка, тесно связав обучение грамоте с актуальными потребностями ребенка, и прежде всего с игрой.
Обучение ребенка грамоте – дело непростое, требующее терпения, времени, а также некоторых специальных знаний. Здесь без помощника не обойтись. Таким помощником для родителей может стать Букварь. Лучше всего, если он будет написан опытным учителем-логопедом. Кому как не логопеду лучше других известны закономерности формирования детской речи – устной и письменной? Можно рекомендовать «Букварь» Н.С. Жуковой, в котором сочетаются традиционные и логопедические методики. «Логопедический букварь дошкольника» Т.А. Ткаченко представляет: - чтение с 4 лет на уровне высоких школьных требований; - основы грамотного письма; - четкое произношение звуков, слогов и слов; - правильные ударения и интонацию; - игровую непосредственную форму обучения. «Мой букварь» Н.В. Нищевой можно рекомендовать для обучения чтению как детей с нормальным речевым развитием, так и малышей, имеющих дефекты речи.
Известно, что разные звуки родной речи осваиваются ребенком в разные сроки, что есть трудные для произношения звуки. Если, начиная изучать буквы, ребенок еще не очень чисто произносит обозначаемые ими звуки, в дальнейшем у него могут обнаружиться нарушения письма и чтения – дисграфия и дислексия. Чтобы избежать этих осложнений, в логопедических Букварях «трудные» звуки и соответствующие им буквы даются в последнюю очередь.
Одна из важнейших задач при обучении грамоте – это овладение навыками анализа и синтеза слов и предложений. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) из слова, определять их место и количество в слове ребенок не научится хорошо читать и грамотно писать. В логопедических Букварях много игр, занимательных заданий и упражнений, способствующих приобретению этих навыков. И конечно же, в данных книгах много ярких картинок, которые привлекают внимание детей. Любой Букварь предназначен для совместной работы ребенка и взрослого, и каждая их страница соответственно содержит две зоны. Текст, предлагаемый вниманию ребенка, напечатан в центре страницы крупным шрифтом на белом фоне; текст, адресованный взрослому, напечатан более мелким шрифтом сбоку или внизу страницы.
Занимаясь по Букварю, ребенок узнает, что буквами обозначаются звуки: одни звуки можно петь – это гласные, другие петь нельзя – это согласные; что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Игровые упражнения помогут дошкольнику научиться узнавать и различать звуки и буквы, читать слияния гласных букв, слоги, короткие слова и предложения, состоящие из знакомых букв.
Вначале детям для чтения предлагаются слова, в которых слоги обозначаются дугами. Этот прием очень удобен: с одной стороны, такие пометки помогают ребенку «удерживать» слог, что облегчает овладение послоговым чтением с другой стороны, они не разрушают целостность слова, как черточки-дефисы, применяемые для обозначения слогов в некоторых учебных пособиях.
В логопедических Букварях имеется особенность: с первых же страниц в зону внимания ребенка вводятся отдельные слова, которые он еще не может прочитать, так как не все входящие в них буквы знает. Но при этом ребенок может соотнести слово с картинкой, назвать изображенный предмет, показать и назвать знакомые буквы. Это развивает зрительное внимание и память, тренирует в различении и узнавании букв, а также помогает запечатлеть целостный образ слова (прием «глобального чтения»).
Изучение каждой новой буквы начинается с показа ребенку этой буквы, называния ее, и чтения взрослым крупно напечатанного стишка. Прослушав стихи, ребенок сможет сам найти, выделить среди пока незнакомых значков эту букву. Каждая вновь представляемая буква в Букваре снабжена цветным кружком – условным обозначением соответствующего звука: красный кружок обозначает гласный звук, синий и зеленый – согласные (твердый и мягкий).
В дальнейшем ребенок овладеет навыками звукового и слогового анализа слов. Для звукового анализа предлагаются только те слова, написание которых не расходится с произношением. Взрослый должен следить за четким произнесением ребенком звуков при выполнении звукового анализа.
Упражняя ребенка в делении слов на слоги, можно использовать такие приемы, как отстукивание, отхлопывание слогов, проговаривание слов с подложенной под подбородок рукой. Затем ребенок узнает, что такое предложение, научится составлять предложения по картинке и анализировать его, познакомится с глухими и звонкими согласными звуками. Задания на различение глухих и звонких согласных звуков способствуют профилактике нарушения письменной речи (акустической дисграфии).
Особо нужно сказать о гласных буквах Е, Ё, Ю, Я. Эти буквы в начале слова и в положении после гласной обозначают сложные йотированные звуки. Дошкольникам не предлагаются для звукового анализа слова, содержащие эти звуки, навыком анализа таких слов дети овладеют в школе.
Выполняя задания, предложенные в Букваре, ваш ребенок научится подбирать слова с заданным количеством слогов или заданным порядком звуков (букв), получит представление о предлоге и научится анализировать предложения с предлогами.
Несколько советов,
которые помогут вам в работе с Букварем
- Внимательно читайте рекомендации для родителей и правила, которые должен усвоить ребенок, это поможет избежать многих трудностей и ошибок в обучении ребенка.
- Согласные буквы называйте не так, как вы привыкли их называть («бэ», «эр», «ша» и др.), а только звуками, которые эти буквы обозначают: (Б), (Р), (Ш), так ребенок скорее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги.
- Следите за тем, чтобы ребенок читал слоги слитно, а не по буквам. Пусть он тянет первый звук, плавно его соединяя со вторым.
- Не надо торопиться переходить от одной буквы к другой. Материал каждого задания должен быть полностью усвоен. Если задание непонятно ребенку, начните выполнять его сами, чтобы ребенок мог следовать вашему образцу.
- Читая ребенку стишок при знакомстве его с новой буквой, выделяйте новый звук голосом. Когда ребенок уже сам сможет прочитать стихи, тогда же ему можно предложить прочитать стихи на уже пройденных ранее страницах.
Условные обозначения
______ -- гласный звук
______ -- твердый согласный звук
______ -- мягкий согласный звук
______ -- слог
_________ -- слово
_________ -- слово, написанное с заглавной буквы
_____________________ . -- предложение
(А) – звук
(Н) -- мягкий согласный звук
______________ -- схема слова, в которой кружок обозначает место звука в слове (начало, середина, конец слова).
Желаем вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/07/picture-172392-1357587788.jpg)
Учить или не учить читать ребенка-дошкольника?
В материале анализируются причины нелюбви детей к чтению, рассматриваются сложности при обучении детей чтению, определяются этапы этого процесса. Предлагаются игровые упражнения для закрепления навы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/24/picture-599510-1424795572.jpg)
КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки» КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки»
Цели: закреплять и углублять знания детей безопасного поведения на улице - где можно и где нельзя играть; правила безопасного перехода через дорогу, правильного поведения детей при катании на ве...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/07/picture-427674-1396870872.jpg)
"Когда ребенок готов читать? Не пора ли учиться читать?"
Многих родителей интересует вопрос "Когда ребена надо начинать учить чтению?" Предлагаю вашему вниманию консультацию, которая очень понравилась родителям нашей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/25/picture-931197-1503693419.jpg)
Учить или не учить читать ребёнка до школы?
Разговор особый о необходимости обучения чтению детей до школы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/06/picture-1008374-1536265943.jpg)
учим буквы, учимся читать
Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, о...
учим буквы, учимся читать
Учим буквы ,учимся читать Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных,...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/28/picture-799911-1467098731.jpg)
Консультация для родителей «Учим буквы учимся читать»
Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружно...