О нарушениях звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Сегидина Ольга Юрьевна

Стертая форма дизартрии- это нарушения речевой деятельности в связи с расстройством артикуляции при поражениях нервной системы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dizartriya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

О нарушениях звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой дизартрией.

Ведущими в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии является нарушения фонематического компонента речевой функциональной системы. Отклонения в формировании звуковой стороны речи не ограничиваются только звукопроизношением и часто затрагивают слоговую структуру слова, усвоение которой играет большую роль в общей картине ее формирования.  Отдельные звуки начинают выполнять свою фонематическую  функцию только в тех словах, когда слоговая структура оказывается доступной для ребенка. В передаче ребенком звукового состава слов на первом месте следует рассматривать усвоение им слоговой структуры слова, так как с этим связана судьба разных звуков и сочетаний звуков. В процессе усвоения слоговой структуры слова детьми наиболее часто встречается явление слоговой элизии, которое не зависит от качества согласных и гласных звуков, составляющих слог; от месторасположения согласного в слове; от морфемного его состава. Главным механизмом, регулирующим сокращение слова, является его акцентная структура, т. е. распределение слогов по месту в слове по отношению к ударению. Как правило, ребенком сохраняется ударный слог, выступающий звуковым центром слова. Возможности сохранения других слогов определяются степенью их редуцированности, местоположением в слове, произносительными возможностями ребенка, артикуляционными особенностями согласных звуков, фонетическим контекстом.

Нормативный для русского языка динамический облик слова определяет возможность деления его, прежде всего на слоги открытого типа. Ребенок ощущает такие слоговые сегменты там, где напряженность артикуляции максимальна, за ударную часть слова он расценивает как нерасчленимое целое. Деление слов не только на открытые, но и закрытые слоги является неизбежным результатом овладения детьми системы родного языка, в первую очередь его лексическим компонентом. Подтверждением этому можно найти в работах А. Н. Гвоздева, Ч. Грибли, где отмечается, что первоначальный словарь ребенка состоит из слов – корней,  а сами корни имеют форму закрытых слогов.

В зависимости от характера овладения звуковой системой речи различают: «звуковых» и «слоговых» детей.  Такое различие позволяет охарактеризовать различные стратегии в овладении языком: холистическую и аналитическую. Дети типа «слоговых»  (придерживаются холистической стратегии) стремясь, прежде всего, воспроизвести слоговой контур слова, его ритмико-мелодическую структуру, не заботясь о качестве звуков, его составляющих. Дети, принадлежащие к «звуковому типу», стремятся не расширять слоговой цепочки до тех пор, пока те добьются определенной точности артикуляции звуков. Эти дети осваивают слово по частям, в то время как дети слогового типа сразу же стремятся воспроизвести его как целое.

При исследовании данной речевой аналогии значимым является не только определение ведущей стратегии при воспроизведении детьми слоговой структуры слова, но и возможных механизмов ее нарушения, взаимосвязей и взаимозависимости между передачей звукового облика слова и его слоговой структуры.

В процессе проведенного исследования были обнаружены различного рода искажения звукослоговой структуры слова у детей со стертой дизартрией: пропуски согласных звуков при стечении; замены согласных при стечении и без стечения; пропуски слогов; перестановки звуков и слогов; добавления гласных и согласных звуков, слогов.

Таким образом, у детей со стертой дизартрией наблюдались как нарушения количества и последовательность слогов, так и нарушения структуры отдельного слова. Более характерным  для этих детей оказались искажения структуры тельного слога со стечением согласных. Нарушение структуры такого слога проявлялось в основном в ее упрощении, в сведении к конституции СГ, СГС. Усвоение количества и последовательности слогов в структуре слова оказалось более сохранным. Самыми распространенными у обследованных детей были пропуски и замены согласных  при стечении. Реже встречались добавления звуков в слог («движение – вдвижение»; «аквариум – акрвариум»; «кочерыжка – крочерыжка»). Упрощение стечения согласных в именах прилагательных, числительных по проявлениям были более разнообразными, чем в именах существительных или глаголов, что, возможно, обусловлено более поздним появлением в онтогенезе, а также более сложной звукослоговой структурой («внучата – научата»; «взглянуть – зглянуть»; «обыкновенный – обыковенный»; «художественный – художнестный»; «девятнадцать – девянацать»). Пропуски согласных наблюдались как в стеченьях, находящихся в начале и конце, так и при стечении согласных в середине слова. При этом наибольшую трудность представляли стечения согласных, стоящих в начале слова («внимание – нимание»; «скворечник – кворечник»; «квоздика – воздика») по сравнению со стечением в середине («трудность – труность»; «обыкновенный – обыковенный»).  Сравнительная доступность стечений согласных в середине лова объясняется тем, что в этих случаях возможно распределение согласных стечения между двумя соседними слогами. Произнесение различных стечений зависит не только от их места в слове, но и от их качества, их фонематического состава. Наименьшее количество сокращений наблюдалось при воспроизведении стечений в  середине слова, когда вторым звуком стечения являлся смычно-взрывной звук («звездочка», «простор»). Наличие смычного звука облегчало ребенку распределение этого стечения между двумя соседними слогами, поскольку наличие взрыва очень четко разграничивало смычный согласный от соседнего гласного.

В начале слова наиболее благоприятным являлось сочетание, где первым его компонентом был смычный, а вторым – сонорный звук («бродить», «простор», «глубина»). Сонорные звуки, как известно, являются переходными между гласными согласным звуками, и поэтому сочетание любого согласного с ним в известной мере воспроизводит сочетание согласного с гласным, т. е. наиболее простую и естественную для ребенка структуру прямого слога. Наименее устойчивыми были сочетания: фрикативный и взрывной; фрикативный и фрикативный, т. е. сочетания в которых первый звук – фрикативный. Следует отметить, что чаще при искажении стечений согласных в начале слова наблюдался пропуск первого звука стечения («внучата – нучата»; «скворечник – кворечник»; «сделанный – деланный»), реже второго («специалист – сециалист»). Пропуски наблюдались как в стечении согласных с различным местом образования, так и в стечения согласных одного места образования.

 Характерным для искажения стечений согласных в конце слова является пропуск последнего согласного («машинист – машинис»; «специалст – специалис»; «шесть – шесь»; «способность – способнось»; «столб – слол»). Больше всего искажений отмечалось в сочетании фрикативных звуков С, СЬ со смычными Т, ТЬ.

При воспроизведении стечений согласных в середине слова менее устойчивыми для воспроизведения оказались стечения: смычный  и смычный   КТ, смычно-проходной и смычный МП, смычный и смычно-проходной КМ, КН, смычный и фрикативный КВ, фрикативный и смычный СТ, смычно-проходной и смычно-проходной МЛ («викторина – виторина»; «температура –тепература»; «!парикмахерская – паримахерская»; «обыкновенный – обыковенный»; «простокваша – простокаша»; «художественный – художесвенный»; «земляника – земеника»). При стечении согласных в середине слова одинаково частой наблюдался пропуск, как первого, так и второго согласного звука стечения. При воспроизведении стечений согласных детьми часто наблюдались также замены согласных. Этот вид ошибок был все же менее распространенным, чем сокращение согласных при стечении. Замены согласных отмечались в основном при стечениях в середине слова («викторина – вирторина»; «простокваша – простоклаша»; «звездочка – звездотька»; «возглас – воздах»; « девятнадцать – девянацать»; «толщина – толчина»). Замены звуков осуществлялись как по акустическому, так и по артикуляторному признакам.

Следует отметить, что наряду с заменами согласных при воспроизведении их стечений часто встречались их замены и вне стечений («викторина – виктолина»; «останавливать – остамавливать»; «аквариум – аввариун»; «парикмахерская – парикмасерская»; «милиционер – миниционер»; «внимание – внивание».)  эти замены были обусловлены акустической близостью звуков. В единичных случаях было зафиксировано сокращение не отдельного согласного стечения, а всего стечения  в целом («простокваша – прокаша»).

Нарушение структуры отдельного слога проявилось и в перестановках соседних слогов («земляника – зельмяника»; «балерина – берелина»; «аквариум – акравиум»; «простокваша – простовкаша»; «занавеска – заванеска»). Последовательность слогообразующих элементов слова, гласных звуков воспроизводилось верно. Перестановки осуществлялись только на согласных слога. Вместе с тем, в ряде случаев наблюдался пропуск гласного слога («аквариум – акварим»; «милиционер – милицинер»; «останавливать – веганавливать»). При исследовании слоговой структуры слова у детей со стертой дизартрией практически не отмечалось трудности воспроизведения такого признака слогового состава как ударение. Случаи переноса ударения с одного слога на другой зафиксированы не были. Лишь в единичных случаях наблюдалось по слоговое произнесение лова (как правило, многосложного), сопровождающееся равно ударным произнесением слогов, что представляло собой, пожалуй, единственный случай нарушения ударения.

Нарушение слоговой структуры слова выражались чаще в перестановке и повторении слогов («сковорода – скоровода»; «земляника – земнелика»; «поворачивать – поравачивать»; «тринадцать – триданцать»; «простокваша – простовакша»; «температура – теремпетура»; «преподаватель – предадаватель»; «ежевика – жежевика»).

Реже, чем перестановки и повторение наблюдалось сокращение количества слогов («балерина – барина»; «температура – темратура»; «водопроводчик – вопроводчик»; «милиционер – миционер»; «преподаватель – предаватель»; «сковорода – сковода»; «поворачивать – повачивать»; «ежевика – жевика»; « табуретка – табутка»; «звездочка – звезка»; «занавеска – завеска»; «предупредить – препредить»).

Сокращение слога отмечалось преимущественно в середине слова. Пропуск начального слога слова встречался в единичных случаях, а конечного не наблюдался. Выпадение слога определялось рядом факторов, часто сочетающихся: структурой слога и характеристикой составляющих его фонем, местоположением слога в слове и местоположением его по отношению к ударному слогу, звукам, входящими в соседние слоги. В ряде случаев нарушение слоговой структуры слова проявлялось в сокращении более, чем одного слога («милиционер – ционер»; «сковорода – скода»; «температура – темрура»; «водопроводчик – проводчик»).

Если искажение структуры отдельного слога наблюдалось и в двухсложных словах со стечением согласных, то искажения слоговой структуры проявлялись преимущественно в много слоговых словах (3-5 сложных) со стечением согласных. Характерно, что многосложные слова, хорошо знакомые детям и часто употребляемые, искажались реже, чем малознакомые и менее частотные. В этих случаях все внимание ребенка было направлено на предметное содержание малознакомого для него слова и ему было трудно сосредоточится на его звуковой и слоговой форме. При этих вариантах искажений число слогов и ударение не нарушилось, в то время как слоговой состав структуры слова обусловлены контекстуальными влияниями, а также трудностями поиска артикуляции комплекса команд, необходимых для артикуляции слога с определенным количественным и качественным составом признаков слогового контраста. Такой характер искажения звукослоговой структуры слова наблюдался преимущественно у детей со стертой формой корковой дизартрии и был обусловлен, прежде всего, трудностью дифференциации артикуляторных укладов звуков, правильного их выбора, переключения с одного артикулярного элемента на другой.

Следует обратить внимание, что в процессе исследования обнаружилось сочетание различных вариантов искажения звукослоговой структуры одного и того же слова, например, пропуск согласного при стечении и пропуск слога («парикмахерская – паримарская»), замена согласного звука и пропуск гласного («милиционер – миницинер»), перестановка звуков и уподобление слогов («земляника – зелмниника»), сокращение согласного при стечении и пропуск слога («водопроводчик – водородчик»).

Названные нарушения в меньшей степени выражались при воспроизведении «изолированных» слов и в большей – при произнесении предложений. В ряде случаев правильно произнесенное слово подвергалось искажению при включению его в контекст. Например, правильно произнесенное слово «аквариум» в предложении воспроизводилось следующим образом» «В акваилуме плавают золотые рыбки»; «температура» - «У мальчика поднялась темратура»; «парикмахерская» - «Волосы подстригают в памкакеской» и т.д. слово, включенное в более сложный контекст, испытывает возросшее число контекстуальных влияний и подвергается большому числу разнообразных нарушений.

На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Искажения звукослоговой структуры слова представляют собой один из симптомов сложного комплекса фонетико-фонематических нарушений при стертой дизартрии;
  2. В процессе исследования выявились как нарушения количества и последовательности слогов в слове, так и нарушения отдельного слога, особенно со стечением согласных;
  3. Искажения звукослоговой структуры слова у детей со стертой дизартрией разнообразны. Характер нарушения звукослоговой структуры слова определяется рядом факторов: контекстуальными влияниями на уровне слова, слога (влияния предыдущего и последующего звуков) и предложения; частотой употребления слова и степенью его знакомства ребенку; специфическими артикуляторными трудностями; длиной слова и характером его слоговой структуры; местоположением и характером стечения согласных в слове; принадлежность к части речи. Ведущими факторами, приводящими к нарушениям звукослоговой структуры слова у детей со стертой дизартрией,         являются мышечная и иннервационная недостаточность органов артикуляции, трудность дифференциации артикуляторных укладов звуков, дисфункция артикуляторной программы.
  4. В виду специфических артикуляторных затруднений распространенными являются ошибки, затрагивающие состав слова. Его основная трудность воспроизведения слогового контура заключается не в трудности слияния ряда слогов в один последовательный ряд, а в слиянии разных слогов в ряду.

Литература.

  1. Винарская Е. Н. Ранее речевое развитие. – М., 1987 г.
  2. Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. – М., 1984 г.
  3. Звоздев А. Н, Вопросы изучения детской речи. – М., 1961 г.
  4. Лепская Н. И., Винарская Е. Н.,  Богомазова Г. М. Способы слогоделения слов детьми разных возрастных групп и современные теории слога // Материалы к 21-му Международному конгрессу фонетических наук. – М., 1979 г.
  5. Сикорский И. А. О развитии речи у детей // Собр. Соч. Киев, Т., 1999 г.
  6. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ (по направлениям коррекционной работы)

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НАПРВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ (по направлениям коррекционной работы) I Развитие ручной моторики и моторики ...

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Логопедическая работа с детьми с дизартрией базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизарт­рии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учете лич­ностных особенностей ...

Методические рекомендации к проведению логопедической работы по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Важнейшее значение в работе по устранению нарушений звукослоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет индивидуальный подход к детям, в основе которого лежит учёт уровня разв...

Нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников

в данной статье рассматриваются нарушения звукослоговой структуры слова у дошкольников и последовательность работы по их устранению, раскрыты вопросы об актуальности и необходимости проведения работы ...

Голубева Г.Г." Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников "

В пособии представлена методика проведения логопедических занятий по преодолению нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Пособие соответствует «Програ...

Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников...

Рекомендации по развитию звукослоговой структуры слова у дошкольников со стертой псевдобульбарной дизартрией.

Основы коррекционного обучения разработаны в психолого - педагогических исследований ряда авторов (Р. Е. Левина, Б. М. Гриншпун, Л. Ф. Спирова, Н. Н. С Жукова, Т. Б. Филичева и др.).  Коррекция з...