Дидактические игры для развития речи дошкольников.
картотека по логопедии по теме

Бабурова Ольга Владимировна

Дидактические игры для развития речи дошкольников,используемые на занятиях и прогулках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

детский сад №15 «Сибирячок»

Дидактические игры для формирования словаря и развития речи детей в старшем дошкольном возрасте.

Учитель-логопед

Бабурова О.В

.


«Вершки-корешки»

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровое действие. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками».

         Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

         Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».

«Фрукты – овощи»

Цель игры: дифференциация сходных понятий.

Ход игры. В начале игры ведущий напоминает детям, какие растения мы называем фруктами, какие -  овощами. Для фруктов выбирается картинка «Сад», а для овощей – «Огород». Эти картинки выкладываются на разных краях стола. Предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, лежат на столе стопкой изображенными вниз. По очереди дети берут из стопки по одной картинке, называют её, а также объясняют, к какой группе она относится. Объяснение должно быть полным: «Помидор – это овощ, потому что он растёт на огороде». Если ребёнок дал неправильный ответ, картинка возвращается на место, а если ребёнок  верно назвал картинку и отнёс её к нужному понятию, он забирает её себе. Игра заканчивается после того, как всё картинки будут находиться у детей. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.

         Игра «Фрукты-ягоды» проводится так же, только перед игрой уточняются данные понятия и выбираются другие картинки-символы: кустик для ягод и дерево для фруктов.

«Летает, а не птица»

 Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».

 Ход игры. Ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых, Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное. Если ответ правильный, ведущий дает ребенку фишку или символ данного животного. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц: имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие. Насекомые же маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев.

         ***                                                                   ***

В тёмной темнице                          Красные лапки

Красны девицы.                             Щиплют за пятки

Без нитки, без спицы                      (Гусь)

Вяжут вязеницы.

   (Пчёлы в улье)

         ***                                                        ***

Явился в жёлтой шубке                    Чёрный, проворный,

Прощайте, две скорлупки.                Кричит «крак»,

         (Цыплёнок)                                Червякам враг.

                                                                  (Грач)

         ***                                                       ***

Летела птица,                                    Не зверь, не птица,

Не перната, не крылата,                    А нос, как спица.

Носик долгий,                                          (Комар)

Голос тонкий.                                                 ***

Кто её убьёт,                                    Спал цветок и вдруг проснулся:

Человечью кровь                             Больше спать не захотел.

Прольёт.                                           Шевельнулся, встрепенулся,

  (Комар)                                           Взвился вверх и улетел.

                                                                  (Бабочка)

         ***                                                            ***

Много мастеров                                Верещанья, белобока.                                

Срубили избу без углов.                  А зовут её …. (сорока).

      (Муравьи)                                

         ***                                                   ***

Маленький мальчишка                     Жу-жу, жу-жу,

В сером ярмячишке                          Я на ветке сижу,

По дворам шныряет,                         Букву Ж все твержу,

Крохи собирает,                                Зная твердо букву эту,

В поле ночует,                                   Я жужжу весной и летом.

Коноплю ворует.                                     (Жук)

    (Воробей)

         ***                                                                         ***

На полянке возле ёлок,                                     На шесте дворец,

Дом построен из иголок.                                  Во дворце певец,

За травой не виден он,                                      А зовут его… (скворец).

А жильцов в нём миллион.  (Муравейник.)

                 

«Каждому звуку свою комнату»

Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.

 Ход игры. Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы – «слова», причём каждый звук хочет жить в отдельной комнате.

 Дети подсчитывают и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слова, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома – «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, т.е. такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибках. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

«Разгадай ребус»

 Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

 Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по две картинки. На карточке «спряталось» слово. Его надо составить, выделив из каждого слова – названия первые слоги, а затем из них сложить слово, например: ромашка, самолёт – роса. Выигрывает тот, кто составит больше слов.

Карточки с предметными картинками для игры:

Голуби, раки - гора

Бутылка, рябина - бура

Мячи, тазы - мята

Кораблик, жаворонок - кожа

Сухари, шары - суша

Ромашка, тазы - рота

Телефон, малина - тема

Чулок, дома - чудо

Вагон, рябина - Варя

Карандаш, банка - кабан

Банан, бабочка - баба

Колобок, марка - комар

Девочка, лопата - дело

Лисички, самолет - лиса

Шуба, ракета - Шура

«Четвёртый лишний»

Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом».

Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

                                (с мячом)

стол, стул, кровать, чайник

лошадь, кошка, собака, щука

елка, земляника, береза, дуб,

огурец, тыква, морковь, заяц

блокнот, портфель, газета, тетрадь,

огурец, арбуз, яблоко, мяч

волк, лиса, медведь, кошка

фиалка, ромашка, морковь, василек,

кукла, машинка, пирамида, книга

воробей, орел, ласточка, оса

лыжи, коньки, лодка, санки

стул, молоток, пила, рубанок

снег, мороз, жара, лед

змея, улитка, бабочка, черепаха

кисти, краски, чайник, альбом

шляпа, крыша, дверь, окно

молоко, чай, лимонад, хлеб

Дидактическая игра  «Два – две»

«Посмотри на себя и скажи, что у нас по два?..Два глаза, два уха, два локтя, два плеча, два колена.

А что у нас по две?...Две руки, две ноги, две пятки, две щеки, две ноздри.

Молодец, а теперь продолжи»:

огурец – два..огурца                                ваза – две…вазы

стул – два ..стула                                вишня – две…вишни

стол - два…стола                                слива – две…сливы

кот - два …кота                                кошка – две…кошки

тюльпан – два …тюльпана                роза – две…розы

помидор – два…помидора                чашка – две…чашки

окно – два…окна                                машина – две…машины

дерево – два…дерева                        кастрюля – две…кастрюли

костюм – два…костюма                        майка – две…майки



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Говорим, играем - речь свою мы развиваем»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Говорите с детьми!

     О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда знают, как же эту речь развивать.

Часто можно услышать: “Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать.”

Да и как же иначе: ведь это родители говорили — не ребенок. Дети все разные: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и “молчуны” разговорятся, если есть стимул для разговора.

Речь начинается с желания общаться!

     Как бы несовершенно не говорил ваш ребенок, принимайте и поддерживайте его желание вступить в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация. Настроение.

Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: когда ребенок спокоен, в хорошем настроении, в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

Как можно развивать речь?

1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу — обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся обороты речи, спрашивайте,что значит то или иное слово.

2. Играйте в игру “Доскажи словечко”: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.

3. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

  • какими словами, красками можно описать время года;расскажи о предмете, какой он( назови как можно больше прилагательных);
  •  что он может делать( назови как можно больше глаголов)
  • играйте в игру “Хорошо-плохо”. Что хорошего в Бабе –Яге, а что плохого? Что хорошего в дождике, а что плохого?
  • играйте в слова с противоположным значением(антонимы)

4. Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

5. Играйте в игру: “Найди ошибку в предложении”

6. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого как утро), середины (длинной как день) и конца (короткого как вечер).

7. Разыграйте знакомую сказку “в лицах” с разной интонацией.

Помните! Ребенка очень легко сбить. Будьте чуткими к своему малышу.

                               Расширяйте словарный запас ребёнка.

      Ребенок владеет словами на двух уровнях: понимает слова – это пассивный словарь, говорит – это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают( игрушки, предметы быта), имена родственников и близких людей. Чаще спрашивайте “Где стол? Где часы?” и т. д. Это обязательно приведет к увеличению словарного запаса. Развивайте фонематический слух (умение слышать различные звуки речи), побуждая различать слова, отличающие одним звуком. (крыша- крыса, нос – нож).

Читайте своему ребенку.

Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые уже слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя сделать это малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Пальцы помогают речи.

Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок должен как можно больше работать своими непослушными пальчиками. Как бы не казалось это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, завязывает шнурки, засучивает рукава. Причем начинать тренировку лучше не на своей одежде, а сначала “помогать” одеться кукле и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его речь будет более понятна окружающим. О пользе артикуляционной гимнастики в развитии ребенка дошкольного возраста.

Артикуляционная гимнастика в развитии ребенка дошкольного возраста.

    Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими ,сильными подвижными. А вот зачем тренировать? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, которые вызывают звуки речи.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас. При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу гимнастику нужно выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык, где находится. При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проведение артикуляционной гимнастики в форме сказки (о веселом язычке) поможет превратить упражнения в увлекательную игру.

Верьте в свои силы!

       Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны и у вас все получится.

Развитие мелкой моторики для подготовки руки к письму.

В настоящее время доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на становление детской речи. Сотрудники Института физиологии и подростков АПН РФ установили: проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется так же и в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Таким образом, тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровень развития мышления.

Виды деятельности, развивающие мелкую моторику.

Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев рук оказывают:

  • массаж и самомассаж;
  • пальчиковая гимнастика;
  • изобразительная деятельность;
  • лепка;
  • рисование;
  • аппликация;
  • ручной труд;
  • манипуляции с различными предметами: собирание пирамидки, матрешки, конструктора, мозаики; расстегивание и застегивание пуговиц, липучек, ремешков; шнурование.
  • штриховка, работа в прописях.

Игры и упражнения для детей 2-4 лет.

Волшебный мешочек.

Рассмотреть с ребенком игрушки и предметы, ощупать их. Предложить ребенку ощупать один из предметов в мешочке, назвать и достать его. Не вынимая предмет, ощупать его, назвать и описать.

Тактильные дощечки.

Нужно подготовить комплект дощечек с различными структурными поверхностями; с вырезанными по контуру изображениями различных предметов.

Задания: с закрытыми глазами ощупать контур и назвать изображенный предмет; найти определенное изображение предмета с закрытыми глазами; найти две одинаковые дощечки.

Пальчиковый бассейн.

Задания: опустить руки пальчиковый бассейн и потрогать фасолинки или горошинки; переложить в другую емкость по одной; сжимать и разжимать кулаки с фасолью и горохом, держа руки в бассейне; достать на ощупь заданный предмет.

Кручу-верчу.

(Задания с различными массажными мячиками, палочками, каштанами, орехами и т. д.)

Подбросить и поймать предмет одной рукой, двумя руками, раскрутить желудь или шишку. Перекатывать массажный шарик или палочку: ладонью, ребром ладони, пальцем одной ладони к другой, между ладонями, по тыльной стороне кисти, вращательными движениями в одну, в другую сторону, по вертикали. Силу нажима и темп вращения постепенно увеличивать.

Веревочка.

Задания: завязывать и развязывать узелки; нанизывать- снимать бусины, покрутить шнурок между подушечками большого и указательного пальцев, намотать веревочку на палочку или нитку на катушку, сплести косичку, оплести веревочкой пальчики, выложить шнурком узоры и фигуры.

Прищепки.

Задания: зацепить прищепки за лист бумаги, край коробочки или стаканчика, веревочку; открыть и закрыть прищепку большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д. Попросить ребенка сосчитать количество прищепок на веревке, надеть на веревку прищепки только определенного цвета.

Упражнения с речевым сопровождением.

Лиса.

Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста:

“Хитрая плутовка, рыжая головка. Ротик открывает, зайчиков пугает.”

Ворона.

Наклонить кисть руки к столу и захватить фантик. Затем кисть возвращается в исходное положение. Проговаривать:

“Увидела бумагу и как ее ухватит. Думала конфета, а оказалось - фантик.”

Собаки.

В упражнениях задействованы обе руки, которые ритмично открывают и закрывают прищепки по ходу проговаривания текста:

“Две собаки лают, друг друга не кусают. Двое маленьких грачат целый день в гнезде кричат, открывают рты грачата, очень есть они хотят.”

Для детей 5 – 7 лет.

Пальчиковая гимнастика, игры с буквами и словами. Пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением очень хорошо использовать в качестве физкультминуток. Есть множество стихотворений на каждую лексическую тему. Например:

Небо синее в России

Реки синие в России - загибают по одному пальчику.

Есть и клены, и дубы пальцы изображают “ветки”

А какие есть грибы! Кулачок одной ладони прикрывается другой открытой ладонью.

Дети любят разговаривать на секретном языке. Придумайте свой пальчиковый алфавит. Загадывайте с его помощью буквы, затем составляйте слова.[2]

Выкладывание фигур из счетных палочек, спичек.

Пальчиковый театр. Развивает внимание, мышление, память, стимулирует речевое развитие ребенка, помогает убрать напряжение с рук, губ, снимает умственную усталость, развивает кисти рук, они становятся более подвижными и гибкими. Следует порекомендовать родителям сводить детей в настоящий театр на различные детские представления.

Работа в прописях, различные виды штриховки, раскрашивание фигур, картин.

Сейчас большой выбор литературы на данную тему. Можно купить по своему вкусу, но обратить внимание, чтобы пособие подходило по возрасту и уровню сложности вашему ребенку.



Предварительный просмотр:

1.Развитие ручной моторики.

В развитии ручной моторики используют:

действия с предметами; (перекладывание мелких предметов)

расстегивание и застёгивание;

 обучение сжиманию и разжиманию кулаков, сильному сжиманию одной рукой другую; поочерёдному сгибанию и разгибанию пальцев правой, левой руки;

делать решётку из пальцев;

поочерёдному соединению большого пальца и указательного, среднего, безымянного, мизинца;

ритмичному выполнению движения «ладонь-кулак-ладонь»;

 развитие умения захватывать предмет щёпотью и использовать указательный тип хватания (двумя пальцами - указательным и большим);

развитие и совершенствование хватательных движений;

обучение захватыванию больших предметов двумя руками, а маленьких - одной рукой. Пальчиковые игры оказывают благоприятное воздействие на развитие речи детей (речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук), подготавливают ребёнка к рисованию, письму.

3. Сенсорное развитие

В тесной взаимосвязи с развитием движений осуществляется сенсорное воспитание, направленное на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций.

В процессе предметной и игровой деятельности обучают детей определять форму, цвет, пространственные взаимоотношения, учат сравнивать и устанавливать размеры предметов. Для совершенствования восприятия проводятся занятия по рисованию, лепке, конструированию, развитию общей и мелкой моторики, развитию элементарных математических представлений.

3. Логопедический массаж

Логопедический массаж необходим ребёнку с задержкой речевого развития.

 «Смешная песенка». Перебирая пальцами по губам, произносить звук похожий на .. Б-Б-Б      Движения пальцев вправо, влево.

   «Расчёска» Слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусить верхнюю губу и несколько раз поскоблить её нижними зубами.

Упражнения для языка

  • «Любопытный язычок». Улыбнуться, сомкнув зубы, но не плотно. Протискивать язык наружу между зубами так, чтобы верхние резцы скоблили по верхней поверхности языка.
  •  «Накажем язычок». Высунуть изо рта язык и слегка покусывать его. При выполнении этих движений произносить звуки ... та-та-та ...

Логопедический массаж нормализует тонус мышц и моторику артикуляционного аппарата. В раннем возрасте, а именно, шести, семи месяцев нужно начинать делать массаж руки ребёнка.

5. Артикуляционная гимнастика

Артикуляционную гимнастику дети выполняют, сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, руки и ноги находятся в спокойном состоянии

На развитие артикуляционной моторики используют следующие упражнения в игровой ситуации:

 «удерживание губ в улыбке» - передние верхние и нижние зубы обнажены;

 «вытягивание губ вперёд трубочкой»;

 «чередование положений губ: в улыбке – трубочкой»;

«спокойное открывание и закрывание рта - губы в положении улыбки»;

«язык широкий, язык узкий»;

 «киска лакает молочко»;

«вкусное варенье»;

 «покашляем»; «почистим зубки»; «качели».

Все эти упражнения требуют долгой тренировки артикуляционного аппарата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для развития речи дошкольников

Предлагаю картотеку дидактических игр для развития речи дошкольников...

Дидактические игры для развития речи дошкольников

В данной статье представлены игры, направленные на развитие разных сторон речи дошкольников. Эти игры могут использовать воспитатели детских садов, учителя-логопеды, а также родители....

Методическая разработка "Дидактические игры для развития речи дошкольника"

Картотека игр для развития речи дошкольника, в которой собраны игры на развитие фонематического слуха, словообразование, умение описывать предмет, составлять рассказ и др....

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по развитию речи дошкольников"

Методика проведения дидактических игр по развитию речи....

Дидактические игры для развития речи дошкольников

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи. Игры для развития лексической стороны речи. Игры для развития грамаатического стоя речи. Игры для развития связной речи....

дидактическая игра по развитию речи дошкольников "Звонкие ладошки"

Данное дидактическое пособие является актуальным и необходимым в работе с детьми дошкольного возраста. Игра проста и доступна и для узких специалистов, и для воспитатетелей....