Изучение специфики использования слова в процессах функционирования воображения у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Воротилина  Екатерина Александровна
Воображение является основой всякого творчества, и выражается в жизни у ребенка во всех сторонах. С основной психологической формой общения с окружающими связан ход развития воображения. Главной характеристикой развития ребенка в целом определяется уровнем развития речи. При недостаточном развитии речи дети испытывают затруднения в понятийном материале и в образной сфере, а это приводит к запаздыванию формирования воображения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_spetsifiki_ispolzovaiya_slova.docx37.68 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение специфики использования слова в процессах функционирования воображения у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

В игровом процессе прогрессирует физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и речь. Для детей – дошкольников, которые имеют речевые расстройства, игровая деятельность является главным условием полноценного развития их личности и интеллекта.
Тем не менее, нарушения звукопроизношения, нечеткое восприятие звукового образа слов, бедный словарь, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также видоизменения речевого темпа, ее плавности – все это, в той или иной мере оказывает влияние на их игровую деятельность, вызывает у детей специфичное поведение в игровой деятельности [7].

При дизартрии сложность выполнения развернутого высказывания, возможно, предопределена не только трудностями моторики, но неправильностью языковых операций на уровне процессов, связанных с подбором необходимого слова. Нарушения восприятия движений органов речи могут приводить к нечеткому упрочению слов, и в момент речевого высказывания нарушается максимальная вероятность всплывания слова, которое требуется.  Дети претерпевают сложности, которые выражаются в трудностях определения нужного слова. Это выражается в стеснении введения лексической единицы в систему синтагматических связей и парадигматических отношений [8].

Ключевым специфическим признаком дизартрии от иных нарушений произношения считается то, что в этом случае несет убыток произносительная сторона речи в целом, а не произношение отдельных звуков. У детей с дизартрией отмечается сдержанность в подвижности речевой и мимической мускулатуры. Детям свойственна речь с нечетким, смазанным произношением; при этом голос бессильный, беззвучный, а иногда резкий; неправильный ритм дыхания; плавность речи тоже несет изменения: возможна ускоренная или замедленная [1].

Последствия поражения мышц артикуляционного аппарата выражаются в трудностях произношения и являются причиной нечеткого восприятия речи на слух.  Общее развитие речи детей с расстройствами артикуляции выполняется необычно. Появление речи приходит с опозданием, сжатый навык речи, грубые дефекты произношения приводят к недостаточному накоплению словаря и отклонениям в развитии грамматического строя речи. Многие дети с расстройствами артикуляционного аппарата имеют изменения в запасе словарных слов, не знают общепринятых слов, часто смешивают слова по звуковому составу.
От стадии нарушения произношения звуков, от интеллектуальных способностей ребенка, социализации, окружающей среды зависит степень освоения лексических норм. Недостаточное владение грамматическими средствами языка является характерным для детей с дизартрией [10].

Монологическая речь дошкольника несет свои характеристики, которые проявляются в применении языковых средств объективных в разговорной речи. Для детей с дизартрией свойственно позднее проявление экспрессивной речи, бедный словарный запас, несовершенство произношения и созданию фонем, своеобразность нарушения слоговой структуры слов, проявленный аграмматизм. Совершенствование монологической речи определяет способность ребенка применять в речи отдельные слова и синтаксические конструкции. Наполненное развитие связной монологической речи у детей-дизартриков вероятно при организации положительных условий для деятельности ребенка [6].

Различают продуктивную и репродуктивную формы монологической речи. Продуктивной (инициативной) форме присуще самостоятельное составление высказывания, при этом содержание, последовательность, объемность излагает тот, кто говорит. Репродуктивная форма монолога опирается на уже готовый текст, те есть воссоздание раннего воспринятой информации. У детей с дизартрией затруднения вызывает при осваивании продуктивной формой речи. Затруднения возникают из-за неполноты обладания языковыми средствами.

Положительные логопедические занятия во многом предопределяют успешность, если начинать своевременно и систематически. Логопедическое воздействие при дизартрии несет в себе совокупность работы над коррекцией звукопроизношения, которое согласуется с образованием звукового анализа и синтеза, формированием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания [11].

Именно благодаря хорошо развитой монологической речи, ребенок может в полном объеме отвечать на вопросы школьной программы, последовательно составлять свои суждения, правильно воссоздавать содержание текстов, и наконец, полноценно общаться с товарищами, педагогами, родителями.

Работая с детьми, взрослым следует использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значении в целом как средство физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Если базовое слуховое восприятие осуществляется не в полном объеме, это сказывается на формировании фонематического слуха, что в свою очередь влияет на фонематическое восприятие, которое наблюдается у всех детей с дизартрией.  Многие авторы считают, что личность ребенка с дизартрией имеет особенности: низкая самооценка, нарушения в процессе коммуникации, тревожные проявления и агрессия [12].

Усвоение знаниями о пространстве располагает: умение отделять и находить отличие пространственных признаков, правильно их называть и вводить равноценные словесные обозначения в экспрессивную речь, разбираться в пространственных отношениях при выполнении разнородных операций в игровой деятельности [2].

В работе Л. С. Выготского [1966, с. 54] указано, что развитие ребенка осуществляется на фоне исторического опыта людей с помощью общения, которое способствует развитию познания, воспитания, обучения.  Для детей с нарушением речи свойственно снижение потребности в общении, поэтому педагоги должны моделировать коммуникативные ситуации, изучать условия, которые способствуют формированию и активизации вербальной коммуникации. Поэтому и будет актуальным использовать игру как модель создания коммуникативных ситуаций. Также игре необходимо учить, так как создание зоны ближайшего развития возможно только с помощью полноценной игровой деятельности [3].

Во время общения дети испытывают неловкость, при построении инициативных высказываний замечаются трудности лексико-грамматического плана, неточное употребление слов, но в целом смысл повествования не искажается.

В большей степени дети подходят к игровому процессу ситуативно, без определенного плана действий, применяются все предметы, которые попадают в поле зрения ребенка. Также следует отметить, что отсутствует творческий подход к игре [4].

Можно подчеркнуть важность взаимосвязанности и взаимовлияние речевых и психических нарушений, качеств личности, самого процесса речи, характер поведения и игровой деятельности детей.
У таких детей с дизартрией наблюдается сниженная активность связной
речи, несет убыток продуктивная сторона процесса воображения в деятельности. Такие дети пропускают некоторые этапы игры, не следят за последовательностью действий. От достаточно хорошо развитых психических процессов таких как: восприятие, мышление, память, внимание – зависит положительная успеваемость обучения в школе, достаточное полное познание об окружающем мире и развитие личности в целом [9].

Развитие монологической речи лучше осуществлять в процессе игровой деятельности, в которой возможно использовать процесс воображения. В игровом процессе дети совершенствуют сюжет, объединяют в единое целое отдельные игровые действия.

О неуклонной роли воображения в умственном и общем психическом развитии детей свидетельствуют многие исследования.
В своей работе Е. Е. Кравцова [1989, с. 45–47] обосновала, что характерные признаки развития воображения у детей связываются тем, что фантазия подчеркивает субъективность ребенка, воображение включается в объективные условия режима деятельности детей. Необходимо учитывать важные особенности развития воображения у детей: предметная среда, прошлый опыт, и надситуативная внутренняя позиция.

Внутренняя позиция детей дошкольников допускает создание новых ситуаций. Так, развитие воображения детей дает возможность осуществлять новую предметную среду и новый опыт. Следовательно, внутренняя позиция воображения становится внеситуативной и прекращает зависимость от конкретных ситуаций [5].

Воображение является основой всякого творчества, и выражается в жизни у ребенка во всех сторонах. С основной психологической формой общения с окружающими связан ход развития воображения. Главной характеристикой развития ребенка в целом определяется уровнем развития речи. При недостаточном развитии речи дети испытывают затруднения в понятийном материале и в образной сфере, а это приводит к запаздыванию формирования воображения [3].

Таким образом, главным дефектом при дизартрии является неправильность звукопроизносительной и просодической сторон речи, которые соединены с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

При псевдобульбарной дизартрии распространено нарушение сложных звуков переднеязычного образования, которое совмещается с искажениями произношения и других групп звуков, нарушено дыхание, голос несет в себе изменения, просодической стороны речи и саливацией. У детей с псевдобульбарной дизартрией главным образом нарушаются наиболее сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения. Сохранными остаются непроизвольные, рефлекторные движения. Дети с дизартрией нарушена память, которая основывается малым объемом и неточным воспроизведением, также несет изменение и внимание, оно неустойчивое, неактивно. Отмечаются изменения и в работоспособности и усидчивости детей.

Вопрос о правильно сформированной связной речи у дошкольников – это важная научно-методическая проблема, которой предоставляется особое внимание в психолого-педагогической литературе. Исследуя особенности развития связной речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией необходимо подчеркнуть, что такая речевая деятельность создает немалые трудности. Для дальнейшего успешного обучения детей в школе желательно проведение специальных коррекционных занятий, которые будут направлены на воспитание умений и навыков выстраивания связного речевого высказывания детьми с дизартрией.

Эта тема является актуальной, потому что в логопедии обращают особое внимание на развитие речи у детей с псевдобульбарной дизартрией, т.е. на их благоприятное развитие.


Список литературы:

  1. Белякова Л. И.,  Волоскова Н. Н.  Логопедия. Дизартрия. Учебное пособие / Л. И. Белякова, Н.Н. Волоскова. ВЛАДОС, 2009. – С.134 – 156.
  2. Волкова Л. С.  Нарушение голоса и произносительной стороны речи II часть. Ринолалия. Дизартрия / Л.С. Волкова.  М., 2008. –C.156-197.
  3. Выготский Л. С.  Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии / Л. С. Выготский. 1966. - №6. – С. 54.
  4. Доронова Т. Н. Играем в театр / Т.Н. Доронова. М.: Педагогика, 2005. – 94 с.
  5. Кравцова Е. Е. Воображение в детском возрасте // Вопросы психологии, №12 / Е. Е. Кравцова. 1989. – С. 45 – 47.
  6. Ладыженская Т. А.  Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. М., 1975. –225 с.
  7. Лисина М. И.  Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина.  М.: 1986. – 144с.
  8.  Логопедия. Учебное пособие для студентов деф. фак. пед. вузов / под редакцией Л. С.  Волковой, С.Н. Шаховской. 3-е изд., перераб. и доп., М.: Владос, 2002. – С.  680.
  9. Пожиленко Е. А.  Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников // Дефектология, №2 / Е. А. Пожиленко. 1995. – 131 с.
  10.  Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / К. А. Семенова, Е. М.  Мастюкова, М. Я.  Смуглин.  М., 1972. – 328 с.
  11.  Соботович Е. Ф. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей: Автореф. дис. доктора пед. наук  / Е.Ф. Соботович. М., 1984.  49 с.
  12.  Юсупова Г.  Х.  Особенности личностного развития детей с общим недоразвитием речи. Канд. Психол. Наук: 19.00.10 / Г. Х. Юсупова.  Н. Новгород, 2003, – 232 c. РГБ ОД, 61:03-19/428-4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютера в процессе развития и обучения детей дошкольного возраста

Режиссерская игра в программеKid Pix предоставляет ребенку большую свободу для самостоятельного творчества и персональной инициативы, позволяет активнее выразить свою фантазию....

Презентация опыта работы «Формирование пространственного мышления и воображения у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к одному из нетрадиционных видов изобразительной деятельности – пластилинографии»

Опыт работы по формированию пространственного мышления и воображения у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к одному из нетрадиционных видов ИЗО-деятельности - пластилинография....

Развитие воображения в процессе восприятия музыки у детей дошкольного возраста с ТНР.

Правильно подобранный музыкальный материал (в работе по всем видам музыкальной деятельности)позволяет решить задачи музыкального развития и коррекции детей с нарушением речи....

Консультация для педагогов: "Использование методики ТРИЗ для развития воображения у детей дошкольного возраста"

ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. - Читайте подроб...

Статья "Состояние фонематических процессов у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией"

В данной статье рассматривается состояние фонематических процессов у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией. В настоящее время к числу наиболее распространенных речевых расстройств у детей д...

ПРОЕКТ: "Использование мнемотехники в процессе развития речи у детей дошкольного возраста"

Новизна проекта заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных ...

Значение использования ИКТ в процессе развития математических способностей детей дошкольного возраста

В настоящее  время проблема формирования математических представлений является одной из наиболее важных и актуальных задач в рамках подготовки детей к школе....