ПРОЕКТ: "Использование мнемотехники в процессе развития речи у детей дошкольного возраста"
проект по развитию речи (старшая группа)

Куприна Евгения Евгеньевна

Новизна проекта заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы), аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников).

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Развитая связная речь воспитанников в соответствии с возрастом;

Активизация речевой деятельности детей;

Обогащение словарного запаса

Повышение уровня умения детей общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.

Таким образом, данный проект:

выполняет государственный заказ по обеспечению дошкольной подготовки детей дошкольного возраста по развитию речи с включением в образовательную деятельность мнемотехники.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx65.98 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 "Троицкий"

 Старооскольского городского округа

ПРОЕКТ:

"Использование мнемотехники в процессе развития речи у детей дошкольного возраста"

        Воспитатель Куприна Е.Е.

 

 

 

г.Старый Оскол 2020г.

Образовательная область

«Речевое развитие»

 

 

По доминирующей деятельности: творческий, игровой.

По количеству участников: групповой.

Характер контактов: среди детей одной группы.

По продолжительности: долгосрочный.

Участники: дети старшей группы.

 2020 – 2021 учебный год

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

        Актуальность проекта

         Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.

Процесс обучения речи и развитие мыслительной деятельности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связанных друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.

Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).

Дошкольный возраст — это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

По моему мнению, мнемотехника является эффективным  средством развития связной речи дошкольников.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Результаты диагностики показали, что определенное количество детей имеет недостаточный уровень речевого развития. Именно эта проблема послужила созданию проекта.

Цель: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.

         Задачи:

Изучить учебную, справочную, научно – методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники;

Повышение уровня речевой активности детей.

Развитие связной монологической речи.

Обогащение словарного запаса детей.

Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.

Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.

Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.

Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.

Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).

 

Основания для разработки проекта:

 

Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273.

ФГОС ДО. Приказ МОиНРФ № 155 от17.10. 2013.

Основная образовательная программа дошкольного образования ДОУ.

 

Теоретическое обоснование.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие  речи и формирование навыков общения —  одна из главных задач детского сада.

В век развития компьютерных технологий, перед обществом встает одна из самых больших проблем — проблема «живого» общения. Люди разучились говорить о своих чувствах, переживаниях, разучились договариваться и т.д., так как не могут сформулировать свои мысли и передать их в словах. «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» — говорил когда-то известный философ Аристотель.

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.П.Коротковой, В.И.Логиновой, Н.М.Крыловой, В.В.Гербовой, Г.М. Ляминой; методы и приемы обучения дошкольников связной речи —  Е.А.Смирновой и О.С.Ушаковой.

Кольцова М.М. отмечает: «Связная речь у детей  не может быть воспитана сама по себе, так как она требует четко спланированной систематической работы педагога, предполагающей проведение специальных коррекционно – развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи».

Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи.

Таким образом, наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих  методик, эффективность которых очевидна. Поэтому, в качестве эффективного средства можно использовать наглядные мнемотехнические методы.

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») — это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования  дополнительных ассоциаций. Образные средства, точнее, модельные представления, являются  центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981,Л.А. Венгер, А.В.Запорожец,   Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков).

Недостаточный уровень развития связной речи у дошкольников является препятствием для успешного обучения в школе. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. Патология снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

 

Этапы реализации проекта

 1 этап.  Организационный (подготовительный)

Накопление информации. Диагностика « Речевое развитие».

Изучение методической литературы по теме «Мнемотехника для детей». Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных.

Разработка проекта по теме «Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

2 этап. Практический

Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.

Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта.

Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.

Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.

Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

Изготовление игр, наглядных пособий для детей.

Создание детьми своих творческих мини-проектов совместно с родителями.

Составление перспективного плана работы «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей».

 

Перспективный план работы с детьми старшей группы.

 

Дата

Работа с детьми

Задачи

Сентябрь

Диагностика «Речевое развитие»

Анализ результатов.

Октябрь

1. Работа с мнемотаблицей по теме «Осень» (приложение № 1).

2.      Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень» (при помощи родителей).

3.      Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по составленной мнемотаблице (приложение № 2).

4. Заучивание стихотворения «Грибы и ягоды»

1. Обобщение представлений о признаках осени, её характерных особенностях, формирование умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки, расширение и активизация словаря по теме «Осень», совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).

2. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц , закреплять и уточнять знания детей о признаках осени.

3. Познакомить детей с простейшей мнемотаблицей и научить составлять пересказ с опорой на нее, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.

4.Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц , закреплять и уточнять знания детей о грибах и ягодах.

Ноябрь

1.Составление предложений об осени по мнемодорожкам.

2.      Работа с мнемотаблицей «Ожидая зиму» (приложение № 3).

3.      Отгадывание загадки, зашифрованной в мнемодорожке.

4. Заучивание стихотворения «Белка – шалунишка»

1. Продолжать формировать умение работать с мнемотаблицами, продолжать развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, подбирая слова-признаки и передавая содержание текста полно и последовательно.

2. Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов.

3.Способствовать развитию наглядно – образного мышления, активизация словаря.

4. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц , закреплять и уточнять знания детей о повадках белки.

Декабрь

1.Работа с мнемотаблицей по теме «Зима» (приложение № 4).

2. Заучивание стихотворения «Хитрый ежик»

3.      Составление мнемосхем для придумывания сказок: «Как ёжик зайца выручил», «День рождения зайца».

4. Заучивание стихотворения «Дед Мороз»

1. Учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять пересказ о зиме с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, используя для описания зимы образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на картинки.

2. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц , закреплять и уточнять знания детей о характерных признаках ежа.

3. Учить сочинять сказку по заданному сюжету; связно, последовательно излагать ход сказки, используя распространенные предложения. Упражнять в описании персонажа с опорой на алгоритм; в составлении предложений по заданной схеме.

4. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей о традиционном празднике — Новый год.

Январь

1.Работа с мнемотаблицей «Зимний месяц – январь».

2.Заучивание стихотворения «Елочка» Н. Нищева.

3.Описание и сравнение игрушек по мнемосхеме (приложение № 5).

1. Обогащать, уточнять, активизировать словарь по теме «Зима». Совершенствовать умение составлять рассказ по опорным картинкам.

2. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц , закреплять и уточнять знания детей о признаках зимы.

3. Продолжать учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему, активизировать  словарь по теме «Игрушки», совершенствовать грамматический строй  речи, развивать слуховое и зрительное восприятие.

Февраль

1.Заучивание стихотворения «Знаю много я игрушек»

2.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.

3.Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза» с помошью мнемодорожки.

4.Проговаривание скороговорок с помощью мнемодорожки (приложение 6).

 1. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц , закреплять и уточнять знания детей о признаках зимы.

2.Упражнять детей в  образовании родственных слов, формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания;

3. Способствовать образному восприятию стихотворения.

Закреплять умение чётко произносить слог, опираясь на мнемокарточку.

4.Продолжать упражнять в чётком произношении  чистоговорок

Март

1.Заучивание стихотворения «Подарок маме»

2.Работа с мнемотаблицей по теме «Весна».

3.      Составление мнемотаблицы и пересказ сказки «По щучьему велению».

4.      Описание и сравнение птиц по мнемосхеме.

1. Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц , закреплять и уточнять знания детей о женском дне 8 Марта.

2. Продолжать развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, зрительное и слуховое внимание.

3. Учить пересказывать сказку с опорой на мнемотаблицу.

4. Формировать умение составлять описательные рассказы с опорой на мнемосхему.

Апрель

1.      Работа с мнемотаблицей «Весенние изменения».

2.      Пересказ сказки «Три медведя» по мнемосхеме.

3.      Описание и сравнение времен года по мнемосхеме.

4. Заучивание стихотворения «Весна пришла»

5. Составление предложений о весне по мнемодорожкам.

1.Учить пользоваться графическими изображениями, развивать логику, мышление, внимание; развивать связную речь.

2. Учить детей самостоятельно пересказывать сказку с помощью наглядных моделей. Развивать диалогическую речь в процессе ответов на поисковые вопросы по содержанию прочитанной сказки и карточкам модели.

3. Способствовать развитию связной речи.

4.Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей характерных признаках весны.

5.Развивать зрительную и слуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.

Май

Диагностика «Речевое развитие»

Проанализировать результаты, сформулировать выводы.

 

Количество занятий

в неделю

 

Количество занятий в месяц

 

Продолжительность занятий,мин.

 

1

4-5

25 мин.

Перспективный план работы с родителями.

 

Дата

Мероприятия

Сентябрь

Анкетирование «Правильно ли говорит Ваш ребенок»

Совместная деятельность родителей и детей по составлению мнемотаблицы и заучиванию по ней стихотворения Е. Трутневой «Осень»

Октябрь

Консультация «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях».

Ноябрь

Родительское собрание на тему «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» (приложение № 8).

Декабрь

Привлечение родителей к обогащению развивающей среды группы мнемотаблицами (приложение № 9).

Январь

Памятка «Принципы работы по мнемотаблице»

Февраль

Памятка «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (приложение № 10).

Март

Акция «Вместе с ребенком» — создание мнемотаблиц по теме «Любимое стихотворение» (приложение № 11).

Апрель

Памятка «Мнемотехника в помощь мамам и папам»

Май

Поощрение родителей в виде «Благодарственного письма» и поощрение детей медалями «За стремление к знаниям».

 3 этап. Заключительный.

Предполагаемый результат

Дети:

— совершенствование связной речи

— пополнение и активизация словарного запаса детей словами-определениями;

— умение договариваться и работать слажено;

— умение обратиться к взрослому с вопросом;

— умение ребенка отвечать на вопросы полным распространенным предложением;

Родители:

— повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы;

Педагоги:

Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство с приёмами мнемотехники.

4.Внедрение в образовательный процесс опыта работы по данной теме.

Трансляция проекта:

— Мастер — класс для педагогов ДОУ «Мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» (приложение 12).

 

Литература.

Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.- М., 2009.

Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.,2005.

Малетина Н. С. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 2004. №6. – С. 64 – 68.

Чохонелидзе, Н. Учим стихи по картинкам. — 2006.

Белоусова, С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников.- 2005.

Белоусова, Л. Е. Весёлые встречи — 2003.

Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – СПб., 2000.

Соломенникова Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи // Дошкольное воспитание. 1999. № 4. – С. 54 — 59.

Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память // Ребенок в детском саду. 2004. № 2. – С. 59 – 62.

Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. – С. 16 – 21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Работа с мнемотаблицей по теме «Осень»

Цель: формирование  умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы.

Задачи:

Обучающие:

— Обобщение представлений о признаках осени, её характерных особенностях.

— Формирование умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки.

— Расширение и активизация словаря по теме «Осень».

— Обобщение представлений о признаках осени и её характерных особенностях.

— Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).

— Активизирование речи детей посредством составления предложений, рассказов по мнемотаблице.

Воспитательные:

— Воспитание навыка  сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Развивающие:

— Развитие зрительного восприятия, внимания, способности обобщать.

— Развитие координации речи с движением.

Предварительная работа.

Экскурсия по экологической тропе в разные погодные условия, наблюдение за осенними изменениями в природе.

Обучение работе по мнемотаблицами.

Рассматривание картин на занятиях по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим.

Словарная работа — дать определение осени (золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Организационный  момент.

— Ребята, послушайте сказку.

Осенняя сказка.

Жила – была на свете весёлая птичка. C утра до вечера она пела своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и видит, что дерево, на котором она свила гнёздышко, стало как будто другое: листики стали золотые. Полетела птичка к своим подружкам и спрашивает: «Вы не знаете, кто мне подменил дерево, на котором я живу? » Но никто ей ничего не мог ответить.

На другой день и её подружки увидели, что у них тоже листики на деревьях стали жёлтые. Кого только не спрашивали птички, но нигде не могли найти ответ на свой вопрос.

И решили они обратиться к старой Сове, она ведь ночами не спит.

Прилетели, поздоровались и спрашивают «Бабушка Сова, ты не знаешь, кто листики на деревьях красит? » Посмотрела на них Сова и ответила: «Знаю, знаю. Когда вы спите, лесом ходит волшебница и раскрашивает в красно-жёлтые краски деревья, кусты, траву. А имя этой волшебницы….»

Дети — Осень!

Как вы догадались?

— Только осенью листья на деревьях становятся разноцветными (красными, жёлтыми, коричневыми).

Словарная работа.

— Давайте сначала поиграем с осенними словами.

Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее»:

месяц — осенний месяц,

погода — осенняя погода,

настроение — осеннее настроение,

цветы — осенние цветы,

листва — осенняя листва,

дерево — осеннее дерево

день — осенний день.

— Возьмите листик и передавайте его по кругу на каждое придуманное слово – действие.

Осенью листья: что делают?

— Падают,

вянут,

шуршат,

шелестят,

осыпаются,

желтеют.

— Ребята, а какими словами можно описать осень? Осень какая?

(дети называют слова)

(золотая,   печальная,    хмурая,    красивая,   разноцветная,    дождливая,   долгая,

затяжная,   пестрая,     теплая,   холодная,   ранняя,     поздняя,     средняя,

хорошая,   дивная,   задумчивая,   замечательная,     интересная,   величавая,

унылая,   очаровательная,   тихая,   невеселая,   таинственная,   скучная,

грустная,    ласковая.)

Вы назвали много слов, а сейчас послушайте ещё одно – хмурая.

Как вы думаете, что оно обозначает?

Давайте скажем его все вместе,

а теперь — … (индивидуальная работа).

Давайте поиграем с этим словом.

Осень  какая?- хмурая.

День — хмурый.

Небо — хмурое.

Погода — хмурая.

Вы хорошо справились с заданием. ( Дети  садятся за столы. У каждого ребёнка на одежде по листочку. Задание —  найти свою пару и  сесть за стол с таким же листочком).

Составление предложений об осени с использованием мнемокарточек и мнемодорожек.

Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью:

В погоде —

— Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью?

(Осенью солнце светит, но греет слабо)

Давайте обозначим солнце вот таким значком. Выберите его в своем конвертике и положите перед собой.

— Что можно сказать про осеннее небо?

(Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Осенью на небе появляются тучи.)

Тучи на небе обозначим вот таким значком. Найдите его и  положите рядом со значком солнце.

— А какое предложение можно составить со словом «дождь»? (Осенью часто идут дожди).

Давайте обозначим дождь вот таким значком. Положите его рядом с тучей.

— Какой ветер дует осенью?

(Осенью дует сильный, холодный ветер.)

Ветер давайте обозначим вот таким символом. Картинку положите рядом с картинкой ветер.

В растительном мире.

— Какими становятся листья на деревьях осенью?

— Как называется явление, когда опадают листья?

Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми.

Осенью начинается  листопад.

Листопад мы с вами обозначим вот таким значком. Найдите его у себя и положите с листьями.

В животном мире.

— Куда деваются птицы? Почему?

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться.

Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами.

Давайте перелётных птиц обозначим вот таким значком. Положите его рядом с листьями.

— Что происходит с животными?

Осенью животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.

Зверей мы с вами обозначим вот таким значком.

В мире людей.

— Как одеваются люди осенью?

Осенью люди одеваются теплее, надевают шапки, куртки, варежки, часто берут с собой зонты.

Одежду мы обозначим таким значком, а зонт — вот таким. Свои картинки положите рядом с животными.

— Что собирают люди осенью?

Осенью люди собирают урожай.

Осенью люди ходят в лес собирать грибы.

Урожай овощей, грибы мы обозначим вот такими значками. Положите его в конце.

Физминутка.

Осень.

Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на носочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо, влево)

Будто опять закружиться хотят (поднимаются, кружатся).

Ребята, посмотрите, у нас получилась схема нашего рассказа об осени.

Составление рассказа об осени по мнемотаблице.

Чтение стихотворения А. Плещеева «Осень» по мнемотаблице.

Приложение № 2

Конспект «Пересказ сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблицы.

Цель: Подвести детей к самостоятельному пересказу знакомого произведения с помощью мнемотаблицы.

Задачи:

— Познакомить детей с простейшей мнемотаблицей и научить составлять пересказ с опорой на нее;

— Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;

Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка»;

Дети сидят полукругом.

В гости приходит Лесовик.

Лесовик: Ребята, я знаю, вы очень умные, любите читать и рассказывать сказки! В снежном лесу каждый вечер перед сном Мудрая Сова рассказывает маленьким зверятам сказку перед сном, но случилось такое несчастье, что у нашей Совушки заболело горло и пропал голос! И она не может больше рассказывать сказки! А лесные зверята не смогут уснуть, если им никто не расскажет перед сном сказку! И некому, кроме меня, спасти малышей… Но все дело в том, что я не умею читать и не знаю ни одной сказки. Но самая моя большая беда – что я всегда все забываю… И без подсказки я не смогу рассказать даже самую коротенькую сказку… Ребята, вы мне поможете?

Дети: Да!

Воспитатель: Да, ребята, Надо как-то выручать нашего Лесовичка, нельзя оставлять маленьких зверят без сказки! Все мы знаем сказку «Заюшкина избушка». Как вы думаете, понравится она лесным зверятам?

Дети: Да!

Воспитатель: Я тоже так думаю. Давайте все вместе расскажем ее нашему лесовичку. (Воспитатель садит лесовика на стульчик сбоку, лицом ко всем) А чтобы наш Лесовичок не забыл сказку, пока добирается до своего снежного леса, и не перепутал ничего, мы ему дадим с собой вот такую табличку (воспитатель вешает на магнитную доску схему, посмотрите, на картинках изображены небольшие подсказки, которые помогут вам не забыть содержание сказки и рассказать ее. Давайте все вместе попробуем рассказать сказку с помощью нашей таблички и научим Лесовичка ею пользоваться. А ты, Лесовичок, слушай внимательно и запоминай!

Хоровой пересказ с помощью воспитателя.

Воспитатель: Молодцы, ребятки! А сейчас давайте попробуем рассказать немного по-другому, каждый из вас поочередно будет рассказывать по одной картинке. (Дети поочередно рассказывают по одному содержание сказки)

Воспитатель: Замечательно у вас получается! А кто-нибудь сможет рассказать полностью всю сказку? (По желанию рассказывает один ребенок)

Воспитатель: Молодец! Видишь, Лесовичок, какие наши ребята молодцы! Я думаю и ты тоже сможешь рассказать зверятам сказку и ничего не забудешь и не перепутаешь.

Лесовик: Да уж, сейчас я точно справлюсь! Спасибо вам большое, ребятки!

Воспитатель: А чтобы ты точно ничего не забыл – мы дадим тебе в помощь такую же табличку, только поменьше. Приходи к нам еще в гости!

Лесовик: Обязательно приду! До свидания, ребятки!

Дети: До свидания!

Приложение № 4

Работа с мнемотаблицей по теме «Зима»

Цель: создавать условия для развития речи детей посредством мнемотаблиц. 

Задачи: 

Образовательные: учить детей подбирать однородные определения к словам, составлять пересказ о зиме с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, используя для описания зимы образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на картинки.

Развивающие: совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей, мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к художественной литературе.

Оборудование: презентация, содержащая картины зимней природы, мнемотаблицу.

Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулках, обсуждение увиденного, знание зимних месяцев, примет, беседа о том, как люди, лесные жители готовятся к зиме, подбор имен прилагательных; разучивание стихотворений, пальчиковой гимнастики, физминутки, обучение составлению рассказов по мнемотаблицам.

Ход:

Организационный момент

-Здравствуйте, девочки! (Здравствуйте)

Здравствуйте, мальчики! (Здравствуйте)

Здравствуйте, здравствуйте все! (Дети садятся)

— Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было запутанно. Я вас сейчас расскажу,  а вы помогите разгадать сон.

Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву в белом наряде с длинными снежными волосами. Идет она к нам, укрывая все вокруг белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. Порой как подует ветер, как закружит  метель, оставляя высокие сугробы! Реки, озера скованы льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева? (Дети: Зима)

— Какое сейчас время года? (зима). Спасибо, что помогли разгадать мой сон.

— Вы, конечно, догадались, что речь  сегодня пойдет о зиме. А как  называются зимние месяцы? (Дети:  Декабрь, январь, февраль.)

— Какие изменения происходят в природе зимой? (Дети:  Выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, ночи длинными, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, все катаются на коньках, лыжах, санках).

-Как же спасаются от холода дикие животные? (Белка и заяц меняют шерсть: белка на серую, а заяц на белую. Так им и теплее и легче спрятаться от врагов. Многие животные питаются запасами ягод, орехов, грибов. Медведи, ежи впадают в спячку).

-Какие птицы остались с нами зимовать? (синица, воробей, сорока, голубь, снегирь, дятел, свиристель, клест, сова, глухарь, тетерев). Как  называются птицы, которые остались на зиму? (Зимующие). Можем ли как-то им помочь? (Строить кормушки, подкармливать).

-Посмотрите, какая красота наступает вокруг с приходом зимы. -Какая же зима? Опишите ее. (Морозная, студеная, суровая, холодная, ветреная, снежная, вьюжная).

-Ребята, а вы знаете стихотворения о зиме?

1.Какой пушистый, чистый снег!

Кусты одеты в белый мех.

Они стоят несмелые,

Как медвежата белые.

2.Лютуют ночные морозы,

Холодные ветры свистят.

Осины. дубы и березы

Под снегом пушистым стоят.

-Все сказали верно. Но зима также радостная и веселая. Сколько приятных праздников, сюрпризов она приносит с собой. Скажите, вы любите играть в снежки, смотреть, как снег падает с неба? (Дети: Да)

-Давайте сделаем так, чтобы пошел снег. Как называется такое явление? (Снегопад).  Буду задавать  вопросы, а с каждым правильным ответом будет появляться снежинка. Все слова — отгадки должны получиться от слова «снег». Посмотрим,  получится ли у нас снегопад.

Как на город и лужок выпал беленький…(снежок)

Все бегут вперегонки и хотят играть в …(снежки)

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик)

Рядом с ним стоит фигурка, это девочка… (Снегурка)

А на ветки, посмотри, прилетели… (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю покрывает …(снег).

— Отлично, назвали правильно слова и получился замечательный снегопад. Предлагаю с ним поиграть.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики по одному)

Вышли в сад мы  погулять («Идут» пальчиками)

Мы снеговика слепили (Имитирование лепки)

Птичек крошками кормили (Крошащие движения)

С горки весело катались (Указательным пальцем правой руки ведут по левой ладони)

И чуть-чуть в снегу валялись (Кладут ладони то одной, то другой стороной)

В детский сад потом пришли (Отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

-Говорят, даже зимой у природы нет плохой погоды. В любую погоду полезно дышать свежим воздухом. Предлагаю совершить прогулку  в зимний лес. Согласны? А отгадав загадку, вы узнаете, на чем мы туда доберемся.

Бегут по дорожке доски да ножки (Лыжи)

Физкультминутка

-Надеваем быстро лыжи, палки в руки мы берем (имитация движений),

И скорее друг за другом по лыжне мы все идем (имитация скольжения)

Палка — вверх, палка вниз! Не зевай, подтянись(поднятие рук)

Раз, два. Поворот (повороты) Вправо, влево, наклон вперед (наклоны)

Раз — присели. руки вперед (сели) Спинка прямая, дружно встаем.

Раз, два, раз, два, шагает наша детвора.

-Вот и в лес мы попали.  Посмотрите, как в нем сказочно красиво и таинственно. Зимний лес тоже живой. Природа стоит в своем великолепие, а зимушка ей поет ей песню. Закройте глаза,  прислушайтесь к лесным зимним звукам, а как мелодия закончится,  расскажите, какие картины себе представили.

МЕЛОДИЯ,  ПРОСЛУШИВАНИЕ.(1мин.13сек.)

Обмен впечатлениями.

—Ребята, послушав вас, я поняла, что может получиться прекрасный рассказ о зиме. Я его зашифровала в этой таблице, которую предлагаю вашему вниманию.  

Составьте рассказ о зиме, используя мнемотаблицу

— Замечательно! Не удалось зиме запутать нас.

Вам понравилась наша прогулка? Хотели бы еще раз вернуться в зимний лес? Мы обязательно еще не раз в него придем, чтобы стать ближе к природе, лучше ее узнать и понять. А сейчас пора возвращаться. Не будем мешать лесным обитателям и тревожить их покой. В награду зима не раз еще одарит каждого своими многочисленными подарками и, конечно, будет  рада видеть и приветствовать всех в своих владениях. А после сна я предлагаю вам нарисовать рисунки на тему «Прогулка в зимний лес», из которых оформим альбом.

Приложение 5

Описание и сравнение игрушек по мнемосхеме.

Задачи: 

— продолжать учить составлять рассказ-описание об игрушке с опорой на схему;

— активизировать  словарь по теме «Игрушки», совершенствовать грамматический строй  речи;

— развивать слуховое и зрительное восприятие;

— развивать способность эмоционально откликаться на музыкальные произведения;

— воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Предварительная работа: чтение стихов  А. Барто «Игрушки», рассматривание иллюстраций, изготовление игрушек методом оригами, художественно-эстетическая деятельность: обводка трафаретов и раскрашивание, дидактические игры: «Домино», «Лото» «Из чего сделаны?».

Оборудование и материал: игрушки (машина, мяч), алгоритм-схема описания игрушки, музыкальный центр, диск с музыкальным произведением, мольберт, сказочный персонаж Чебурашка.

Организационный момент.

(Звучит музыка)

Воспитатель: — Дети, рано утром к нам в группу принесли посылку, а чтобы узнать, что в посылке нужно отгадать  загадку:

— Этот милый, странный душка

Безымянною игрушкой

Был когда — то в магазине,

Сказки ждал он на витрине.

И дождался. Стал известным

Своей сказкою чудесной.

Ты меня, малыш, послушай,

У него большие уши,

Он коричневого цвета,

Его любят все на свете,

Знает каждая дворняжка

Друга Гены — …..

Воспитатель: — Правильно,  это  Чебурашка. Чебурашка сказал мне, что  скучно  ему одному, а у нас в группе много  игр и игрушек. Давайте познакомим  Чебурашку с  разными играми и игрушками. Посадим его на стульчик, так чтобы Чебурашка видел,  как мы играем и занимаемся.

2.

Воспитатель: Игра: «Внимательные ушки».

— А сейчас ребята, поиграем в игру. Я буду называть разные предметы и игрушки.  Вы хлопаете  в ладоши только тогда, когда услышите название игрушек.

(Машинка, кукла, кубик, юла, береза, матрешка, погремушка, воробей, лошадка, барабан, неваляшка, телевизор, самолетик, кораблик, мяч.)

3.

 Воспитатель: — А вот еще одна игра.

Игра называется «Расскажи какие?»

(Мишка, матрешка,  самолетик)

Воспитатель: — Мишка какой? (Мягкий, плюшевый, коричневый, легкий.)

Воспитатель: — Как мы назовем  одним словом? (игрушки).

(Дети садятся на стульчики)

Составление рассказа описания по схеме

(Игрушка-машинка.)

Объяснить детям схему и как по ней описывать игрушку:

— Что это?

— Цвет

— Форма

— Величина

— Материал, из которого сделана игрушка

— Какая на ощупь?

— Какие детали есть у нее?

— Как с ней играют?

(Составление рассказа детьми о понравившейся игрушке, с помощью схемы.)

Физминутка «Самолет».

(Показать игрушку – самолет.)

Самолет-самолет (Разводят прямые руки в стороны и покачивают ими.)

Отправляется в полет. (Вращают кулачками перед грудью и рычат.)

Завели мотор – р-р-р,

Зарычал мотор – р-р-р,

Заворчал мотор – р-р-р,

Заурчал мотор – р-р-р,

Загудел самолет – у-у-у,     (Разводят прямые руки в стороны и тянут звук –у-)

И отправился в полет –у- у –у.       (Бегут друг за другом  по кругу)

Приземлился самолет,                   (Приседают на одно колено)

Вот и кончился полет.

6. Итог.  

Воспитатель: — Чебурашка, тебе понравилось у нас? Приходи к нам еще в гости.

Приложение № 6

Картотека скороговорок, зашифрованных в мнемотаблицы.

Приложение № 7

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.

Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой» с использованием мнемотаблицы.

Цель: Обучать детей пересказу сказки, при помощи мнемотаблицы.

Программные задачи: учить отвечать полным предложением, активизировать словарь. Совершенствование грамматического строя речи, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Формировать умение отвечать на вопросы. Развитие диалогической речи. Развивать умение следить за развитием действий, мышление, воображение. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Предварительная работа: чтение сказки «Лисичка со скалочкой».

Ход занятия:

Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка- птица,

Чуть спугнешь и не найти.

Ребята, скажите, вы любите слушать сказки? Какие сказки вы знаете?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:

Хитренько взглянула

Хвостиком взмахнула

И исчезла, чудеса

Где ты, рыжая…. (лиса)

-Правильно, лиса. Слышите, ребята, кто- то стучится?

Появляется лиса (игрушка)

Воспитатель: Здравствуй, лисонька, а что ты такая грустная?

Лиса: «Здравствуйте, ребята, через лесок я к вам бежала, скалочку свою потеряла. Помогите, ребята скалочку найти»

Воспитатель: Как же мы тебе поможем? В лес же мы не пойдем, детки у нас еще маленькие, еще заблудимся.

Лиса: «Да, очень просто, скалочка-то у меня волшебная. Она очень любит, когда про нее сказку рассказывают. Если дети расскажут о ней сказку, тогда она сама домой вернется»

Воспитатель: Ребята, а вы помните сказку про скалочку?

-Да, она так и называется «Лисичка со скалочкой».

Воспитатель: Давай, лисонька, помогай нам сказку вспоминать. Я буду рассказывать, а ты картинки выставляй, чтобы дети лучше ее запомнили.

Шла лисичка по дороге, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше.

Воспитатель: Что нашла лиса, когда шла в деревню? (выставляем картинку).

Пришла в деревню и стучится в избу:

-Стук-стук-стук!

-Кто там?

-Я лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

-У нас и без тебя тесно.

-Да я вас не потесню: сама лягу на лавочку, хвостик- под лавочку, скалочку – под печку.

Воспитатель: Как обещала ложиться лисичка, чтобы не стеснить хозяев дома?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно (выставляем картинку)

Рано поутру лисичка встала, сожгла свою скалочку, а потом и спрашивает:

-Где же моя скалочка? Давайте мне за неё курочку!

Воспитатель: На кого поменяла, хитрая лиса, свою скалку.

Ответы детей

Воспитатель: Верно, на курочку(выставляем картинку).

Пришла лиса в другую деревню:

-Стук-стук-стук!

-Кто там?

-Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

-У нас и без тебя тесно!

— Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик-под лавочку, а курочку –под печку.

Рано поутру лисичка потихоньку встала, схватила курочку, съела,а после и говорит:

-Где же моя курочка? Давайте мне за нее уточку!

Ничего не поделаешь, пришлось хозяину отдать ей за курочку уточку.

Воспитатель: На кого поменяла лиса курочку?

Ответы детей

Воспитатель: На гусочку(выставляем картинку).

Взяла лиса гусочку и пошла в соседнюю деревню:

-Стук-стук-стук! -Кто там?

-Я, лисичка-сестричка!

Пустите переночевать!

-Да у нас и без тебя тесно.

-А я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик-под лавочку, гусочку-под печку.

Утром лисичка вскочила, схватила гусочку,съела да после и говорит:

-А где моя гусочка, давайте мне за нее девочку!

Воспитатель: Гусочку на кого поменяла лиса?

Ответы детей

А мужику девочку жалко отдавать. Посадил он в мешок собак и отдал лисе:

-Бери, лиса, девочку!

Воспитатель: Кого просила лиса взамен съеденной гусочки?

Ответы детей

Воспитатель: А дали хозяева лисе девочку? (выставляем картинку)

-Нет, а кого дали?

Ответы детей: Собак в мешке(выставляем картинку).

Тут собаки выскочили из мешка и за ней! Лиса от собак бежала, бежала да под пенек в нору и юркнула.

Воспитатель: Куда спряталась лиса от собак?

Ответы детей

Сидит лиса в норе и приговаривает:

-Ушки мои, ушки! Что вы делали?

-Мы все слушали.

-А вы что, ножки, делали?

-Мы всё бежали!

-А вы глазки?

-Мы всё глядели.

-А ты, хвост?

-А я всё мешал тебе.

-Ну постой же, я тебе задам! — И высунула хвост из норы. — Ешь его, собака!

Воспитатель: На кого обиделась лиса и выгнала из норы? (выставляем картинку) Ответы детей

Воспитатель: Что сделали собаки с лисьим хвостом?

Ответы детей

Воспитатель: Как вы думаете, за что заслужила, лиса такой конец?

Ответы детей

Воспитатель: Конечно, она же обманывала людей, которые ее пожалели, приютили, накормили, напоили.

Лиса: «Я больше так не буду ребята, честное слово, я уже исправилась и стала доброй, веселой и честной. Предлагаю вам со мной поиграть в игру.

Игра «Мы по кругу идем»

Воспитатель: Играла, лисонька, ты честно, теперь мы убедились, что ты исправилась. За это ребята тебе еще раз расскажут сказку, чтобы уже точно скалка твоя вернулась. Расскажете, дети?

Воспитатель: Ой, смотрите, пока мы играли наши картинки в таблицу превратились. Будет детям подсказка, смотрите на таблицу и вспоминайте, что за чем было. Ты, лисонька, садись и внимательно слушай.

Дети рассказывают сказку по мнемотаблице.

Воспитатель: Ребята, да вот же и скалочка вернулась.

Лиса: Спасибо, вам детки, с вами было очень интересно и весело. И за это я вам скалочку подарю, чтобы вы с ней играли и меня добрым словом вспоминали. А себе я еще одну найду. До свидания, дети!

Приложение № 8

Родительское собрание

«Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей

дошкольного возраста»

Задачи:

Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей;

Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;

Познакомить родителей с методикой «Мнемотехника»

Показать возможность развития связной речи через мнемотехнику;

Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.

Подготовительная работа: подготовка памятки для родителей, презентации.

Ход собрания:

Актуальность данной темы.

Выступление педагогов: «Что такое мнемотехника?»

Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

Проблемы речи детей дошкольников:

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

Неспособность грамматически правильно построить предложение.

Бедность речи.

Недостаточный словарный запас.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников.

Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Задачи:

Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

Развивать основные психические процессы — память, внимание, образное мышление; Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.

Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей

Мнемотаблицы- схемы — это

Обогащение словарного запаса.

Заучивание стихов.

Пересказ художественной литературы.

Обучение составление рассказов.

Отгадывание и загадывание загадок.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.),(черный круг – Баба – яга, голубой круг — царевна)

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Этапы:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Данную методику используют при отгадывании загадок:

При заучивании стихотворений:

Чтение стихотворения воспитателем или родителем.

Беседа о прочитанном.

Рассказывание стихотворения воспитателем или родителем с параллельным выставлением моделей.

Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке).

Рассказывание стихотворения ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей.

Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Все бы мишеньке храпеть!
Эх ты, мишенька-медведь!

При описании предмета:

Итоговый результат:

у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Приложение № 9

Родителями были изготовлены картотеки мнемотаблиц для разучивания стихов, отгадывания загадок, а так же опорные схемы – мнемотаблицы к сказкам.

Приложение № 10

Памятка «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Приложение № 11

Акция «Вместе с ребенком» — создание мнемотаблиц по теме «Любимое стихотворение»

Приложение 12

(слайд 1)

Мастер класс для педагогов ДОУ

Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста

(Слайд 2)

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Остановимся на самом интересном из них — мнемотехнике.

Послушайте притчу.

Давным-давно в Греции на острове Хеосс случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания — топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.

Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и фон.

Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.

Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая «разбросанные» по пути факты и изречения. (слайд 3)Этот приём и лёг в основу трактовки понятия: «Мнемоника» (греч.Mnemonika — искусство запоминания).

«Мнемноника (мнемотехника), — совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций».

-Уважаемые коллеги, мы с вами с самого детства использовали приемы мнемоники, сами того не зная!
Например, хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Или аналогичная ей «Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь». Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зелёный, синий, фиолетовый.

Чтобы повысить уровень развития речи у детей, можно использовать основную систему методов и приемов: художественное слово, образец рассказа воспитателя, вопросы к детям по прочитанному произведению, речевые, дидактические и словесные игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для повышения результативности работы в данном направлении можно применять такие эффективные приёмы мнемотехники – мнемосхемы.

(Слайд 4)

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей уже накоплен основной словарный запас.

Прием мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. С их помощью   дети преобразуют абстрактные символы в образы. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а, следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы.   Затем переходим к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Мнемодорожка, как и мнемотаблица несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала мнемотаблиц. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Мнемотаблицы, опорные схемы об игрушках, одежде, птицах, обуви и т.д. помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.

(слайд 5)

Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются мною для:

обогащения словарного запаса,

формировании правильного звукопроизношения (слайд 6)

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок(слайд 7)

при заучивании стихотворений.

Мнемотаблицы облегчают и ускоряют процесс запоминания текстов, формируют приемы работы с памятью. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, символ, т. е весь текст стихотворения схематически зарисовывается. После этого ребёнок по памяти, используя графические изображения, воспроизводит стихотворение целиком. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники становится для дошкольников делом весёлым, эмоциональным.

(слайд 8)

Работа с мнемотаблицами имеет свои этапы:

1 этап: Рассматривание таблицы. Педагог и ребята разбирают, что на ней     изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, составляется рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е.   происходит отработка метода запоминания.

(слайд 9)

Работать с мнемотаблицами я начала в младшем возрасте, использовала простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей среднего дошкольного возраста использую цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка — зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняла или заменяла другой заставкой — изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

(слайд 10)

Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей:

Для младших дошкольников от 4 до 9 клеток

Для старших дошкольников 9-16 клеток

Изображения должно быть: хорошо знакомы и понятны детям, отображать обобщённый возраст образ предмета (который оговорён с детьми)

(слайд 11)

При заучивании стихотворения можно составить мнемотаблицу, которая отражает назывные понятия:

В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.

(предложить педагогам на ватмане )

При пересказе сказки «Теремок» затруднение составляет запоминание последовательности появления героев, поэтому её мы отображаем в мнемотаблице.

Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Благодаря данному виду работы у детей появляется
желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об окружающем мире; расширяется активный и пассивный словарный запас; появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Использование метода мнемотехники позволил мне, как педагогу повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти

неизвестным ему словам, и он будет

долго и напрасно мучиться над ними,

но свяжите с картинками двадцать

таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…» К.Д. Ушинский

Обратите внимание на предложенную мной мнемотаблицу (слайд № 12 )
А теперь ,уважаемые коллеги, попробуем сами составить ее для другого стихотворения и прочитать его, опираясь на таблицу:
(слайд 13)

Снежинки
А. Усачёв
Ёжик смотрит на снежинки.
«Это, — думает, — ежинки…
Белые, колючие
И к тому ж — летучие».
Паучок на паутинке
Тоже смотрит на снежинки:
«Ишь какие смелые
Эти мухи белые!»
Заяц смотрит на снежинки:
«Это заячьи пушинки…
Видно, заяц — весь в пуху —
Чешет шубу наверху».
Мальчик смотрит на снежинки:
«Это, может быть, смешинки?..»
Не поймёт он, почему
Очень весело ему.

(на листе а3 составляется таблица совместно с участниками мастер класса)
примерная таблица, которая может получиться:

-А теперь попробуйте отгадать пословицы, зашифрованные в мнемодорожках:
(слайд 14,15)

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Делу время, а потехе час.

Глаза боятся, а руки делают

Каждый кулик свое болото хвалит.

Затем предложить оставить мнемодорожки по известным пословицам-один составляет, остальные – угадывают.
Лучше синица в руках,чем журавль в небе.

Готовь сани летом,а телегу –зимой.

Поспешишь-людей насмешишь.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Итак, обучение детей с применением приемов мнемотехники для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.

Поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Рефлексия.

Обмен мнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование народных игр в физическом развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста"

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Развивать интерес у детей к подвижным играм, предоставлять возможность организовывать их самим. ЗАДАЧИ: •Прививать интерес к русским народным подвижным играм. •Повысить уровень зна...

Использования мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР.

В статье описываются методы  мнемотехники, которые  обеспечивают эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное за...

Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Глава I1.1Классификация театрализованных игр и особенности их использования в работе с детьми дошкольного возраста.1.2.Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.Глава II2.1. Использован...

Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. ПЛАНВведение Глава I 1.1.         Кл...

Консультация для педагогов "Мнемотехника, как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи у детей дошкольного возраста".

Консультация для педагогов "Мнемотехника, как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи у детей дошкольного возраста"....

"Мнемотехника, как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе занимает дидактический материал в форме таблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям ов...

Статья на тему: «Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста» для детей 5-6 лет

Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда его контакты со старш...