Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Мерзлякова Наталья Николаевна

Глава I

1.1Классификация театрализованных игр и особенности их использования в работе с детьми дошкольного возраста.

1.2.Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Глава II

2.1. Использование театрализованных игр на занятиях по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

2.2. Организация театрализованной игры в учебно-воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

 

ПЛАН

Введение

Глава I

1.1Классификация театрализованных игр и особенности их использования в работе с детьми дошкольного возраста.

1.2.Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Глава II

2.1. Использование театрализованных игр на занятиях по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

2.2. Организация театрализованной игры в учебно-воспитательном процессе.

Выводы.

Список литературы.

Приложение.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

В настоящее время все больше внимания уделяется изучению вопросов воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Значительную роль в предупреждении нарушений играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы. В работе с детьми с нарушениями речи необходимо вести постоянный поиск путей, методов, подходящих для каждого ребенка. Особое внимание уделяется развитию связной речи.

Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев и др.).

В процессе игры ребенок отражает свои впечатления и представления об окружающем, закрепляет навыки и умения, получает новые. В игре происходит развитие всех сторон психики ребенка, в том числе и речи (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и др.).

Использование театрализованных игр в процессе развития связной речи с нарушением речи позволяют решать многие программные задачи. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Умело поставленные вопросы побуждают детей думать, анализировать ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка. Совершенствуется звуковая сторона речи. Поэтому в работе попытаемся выявить особенности использования театрализованных игр в процессе развития и коррекции речи у детей дошкольного возраста.

Цель исследования заключается в разработке приемов использования театрализованных игр, направленных на развитие связной речи у детей с нарушением речи.

ГЛАВА I

1.1. Классификация театрализованных игр и особенности их использования в работе с детьми дошкольного возраста.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной речи.

Одной из наиболее совершенных форм реализации речевой деятельности в дошкольном учреждении является театрализованная игра. Она предполагает знание с детьми текста литературного произведения, импровизацию словом и интонацией, действием, жестом, мимикой при исполнении роли. Желательны атрибуты и декорации, звуковое, шумовое, музыкально-ритмическое сопровождение. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски и звуки. Большое и разнообразное влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Л.В. Артемова выделяет театрализованные игры в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают тему, сюжет. Автор предлагает все театрализованные игры разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм в детском саду относится настольный, теневой театр,  театр на фланелеграфе. В этом случае ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной игрушкой.

Драматизация основа на собственных действиях исполнителя роли, каждый при этом может использовать куклы би-ба-бо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок или взрослый, при этом, играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику. Участвуя в играх драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощает в него, живет его жизнью. Это наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой овеществленный образ.

Существуют и другие классификации театрализованных игр, но они не разделяются по какому-либо главному признаку. Так, выделяются драматизации и театр игрушек,  кукол и картинок.

Драматизация – это инсценировка сказок, песен и других литературных произведений.

Театр игрушек, кукол и картинок представляет собой, с одной стороны, настольный театр, где разыгрывается представление с объемными или плоскостными персонажами, с другой стороны, театр на ширме, где представление разыгрывается с помощью кукол, надевающихся на руку. К театру картинок можно отнести картинки на фланелеграфе и теневой театр (Л.С.Фурмина, А.Е.Шибицкая, Л.В.Пантелеева).

В.К.Лотарев выделяет театр игрушек, театр пяти пальчиков или театр петрушек, теневой театр или театр картинок. В театре игрушек на столе разыгрываются спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки.

Театр пяти пальчиков или театр петрушек создает обстановку миниатюрного театрализованного представления. Интерес к такому театру у детей огромен. Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы-петрушки, позволяет малышам охватить взглядом всю игровую площадку.

Теневой театр – распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений.

Особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, - все это во многом определяет и выбор репертуара. В картонном театре сцена, занавес, декорации, фигурки делаются из картона и раскрашиваются. По характеру сценического материала этот театр называют театром картинок.

 Рассматривая классификации театрализованных игр разных авторов, можно судить об их многообразии. При использовании различных видов театрализованных игр необходима их правильная организация.

Основные требования к организации театрализованных игр:

- содержание и многообразие тематики;

- постоянное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры;

- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;

- сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

1.2.Развитие  связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Связная речь предполагает обладание богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем,  а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умению полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.

Работа по развитию связной речи у детей с ОНР ведется по следующим направлениям:

- обогащение словарного запаса;

- обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов;

- разучивание стихотворений;

- отгадывание загадок.

Для детей с общим недоразвитием речи характерным является недифиринцированное произношение звуков, задерживается процесс овладения звуковым анализом и синтезом. Диагностическим показателем ОНР является нарушение слоговой структуры наиболее сложных слов, а также сокращение количества слогов. Бытовой словарь детей в количественном отношении значительно беднее. Преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребление слов в речевом контексте. В словаре детей мало обобщающих понятий, антонимов, синонимов. В речи встречаются выраженные аграмматизмы, ошибки в употреблении предлогов. Указанные недостатки в области фонетики, лексики, грамматического строя проявляются в различных формах монологической речи (пересказ; рассказ по картине, серии картин; рассказ-описание). При пересказе помимо речевых трудностей наблюдаются ошибки при передаче логической последовательности событий ,пропуск звеньев событий, действующих лиц. Рассказ-описание мало доступен. Они ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. Некоторые дети оказываются способными лишь отвечать на вопросы. Таким образом, у детей с ОНР активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи  в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений.

ГЛАВА II

2.1. Использование театральных игр на занятиях по развитию связной речи у детей с ОНР.

В систему коррекционных занятий, направленных на развитие связной речи у детей с ОНР необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность – особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя  в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Исходя из особенностей развития детей с ОНР, театрализованные игры строятся на материале сказок.

Тематика театрализованных игр может быть очень разнообразной, например, наш детский сад, семья, игрушки, времена года, мебель, посуда, из жизни животных, из жизни растений, труд людей, транспорт и т.д. При выборе темы занятия необходимо руководствоваться рекомендациями программы коррекционно-развивающего обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка. Практический материал для театрализованных игр распределяется так, что каждая тема охватывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в  формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоции, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (развитие связной речи, грамматического строя, расширение словарного запаса) с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх.

2.2. Организация театрализованной игры в учебно-воспитательном процессе.

Важное значение для развития речи детей имеет ознакомление с художественной литературой. Работе со сказкой уделяется много внимания в дошкольном возрасте.

Анализируя литературу можно выделить методику работы со сказкой:

Воспитатель-ведущий см читает (рассказывает) текс, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Никогда не требуется буквального воспроизведения текста ребенком. Если необходимо, возможно непринужденное исправление ребенка. В дальнейшем, когда текст, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряется точность его изложения.

Можно записать текст на магнитную ленту. Она позволяет сохранить средства художественной выразительности текста, образные выражения автора. Далее  происходит освоение элементов перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Маловыразительные интонации, однообразные движения порождают неудовлетворенность собой, приводят к разочарованию, потере интереса к игре, а, следовательно, снижению эмоционального воздействия ее на детей.

Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют. Как герои сказок. В следующий раз предлагается воспитанникам  разыграть диалог двух персонажей: проговаривать слова и действия каждого. Это упражнение в интонировании диалога.

Передать характер персонажа помогает музыка. Например, на музыкальных занятиях можно мелодией побуждать детей к имитации движений различных персонажей. Затем проводится самостоятельная инсценировка сказки.

Работа со сказкой осуществляется на занятиях по пересказу. Детям дошкольного возраста предлагается начинать работу с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка»).

В подготовке детей к пересказыванию большую роль играют различные зрелища. Драматизация литературных произведений с помощью  кукольного, теневого, настольного театра, фланелеграфе и др. создает необходимый эмоциональный настрой, способствует развитию интереса к художественным произведениям, а так же лучшему запоминанию их, побуждают в ребенке желание передать свои впечатления.

С детьми среднего дошкольного возраста после прочтения сказки проводится краткая беседа о прочитанном. Вопросы должны быть направлены на выявление  понимания детьми содержания произведения. Последовательности событий, а так же некоторых средств художественной выразительности. Постепенно требования усложняются – воспитатель добивается точности и полноты воспроизведения содержания, выразительной передачи диалогов персонажей.

Устному народному творчеству должно быть уделено особое внимание. Существуют тончайшие, иногда едва уловимые, связи между сказкой и психикой ребенка. Также сказки влияют на культуру языка детей. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая сказкам необычная простота, яркость, образность,  особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор культуры речи детей первенствующего значения. Учитывая важность и необходимость использования театрализованных игр в развитии речи дошкольников с нарушением речи, в обогащении игровой деятельности, необходима правильная организация театрализованных игр в учебно-воспитательном процессе. Для того чтобы проводимая работа было эффективной и успешной, необходимо изучить особенности участия детей с нарушением речи в театрализованных играх.. для этого был произведен эксперимент, целью которого являлось изучение возможностей детей с общим недоразвитием речи участвовать в театрализованных играх.

 Эта цель была реализована в ряде конкретных задач:

- проанализировать и выделить элементы театрализованной игры, которые используют дети;

сравнить используемые элементы театрализованной игры детей дошкольного возраста.

Исследование проводилось в старшей подготовительной группе ДОУ №65 Выборгского района Санкт-Петербурга. В эксперименте приняли участие 10 человек с диагнозом ОНР.

Для решения задачи:

- проанализирована специальная литература, программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

- проведен эксперимент;

-проведено обучение группы детей театрализованным играм на основе литературного произведения (приложение).

Анализируя результаты детей можно распределить по уровням в соответствии с возможностями участия в театрализованных играх.

Дети 1 уровня самостоятельно выполняют все задания, внимательно слушают сказку, отвечают на все вопросы. Понимают содержание, запоминают последовательность действий, запоминают речевой материал, могут имитировать движения и правильно использовать интонационную окраску голоса.

Дети 2 уровня справляются с основной частью заданий. Они слушают сказку, отвечают на вопросы, понимают содержание, запоминают последовательность действий, распределяют роли, запоминают речевой материал, но затрудняются в имитации и правильном использовании интонаций.

Дети 3 уровня лишь слушают сказку, отвечают на вопросы, понимают содержание, запоминают последовательность действий, не производят распределение ролей самостоятельно, не запоминают речевой материал, не могут имитировать движения и правильно использовать интонацию.

Дети 4 уровня могут прослушать сказку и ответить на некоторые вопросы, плохо понимают содержание сказки, не запоминают последовательности действий, не понимают и не участвуют в распределении ролей, не запоминают речевой материал, не имитируют движения и используют интонацию.

Дети 5 уровня слушают сказку невнимательно, отвлекаются, не могут ответить на вопросы, не понимают содержания, не запоминают последовательности действий, не участвуют в распределении ролей, не запоминают речевой материал, не имитируют движения и не правильно используют интонацию.

Таблица №1

Уровень развития театрализованных игр у детей дошкольного возраста (1%)

Уровни

I

II

III

IV

V

Дети с ОНР

30

30

20

20

-

Организация и проведение театрализованных игр с детьми с нарушение речи занимает особое место в развитии речи детей.

Из-за недостаточной подготовки и обученности театрализованная игра не достигает поставленной цели, а именно реализации возможностей детей с нарушением речи участвовать в театрализованной игре.

Методические рекомендации по организации и проведению театрализованных игр с детьми с нарушением речи.

Предлагаемая методика работы состоит из двух этапов:

подготовительного и основного.

Подготовительный этап включает:

- рассказывание сказки педагогом;

- ответы детей на вопросы по содержанию сказки;

- нахождение среди картинок отличительного знака героя: маска, детали костюма и т.п.

На основном этапе предлагается детям вспомнить содержание сказки и рассказать ее по ролям, не используя имитационных движений.

После этого проводится самостоятельная инсценировка с музыкальным сопровождением.

В ходе занятий учитель-логопед должен уделять большое внимание активизации речевого общения детей. Театрализованная игра направлена на развитие речи детей, она способствует самостоятельному высказыванию, происходит обогащение словаря, речь детей становится эмоциональной. Дети учатся созданию диалогов, принятию роли героя сказки.

        Итак, театрализованные игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, развиваются психические процессы, внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение навыки связной речи, совершенствуется моторика. Координация, плавность, переключаемость движений, развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.

        Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Список использованной литературы

  1. Артемова Л.В. «театрализованные игры дошкольников»., М., «Просвещение» 1991 г.
  2. Бойков Д.И., Бойкова С.В. «Как развивать навыки общения у детей» СПб, 1995 г.
  3. Глухов В.П. «Формирование связной речи». М., 2002г.
  4. «Дошкольное воспитание» №4, 2001г.
  5. Караменко Г.Н. «Кукольный театр» - дошкольникам» М, «Просвещение» 1982 г.
  6. Коноваленко В.В. «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР». М, 2001 г.
  7. Каше Г.А. «Подготовка детей  с недостатками речи к школе» М., «Просвещение», 1977 г.
  8. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» М, «Просвещение» 1991 г.
  9. Филичева Т.Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» М, 1990г.

   Учитель-логопед ГБДОУ д/с № 4

комбинированного вида  

Красносельского района

Санкт-Петербурга                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....

Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. ПЛАНВведение Глава I 1.1.         Кл...

«Использование «Использование игровых технологий в процессе развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Данная статья знакомит с использованием игровых технологий в процессе обучения детей с нарушениями речи в детском саду....

ПРОЕКТ: "Использование мнемотехники в процессе развития речи у детей дошкольного возраста"

Новизна проекта заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

В данной статье описан опыт работы педагога-психолога и учителя логопеда с использованием цифровых образовательных технологий. Описаны способы их применения в различных направлениях деятельности....

Использование интерактивной доски в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста

Воспитание и обучение детей дошкольного  возраста – единый целостный педагогический процесс, который осуществляется на протяжении всего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении во всех ви...