Проект "Комплексный подход к коррекции звукопроизношения дошкольников"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Борисова Наталья Борисовна

Долгосрочный проект "Комплексный подход к коррекции звукопроизношения дошкольников". Цель проекта: комплексное речевое развитие детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект "Комплексный подход к коррекции звукопроизношения дошкольников"

        Необходимость комплексного подхода назрела особенно остро в современных условиях, когда использование только одного-двух методов логопедического воздействия даёт слишком медленную положительную динамику. Практика показывает, что необходимо подключать комплекс приемов и методов для успешной коррекции.

         Мною разработан долгосрочный проект "Комплексный подход к коррекции звукопроизношения дошкольников".  

        Цель проекта: комплексное речевое развитие детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.

        Проект состоит из нескольких направлений коррекционной работы:

        I. "Логопедический массаж". В настоящее время нарушения произношения у дошкольников так осложнены, что редко когда можно обойтись без логопедического массажа. Для эффективной коррекции тяжелых речевых нарушений использую уже существующие приемы классического массажа. К ним относятся: поглаживание, растирание, разминание, вибрация и пассивные движения. В зависимости от методики применения приема и его дозировки массаж может оказывать расслабляющее или активизирующее действие. Логопедический массаж сочетаю с дыхательной и артикуляционной гимнастиками. Комплексы составляю индивидуально для каждого ребенка с учетом характера нарушений произношения.

        II. "Дыхательная гимнастика". Так как физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями существенно ниже возрастной нормы, соответственно, и речевое дыхание у таких детей развивается патологически. В процессе речевого высказывания отмечаю у них задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. В тех случаях, когда речевое дыхание ребенка нарушено незначительно, применяю одно-два упражнения дыхательной гимнастики, которые выполняем обычно перед артикуляционной гимнастикой. Упражнения направлены, в основном, на выработку направленной воздушной струи, необходимой для произнесения большинства звуков русского языка.

        Для сохранения интереса детей к дыхательным упражнениям использую вертушки, султанчики, разноцветные мячики из синтепона, пластмассы, соломинки для сока, бабочки, снежинки, листья из цветной бумаги.

        Для выработки фонационного дыхания использую следующие упражнения и игры: "Веселые звуки", "Сдуй шарик", "Змейка", "Жуки", "Насос", "Веселая песенка", "Волшебные слоги", "Волшебные слова", "Паровозик".

        III. "Артикуляционная гимнастика". Для укрепления мышц артикуляционного аппарата дошкольников, развития силы, подвижности и дифференцированности органов, участвующих в речевом процессе, мною подобраны комплексы артикуляционной гимнастики при различных нарушениях звукопроизношения:

         - Основной комплекс артикуляционной гимнастики;

        - Комплекс артикуляционной гимнастики при дизартрии;

        - Комплекс артикуляционной гимнастики, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков С-Сь-З-Зь-Ц;

        - Комплекс артикуляционной гимнастики, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч;

        - Комплекс артикуляционной гимнастики, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х;

        - Комплекс артикуляционной гимнастики, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-Ль;

        - Комплекс артикуляционной гимнастики, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р-Рь;

        - Комплекс артикуляционной гимнастики для развития подъязычной уздечки.

        Широко использую картинный материал. К каждому упражнению подобрала картинку-образ. Картинки демонстрирую ребенку во время проведения гимнастики. Упражнения сопровождаю также и стихотворением. Любят дети и сказки про приключения язычка. Использование игровых приемов и моментов помогает отрабатыванию артикуляционных движений, а также повышает мотивацию ребенка к выполнению данных упражнений.

        IV. "Пальчиковая гимнастика". Уровень развития детей прямо зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На логопедических занятиях обязательно провожу одно-два упражнения для развития мелкой моторики. Пальчиковую гимнастику сочетаю с речевым сопровождением. Выполняя пальчиковую гимнастику, дети достигают хорошего уровня развития мелкой моторики рук, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. По мере совершенствования мелкой моторики улучшается и развивается речь ребенка.        Пальчиковую гимнастику подразделяю на пассивную и активную. Пассивная гимнастика - это массаж кистей рук путем поглаживания, легкого растирания и вибрации и пассивные упражнения для пальцев рук. Активная гимнастика - это упражнения, сопровождаемые стихами и потешками и без речевого сопровождения. Применяю следующие упражнения:

  • без речевого сопровождения
  • с речевым сопровождением

- "Зайчик"

- "Человечек"

- "Слоненок"

- "Ёжик"

- "Очки"

- "Стул"

- "Стол"

- "Мячик"

- "Собака"

- "Кошка"

- "Гусь"

- "Замок"

- Ёлка"

- "Корзинка"

- "Силач"

- "Братья"

- "Варежка"

- Кто приехал?"

- "Моя семья"

- "Белка"

- Пальчики на прогулке"

- "Апельсин"

- "Пять малышей"

- "Котята"

- "Снежок"

- "Снегири"

- "Новые кроссовки"

- "Компот"

- "Посуда"

- "На дворе" и др.

        Для развития мелкой моторики также применяю нетрадиционную гимнастику:

        - Сухой фасолевый бассейн - в "бассейне" прячу мелкие игрушки или картинки, а ребенок должен их найти и назвать ласково (игра "У гномика в гостях") или подобрать к предметам слова мой, моя, моё, мои (игра "Жадина").

        - Массажный шарик и колечки Су-Джок.

        - Бельевые прищепки для массажа кончиков пальцев.

        - Логопедическая щетка "Ёжик".        

V. "Развитие фонематического восприятия". Неотъемлемой частью комплексного подхода  к коррекции звукопроизношения являются игры и упражнения для формирования фонематического слуха и фонематического восприятия, которые подбираю для каждого ребенка индивидуально, двигаясь от простых упражнений к более легким. Работу по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия строю поэтапно. К каждому этапу подобрала дидактические игры и упражнения:

1-й этап - узнавание неречевых звуков: "Отгадай, что звучит", "Шумящие мешочки", "Волшебная палочка", "Где позвонили?", "Похлопаем", "Угадай, что делать", "Угадай, кто идет", "Угадай, кто кричит".

2-й этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз: "Узнай свой голос", "Далеко-близко", "Угадай, кто сказал", "Три медведя".

3-й этап - различение слов, близких по своему звуковому составу: "Слушай и выбирай", "Верно-неверно", "Так ли это звучит?", "Похожие слова", "Съедобное-несъедобное".

4-й этап - дифференциация слогов: "Повтори" - воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога, воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками, воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками, воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости, по твердости-мягкости, воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука, воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными, воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.

5-й этап - дифференциация фонем: "Похлопаем", "Повтори".

6-й этап - развитие навыков элементарного звукового анализа: "Сколько звуков", "Кто первый?", "Где звук живёт?", "Кто больше?", "Отгадай слово".

        Цель представленных игр и упражнений - научить дошкольников слушать и слышать логопеда, себя, свою речь, находить правильную артикуляцию для звуков.

        VI. "Нейропсихологическая коррекция". Нарушение звукопроизношения часто осложнено неврологической симптоматикой либо нарушением поведения, поэтому, для достижения положительной динамики коррекционно-образовательный процесс осуществляю в сотрудничестве с неврологами и психиатрами психолого-медико-педагогического центра "Сознание" и краевого психо-неврологического диспансера.         Взаимодействуя с данными специалистами, обсуждаю динамику коррекции каждого ребенка, вырабатывая общую стратегию и решаю общие задачи.

        VII. "Речедвигательная ритмика". Каждому звуку соответствует физиологически обусловленное определенное движение. Сочетая произнесение звука с движением, вызываю искаженный звук, а затем автоматизирую звук в слогах, словах, фразе, стихотворении, рассказе и в речи. Сопровождающее движение по мере автоматизации звука постепенно убирается, оставляя закрепленное правильное произношение звука.

        Данный проект реализую на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях. Работу выстраиваю в тесном взаимодействии с воспитателями, родителями и узкими специалистами ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Индивидуальное занятие посвящено автоматизации звука ш в слове.В предложенном занятии применяются разнообразные игровые приемы, с помощью которых удалось добиться положительного эмоционального фона на...

Использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения дошкольников

Самомассаж является эффективным и простым методом коррекции и профилактики многих речевых нарушений. ...

Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения дошкольников

Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения дошкольников...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Актуальность использования метода моделирования в работе с детьми:•Дошкольник пластичен, легко обучаем, но быстро утомляется и теряет интерес.•Использование символов, аналогий облегчает и ус...

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

Статья опубликована в сборнике материалов научно-практической конференции "Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации".  В статье обоснованы возмо...

Использование нейропсихологического подхода для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Представлен план работы по самообразованию на 2023-2024 годЦель: Повышение собственного уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по выбранной теме.Задачи профессионального самообра...