Преодоление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с ОНР
статья по логопедии на тему

Кознова Ольга Семёновна

В помощь воспитателям групп компенсирующей направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преодоление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с ОНР

Они почти всегда возбуждены, непоседливы, невнимательны; с ними трудно и родителям, и воспитателям, и педагогам. «Нарушители   порядка и спокойствия», «неуправляемые», «беспокойные» – самые мягкие эпитеты, которыми награждают   этих детей взрослые.  

К сожалению, многие взрослые не только не понимают причин подобного поведения ребенка, не только не проявляют терпения, но и не берут на себя ответственность за его состояние.

Как правило, «беспокойность» проявляется достаточно рано – к 2 – 3 годам, но родители объясняют этот факт шаловливостью, живостью характера ребенка, условиями воспитания сложнее становится в 5 – 6 лет, когда ребенок сталкивается с необходимостью соблюдать режим дня, выполнять задания учебного характера.

Слабая концентрация внимания, неусидчивость и отвлекаемость, неумение сосредоточиться и довести работу до конца приводят к трудностям в обучении. Нередко эти проблемы принимают драматический характер, так как занятия - даже на этапе подготовки к школе - становятся обязанностью ребенка, а родители оказывают на него все большее давление. Собственные неудачи и недовольство взрослых еще больше осложняют ситуацию, ухудшают состояние ребенка. Невольно возникают вопросы: «Неужели он не может вести себя иначе?», «Не может или не хочет?» Пожалуй, последний вопрос главный. Ответив на него, мы сможем решать проблемы ребенка и адекватно реагировать на его «выходки». Несомненно, с послушным ребенком легче. Во-первых, потому, что он не мешает. Во-вторых, потому, что взрослые в большинстве случаев настроены на реализацию своих педагогических притязаний по принципу «сразу и сейчас», без особых усилий, по команде – «сказал – сделал». В-третьих, что бы мы ни говорили о праве ребенка на уважение, внимание, понимание, взрослые ставят во главу угла не его проблемы, а свои желания и требования. А вот шумный, беспокойный, много говорящий, постоянно требующий внимания утомителен, нередко раздражает. Особенно сложно непоседам в коллективе, при четко организованном режиме и в системе достаточно жестких требований. Как правило, это так называемые «несадовские» дети. Это довольно большая группа детей, имеющих комплекс проявлений нарушения поведения: невнимательность, отвлекаемость, гиперактивность, импульсивность. Наличие этих признаков свидетельствует о специфическом нарушении – синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
СДВГ в последней медицинской классификации определен как заболевание. Это значит, что ребенок хочет, но не может изменить свое поведение по желанию взрослых.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) нередко встречаются в практике логопедической работы. Как указывает Л.О. Бадалян, 4 – 10%   детей школьного и дошкольного возраста страдают данным расстройством. Чаще его выявляют у мальчиков. Уже на первых занятиях         дети с СДВГ с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и         до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую эмоционально неустойчивы.        

Причины данного расстройства чаще всего проявляются        при минимальных мозговых дисфункциях как следствие ранних локальных повреждений головного мозга. В отдельных случаях возможно наследственное (генетическое) происхождение СДВГ.        

Клинико-возрастные особенности данного синдрома могут проявляться уже с первых месяцев жизни в виде         нарушений сна, беспричинного плача, отказа от груди, склонности к жидкому стулу вследствие повышенной возбудимости кишечной стенки,

С каждым годом признаки СДВГ у ребенка становятся все заметнее. По данным О.В. Халецкой и В.М. Трошина [3], полная картина синдрома разворачивается к 7 – 12 годам. Практика показывает, что родители не всегда осознают глубину проблемы, особенно в дошкольном возрасте, считая, что ребенок «просто маленький, вот в школу пойдет, тогда...». Но в школьном возрасте проблемы лишь усугубляются. Вследствие плохой концентрации внимания, повышенной отвлекаемости, слабой самоорганизации дети начинают испытывать трудности в процессе обучения, даже имея неплохие способности. «Они составляют группу риска по дислексии и дисграфии, т.е. в школьном возрасте у них могут проявиться специфические стойкие затруднения при обучении их чтению и письму» [2, с. 32]. Значительные отклонения формируются в поведении, развиваются такие отрицательные черты личности, как упрямство, агрессивность,  негативизм,  и,  как следствие, к подростковому возрасту – социальная дезадаптация. Ее последствия могут быть самыми нежелательными: от невозможности получить хорошую профессию, достойную работу, создать благополучную семью до попадания в алкогольную или наркотическую зависимость и развития склонности к антиобщественному поведению.    

Понимание серьезности нарушения необходимо донести до родителей и настроить их на раннюю коррекцию СДВГ наряду с работой над речью. Лечение СДВГ всегда должно являться комплексным и включать методы модификации поведения, психотерапию, психолого-педагогическую коррекцию. Важное место занимает медикаментозная терапия. Она назначается врачом по два – три курса в год, и в тех случаях, когда вышеуказанных методов оказывается недостаточно для преодоления проблем поведения и устранения нарушений когнитивных функций.

Необходимо знать, что не во всех проявления ребенком невнимательности, неусидчивости на занятиях можно говорить о СДВГ. Его признаки таковы:

– возникает в возрасте до 8 лет;

– присутствует не менее чем в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, играх);

– не обусловлен психотическими, тревожными, аффективными, диссоциативными расстройствами или психопатиями;

– вызывает значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию;

– признаки сохраняются не менее 6 мес.

Что должно насторожить в поведении ребенка?

1. Беспокойные движения рук и ног.

2. Сидя на стуле, крутится, часто меняет позу, особенно во время целенаправленной деятельности или во время занятий.        

3. Легко отвлекается на любые посторонние раздражители.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр.

5. На вопросы отвечает не задумываясь, не выслушивая их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий, испытывает трудности, связанные с непонима        нием инструкции, проблемами планирования и организации деятельности.

7. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

8. Не может играть тихо, спокойно.

9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

10. Много разговаривает, но не слушает речь, обращенную к нему.        

11. Часто теряет вещи (например, игрушки,         карандаши, книги и т.д.).

12. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу,  не оглядываясь по сторонам).        

Если в поведении ребенка проявляются         ежедневно - по крайней мере, в течение полугода – не менее восьми перечисленных признаков, можно говорить о СДВГ.

Итак, ребенок с СДВГ выявлен логопедом, направлен на консультацию и лечение к врачу и психологу. Результаты работы данных специалистов появятся не скоро. Лечение может занять месяцы, а в некоторых случаях и годы, а коррекцию речи надо начинать уже сейчас, не дождавшись сглаживания проявления СДВГ.

На основании изучения медицинских и педагогических источников, а также собственного опыта, нами разработаны некоторые методические подходы, приемов и правил, позволяющие повысить эффективность занятий с детьми с СДВГ и использовать логопедические занятия для педагогической коррекции данного расстройства.

Основные принципы взаимодействия с ребенком

1. Демонстрировать положительное отношение к нему. Не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном.

2. Общаться эмоционально. Монотонная речь быстро утомляет.

3. Меньше замечаний – больше похвалы, так как «психологические особенности детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок».

4. Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).

5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком не допустимы.

Требования к организации и методике проведения логопедических занятий

1. Занятия должны иметь постоянное место в распорядке жизни ребенка (желательно в первую половину дня) и поводиться по стереотипным правилам.

2. Форма организации занятий – индивидуальная или в небольшой подгруппе.

3. В поле зрения ребенка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к занятию).

4. Ход занятия должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность не только слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т.д.

5. Содержание занятий должно быть не только коррекционно-развивающим, но и интересным.

6. Использовать разнообразный наглядный материал.

7. Отдавать предпочтение игровым приемам, сюрпризным моментам.

8. Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколько блоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.

9. Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.

10. Со старшими дошкольниками следует заранее договариваться о продолжительности занятия или об объеме предстоящей работы.

Игры и упражнения, позволяющие снять двигательное напряжение в процессе занятия

Ребенок с СДВГ постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, что крайне осложняет работу логопеда. Предъявление дисциплинарных требований по отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно. Важно организовать занятие так, чтобы ребенок меньше находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще         давать ему двигательную «разрядку». Однако движения не должны стать дезорганизующим фактором. Их осмысленный характер служит целям коррекционно-развивающего         обучения – совершен-ствованию мелкой моторики, обучению выделять слова в предложении, развитию слуховой и двигательной памяти и т.д.        

Возможность расходования избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и         устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными.

Повсеместно в логопедической практике используются  физкультминутки, но для ребенка с СДВГ их явно недостаточно. На своих занятиях я даю задания, где нужно не только говорить, но и действовать. Например, работая над звукопроизношением, можно использовать упражнения на         автоматизацию с двигательными заданиями.

        Варианты заданий при работе над звукопроизношением на этапе отработки изолированных звуков:

        – расправив руки-«крылья», «летать на самолете» по комнате – р-р-р;        

– «ездить» на маленькой игрушечной машине по ломаным, спиралевидным или извилистым дорожкам разной длины, нарисованным на листе бумаги, имитируя звук мотора: р-р-р.

Варианты заданий при автоматизации звуков на уровне слога:

– запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук, туловища: ша (руки вперед) — шо (руки вверх) — шу (руки опустить);

– «игра на пианино» (используется картонный муляж клавиатуры). «Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь: су – сы – са –со.

Можно предложить сделать «песенку» грустной или веселой, громкой или тихой.

Варианты заданий при автоматизации звуков в словах:

– игры с перебрасыванием (перекатыванием) друг другу мяча («Скажи наоборот», «Сложи слово», «Вставь пропущенный звук», «Назови детеныша» и др.);

– «Шаги»: сделать шаг вперед только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово и т.д.). При ошибочном ответе — шаг назад. Игра заканчивается, когда ребенок сможет дойти до заранее оговоренного предмета,

Варианты заданий при работе на уровне предложения:

– «Живые слова»: каждый ребенок выполняет роль определенного слова, его задача — занять свое место в предложении;        

– «Скажи и покажи»: составить предложение по сюжетной картинке, а затем продемонстрировать его с помощью пантомимы («Сова летает по лесу. Соня пьет ананасовый сок»). Возможен вариант, когда сначала составляются все предложения, затем один из детей демонстрирует пантомиму, а другой угадывает ее содержание;

– «Прошагай предложение»: ребенок идет и произносит        предложение. Каждому шагу должно соответствовать одно слово.        

Эти и аналогичные им задания могут быть применены и в других разделах логопедической работы. Таким образом, логопед не только повышает эффективность и качество своей работы, но и активно участвует в комплексной коррекции СДВГ.

Используемая литература

1. Бадалян Л.О. Невропатология. Учебник. М., 2006.

2. Безруких М. Дети, которых не понимают взрослые. Журнал «Дошкольное воспитание». 2002. №5.

3. Халецкая О.Б., Трошин ВМ. Минимальные мозговые дисфункции в детском возрасте. Н. Новгород, 1995.

4. Чутко Л.С., Пальчик A3.,Кропотов Ю.Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков, СПб., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека игр и упражнений по коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивного поведения детей старшего дошкольного возраста"

Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) являются основным контингентом логопедических групп.  Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей.. В комп...

«Методы коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

прослушал(а) темы: Понятие «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», парциальная несформированность регуляторного компонента деятельности: формы и виды. Причины СДВГ. Выявление детей с СДВГ, пси...

Способы преодоления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у дошкольников с тяжелым нарушением речи

Синдром дифицита внимания и геперактивности очень распространен у дошкольников. Его изучением занимаются разные специалисты разных областей. В логопедических группах в существующих условиях возникает ...