Путешествие в осень
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Кузнецова Дарья Вячеславовна

Логоритмическое занятие "Путешествие в осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_osen.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмическое занятие «Путешествие в осень»

Цель: Преодоление нарушений речи посредством развития, коррекции и воспитания двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой

Задачи:

1.Расширять и активизировать словарный запас по лексическим темам: «Деревья», «Осень», «Грибы».

2. Учить внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией

3.Воспитание выразительности движений, переключаемости с одного поля деятельности на другое, умения согласовывать музыку с движениями

4. Развивать подвижность органов артикуляции; активизировать мимическую мускулатуру

5.Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание

5.Совершенствовать общую и мелкую моторику

6.Развивать слуховое внимание и зрительную память

7. Развивать высшие психические функции детей (внимание, память, логическое мышление)

8.Формирование у детей умения работать в коллективе 

9.Создание у детей положительного эмоционального настроя

Оборудование: музыкальный центр, муляжи осенних листочков, карточки по теме «Грибы», муляжи грибов, корзинки.

Ход занятия

Подготовительная часть

Динамическое упражнение “На прогулку”.
Логопед:
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдём.
Много, много интересного,
Мы всегда в лесу найдем.

(Ходьба хороводным шагом змейкой между разложенными на полу листьями под песню О. Осиповой «Наступила осень»).

Дети становятся в круг.

Логопед: Как хорошо в осеннем лесу! Так и хочется со всеми поздороваться!

Пальчиковая игра «Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое!            

(Дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев)

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!        

(Переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой)

                 Т. Сикачева

Основная часть 

 Логоритмическая игра «Осенние листочки» (в кругу).

Листья осенние тихо кружатся,

(Качают руками над головой вправо, влево)

Листья под ноги нам тихо ложатся,

(Водят руками внизу вправо, влево)

И под ногами шуршат, шелестят,

(Водят руками внизу вправо, влево,

«шаркающие» движения ногами)

Будто опять закружится хотят: Ш – Ш – Ш!

(Качают руками над головой и кружатся)

Дыхательно – артикуляционное упражнение «Ветер»

(Регулировка силы звука голоса жестом и музыкой).

Логопед: Посмотрите сколько у вас разноцветных листочков. Давайте покажем, как ветерок дует на листья (дети поднимают с ковра по одному листочку).

Логопед:

Дует легкий ветерок – ф – ф - ф…

И качает так листок – ф – ф – ф …

Дует сильный ветерок – ф – ф – ф …

И качает так листок – ф – ф – ф…

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Фонопедические упражнения «Осень»

по методу В. Емельянова

Логопед: Идет Осень по лесу, шуршит листвой.        

Дети произносят «шур... шур...» и «скользят» ладонями друг о друга.
Прикоснется Осень рукой к березке,         пожелтеют листья и запоют свою песенку,        

(Поют звук [а], развернув ладони параллельно друг другу, разводя руки в стороны на усиление звука и приближая ладони друг к другу на затихание; когда ладони сложены вместе, наступает тишина)

Прикоснется к рябинке, покраснеют листочки, запоют свою радостную песню.        

(Поют звук [о])

Заденет осинку, красные листья запоют.

(Поют звук [э])

Взмахнет руками Осень, завоет ветер.        

(Поют звук [у])

Затрепещут, задрожат листья на деревьях,        

(Произносят «ш-ш-ш...», подняв руки вверх и легко встряхивая кистями)
Полетят на землю разноцветным дождем.        

(Произносят «п... п...», постепенно опуская руки)

Песня об осени (по выбору)

Логопед: Ребята, ветер дул – дул и нагнал нам тучки. Начался дождик.

Массаж спины под песню «Дождик» Е. Попляновой

Дождик бегает по крыше —              

(Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинкам друг друга)

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше —        

(Постукивают пальчиками)

Бом! Бом! Бом!

— Дома, дома посидите, —        

(Поколачивают кулачками)

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите, —        

(Растирают ребрами ладоней)

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте —        

(Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями)

Бом! Бом! Бом!

А уйду — тогда гуляйте...        

(Поглаживают ладонями)

Бом... Бом... Бом...

Н. Пикулева

Затем дети поворачиваются на 180° и повторяют массаж.

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько грибов у нас появилось в лесу после дождика! Давайте отгадаем, какие грибы выросли.

Двигательное упражнение «Мы в лесок пошли»

Мы в лесочек пошли.

(Маршируют)

Под березой что нашли?

(Наклон вперед)

Какой гриб? – Подберезовик.

Дальше в лес пошли.

(Маршируют)

Под осиной что нашли?

(Наклон вперед)

Какой гриб? – Подосиновик.

Дальше в лес пошли.

(Маршируют) 

На пенечке что нашли?

(Наклон вперед)

Какой гриб? – Опенок.

Еще дальше в лес пошли.

(Маршируют)

И под дубом что нашли?

(Наклон вперед)

Какой гриб? – Белый гриб.

Маме дома рассказали,

(Ритмичные хлопки)

Где грибы в лесу искали.

Все перечисленные грибы показываются на тематических картинках.

Подвижная игра «Соберем грибы в корзинки»

На полу раскладываются муляжи грибов.

Логопед: Ребята, а давайте – ка мы наши грибы в корзинки соберем, и посмотрим, у кого грибов будет больше.

Дети под быструю музыку собирают грибы.

Логопед: Ребята, слушайте внимательно загадку.

Этот гриб в лесу растет
Не клади его ты в рот!
Он совсем не сладкий,
Крапинки на шляпке.
Красный, словно помидор
Несъедобный
 (Мухомор)

Логопед: Ребята, мухомор ядовитый?
(Ответы детей)

Логопед: Посмотрите внимательно, есть ли он в ваших корзинках!

(Ответы детей)
Логопед: Чтобы мухомор ушел из нашей корзины, выполним следующее задание.

Задание на развитие фонематического слуха «Чуткие ушки»

Дети идут шагом. Услышав в названиях грибов и ягод звук [У] - останавливаются.
Слова: сыроежка, огонек, волнушка, малина, клубника, белый масленок, калина, лисички, черемуха, подберезовик, мухомор, жимолость, черника, брусника, подосиновик, груздь.

Упражнение на релаксацию

Логопед: Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие по осеннему лесу, и нам пора отправляться обратно в группу.

Слышите? Кажется, это поют птицы в осеннем лесу. Давайте мы с вами ляжем на полянку, закроем глазки и увидим сладкий сон под прекрасное пение птиц.

(Звучит фонограмма пения птиц)

Птицы стали щебетать,

Глазки будем открывать.

В погожий осенний денек

Мы все ездили в лесок.

Мы пели с вами и плясали,

А теперь нам пора прощаться.

До свидания, ребята!

Дети строятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего ребенка и уезжают из зала на «поезде» под пьесу «Поезд» Н. Метлова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник в средних группах "Путешествие в осенний лес"

"Путешествие в осенний лес" праздник в средних группах...

Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"

Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...

Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы "Путешествие в осенний лес"

Сценарий осеннего развлечения разработан для младших дошкольников с учётом возрастных особенностей детей....

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)...

Осенний праздник для детей 2 младшей группы "Осеннее путешествие в осенний лес"

Сценарий раскрывает встречу детей с Осенью. В доступной форме дети знакомятся с осенним временем  года. В прцессе праздника дети просматривают кукольный спектакль. Цель праздника: воспитывать ком...