Как научить ребенка правильно произносить звуки Ш и Ж и навсегда избавиться от «сапки» и «субы».
тренажёр по логопедии по теме

Зоря Татьяна Владимировна

Рекомендации по самостоятельной постановке звуков Ш и Ж.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научить ребенка правильно произносить звуки Ш и Ж  и навсегда избавиться от «сапки» и «субы».

Самый верный, быстрый и наилучший вариант - заниматься с логопедом.

 А самостоятельно это проводится так.

I. Подготовительная работа.  Сначала выполняется комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков.

 1. «Накажи непослушный язычок» – «Месим тесто для блинчика»

 Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

 Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить «пя-пя-пя…», а язык продвигать вперёд-назад, чтобы «тесто» месилось не на одном месте, а все целиком! «Режем» тесто зубами – произносим «та-та-та….», а языком двигаем вперед-назад («резать» надо не по одному месту,  а весь язычок).

 Внимание!

 1) Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

 2) Язык-блинчик должен быть широким, края его касаются уголков рта.

 3) Похлопывать губами и покусывать язык зубами надо многократно на одном выдохе.

 ***Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи! 

 2. «Печем блинчик".

 Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

 Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.

 Внимание!

 1) Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

 2) Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

 3) Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

 4) Боковые края языка должны касаться углов рта.

Если язык «не слушается»: дергается, заворачивается губа-тарелочка, отклоняется – накажи его, пошлёпай «пя-пя-пя» и оставь рот открытым, а «блинчик на тарелочке». Делать так всякий раз, когда язык подергивается – это самомассаж!

 3. "Приклей конфетку".

 Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.

 Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

 Внимание!

 1) Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.

 2) Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.

 3) Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (рот не будет закрываться).

 4) Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

 4. "Грибок".

 Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).

 Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку). Если не получается, попросите пощелкать языком как лошадка, только медленно, очень медленно оттягивать нижние зубы (она подкрадывается) и смотреть в зеркало – там видно как натягивается «ножка грибка», дать установку: «Присоси, но не отщелкивай!»

 Внимание!

 1) Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

 2) Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.

 3) При повторении упражнения надо открывать рот шире.

 5. "Забей мяч в ворота".

 Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

 Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола.

 Внимание!

 1) Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

 2) Нельзя надувать щёки.

 3) Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "х", т.е. чтобы воздушная струя была узкой и направленной на «мяч», а не рассеянной: «целься лучше!». Вместо «ворот» поставьте два кубика, а «мяч» скатайте из комочка ваты или найдите легкий пластиковый шарик. Аналогично можно дуть на карандаш, целясь четко посередине – он покатится по столу. Задача усложняется если поставить цель – сдуть его со стола (за несколько выдохов или за один).

 6. "Вкусное варенье".

 Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

 Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

 Внимание!

 1) Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

 2) Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

 3) Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

 7. "Гармошка".

 Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

 Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу «Грибком» и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки – «Покажи зубы и заморозь улыбку!». При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше, удерживая язык присосанным «Грибком».

 Внимание!

 1) Следить, чтобы при открывании рта губы были в неподвижной улыбке.

 2) Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.

 3) Следить, чтобы при открывании рта «Грибок» не провисал.

 8. "Фокус".

 Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

 Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

 Внимание!

 1) Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

 2) Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

 3) Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

II. Затем - постановка звука.

 Объясняете и показываете правильный артикуляционный уклад в произношении шипящих ("ш", "ж").

 При произнесении звука "ш" (постановка начинается именно с этого звука):

  • губы вытянуты вперед рупором и округлены 
  • зубы закрыть «заборчиком» с небольшой щелкой около 2-4 мм.
  •  язык поднят и прижат за верхними зубами «чашечкой» - боковые края чашечки прижаты к верхним коренным зубам.
  • голос в горле выключен.
  • Воздушная струя тёплая – идет посередине языка

Чтобы ребенку стало понятно – попросите: «скажи звук С, только вверху!»

При постановке звука "ж" та же артикуляция, что и при произнесении звука "ш", только «Голос включен».

 После того, как Вы объяснили и показали ребенку положение органов артикуляции, учите его правильно ее воспроизводить.

 Если у ребенка слабые мышцы языка и он не в состоянии щелкать «Лошадкой»  и удерживать «Грибок», то делаете у логопеда пальцевой или зондовый массаж кончика языка, затем артикуляционную гимнастика и только потом, после укрепления мышц кончика языка, начинаете постановку звуков. НЕ ФОРСИРУЙТЕ СИТУАЦИЮ – РЕБЕНОК ФИЗИЧЕСКИ НЕ МОЖЕТ ЭТО ВЫПОЛНИТЬ. Он просто не может, а не «нехочет». Развивайте и укрепляйте язык – он обычная мышца, как на руках и ногах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация" Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка"

Консультация"Почему же важно вовремя научить ребенка произносить все звуки родного языка"...

Конспект ООД по развитию речи «Научим Машу правильно произносить звуки». Средняя группа 4 - 5лет

Тема занятия «Научим Машу правильно произносить звуки».Средняя группа 4 - 5лет..Цель занятия: создание условий для развития познавательно -речевой деятельности детей, активизировать их умс...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Как научить ребенка правильно произносить звуки»

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Как научить ребенка правильно произносить звуки»...

Консультация для родителей "Как научить ребенка правильно произносить звук Р?"

Часто родители пытаются самостоятельно исправить неправильное произношение у ребенка. Учат вместе с ребенком стихи и скороговорки на те звуки, которые у ребенка нарушены. Этим вы наносите т...

Как научить ребёнка правильно произносить звук [р].

Консультация для родителей  содержит теоретический и практический материал для родителей  по обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста правильному произношению звука [р]....

Консультация для родителей. «Как научить ребёнка правильно произносить звуки»

К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки - это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Вам могут помочь несколько наших советов: 1. Нужно точно выя...