Проект на тему: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
проект по логопедии на тему

 

Участники проекта: педагоги подготовительной группы «Рябинка» (воспитатели, учитель – логопед),  родители, дети 6 – 7 лет.

 

Вид проекта: групповой, краткосрочный (неделя), познавательно – творческий.

 

Сроки проведения: с 27 апреля по 30 апреля.

 

Цель проекта:  Данная проектная деятельность предполагает насыщение образовательного процесса по творчеству А.С.Пушкина дополнительным содержанием, соответствующим познавательным интересам современного ребенка, а также формирование читательской культуры у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_temu_puteshestvie_po_skazkam_a.s._pushkina.docx642.52 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Участники проекта: педагоги подготовительной группы «Рябинка» (воспитатели, учитель – логопед), родители, дети 6 – 7 лет.

Вид проекта: групповой, краткосрочный (неделя), познавательно – творческий.

Сроки проведения: с 27 апреля по 30 апреля.

Цель проекта: Данная проектная деятельность предполагает насыщение образовательного процесса по творчеству А.С.Пушкина дополнительным содержанием, соответствующим познавательным интересам современного ребенка, а также формирование читательской культуры у детей.

Задачи

Образовательные:

- Формировать устойчивый интерес к творчеству А.С.Пушкина

- Приобщать к родному слову, формировать чувство языка;

Развивающие:

- Развивать умение анализировать художественное произведение; стремление свободно действовать с реальностью, выстроенной воображением писателя и читателя, владеть этим миром в воображении и таким образом эмоционально осваивать его;

- Развивать способность радоваться гармонически организованной, праздничной и многообразно интонированной речи литературных произведений, желание играть художественными формами.

Воспитательные:

- Воспитание грамотного читателя;

- Прививать литературный вкус, любовь к национальной культуре;

- Поддерживать потребность и способность сопереживать полюбившимся персонажам;

- Поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам прочитанных произведений, в инсценировках, драматизациях, на занятиях по рисованию, музыке, обучение грамоте  и в др.видах деятельности.

Актуальность проекта:

 Недостаточно высокий уровень читательского интереса, читательской культуры.

Краткое содержание проекта:

  1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
  2. Составление плана-схемы проекта.
  3. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  4. Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

5.  Открытое занятие «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

6.  Подведение итогов, анализ ожидаемого результата, награждение детей.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации данного проекта у детей повышается интерес к произведениям А.С.Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, умение преодолевать трудности в общении. Происходит совершенствование восприятия по линии всё большего осмысливания прослушанных сказок,  стихотворений. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам сказок, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. Театрализация «Сказки о рыбаке и рыбки» становится одним из средств развития речи детей. Разгадывание кроссворда, ребуса, способствует развитию звуко – буквенного анализа и синтеза.

1 этап – подготовительный.

Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.

- Выяснить, что дети знают об А.С.Пушкине, что хотели бы еще узнать; откуда можно узнать

-Ознакомить родителей с проблемой. Вместе обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, книг.

II этап – этап реализации проекта. 

Формирование знаний о великом поэте, о его сказках.  Закрепление этих знаний в рисунках, поделках, в конкурсах.

План – схема работы с детьми и родителями по осуществлению проекта

Дата

мероприятие

ответственные

27

1.  Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

2.  Рекомендации родителям по работе с детьми по проекту.

Родители, учитель – логопед.

27

3. ФКЦМ – «Знакомство с творчеством А.С. Пушкина»

Учитель – логопед, воспитатели.

27

4. Презентация  «…да в ней намёк».

Учитель –логопед.

27

5. Познавательно – исследовательская (конструктивная) деятельность «Золотой петушок»

Воспитатель.

27-30

6. Просмотр мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина.

27-30

7. Чтение разных сказок

Родители, учитель – логопед, воспитатели.

27-29

8. Оформление книжного уголка, литературной гостиной.

Учитель – логопед, воспитатели.

28

9. Посещение библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке.

Учитель – логопед, воспитатель.

28-29

  1. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях

Родители, учитель – логопед, воспитатели.

28

  1. Прослушивание музыкального произведения «Полёт шмеля»

Учитель – логопед.

28

12. Театрализация сказки «Золотая рыбка»

Учитель – логопед.

29

13 Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

Родители.

29

14. Работа с раскрасками по произведениям А.С. Пушкина

Родители, учитель – логопед, воспитатели.

29

15. Рисование Золотая рыбка»

Воспитатель.

16. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Рисование иллюстраций к сказкам.

Родители, учитель – логопед, воспитатели.

30

17. Аппликация. Коллаж «У лукоморья»

Воспитатель.

30

18. Итоговое занятие. Викторина «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина.

Учитель – логопед.

30

19. Награждение участников проекта медалями .

Учитель – логопед, воспитатель.

III этап – заключительный. Самореализация всех участников проекта.

Открытое занятие. Выставка рисунков. Награждение участников проекта.

Приложение:

  1. Конспект.
  2. Фотографии.


Цели:

Коррекционно – образовательные:

 Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Совершенствовать  навыки  звукового, слогового и буквенного анализа слов, анализа предложений.  Совершенствовать  навык чтения и печатания слов.

 

Коррекционно- развивающие:

 Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, общие речевые навыки, общую моторику.

 

Коррекционно- воспитательные:

Воспитывать любовь к сказкам, самостоятельность, активность, инициативность.

 Оборудование: иллюстрации для оформления литературной гостиной, тексты с отрывками сказок А.С. Пушкина, тетради, карандаши,  ребус, кроссворд, карточки со слогами, запись  музыки  Римского – Корсакова  «Полёт шмеля».

Предварительная работа: чтение сказок А.С. Пушкина; просмотр мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина; заучивание стихотворения к прологу к поэме «Руслан и Людмила».

Этапы занятия

Ход занятия

Ответы детей

I. Орг. Момент.

Введение в тему.

Чтение стихотворения.

- Ребята,  поздоровайтесь с гостями.

Сегодня  мы завершаем знакомство с произведениями великого поэта А.С. Пушкина.

- Я приветствую вас в нашей литературной гостиной.

Посмотрите вокруг, нас окружают герои из сказочного стихотворения «У лукоморья». Здесь и дуб зелёный, и русалка. Вспомните и прочтите стихотворение «У  лукоморье».

Здравствуйте.

Дети рассказывают стихотворение «У Лукоморья»

II. Основная часть.

Игра «Слово поломалось».

- А ещё,  посмотрите у меня есть волшебная книга, открой её Данис. Кот учёный хочет посмотреть, умеете ли вы читать, писать.

- Сядет тот, кто сложит из слогов слова.

ки- сказ,  ка – боч,  ле- бедь,  ка- рыб, сяц- ме, то- ры – ко

Сказки, бочка, лебедь, рыбка, месяц, корыто.

1. Игра «Почитаем, отгадаем».

Самостоятельное чтение детьми отрывков из сказок А. С. Пушкина. (один ребёнок читает, остальные отгадывают).

  • В синем небе звёзды блещут.

В синем море волны хлещут.

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт. ( Сказка о царе Салтане).

  • Жил – был поп, толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой – какого товару.  ( Сказка о попе и работнике его Балде).

  • Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И красуясь говорила. ( Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях).

  • Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.  ( Сказка о рыбаке и рыбке).

  • Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

«Посади ты эту птицу,

Молвил он царю, - на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой.  (Сказка о золотом петушке).

Эти строчки из «Сказки о царе Салтане».

Эти строчки из «Сказки о попе и работнике его Балде».

Эти строчки из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Эти строчки из

«Сказки о рыбаке и рыбке».

 

Эти строчки из

«Сказки о золотом петушке».

2. Ребус

   

- А в каких сказках говорится о волнах?

Волны

«Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке»

3. Диктант

Печатание предложения под диктовку.

«У лукоморья дуб зелёный», с предварительным анализом.

4. Физ минутка.

Подвижная игра «Шмель».

Дети встают в круг. Звучит музыка «Полёт шмеля».

Тут князь очень уменьшился    (приседают)

Шмелем он оборотился  (взмахивают крыльями, жужжат)

Полетел и зажужжал (бегут на носочках, и жужжат)

Судно на море догнал.

Потихоньку опустился  (вновь приседают)

На корму – и в щель забился.

5. Расшифруй название сказки.

«ЕКШУТЕП   МОТОЛОЗ   О   АКЗАКС».

Сказка о золотом петушке.

6. упражнение «Узнай, напиши»

- Ребята, внимательно посмотрите на картинки. Подпишите названия тех картинок, которые относятся к «Сказке о рыбаке и рыбке».

Золотая рыбка, корыто.

7. Кроссворд

«Сказки Пушкина»

1.  Где плавала золотая рыбка?      (В море)

2.  Про кого писал Пушкин так:

    ….. мой дружок,

    Позолоченный рожок

    Ты встаёшь во тьме глубокой

    Круглолицый, светлоокий

    И обычай твой любя

    Звёзды смотрят на тебя?        (месяц)

3.  Она вас счастьем всех наполнит,

         И три желания исполнит,

         Знакома сказка как улыбка.

         Да, это золотая …. (рыбка)

4.   Кто обманул чертей и наказал попа за его жадность?

                                                                                  (Балда)

 5. Чем ловил рыбак рыбу? Как называлась сеть?  (Невод)

6.  Про какого героя своей сказки Пушкин писал:

    «Чуть  опасность  где видна,

      Верный сторож как со сна

      Шевельнётся, встрепенётся

      К стороне той обернётся

     И кричит: «Ку – ка - ре-ку!

     Царствуй, лёжа на боку!»  (петушок)

Море

Месяц

Рыбка

Балда

Невод

 Петушок

III. Итог.

Рефлексия.

- Вы молодцы! Вы сами читаете, и много знаете сказок А.С. Пушкина. Похлопайте себе сами.

 Так давайте же друг другу пожелаем никогда не расставаться со сказками и стихами Александра Сергеевича Пушкина.

Самоанализ НОД в рамках проекта «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» по обучению элементам грамоты

в подготовительной группе №2

Образовательная область: «Коммуникация»

Учитель – логопед Борзова Татьяна Михайловна

Критерии анализа

Результат

Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.

Данная НОД по обучению грамоте  является итоговым мероприятием проекта: «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина». НОД соответствует перспективному планированию коррекционно – развивающей работы в подготовительной группе V вида.

Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.

Триединая цель коррекционного занятия определена программным курсом, индивидуальными и физиологическими возможностями воспитанников.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

 Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Совершенствовать навыки  звукового, слогового и буквенного анализа слов, анализа предложений.  Совершенствовать навык чтения и печатания слов.

Коррекционно- развивающие:

 Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, общие речевые навыки, общую моторику.

 

Коррекционно- воспитательные:

Воспитывать любовь к сказкам, самостоятельность, активность, инициативность.

Для достижений поставленных целей была чётко продумана структура занятия. Это занятие итоговое, закрепляющее.  Все задания подобраны с учётом знания материала.  Этапы коррекционного занятия логически взаимосвязаны. В организационном моменте воспитанники были приглашены в литературную гостиную для прочтения стихов. Далее использовался персонаж «Учёного кота», который настроил на положительную мотивацию.

Основная часть занятия включала в себя различные формы работы по обучению грамоте: это слоговой анализ слов, самостоятельное чтение, слуховой диктант, отгадывание ребуса и кроссворда.

Минутка отдыха состояла из подвижной игры «Полёт шмеля» под музыку композитора Римского – Корсакова «Полёт шмеля» по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Ранее воспитанники слушали это музыкальное произведение. Давали характеристику музыке.

По итогам выполненных заданий было ясно, что проект удался и дети запомнили сказки А.С. Пушкина.

 Третья часть – заключительная включала в себя рефлексию и подведение итогов. Для ребят было очень приятно похлопать своим удачам, пожелать друг другу никогда не расставаться со сказками А. С. Пушкина.

Характеристика логопедом подгруппы детей.

В подгруппе пять ребят. Каждый воспитанник имеет свои   индивидуальные и возрастные особенности. У двоих детей сидром СДВГ. Поэтому приходилось постоянно корректировать поведение.

Мотивировка отбора материала для данного занятия

Отбор речевого и дидактического материала по обучению грамоте проведён в соответствии с программными требованиями V вида, индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников. По современным требованиям использовались информационно - компьютерные технологии (ИКТ). Раздаточный и наглядный материал практичный, красочный.

Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных детьми на занятии.

Задания, предъявленные детям, были посильны, и выполнены без ошибок. В ходе занятия я чувствовала, что ребята ориентированы на успех, на общение, они слышат меня, удерживают словесную инструкцию, работают в заданном темпе. Но двое детей были излишне шумны и подвижны. Выкрикивали с места.

Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия.

Методы и приемы подобраны в соответствии с коррекционно-образовательными, коррекционно-развивающими и коррекционно-воспитательными задачами.

Основной метод – игровой. Также использовались и другие методы:

  • наглядный
  • словесный (объяснения, правильное проговаривание слов, пояснения, указания, инструкции при выполнении практических заданий, вопросы разного характера);
  • практический;
  • образец речи педагога;
  • мотивации и поощрения (от лица педагога).
  • контроля и самооценки.

Удовлетворённость или неудовлетворённость логопеда занятием (его отдельными частями).

Считаю, что занятие получилось интересным насыщенным, содержательным, логичным, последовательным.

Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.

Считаю, что поставленная цель и задачи реализованы.

Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.

Итоговое занятие по проекту я оцениваю на высоком уровне. Мне кажется, что я смогла отразить свой профессионализм.

Учитель – логопед: _______________ Борзова Т.М.


Проект « Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

C:\Users\BorzovaTM\Desktop\фото\DSC00551.JPG

                         Читаем сказки А.С. Пушкина

C:\Users\BorzovaTM\Desktop\фото\DSC00552.JPG

C:\Users\BorzovaTM\Desktop\фото\DSC00560.JPG

Конструктивная деятельность: «Золотой петушок»

C:\Users\BorzovaTM\Desktop\фото\DSC00573.JPG

C:\Users\BorzovaTM\Desktop\фото\DSC00567.JPG

Посещение библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке. Просмотр презентации в виде  викторины.

C:\Users\BorzovaTM\Desktop\фото\DSC00566.JPG

                                 Рисование «Золотая рыбка»

C:\Users\BorzovaTM\Desktop\фото\DSC00574.JPG

Литературная гостиная  

C:\Users\BorzovaTM\Desktop\фото\DSC00576.JPG

                     Театрализация сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»

C:\Users\BorzovaTM\Desktop\фото\DSC00629.JPG

C:\Users\BorzovaTM\Desktop\фото\DSC00631.JPG

      Итоговое занятие «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

C:\Users\BorzovaTM\Desktop\фото\DSC00580.JPG

C:\Users\BorzovaTM\Desktop\фото\DSC00583.JPG

Читаем сами.

C:\Users\BorzovaTM\Desktop\фото\DSC00588.JPG

Отгадываем ребус

C:\Users\BorzovaTM\Desktop\фото\DSC00592.JPG

Отгадываем  кроссворд.

C:\Users\BorzovaTM\Desktop\фото\DSC00606.JPG

Награждение участников проекта медалями.

C:\Users\BorzovaTM\Desktop\фото\DSC00618(1).JPG

C:\Users\BorzovaTM\Desktop\фото\DSC00621.JPG

C:\Users\BorzovaTM\Desktop\фото\DSC00626.JPG

Ура! Мы знаем сказки А.С. Пушкина.

C:\Users\BorzovaTM\Desktop\фото\DSC00627.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-определенная деятельность с детьми старшей группы по теме : "путешествие по сказкам А.С. Пушкина".

Художественно-продуктивная деятельность по сказке:"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"....

Непосредственно-определенная деятельность с детьми старшей группы по теме : "путешествие по сказкам А.С. Пушкина".

Художественно-продуктивная деятельность по сказке:"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"...

Социокультурный краткосрочный проект для детей старшего возраста с 5 до 6 лет группы №12 по теме «Путешествие по сказкам А.С Пушкина »

АКТУАЛЬНОСТЬ: Развитие интереса детей к художественной литературе. Привлечение внимания детей к выразительным средствам (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). Воспитание читателя, спо...

Проект в младшей группе На тему: « Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

Актуальность проекта: необходимость разнообразить представления дошкольников о разных видах сказок на примере авторских сказок А. С. Пушкина...

Познавательно-творческий проект на тему:«Путешествие по сказкам А.С.Пушкина» II младшая группа «Василек»

Этот проект отлично подходит начала познания детьми великое русское литературное достояние. Мы прикасаемся к творчеству Пушкина с самого детства. Его сказки, рассказы открывают нам мир. Пушкин по сей ...

Сценарий итогового мероприятия проектной деятельности «Развитие речи старших дошкольников через ознакомление с произведениями А. С. Пушкина» для воспитанников 6 – 7 лет Тема: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Цель: формирование у детей интереса к  произведениям А.С Пушкина, активизируя литературную память, создавая эмоционально-положительное настроение.Задачи:Образовательные:Продолжить формировать инт...

Проект на тему: "Путешествия по сказкам А. С. Пушкина"

Цель: Расширение представления детей о сказках Александра Сергеевича Пушкина....