Здоровьесберегающие технологии в коррекционной практике
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Использование приемов Су-джок терапии и дыхательной гимнастики по методу Стрельнниковой в практике логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной педагогике»

Цель: познакомить педагогов с использованием здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

Задачи:

  • показать технологические приёмы Су Джок-терапии,
  • дать навыки основного комплекса упражнений дыхания по методике Стрельниковой.

Уважаемые коллеги!

       В своей логопедической практике я, как и все педагоги, широко использую здоровьесберегающие технологии, которые помогают не только снять лишнее психоэмоциональное напряжение, но и эффективно способствуют коррекции речевых недостатков.  Чаще всего мы выполняем с детьми артикуляционную гимнастику, голосовые и дыхательные упражнения по методу Стрельниковой, пальчиковые игры и гимнастику для глаз, физкультминутки, психогимнастику, релаксационные и мимические упражнения, используем элементы кинезиологических упражнений (на переключение пальцев рук и ладоней: Зайчик-козочка, ребро-кулак-ладонь, колечки и др.) Выполняем самомассаж  и массаж лица и артикуляционного аппарата, ладоней и пальцев рук с помощью щеточек, мячиков, шишек, карандашей и т.п.

Сегодня я хочу остановиться на всем известных в логопедической практике нетрадиционных технологиях: дыхательной гимнастике по Стрельниковой А.Н. и Су-Джок терапии.

Они уже не новые, но в настоящее время очень актуальны, т.к. мы живём в эпоху активного внедрения новых технологий, в том числе компьютерных, которые требуют большого напряжения и вызывают утомляемость, как у детей, так и у взрослых.

 Су-Джок терапия пришла к нам из Восточной медицины.

 В переводе с корейского языка дословно звучит как: кисть-стопа.

 Самолечение основано на стимуляции биологически активных точек на кисти и стопе, имеющих соответствие с внутренними органами.

Например: мизинец – сердце,

                     безымянный – печень,

                     средний – кишечник,

                     указательный – желудок,

                    большой палец – голова.

То есть внутренние органы человека как бы спроецированы на кисть и стопу. Воздействуя на точки соответствия получаем лечебный эффект. Этот приём называется лечение по методу соответствия. 

   В коррекционно-логопедической работе приёмы Су-Джок терапии я использую

  • для массажа при дизартрических расстройствах,
  • для развития мелкой моторики пальцев рук,
  • с целью общего укрепления организма, повышения жизненного тонуса.

Приёмы Су-Джок терапии

        Предлагаю всем взять массажные шарики Су-Джок и выполнить вместе с нами:

  1. Катаем шарики между ладонями, массируя мышцы рук со словами:

Шарик я держу в ладошке

Покручу его немножко (сжимать между ладонями до покалывания)

И по пальцам прокачу (до самых кончиков)

Раз, два, три, четыре, пять

Покручу его опять (в одну сторону и в другую)

А потом сожму в ладошке (в правой)

Как сжимает лапу кошка

Раз – сжимаем

Два – сжимаем

И ладошку проверяем     Раскрыли ладошку и смотрим, есть ли следы от шарика?

                                                 Аналогично сжимаем шарик в левой руке.

Выполним последний трюк

Шар летает между рук        (перекладываем шарик из одной руки в другую, крепко                    сжимая его в кулачке)

    Ловко шарик мы катаем

     Пальчики перебираем (поочерёдно: большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец), под счёт:1,2,3,4.

2. Массаж пальчиков «волшебным колечком» помогает стимулировать работу внутренних органов.  (Массировать до покраснения и появления ощущения тепла)

Пальчик кусает котёнок-малыш.

Он думает – это не пальчик, а мышь,

Но я же играю с тобой, не сердись,

А будешь кусаться, скажу тебе:

Брысь! Брысь! Брысь!

Аналогично массируем пальчики на второй руке.

3. Технологии Су-Джок терапии широко использую на этапе автоматизации звука, которые помогают   через кинестетические ощущения  акцентировать внимание на изучаемом звуке, чтобы быстрей ввести его в речь.

В работе над звуком, мы подключаем все анализаторы: зрительный, слуховой и тактильный.

 - при проговаривании чистоговорок (с силой нажимаем на пружинку на изучаемый звук) тактильное ощущение звука при надавливании напоминает ребёнку, что звук нужно произносить правильно.

Со-со-сок, пошли мы во лесок,            Ра-ра-ра, рама, радуга, гора

Ос-ос-ос, в лесочке много ос,               Ро-ро-ро, роза, Рома и ведро

Са-са-са, к нам летит оса,                      Ру-ру-ру, руки, ручка, кенгуру

Су-су-су, прогоним мы осу,                  Ры-ры-ры, рыба, рынок, комары

Сы-сы-сы, не боимся мы  осы

- при проговаривании  речёвок пальчиковой гимнастики для автоматизации конкретного звука, например, звука [Ш]:

На правой руке

Этот малыш – Илюша,

Этот малыш – Ванюша,

Этот малыш – Алёша,

Этот малыш – Антоша,

А меньшого малыша зовут Мишутка

На левой руке

Эта малышка – Танюша,

Эта малышка – Ксюша,

Эта малышка – Маша,

Эта малышка – Даша,

А меньшую зовут – Наташа.

- при проговаривании стихов и потешек катают шарик между ладонями.

 Например: Ходит ёжик без дорожек,

                     Не бежит ни от кого,

                     С головы до ножек

                     Весь в иголках ёжик.

                     Как же взять его?

Заниматься по 10-15 минут 2 раза в день.

Су-Джок оказывает оздоравливающее действие на весь организм, снимает усталость, стресс, доступен по цене, абсолютно безопасен, не имеет противопоказаний.   Рекомендую к использованию и педагогам , и родителям.

Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой

              Её называют парадоксальной потому, что в отличие от общепринятой:  

  • Акцентируется внимание не на выдохе, а на резком коротком, как хлопок, вдохе носом;
  • В каждом упражнении с силой делаются хватательные движения руками, что стимулирует периферическое кровообращение;
  • Вдох делается не на раскрытии грудной клетки, а на сжатии;
  • В каждом упражнении  делается по 32 вдохов-движений: 4 раза по 8  с паузами по 3-5 секунд.

В результате происходит прилив крови ко всем внутренним органам и обогащение их кислородом. Это улучшает обменные процессы и укрепляет весь организм. Помните: вдох короткий, как хлопок, выдох самопроизвольный, не задерживать и не выталкивать!

Основной комплекс упражнений

  1. «Ладошки» - локти на уровне талии, ладони вверх. Делать с силой хватательные движения и резкий вдох носом, а выдох ртом. Это активизирует периферическое кровообращение
  2. «Погончики»  -  вдох на хватательных движениях, резко кидать руки вниз, нюхаем снизу, внизу пальцы растопырены;
  3. «Насос» - небольшие наклоны головы и туловища вниз, кисти рук даже до колен не доходят, низко не наклоняться. Вдох такой же короткий, как хлопок.
  4. «Кошка» -  колени сгибаются и выпрямляются, повороты в стороны только в талии, голова поворачивается вместе с туловищем, на хватательных движениях резкий шумный вдох носом.
  5. «Обнимашки» (обнимаем плечи) - руки параллельно на уровне плеч, делают движения навстречу друг другу, локти сходятся, голова слегка откидывается назад.
  6. «Большой маятник» - объединяем в комплекс «Насос» и «Обнимашки» Руки к коленям, к плечам. Вдох с пола, с потолка.  Назад сильно не прогибаться.
  7. Упражнения для головы
  • Повороты головы, лёгкие повороты влево - вправо. Нюхаем, откуда пахнет гарью?
  • «Ушки», или «Китайский болванчик» - лёгкие наклоны вправо влево. Ай-ай-ай. Как не стыдно! Чуть-чуть покачиваем головой, шея резиновая. Не напрягаться! Резких движений не делать, у многих остеохондроз.
  • «Маленький маятник» Опускаем голову вниз – нюхаем внизу, запрокидываем вверх – нюхаем вверху.
  1. «Перекаты» -  или «Лыжник». Одна нога впереди, другая сзади. Переносим тяжесть тела с одной ноги на другую с выпрямлением коленей, сопровождая резкими вдохами на движение руки вперёд.
  2. «Шаги» (Иду, гуляю и шмыгаю носом) колени вверх - резкий вдох, носочек тянуть до боли в ступне.
  3.  «Задний шаг» Отводим пяточку назад, слегка приседаем, как в балете – резкий вдох.

Стрельниковская  гимнастика – это умение использовать резервы организма

Её нужно делать 2 раза в день, утром и вечером до еды, или через 1 – 1,5 после еды, в хорошо проветренном помещении, в свободной одежде. В тёплое время года – лучше на свежем воздухе -  в парке, в саду, на даче - «Иду, гуляю и шмыгаю носом».

 Гимнастика А.Н. Стрельниковой не имеет противопоказаний, но имеет ограничения. Если есть хронические заболевания и выполнять её тяжело, кружится голова, тогда можно выполнять упражнения, сидя или лёжа.

У детей эта гимнастика очищает носовые ходы и восстанавливает утраченное носовое дыхание, помогает излечивать простудные заболевания, грипп, гайморит, заикание.

У взрослых – бронхит, бронхиальную астму, ХОБЛ, вегетососудистую дистонию, аритмию. Оздоравливает в целом весь организм.

         Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Смирнова Л.Н. Логопедия.  Играем со звуками. Мозаика-синтез: М., 2004.

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей. Гном-Пресс: М., 2006.

  1. Научно-методический ж. Логопед №1 2004.

  1. Научно-методический ж. Логопед №6 2004.

  1. Научно-методический ж. Логопед №1 2010.

Интернет-ресурсы

    Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой (видео мастер-класс)

    vk.com/video164320270 [uroki-online.com].

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».

В настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей....

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...

Масстер класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе...

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

Данная консультация для специалистов ДОУ...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике.

В соответствии с ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формир...