«Необыкновенные приключения в Стране Головных Уборов»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Бугрина Екатерина Николаевна

Цель: содействие развитию речи, познавательных интересов и интеллектуальных способностей; расширение кругозора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                  детский сад  № 47 комбинированного вида Красногвардейского района                 Санкт – Петербурга

 

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

с детьми старшей логопедической  группы (5-6 лет)

«Необыкновенные приключения в Стране Головных Уборов»

Составитель: Бугрина Екатерина Николаевна,

учитель – логопед, 1 квалификационная категория

ГБДОУ№ 47 Красногвардейского района

                                         

Санкт – Петербург                                                                                                           2015 год

Цель: содействие развитию речи, познавательных интересов и интеллектуальных способностей; расширение кругозора.

Задачи

Развивающие:

-развивать познавательную активность, умения и  навыки познавательной деятельности:   ставить цель; определять действия

 по ее достижению;  выдвигать идеи,  анализировать;

- развивать речевую активность: умение вступать в диалог; высказывать свое мнение;

- развивать  зрительное восприятие, внимание, память.

Образовательные:

-закреплять  и углублять представления детей о головных уборах:

понятия «зимние», «летние», «демисезонные»; названия  головных уборов людей разных профессий и сказочных героев;

-упражнять в умении определять  пространственные взаимоотношения: вправо – влево, вверх – вниз.

Коррекционные:

- активизировать словарь за счет слов: головные уборы, шляпа, панама, каска, берет;

-обогащать словарь за счет новых слов: козырек, скафандр, непогода.

- упражнять в употреблении грамматически правильной  речи:

учить образовывать относительные прилагательные : ситцевый, меховая, льняной, кожаная, трикотажный; притяжательные прилагательные: полицейского, военного; образовывать  существительные с помощью  уменьшительно-ласкательных суффиксов: беретик, шапочка, кепочка, панамка; согласовывать существительное с числительным : пять шапок, три каски, две фуражки;

-развивать общую моторику, координацию речи с движением.

-развивать слуховое внимание.

Воспитательные:

-воспитывать дружелюбие к сверстникам,

-формировать навык сотрудничества.

Используемые современные технологии:

  • Игровые.
  • Здоровьесберегающие.
  • ИКТ

Реализуемые образовательные области:

  • Познавательное развитие.
  • Социально – коммуникативное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Физическое развитие.

Оборудование: чемодан, письмо, головные уборы  разных видов, мольберты, экран, мультимедийная техника, мяч,  план- макет «Волшебная дорожка», мнемотаблица  « Наше путешествие по стране», модель указателя с заданиями,  дидактический  материал к  игровым заданиям. 

Ход непрерывной образовательной деятельности

Деятельность логопеда

Деятельность детей

 Игровая ситуация «Как помочь Незнайке?»

Логопед приглашает детей войти в музыкальный зал и обращает внимание на чемодан, расположенный посередине.

-Ребята, что это такое? (это чемодан)

- Какой интересный! Похож на сказочный. Как же он попал сюда?

-Я догадалась, раз он сказочный, значит, нам его прислал сказочный герой. Давайте посмотрим. Вот  я вижу письмо,  кто-то  его оставил, а самого героя нет, наверное, это  письмо для нас.

Логопед читает письмо:

 «Дорогие ребята, у меня случилась беда. Я гулял на улице, вдруг налетел ветер и унес мою шляпу в далекую Страну Головных Уборов. Теперь, я хожу без нее, и меня никто не узнает, и даже имя новое для меня придумали – Безшляпкин. А я вовсе не хочу быть Безшляпкиным, я хочу снова стать Незнайкой. Помогите, пожалуйста».

-Как же помочь  Незнайке?  (купить,  найти другую, взять в группе, отправиться в путешествие в Страну Головных Уборов)

-Купить мы не можем – нет денег.

-Найти другую – где? В группе нет.

-А вот отправиться в Страну Головных Уборов мы можем.

-А как нам попасть в Страну Головных Уборов?   Я догадалась, в этом нам поможет сказочный  чемодан: давайте еще раз посмотрим, что там есть.

-Выбирайте себе понравившийся  головной убор и надевайте его.

-Почему вы не надели рубашку или ботинки?

(потому что мы отправляемся в Страну головных Уборов, а рубашка – это одежда, а – ботинки – обувь)

-Все готовы? Отправляемся в путь.

- Чемодан нам нужен? Нет.  Тогда оставим его здесь.

- Мы отправляемся в сказочную страну, значит, нам нужны сказочные слова. Да, вот нам Незнайка написал. Послушайте слова и выполняйте движения, о которых говорится.

Игровое упражнение «По дорожке…»

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем.
А теперь пешком пойдем.

Логопед вместе с детьми оказывается перед экраном с изображением сказочной Страны Головных Уборов.

Ну, вот мы и пришли в Страну Головных уборов. Снимайте головные уборы и присаживайтесь.

-Кстати, а вы знаете, почему головные уборы так называются?(одежда для головы)

-Правильно. Молодцы!

-Скажите, пожалуйста, для чего нужны головные уборы? (защищают от холода, ветра, дождя, солнечных лучей, от несчастных случаев во время работы, их носят просто для красоты)

-Это страна сказочная, поэтому в ней мы можем увидеть и услышать что-то необычное.

Вот, посмотрите, сказочное дерево выросло

 ( педагог  показывает на дерево, где веточки- шапки, шляпки.)

Образовательная ситуация

 « Необычные звуки»

-Ой, что это за звуки? Давайте послушаем.

(включается аудиозапись шума дождя)

-Как вы думаете, что это за звук? (шум дождя)

-Услышав такой звук, что можно сказать о погоде? (дождливая погода)

-Проверим себя, обратив внимание на экран.

-А вот новый звук (включается аудиозапись – завывание вьюги)

-Что можно сказать о погоде, услышав этот звук? (холодная, вьюга, метель)

-Давайте посмотрим на экран, правы мы или нет.

-Как мы назовем эти погодные явления (дождь, вьюга, метель) одним словом? Кто знает? (непогода)

Игровое упражнение «Громко-тихо»

-Настя, Вадим, вам понравилось это слово? Полина, скажи слово непогода тихо, а ты, Марьяна, - громко.

-Выберите среди предложенных вам головных уборов те, которые вы наденете в непогоду? Назовите их.

-Молодцы! Продолжим слушать звуки.

(включается аудиозапись – пение птиц)

-Что вы слышите сейчас? (пение птиц)

-Ну-ка, посмотрим, что же мы увидим на экране?

-Что можно сказать о погоде? Какая она? (теплая, солнечная). Любите ли вы гулять в такую погоду? Где вы гуляли?

-Какие головные уборы мы наденем в такую погоду? Выберите, пожалуйста, их и назовите.

-Замечательно.

-У нас есть еще интересные звуки. Давайте послушаем (включается аудиозапись – звуки стройки).

 -Что вы услышали? Где мы можем встретиться с подобными звуками? (на стройке)

Логопед предлагает посмотреть на экран, а затем выбрать необходимые  для стройки головные уборы.

-Какой головной убор мы оденем, придя на стройку?

-Какой головной убор выберешь ты, Аня? А ты – Злата?

-Почему вы выбрали именно каски, а не панамки или меховые шапки? (потому что каски защищают от несчастных случаев)

-Смотрите, ребята, а почему эти головные уборы у нас остались?

-Для чего они нужны? (они нужны для красоты)

- Сейчас мы поиграем в игру « Кто самый внимательный». Давайте теперь вспомним все то, что говорили о головных уборах. Почему они так называются? Для чего они нужны? (защищают от холода, ветра, дождя, солнечных лучей, от несчастных случаев во время работы, их носят просто для красоты)

-Просто великолепно! Вы все правильно сказали.

-Как вы думаете, кто живет в Стране Головных Уборов? (головные уборы, а именно шапки, шляпы, панамы)

- А вы не забыли, зачем мы пришли в Страну Головных уборов? (нам надо найти шляпу Незнайки)

-Как же мы будем искать шляпу в незнакомой стране?  Нам нужна карта.

 Нам  поможет необычная волшебная дорожка.

(педагог обращает внимание детей на план-макет)

-Эта Волшебная дорожка как раз приведет нас к шляпе Незнайки. Давайте внимательно рассмотрим ее.

-Куда нам идти сначала? Как вы думаете?

-А это что такое?  (педагог обращает внимание на   стойку-указатель.) Этот   указатель   поможет найти нам шляпу Незнайки.

-Как вы думаете, а как он нам поможет? (надо искать такую же картинку,  как на Волшебной дорожке)

-Я хочу обратить ваше внимание, что по мере правильного выполнения заданий, наша дорожка будет уменьшаться. А значит, она будет становиться короче или длиннее? (короче)

Игровое задание  «Большой –  маленький» 

(Указатель №1)

- Давайте с вами вспомним, какие бывают головные уборы?

-Головные уборы, которые носят женщины? (женские головные уборы)

-Головные уборы, которые носят мужчины? (мужские головные уборы)

 -Головные уборы носят только женщины и мужчины? А мальчики и девочки их носят?

-Правильно, а еще в этой стране живут головные уборы большие и маленькие, а именно для взрослых и  для детей.

-Ой-ой-ой! Все головные уборы перепутаны. Может быть это ветер? Как же здесь разобраться?

-Давайте наведем порядок.

Первой начнет девочка, чье имя начинается на звук «М» (затем задание выполняет следующий ребенок и т.д.)

-Марьяна, возьми, пожалуйста, большой головной убор и подбери к нему – маленький  и назови.

-Как они называются? (шапка – шапочка)

А теперь выбранные картинки положи в соответствующие коробочки (большой головной убор в большую коробочку, а маленький – в маленькую).

-Молодцы! Идем дальше.  Посмотрите на Волшебную дорожку и найдите такой  указатель.

Игровое задание  «К какому времени года относится?» (Указатель №2)

- Скажите, ребята, а в разное время года, мы носим одинаковые головные уборы?

-Как называются головные уборы, которые носят зимой, летом, осенью и весной? (зимние, летние, демисезонные) 

Перед детьми три магнитные доски с символами: 1 – снежинка; 2 – листики: осенние, весенние; 3 – солнышко; а также  картинки с изображением зимних, демисезонных, летних головных уборов.

-С этим заданием вы тоже отлично справились. Отправляемся дальше.

Игровое задание  «Из чего сделан?»

 ( Указатель № 3)

-Как вы думаете, почему одни головные уборы мы носим зимой, а другие летом? (они из разного материала)

-На указателе нарисован мяч. Как вы думаете, что это значит? (мы можем поиграть)

-Сейчас я буду вам по очереди бросать  мяч, называть головной убор и материал, из которого он сделан. Вы же будете кидать мне мяч обратно, отвечая на вопрос: какой, какая?

Шапка из шерсти-… (шерстяная шапка)

Шляпа из соломы-… (соломенная шляпа)

Шапка из меха - … (меховая шапка)

Платок из шелка-…  (шелковый платок)

Косынка изо льна- …  (льняная косынка)

Кепка из кожи -… (кожаная кепка)

Панама из ситца - … (ситцевая панама)

Берет из трикотажа -… (трикотажный берет)

-Просто замечательно. Отправляемся в путь.                                                                       - Вы еще не забыли, ребята, зачем мы пришли в Страну Головных Уборов? Что же мы здесь ищем?

Игровое задание  «Подбери головной убор» (Указатель № 4)                                                                                 Перед детьми коробка с головными уборами людей разных профессий. Логопед достает головной убор и показывает его детям.  

(Колпак  повара,  шапочка врача, каска, бескозырка, фуражка полицейского, фуражка военнослужащего, шляпа пчеловода, колпак клоуна)                                                                                                                                  

-Кто из вас знает, для чего эти люди надевают головные уборы? (для защиты; форменные фуражки, для того, чтобы узнавали; для удобства)

-Молодцы!

-Посмотрите внимательно на указатель. На нем кроме головных уборов еще нарисованы и кубики. Как вы думаете почему? (значит, какое-то задание будет связано с кубиками)

Игровое задание  « Кубик, кубик повернись»

-Слушайте меня внимательно: вы будете кидать два кубика по очереди. На одном кубике выпадет число, а на другом – головной убор. Вам надо правильно назвать (например, пять касок и т.д.).

-Первым будет в синей футболке с машинкой.

-Как вы думаете, среди этих головных уборов, может найтись шляпа Незнайки? Вы правы, скорее всего, нет.

-Посмотрим, что же «говорит» нам Волшебная дорожка.

Физкультминутка  « Повторяй, не зевай»

( Указатель № 5)                                                                               

-Мы с вами уже проделали длинный путь. Давайте немножко отдохнем.

Наклонитесь все вперед,                                                                                                             А потом наоборот.                                                                                                              Влево, вправо наклонитесь,                                                                               Наклоняйтесь, не ленитесь!                                                                                                             На одной ноге  постой-ка,                                                                                                   Будто ты солдатик стойкий.                                                                                                 Руки ты прижми к груди,                                                                                                                  Да смотри, не упади!                                                                                                      Руки вверх, руки  в  бок,                                                                                            И на месте - скок, скок, скок!                                                                                         Носом вдох, а выдох ртом.                                                                                              Отдохнули и вперед…

-Куда нам идти дальше? Посмотрим на указатель.

Игровое задание

 «Сказочные головные уборы» 

(Указатель № 6)    

    Перед детьми картинки с изображением сказочных головных уборов и небольшая коробочка со шляпой Незнайки.

Последовательность детей при выполнении задания определяется считалочкой:

Завтра с неба прилетит
Синий-синий-синий кит,
Если веришь, стой и жди,
А не веришь — выходи!

  - А это, что за коробочка? Интересно, что в ней спрятано? Дети находят шляпу Незнайки.                                                                                                          - Вот мы и нашли ее. У нас получилось, потому что мы делали все вместе,  не ссорясь.

Видеообращение Незнайки:

«Спасибо вам, ребята, что вы нашли мою шляпу! А я для вас  подарочки приготовил! До свидания».                                                                   

-Нам пора возвращаться. Берем сюрприз от Незнайки и отправляемся в путь.

Физкультминутка «Я иду и ты идешь…»
Я иду и ты идешь — раз, два, три.

Я пою и ты поешь — раз, два, три.

Мы идем и мы поем — раз, два, три.

Очень дружно мы живем — раз, два, три.

-Вот мы и в детском саду.

Логопед предлагает детям сесть на стулья и рассмотреть мнемотаблицу.

Игровое упражнение «Что мы делали расскажем»

-Давайте вспомним,  где мы с вами сегодня побывали? Зачем мы туда попали? Как мы искали шляпу? Какие задания мы выполняли, чтобы найти шляпу Незнайки?  

-Вам было интересно?

-А теперь я каждому из вас дам два сердечка: одно – красное, а другое синее. Вы должны подумать и прикрепить красное сердечко к тому заданию, которое вам понравилось больше всего, а синее – к тому, которое не понравилось. И, самое главное, надо объяснить свой выбор.

-На этом наше путешествие заканчивается. Давайте возьмем с собой  сюрприз, Волшебную дорожку, чтобы в группе еще раз вспомнить, как мы играли.

Дети входят в музыкальный зал и  находят необычный  чемодан.

Варианты ответов, предложенные детьми.

Дети рассматривают чемодан и

 находят письмо от Незнайки.

Дети вместе с логопедом обсуждают,  как помочь Незнайке.

Дети выбирают головные уборы и надевают их.

Педагог побуждает детей к выводу о том, что  в этой стране живут только головные уборы.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Подскоки на правой ноге

Подскоки на левой ноге

Бег на месте

Прыжки на месте на обеих ногах

Ходьба на месте

Дети снимают головные уборы, кладут их на столик и садятся на подушки около экрана.

Дети высказывают свое мнение.

Дети рассматривают сказочное дерево.

Дети  слушают разные звуки (шум дождя, вьюги, пение птиц, строительный шум) и  высказывают свое мнение.

Дети называют слово с разной силой звука.

Дети выбирают головные уборы, называют и объясняют свой выбор.

Дети слушают пение птиц и высказывают свое мнение.

Дети выбирают головные уборы, называют и объясняют свой выбор.

Дети слышат звуки стройки.

Дети смотрят на экран, а затем выбирают головные уборы. Называют их и объясняют свой выбор.

 

Педагог  подводит детей к выводу, что эти  головные уборы  люди используют для украшения.

Дети перечисляют назначение головных уборов.

Высказывания детей.

Дети рассматривают Волшебную дорожку и указатель.

Высказывания детей.

Выполнив очередное задание, дорожка складывается и становится короче.

Дети  называют головные уборы.

Дети высказывают свои предположения.

Марьяна раскладывает и называет.

Все дети по очереди выполняют

задание: выбирают большой головной убор, подбирают к нему маленький, затем называют головные уборы и раскладывают по коробочкам.

Дети берут картинки, раскладывают их

в соответствии с сезоном, объясняют свой выбор.

Дети отвечают на вопрос логопеда.

Игра с мячом: педагог бросает мяч, называет слово-существительное, ребенок называет прилагательное.

Дети называют головной убор, и,  человеку какой профессии он принадлежит, объясняя свой выбор.

Дети предполагают, какое будет задание.

Дети  поочередно бросают кубик.

Игра «Кубик, кубик повернись»

( согласование существительных с числительными).

Дети выполняют движения вместе с логопедом в соответствии с текстом.

Дети подбирают головные уборы сказочным персонажам, объясняя  свой

выбор.

Дети рассматривают на экране изображение Незнайки и слушают его обращение.

Шагаем на месте.
                                                                       

Хлопаем в ладоши.
                                                                                 Прыжки на месте.
                                                                           Шагаем на месте.

Дети садятся на стульчики полукругом перед мольбертом с мнемотаблицей.

Дети высказываются.

Дети берут сердечки и делают свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Необыкновенные приключения в стране Математика»

Подвести детей к понятию независимости результата счёта от качественных признаков предметов....

Тема: «Путешествие в страну головных уборов»

Данное путешествие ознакомит детей с видами головных уборов....

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию "Необыкновенные приключения в стране Арифметики"

НОД  в подготовительной группе с использованием элементов ментальной арифметики...

Занятие по ФЭМП "Необыкновенное приключение в стране Математике»

Занятие по ФЭМП "Необыкновенное приключение в стране Математике»...

Конспект ООД интегрированного вида. Познание на тему: «Путешествие в страну головных уборов». Возрастная группа: дети 5 - 7 лет с задержкой психического развития.

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по «Познавательному развитию» для детей с задержкой психического развития в возрасте 5 -7 лет.Тема: «Путешествие ...

Комплексно-тематическое планирование "Необыкновенная история головных уборов"

Планирование на неделю  разработано для детей подготовительной к школе группы. Направлено на развитие представлений детей об истории появления головных уборов и изменения от древних времен до нас...

План-конспект занятия «Путешествие в страну головных уборов»

Расширение и активизация словарного запаса по теме «Головные уборы»...