Главные вкладки

    Обследование развития мелкой моторики.
    методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

    В ходе углубленного обследования детей с речевой патологией одним из компонентов выступает определение уровня сформированности развития мелкой моторики рук. Данный материал представляет набор простых тестов, которые помогают провести обследование фронтально, что помогает экономить время проведения обследования и достаточно полноценно определить уровень развития мелкой мускулатуры рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obsledovanie._melkaya_motorika.docx17 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОБСЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

    - «Домик» (автор Н.И. Гуткина);

            - «Дорожки» (автор Л.А.Венгер);

                      - «Манометрический тест»;

                           - «Рисование простых узоров»;

                                       - «Штриховка».

    Цель: выявить уровень развития мелкой мускулатуры рук у детей      дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Методика «Домик» (разработана Н.И. Гуткиной)

    Цель: выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его. Выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

    Оборудование: картинка, изображающая домик.

    Ход исследования

    Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке. Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

    Анализ результатов

    По ходу работы ребенка фиксируют:

    1) какой рукой ребенок рисует (правой или левой);

    2) как он работает с образцом, часто ли смотрит на него, сверяет ли сделанное с образцом, или рисует по памяти;

    3) часто ли отвлекается во время работы;

    4) задает ли вопросы во время рисования;

    5) сверяет ли свой рисунок с образцом после окончания работы.

    Ошибками считаются:

    1)отсутствие какой либо детали рисунка (4 балла);

    2)увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза (3 балла);

    3)неправильно изображенный элемент рисунка (2 балла);

    4)неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл);

    5)хорошее выполнение рисунка оценивается «0».

    Критерии оценки:       Высокий уровень - 0-1 балл       Средний уровень - 2-3 балла

                                                                   Низкий уровень - 4 балла

    Методика «Дорожки» (по Л.А.Венгеру)

    Цель: определение развития точности движения рук.

    Оборудование: рисунок, на котором нарисованы «дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого – дом.

    Ход исследования

    Инструкция: «здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки».

    Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожки усложняется от первой к последней.

    Анализ результатов

    0 балл – если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более 3-х раз;

    1 балл – если есть 1-2 выхода за пределы «дорожки», линия достаточно ровная, но карандаш отрывается больше 3 раз;

    2 балла – три и более выхода за пределы         «дорожки», неровная, дрожащая или слабая линия, многократное проведение по одному и тому же месту.

    Критерии оценки

    Высокий уровень - 0 баллов

    Средний уровень - 1 балл

    Низкий уровень - 2 балла

    Методика «Манометрический тест»

    Цель: выявить уровень развития мелких движений пальцами.

    Оборудование: изображение круга на плотной бумаге тремя линиями: две узких и в 1,5 мм между ними – широкая (1,5 мм), нетугие ножницы.

    Ход исследования

    Инструкция: «Вырежьте круг по широкой линии».

    Анализ результатов

    0 баллов – нет перерезаний узких линий;

    1 балл – допускается не более двух перерезаний узкой линии или одно перерезание широкой;

    2 балла – за большее количество перерезаний.

    Критерии оценки

    Высокий уровень - 0 баллов

    Средний уровень - 1 балл

    Низкий уровень - 2 балла

    Методика «Рисование простых узоров»

    Цель: выявить умения детей анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.

    Оборудование: лист нелинованной бумаги, мягкий карандаш. Образцы узоров.        

    Ход исследования                                

    Инструкция: «Внимательно рассмотри узоры, которые начаты у тебя на листе. Дорисуй узоры до конца строки».

    Анализ результатов

    1 балл – хорошо справился с заданием;

    2 балла – продолжая узоры, допускает ошибки в чередовании элементов;

    3 балла – узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам.

    Критерии оценок:

    Высокий уровень - 1 балл

    Средний уровень - 2 балла

    Низкий уровень - 3 балла

    Методика «Штриховка»

    Цель: выявить уровень развития мелкой мускулатуры рук.

    Ход исследования

    Заштриховать фигуры, в заданном направлении не выходя за контуры.

    Анализ результатов

    0 баллов – штриховка не выходит за контуры рисунка;

    1 балл – допускается не более двух выходов за контуры рисунка;

    2 балла – за большее количество выходов за контуры рисунка.

    Критерии оценки

    Высокий уровень - 0 баллов

    Средний уровень - 1 балл

    Низкий уровень - 2 балла


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

    Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

    Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

    Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

    Методика обследования уровня развития мелкой моторики

    В первую очередь, данные методические рекомендации будут полезны для логопедов, дефектологов, воспитателей групп компенсирующей направленности и всех педагогов, работающих с детьми дошкольного возраст...