МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАБОТЕ С ПРОЕКТОМ «ОСЕНЬ В ЛЕСУ»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Власова Елена Сергеевна

Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи и фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen_v_lesu.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО РАБОТЕ С ПРОЕКТОМ
«ОСЕНЬ В ЛЕСУ»

Проект предназначен для совместной деятельности логопеда и детей с общим недоразвитием речи для подготовительной группы (первый год обучения).

Автор проекта: Власова Елена Сергеевна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 108 Фрунзенского района СПб.

Цель: коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи и фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи:

  1. Обогащение словарного запаса.
  2. Образование относительных прилагательных от существительных по теме «Времена года».
  3. Подбор антонимов к данным словам по теме «Приметы осени».
  4. Уточнение значения и закрепление употребления предлогов: С, НА, В.
  5. Употребление существительных  в родительном падеже с предлогом.
  6. Составление простых предложений с предлогами по образцу.
  7. Развитие психических процессов: зрительной и слуховой памяти, зрительно и слухового внимания.
  8. Развитие направленного сильного выдоха.
  9. Согласование речи с движениями.
  10. Развитие чувства ритма.
  11. Развитие фонематического анализа и синтеза: выделение первого гласного звука из слова. Определение места звука О в слове.
  12. Закрепление правописания гласных букв.
  13. Формирование понятий: «гласные звуки», буквы.
  14. Воспитание уважения друг к другу и сотрудничества.
  15. Воспитание интереса к речевой деятельности.
  16. Развитие умения четко и грамотно выражать свои мысли вербально.

Кленовый лист – переход со станицы на страницу.

1 страница. Титульный лист

2 страница. Устно

Задачи:

  • образование прилагательных от существительных (времена года);
  • подбор антонимов (приметы осени).

Логопед:

 Говорят, у каждого времени года есть своя фея. У зимы – зимняя, у весны – весенняя,  
у лета – летняя, а у осени – осенняя.

Как-то раз сидела Осенняя фея на любимой рябине, и рассуждала:

 Дни осенью становятся короче, а ночи  длиннее.

Дни уже не ясные, а  пасмурные.

Температура воздуха с каждым днем не поднимается, а опускается.

Поэтому воздух не теплый, а холодный.

Ветер дует не слабый, а сильный.

«Скоро прилетит Зимняя фея.  Надо проверить, все ли в лесу в порядке?»,  подумала она. И отправила свою помощницу, маленькую Фею, навести в лесу порядок.

3 страница. Работа с картинками в mimio

Задача: составление простых предложений с предлогами ПОД, В, НА по образцу, уточнение значения предлогов.

Логопед:  

 Прилетела маленькая Фея на лесную окраину, а там белочка у дерева хлопочет. Разбирает запасы.

 Посмотрите, пожалуйста, где лежат собранные белочкой грибы, семена и плоды.

Примерные ответы детей:

 Плоды, семена и грибы лежат на земле под деревом.

 Подосиновик повешу на ветку.

 Желудь положу в дупло. и т.п.

4 страница. Работа с картинками mimio

Задача: тренировать детей в слоговом анализе односложных слов, в том числе со стечением согласных и двусложных слов (дикие животные).

Логопед:

 Полетела маленькая фея в лес и увидела ворота. Они открыты, но вежливые люди без приглашения не входят. Что же нужно сделать? – Постучаться, спросить разрешения войти.

 Ребята возьмите ложки под стульями и повернитесь ко мне спиной. Повторите ритмический рисунок. /        //         //  //      /  ///        /  //  /

Ворота открываются, дети видят животных и два домика.

Логопед:

 Маленькая фея приготовила зимовье для зверей. Для тех зверей, в названии которых один слог  домик с одним красным кружком. Для зверей, в названии которых два слога,  домик с двумя кружками. Расселите животных по теплым квартирам.

Односложные слова: еж, лось, волк.

Двусложные слова: медведь, бобер, кабан.

5 страница. Работа с картинками  mimio

Задачи: закрепление употребления относительных прилагательных, уточнение значения и употребление предлога С.

Логопед:

 Полетела маленькая фея дальше, и оказалась на полянке. Что такое?  Ребята, посмотрите, что не так?

 Какой это лист? С какого дерева лист?

Примерные ответы детей: Это лит осиновый, он с осины.

Это лист кленовый, он с клена и т.п.

6 страница. ФИЗМИНУТКА

Задачи: 1. Развитие направленного сильного выдоха. Вдох носом, шумный выдох ртом.

Логопед:

 Ой смотрите, мы так весело танцевали, что подняли ветер, листья с деревьев облетели. Кто-то оказался под опавшими листьями. Давайте подуем на листья и освободим пленников.

Работа с картинками mimio, работа с мячом.

Задача: 2. Согласование существительных с числительными (по теме «Птицы»).

Логопед: «Скоро придет зима, почему же вы не улетели на юг?»,  спросила маленькая фея.

«Мы хотим собраться в стаи по 5 птиц, но не умеем считать, помогите нам, ребята».

Считаем кукушек вместе с логопедом: одна кукушка, две кукушки… пять кукушек.

Затем, проводим игру с мячом. Передаем мяч друг другу по кругу и считаем птиц
от 1 до 5.

* Можно провести игру на образование притяжательных прилагательных.

Логопед:

 Посмотрите-ка, чей это клюв торчит из-под листьев? – утиный. и т.п.

7 страница. Работа с картинками mimio, со схемами звуков

Задача: развитие фонематического анализа, формирование понятия «гласные звуки», закрепление правильного написания гласных букв.

Логопед:

 Ребята, вы отлично потрудились, помогли маленькой фее навести порядок в лесу. Она для вас приготовила сюрприз. Но вот беда, первые звуки из слов убежали, читайте их по губам и называйте слова правильно. Первые звуки в этих словах запишите буквами.

. ва,  . блако, . тка, . ист, . волга, . литка.

Можно вытащить табличку логопеда и задать детям вопрос: «Чем буквы отличаются от звуков?»

Буквы пишем и видим, а звуки слышим и произносим.

8 страница.

Задача: развитие фонематического анализа, формирование понятия «гласный звук».

Логопед:

 Ребята, вы отлично потрудились, помогли маленькой фее навести порядок в лесу. Она для вас приготовила сюрприз. В корзиночке лежат картинки. Посмотрите и скажите, какой звук встречается во всех этих словах?  Подберите картинки к схемам.

9 страница. Заключение

Логопед:

 Вот и закончилось наше путешествие по осеннему лесу. Чтобы вернуться из сказки, нужно произнести волшебное стихотворение. Садитесь в кружок на ковер.

 Развитие пальчиковой моторики – стихотворение с пальчиковой гимнастикой.

Если листья пожелтели,  сжимают и разжимают кисти рук.

Дождь холодный моросит, – постукивания пальцами по коленкам.

Птицы к югу полетели, – сделали птиц (ладони к себе).

Значит осень к нам спешит. – хлопнуть в ладоши и выпрямить руки ладонями вверх.

Логопед:

 А теперь закроем глазки и сосчитаем до 5. Открываем глаза.

 Все вернулись в детский сад?

 Вы помогли Осенней Фее навести порядок, очень хорошо справились со всеми заданиями.

Скажите, какое задание вам понравилось больше всего?

10 страница. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - ПРОЕКТ "ОСЕННЯЯ ПОРА"

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ...

Творческо-продуктивный проект «Осень в лесу» Коллективная работа.

Паспорт проекта          Развитие творческих способностей детей Вид пректа: творческо-продуктивный.Продолжительность проекта: краткосрочный.Участники ...

Творческий познавательный проект «Осень в лесу»

В разновозрастной группе (3-5 лет) закончилась работа над проектом "Осень в лесу".Возле нашего детского сада "Василёк" растёт берёзовая роща, которая очаровательна в любое время года. Мы с ребятами со...

Проект "Осень в лесу"

Формировать нтерес к окружающему миру, потребность задавать вопросы и находить на них ответы. Развивать основные психические процессы 9память, внимание, мышление....

Методическое пособие к проекту «Осень в лесу»

Автор проекта: Петрова Анна Евгеньевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №56 Колпинского района Санкт-Петербурга.Проект создан в программе Mimio и рассчитан на индивидуальную или подгрупповую работу с де...

Проект "Осень в лесу"

Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относитьс...

Проект "Осенние дары леса"

Проект "Осенние дары леса"...