Особенности формирования общей и мелкой моторики у детей со стёртой формой дизартрии
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Консультация для родителей.Даны рекомендации по проведению упражнений по развитию общей и мелкой моторики в игровой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

Тема:   «Особенности формирования общей и мелкой моторики у детей со стёртой формой дизартрии»

Учитель-логопед

МАДОУ «Умка» Г.Ноябрьск

Гусакова Л.И.

        

      Общемоторная сфера детей со стертой формой дизартрией характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Проявления общей моторной недостаточности у детей со стертой дизартрией вариативны и качественно неоднородны. У одних детей наблюдается двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, иногда с ограничением объема движений одной половины тела. У других – явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов (Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф.).

      Наиболее ярко недостаточность общей моторики у дошкольников со стертой формой дизартрией проявляются при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной  организации движений.

        Все эти симптомы проявляются в Нерезко выраженной форме. Дети испытывают трудности при одевании, обувании, хуже сверстников бегают, прыгают, рисуют.

Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д.

         Для детей со стертой дизартрией характерно нарушение ручной моторики, которые проявляются преимущественно в нарушении точности, быстроты и координации движений (Серебряковская М.В.).

          Наиболее ярко недостаточность моторики рук проявляется при выполнении сложных  двигательных актов, требующих четкого управления движения, точной работы различных мышечных групп.

          Дети со стертой формой дизартрии поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживании: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать.        Особенно видна моторная неловкость на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется  при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движения по подражанию, например, «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы. Большинство детей со стертой дизартрией  справляются с заданиями, направленными на выполнение одновременно организованных движений. При выполнении дети допускают многократные ошибки, сжимая одновременно обе руки в кулаках или расправляя его. Выполнение  заданий при этом характеризуется дизметрией, выражающейся в дополнительной работе предплечья. У многих детей наблюдается разновременное выполнение движений.

         На занятиях оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнить самые простые движения, т.к. требуется пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Со слов мам, многие дети 5-6 лет не интересуются играми  с конструкторами, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.

       У детей с паретической формой стертой дизартрии часто наблюдается вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой. При спастической форме наблюдается чрезмерное напряжение и малая подвижность.

       

 Коррекция общей моторики

         Необходимы занятии по физическому воспитанию, которые устраняют нарушения общей моторики, некоординированные, скованные движения, развивают быстроту и общую выносливость, а также способствуют отрабатыванию плавности и регуляции дыхания. Упражнение «Зайка»

Зайка шёл,

Зайка шёл,

Капусту нашел, сел, поел

И опять пошёл.

Зайка шёл, зайка шёл,

Морковку нашёл, сел, поел

И опять пошёл.

(Имитировать движение ходьбы, приседание, показать, как ест зайчик)

Упражнение «Птички»

Прилетели птички,

Птички-невелички,

Всё летали, всё летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетели,

Зёрнышки клевали.

(«Летать» по комнате, размахивая руками, как крыльями, приседать, стучать пальчиками об пол)

Упражнение «Самолеты»

Самолёты загудели, самолеты полетели.

На полянку тихо сели,

Да и снова полетели.

(Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками, руки в стороны, затем наклоны в стороны, приседания, руки к коленям, руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны)

Упражнение «Гриб»

Саша шёл-шёл-шёл,

Белый гриб нашёл,

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положи и  в кузовок.

(Имитировать движения грибника: идти, нагибаться и класть грибы в кузовок)

Упражнение «Петушок»

Шёл по берегу петух,

Поскользнулся, в речку бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги смотреть.

(Делать шаги раскачиванием в стороны, руки держать за спиной. Дальше делать круговые движения руками, приседать, грозить пальчиком, делать наклоны вперед)

Упражнение «Поезд»

Поезд мчится и свистит

И колесами стучит.

Я стучу, стучу, стучу,

Всех до дачи докачу.

Чу-чу, чу-чу, всех до дачи докачу.

(Руки согнуты в локтях, синхронные вращательные движения обеими руками. Шаг в сторону – притоп, вращать руками, имитируя движение колёс)

Упражнение «Кузнечики»

Поднимаем плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок,

                Стоп, сели.

Травушку покушали.

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко.

Прыгай на носках легко!

(Делать движения плечами, прыгать, приседать, прислушиваться и опять прыгать)

Упражнение «Кот»

Вот идёт чёрный кот,

Притаился, мышек ждет.

Мышка норку обойдёт

И к коту не подойдет.

Делать шаги с высоким подъемом ног, присесть, руки к коленям, встать, повернуться вокруг своей оси. Руки в стороны)

Упражнение «Солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ну, смелее подними.

Да гляди не упади.

А сейчас постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

А сейчас постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

(Руки на поясе, постоять на правой ноге. То же на левой ноге. Поднять прямую правую ногу перед собой. Руки в стороны, покачаться а одной ноге вправо, влево)

Упражнение «Ножки и ладошки»

Как у наших у ребят

Ножки весело стучат,

Наш народ удаленький,

Хоть и очень, очень маленький.

Лишь устанут ножки,

Хлопаем в ладошки,

В ладошки-ладошечки,

Весёлые хлопошечки.

(Бег на месте, руки на поясе, затем, стоя на месте, хлопать в ладошки)

Упражнение «Часы»

Тик-так, тик-так –

Все часы идут вот так:

Тик-так.

Налево – раз,

Направо – раз,

Мы тоже можем та,

Тик-так, тик-так.

(Наклоны туловища вправо-влево по тексту)

Упражнение «Гуси»

Гуси серые летели,

На лужайке тихо сели,

Походили, поклевали,

Потом быстро побежали.

(Взмахи руками, приседания. Затем ходьба на носках, наклоны головы, бег на месте)

Упражнение «Зайчик»

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал –

Зайка – прыг – и убежал.

(Имитировать движения зайчика по тексту)

Упражнение «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Потянуться, встать на носочки, наклоны вправо, влево, руки в стороны, руки вниз, встать на носочки, руки вверх)

 Развитие мелкой моторики рук

      Сначала отрабатываются координированные движения с более крупными предметами, а затем с мелкими. Нужно обучить ребенка правильно захватывать предметы, удерживать и отпускать их.  Для этого специально подбирают игрушки, предметы обихода, различные по размеру, форме, цвету и тяжести. Полезно научить ребенка перекладывать предметы с одного определенного места на  другое.  Для этого подготавливают контуры различных предметов на плотной бумаге, и  ребенок по заданию помещает соответствующий предмет на «свое» место. Можно попросить ребенка распределить игрушки или предметы  по размеру, цвету, определить их вес и выбрать одинаковые по тяжести.

       Для развития более тонких движений пальцев очень полезно раскладывать мелкие предметы: пуговицы, палочки, зерна по небольшим коробочкам или мешочкам.  Также можно применять упражнения с нанизыванием на нитку бусинок, колечек, пуговиц; передвигание косточек на счетах, вырезание из бумаги картинок по контуру.

      В процессе коррекционного воздействия предлагается использовать следующие упражнения:

“Блины”. Положить кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.

“Кошечка”. Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола, и затем кулак или ладонь кладутся на стол.

“Шалтай-Болтай”. Положить правую кисть на стол ладонью вверх, левую — ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.

“Кошка-мышка”. Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.

“Пальчики-драчуны”. Поставить локти на стол. Прижать обе ладони друг к другу. Постукивать поочередно, начиная с большого, пальцами друг о друга.

“Здравствуй, пальчик”. Поставить локоть на стол. Прижимать подушечку большого пальца руки поочередно к подушечкам остальных пальцев. Упражнение выполняется под счет логопеда (медленный или быстрый) пальцами то правой, то левой руки и одновременно пальцами обеих рук.

“Молоточки”. Ударять подушечками пальцев по столу последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет логопеда, пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.

“Бинокль”. Второй, третий, четвертый, пятый пальцы рук примыкают друг к другу. Соединить большой палец с указательным сначала на правой кисти, затем на левой. Сблизить пальцы правой и левой рук до их соприкосновения.

“Филин”. Сделать “бинокль” и разъединить сомкнутые пальцы рук.

“Заборчик”. Поставить локти на стол, соединить ладони рук друг с другом. Последовательно, начиная с мизинцев, переплетать пальцы рук друг с другом.

Вариант: сделать “заборчик”, одновременно переплетая пальцы рук друг с другом.

“Человечки”. Сжать кисть руки в кулак, выпрямить указательный и средний пальцы, поставить их на стол. Поочередно поднимая пальцы от стола, продвигать их вперед. Упражнение выполняется пальцами правой или левой руки, затем — одновременно пальцами обеих рук при аналогичной работе указательного и среднего пальцев.

“Раки”, Положить на стол ладони рук: правая — с сомкнутыми пальцами, левая — с разомкнутыми. Одновременно поменять положение пальцев рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях...

« КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ»

1.Введение2. Изучение контрольной и основной группы детей3.Проведение коррекционной работы с детьми дизартриками4. Сравнение результатов работы5. Выводы...

Методика работы по формированию ЗКР у детей со стёртой формой дизартрии.

В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным нарушением является стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Она ха...

Особенности детей со стёртой формой дизартрии

В последнее время дизартрия у детей — диагноз встречающийся достаточно часто. Это нарушения в произношении слов из-за недостаточной иннервации речевого аппарата. При дизартрии наблюдается ограни...

«Система работы по развитию моторики у детей со стёртой формой дизартрии».

Стёртая дизартрия - это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах просодического и фонетического компонентов речи. Так как эти  расстройства возникают вследствие невыраженного микроорганич...

Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности состояния общей и мелкой моторики  у детей с тяжелыми нарушениями речи....