Особенности общей и мелкой моторики у детей с дизартрией"
консультация по коррекционной педагогике

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obshchey_i_melkoy_motoriki.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности общей и мелкой моторики у детей с дизартрией

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызвать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивость, нерешительность, замкнутость, чувство неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.

Современный этап логопедии характеризуется повышенным вниманием к изучению детей с дизартрией, так как количество детей, имеющих этот диагноз, увеличивается (подавляющая масса детей с нарушениями речи).

Дизартрия – нарушение фонетической стороны речи, которая возникает из-за нарушений иннервации органов речевого аппарата.

В отечественной логопедии нарушения моторики органов речевого аппарата не рассматриваются в отрыве от нарушений всей моторной сферы (Кольцова Л. С., Мастюкова Е. М., Лурия А. Р. и др., таким образом, у детей с дизартрией наблюдается отставание в развитии не только артикуляционной моторики, но и в ручной и общей.

В основе нарушений общей моторики – запаздывание в угасании безусловных рефлекторных двигательных автоматизмов, среди которых наибольшее значение имеют так называемые позотонические рефлексы.

Позотонические рефлексы – врожденные рефлексы, проявляющиеся в изменении позы и мышечного тонуса в зависимости от положения тела человека.

Сохранение даже отдельных элементов этих рефлексов препятствует развитию произвольных движений. Несмотря на то, что у детей данной категории не наблюдаются выраженные параличи и порезы, как правило, общая моторика их отмечается общей неловкостью, недостаточной координированностью, скованностью, отсутствием легкости, грациозности при выполнении упражнений. Также у детей с дизартрией можно наблюдать затруднения при необходимости удерживать равновесие, в пробах темпоритмического характера, вялость (паретичность) движений, а иногда напряженные (спастические) движения.

Кроме отставания в развитии общей моторики, как правило, у дошкольников с дизартрией наблюдается несформированность тонких движений пальцев рук. Она проявляется при выполнении противоположных действий каждой рукой, в аритмичности, нечеткости пальцевых движений, в моторной истощаемости (замедление темпа, смазанность, неточность движений, различных синкинезиях (содружественных движениях, в низком уровне ручной ловкости на манипулирование с мелкими предметами.

Руководствуясь методами обследования детей, с нарушениями речи, предложенными Левиной Р. Е., Спировой Л. Ф., Чиркиной Г. В., тестами по исследованию двигательных функций я разработала способы диагностики состояния общей и ручной моторики. С помощью их исследую двигательную память, переключаемость движений, самоконтроль при выполнении двигательных проб, статическую и динамическую координацию движений, пространственную организацию двигательного акта, ритм. Данные обследования заношу в общий мониторинг развития речи, подвергаю количественному и качественному анализу.

Надо отметить, что просматривается четкая прямая зависимость между уровнем развития речи детей и состоянием их моторной сферы – у детей с нетяжелыми речевыми диагнозами нарушения состояния общей моторики менее выражены, чем у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Стойкость отклонений в двигательной сфере детей с диагнозом «дизартрия» требует специальной коррекционной работы в системе комплексного подхода к преодолению речевых нарушений, которая должна быть направлена на совершенствование общей, ручной и артикуляционной моторики, на параллельную работу коррекции речи.

В частности, для решения поставленных задач коррекцию общей моторикимы проводим по следующим направлениям:

• регулирование мышечного тонуса;

• совершенствование основных видов движения;

• совершенствование статической и динамической координации движений;

• совершенствование пространственной организации двигательного акта;

• развитие глазомера и меткости;

• преодоление темповых и ритмических нарушений;

• тренировка точности и ловкости движений при выполнении упражнений по словесной инструкции.

Коррекционная работа проводится на физкультурных занятиях, во время проведения физкультурных минуток, на музыкальных занятиях, во время проведения организационных моментов, на прогулках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях...

Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал....

Развитие мелкой моторики у детей с дизартрией

Развивая мелкую моторику, мы развиваем речь ребенка....

Особенности формирования общей и мелкой моторики у детей со стёртой формой дизартрии

Консультация для родителей.Даны рекомендации по проведению упражнений по развитию общей и мелкой моторики в игровой форме....

Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности состояния общей и мелкой моторики  у детей с тяжелыми нарушениями речи....

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...