«Взаимодействие с родителями воспитанников логопедической группы для детей с ТНР в формировании фонематического восприятия»
статья по логопедии на тему

Мельникова Оксана Викторовна

В статье описан опыт взаимодействия с родителями воспитанников группы компенсирующей направленности по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ д\с №415 «Чебурашка» ЦО г. Новосибирска          учитель-логопед О. В. Мельникова

«Взаимодействие с родителями воспитанников логопедической группы для детей с ТНР в формировании фонематического восприятия»

Так важно ли иметь развитый фонематический слух?...

Еще находясь в утробе матери, малыш слышит ее сердцебиение, шум, создаваемый движением крови по сосудам, громкие звуки, доносящиеся снаружи. Когда он родится, количество звуков увеличится в десятки тысяч раз. Все эти звуки сливаются в один монотонный шум, среди которого ребенок различает свой плач. Ребенок слышит все, даже то, на что мы не обращаем внимания.

За разделение шума на звуки и отвечает фонематический слух. В первую очередь ребенок научится выделять звуки, которые повторяются часто. Одним из первых достижений будет выделение маминого голоса, изучение его интонаций. Частое использование в общении с ребенком его имени позволит ему запомнить это слово. Он еще не будет знать, что его так зовут, но то, что этот набор звуков говорит о нем, поймет точно. Вот так с первых минут жизни ребенок развивает свои фонематические процессы.

Если у ребенка нет анатомических изъянов артикуляционного аппарата, если не нарушена его иннервация, проблем со звукопроизносительной стороной речи не будет при условии развитого фонематического слуха. Если ребенок не может установить очередность звуков в слове на слух, он не сможет его написать или напишет, но поменяв слоги местами, перепугав похожие звуки между собой.

Из чего складывается развитый фонематический слух? Итак, его компоненты:

- звуковысотный слух  (умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос);

- слуховое внимание (способность определять на слух то или иное звучание и его направление);

- восприятие темпа и ритма речи (способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова).

Развитый фонематический слух позволяет:

-  правильно произносить звуки;

- четко произносить слова;

- владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);

- овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

- успешно освоить письмо и чтение.

      Но никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений. Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными компетенциями и компетентностями, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по закреплению полученных знаний. Работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с ТНР.

Цель этой работы - активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые реализуются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более системным и эффективным.

Задачи педагога:

- привлечь родителей к участию в коррекционном процессе;

- пополнить наглядно-информационный материал для родителей;

- систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться педагоги и родители в процессе совместной работы;

- активизировать педагогический потенциал родителей через систему психолого-педагогического просвещения.

Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные формы работы. Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические.

Просветительские формы работы с родителями:

- родительские собрания в форме семинаров-практикумов, круглых столов, мастер-классов и т. д.

- информационные стенды  (информация обновляется еженедельно, содержит конкретные советы и рекомендации по преодолению ТНР);

- индивидуальные консультации;

- раздаточный материал ( памятки, буклеты);

- сайт учителя-логопеда (информация обновляется еженедельно, содержит интересную и актуальную информацию для родителей).

Практические формы работы:

- задания на выходные дни (родители имеют возможность сориентироваться, какие игры можно провести с ребенком для закрепления полученных навыков, на каком наглядном материале можно закрепить лексику и грамматику по изучаемой теме, ребёнок дома вместе с родителями пополняет словарь по теме, развивает мелкую моторику, отрабатывает на речевом материале поставленные звуки);

- открытые занятия для родителей (знакомят их со спецификой проведения логопедических занятий; на них демонстрируются приёмы коррекционной работы с ребёнком, указывая, на что следует обратить внимание дома).

Основа взаимоотношений с родителями закладывается при знакомстве с ними на первом организационном собрании в конце августа. Где обозначаются цели и задачи совместной работы, рассказывается о системе логопедических занятий, о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие вопросы. Внимание акцентируется на важности участия родителей в логопедической работе и значимости их помощи в развитии фонематического восприятия.

Как один из видов работы, родителям предлагается ряд игр на развитие фонематического восприятия. Родителям предлагается игровой материал, в соответствии с этапами развития у ребенка фонематического слуха. Игровые упражнения отрабатываются логопедом и закрепляются дома родителями. Эта шестиэтапная система развития речевого слуха у ребенка - своеобразный фундамент для хорошей дикции.

Первый этап. Узнаем неречевые звуки

Умение определять на слух то или иное звучание и направление звука развивается очень рано - буквально с первых дней жизни. Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи. Можно предложить ребенку послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик) и т.д. родителям предлагаются игры: «Громкие подсказки», «Где позвонили?», «Узнай, что звенит (гремит)?».

Второй этап. Различаем звуки, слова и фразы по тембру, силе и высоте голоса.

Игры:  «Узнай, кто позвал», «Близко – далеко», «Узнай по голосу».

Третий этап. Различаем близкие по звучанию слова.

Игры: «Правильно-неправильно», «Слушай и выбирай», «Доскажи словечко». 

Четвертый этап. Различаем слоги.

К четвертой ступени ребенок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги. Например, вы произносите ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).

Игры:  «Одинаковые или разные»,  чистоговорки и т. д. Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

Пятый этап. Различаем фонемы.

Игры:  «Угадай-ка», «Звук заблудился» и т. д.

 Шестой этап. Слушаем и анализируем.

Учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь «отхлопывать», «отстукивать» ритмический рисунок слов. Игры: «Сколько звуков?», «Отыщи слово, отыщи звук» и т. д.

Преподнося парциально рекомендации для занятий родителей с ребенком, обеспечиваем преемственность в работе. Поэтапное описание материала гарантирует соблюдение основных дидактических принципов – от простого к сложному, систематичности и последовательности. Индивидуальные консультации позволяют в каждом конкретном случае учесть скорость и степень освоения ребенком материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников логопедической группы"

В статье раскрыты методы поэтапного взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей- логопатов в логопедической группе в условиях работы по преодолению нарушений речи....

консультация для родителей Т.А. Ткаченко «Использование специальной зрительной символики в работе детей с ОНР при формировании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза"

Как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения, о том  какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, ...

Логопедический тренинг для родителей детей имеющих речевые нарушения «Формирование фонематического восприятия через игру»

Логопедический тренинг для родителей детей имеющих речевые нарушения «Формирование фонематического восприятия через игру»...

Вместе с мамой, вместе с папой.(Технология Ткаченко Т.А. "Использование специальной зрительной символики в работе детей с ОНР при формировании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия.

Четкое произнесение звука.Артикуляционная гимнастика Выделение начального ударного гласного Выделение звука на слух из ряда гласныхВыделение звука на слух из состава слова Употребление ...

Перспективный план занятий в подготовительной логопедической группе для детей с ТНР по формированию фонетико – фонематического слуха на 2020-2021 уч. год.

Перспективный план занятий в подготовительной логопедической группе для детей с ТНР по формированию фонетико – фонематического слуха на 2020-2021 уч. год....

План работы взаимодействия с родителями воспитанников старшей группы №2 МБДОУ «Детский сад № 30», старшей группы на учебный год.

План работы взаимодействия с родителями воспитанников старшей группы №2МБДОУ «Детский сад № 30», старшей группы на 2020-2021 учебный год....