Протокол обследования фонетико-фонематической системы у детей старшего дошкольного возраста
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

включает в себя таблицы для внесения данных обследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol_obsledovaniya_fonetiko.docx57.95 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол обследования фонетико-фонематической системы у детей старшего дошкольного возраста

Раздел 1. Обследования звукопроизношения.

Условия

Исследуемые звуки

с

с'

з

з'

ц

ш

ж

щ

ч

л

л'

р

р'

При изолированном произнесении

В открытых слогах, без стечения согласных

В закрытых слогах, без стечения  согласных

В словах со стечением согласных:

в начале

середине

в конце (кроме звонких звуков)

Во фразах

В связной речи

Нарушения других звуков _____________________________________________________

____________________________________________________________________________

Изменения при повторном обследовании_________________________________________

____________________________________________________________________________

Раздел 2. Обследование фонематического слуха.

I. Исследование способности узнавать и дифференцировать неречевые звуки.

1. Узнавание неречевых звуков.

Предъявляемый материал

Первичное обследование

Балл

Повторное обследование

Балл

барабан

дудочка

бубен

трещотка

погремушка

колокольчик

треугольник

металлофон

Наличие стимулирующей помощи________________________________________________

2. Локализация звука.

Предъявляемый материал

Первичное обследование

Балл

Повторное обследование

Балл

звучание справа

звучание слева

звучание вверху

звучание внизу

звучание спереди

звучание сзади

Особенности выполнения_______________________________________________________

II. Исследование способности к восприятию и воспроизведению ритмов.

1. Восприятие и воспроизведение ритмов.

Предъявляемый ритм

Первичное обследование

Балл

Повторное обследование

Балл

на слух

с помощью цифрового ряда

на слух

с помощью цифрового ряда

I - II

II – III

III – II

II - I

Особенности выполнения_______________________________________________________

2. Исследование слухомоторных координаций.

Предъявляемый ритм

Первичное обследование

Балл

Повторное обследование

Балл

на слух

со зрительной опорой

на слух

со зрительной опорой

Простые:

I – II – III

III – II – I

Сложные:

II – III – I

I – III – II

II – III – II

I – III - I

Особенности выполнения_______________________________________________________

III. Исследование восприятия и воспроизведения громкости, высоты звуков, интонации.

1. Восприятие и воспроизведение интонации.

Предъявляемый материал

Первичное обследование

Балл

Повторное

обследование

Балл

определение интонации на слух

отраженное воспроизведение интонации

самостоятельное воспроизведение интонации

определение интонации на слух

отраженное воспроизведение интонации

самостоятельное воспроизведение интонации

1. Солнце светит.

    Солнце светит?

    Солнце светит!

2. Появилась радуга.

    Появилась радуга?

    Появилась радуга!

3. Я иду в гости.

    Я иду в гости?

    Я иду в гости!

4. Мама пришла.

    Мама пришла?

    Мама пришла!

Особенности выполнения_______________________________________________________

2. Восприятие и воспроизведение модуляций голоса по громкости.

Предъявляемый материал

Первичное обследование

Балл

Повторное обследование

Балл

определение модуляции на слух

самостоятельное воспроизведение

определение модуляции на слух

самостоятельное воспроизведение

самолет далеко

самолет близко

машина далеко

машина близко

пароход далеко

пароход близко

цыпленок далеко

цыпленок близко

барашек далеко

барашек близко

Особенности выполнения_______________________________________________________

3. Восприятие и воспроизведение звуков различной тембровой окраски.

Предъявляемый материал

Первичное обследование

Балл

Повторное обследование

Балл

определение на слух

самостоятельное воспроизведение

определение на слух

самостоятельное воспроизведение

1. Папа-медведь:

   «Кто сидел на моем стуле?»

   «Кто ел из моей тарелке?»

   «Кто спал в моей кровати?»

2. Мама-медведица:

   «Кто сидел на моем стуле?»

   «Кто ел из моей тарелке?»

   «Кто спал в моей кровати?»

3. Медвежонок:

   «Кто сидел на моем стуле?»

   «Кто ел из моей тарелке?»

   «Кто спал в моей кровати?»

Особенности выполнения_______________________________________________________

IV. Исследование умения узнавать и различать слова близкие по звуковому составу.

1. Опознание правильного и искаженного произнесения слов.

Предъявляемый материал

Первичное обследование

Балл

Повторное обследование

Балл

а) опознание слов с опорой на картинку

шабака – сопака – собага – собака

коська – гошка – кошка – кошга

конвета – конфета – комфета - конфеда

торт – дорт – толт – тёрт

саяц – заясь – заац – заяц 

лучка – руська – ручка – ручга

б) Опознание слов без опоры на наглядность

миська – нишка – мишка – мищка

баман – даван – банам – банан

груса – круша – груша – глуша

тарелка – талелка – дарелка – тарелга

сонт – зомт – зёнт – зонт 

козя – гозя – коза – кёза

Особенности выполнения_______________________________________________________

2. Опознание похожих по звучанию слов.

Предъявляемый материал

Первичное обследование

Балл

Повторное обследование

Балл

а) выбор слов с опорой на картинку

мак – бак – рак – банан

сом – ком – индюк – дом

лимон – вагон – кот – батон

б) выбор слов на слух

ветка – клетка – диван – сетка

бак – мак – веник – рак

бант – билет – букет – пакет

Особенности выполнения_______________________________________________________

3. Восприятие и воспроизведение слов различающихся фонетически далекими звуками.

Предъявляемый материал

Первичное обследование

Балл

Повторное обследование

Балл

а) с наглядной опорой

дом – сом

марка – майка

жук – лук – сук

кот – сок – рот

б) на слух

дом – дым

лук – луч  

ком – сом – лом

мак – рак – бак  

Особенности выполнения_______________________________________________________

4. Восприятие и воспроизведение слов различающихся акустически и артикуляционно близкими звуками.

Предъявляемый материал

Первичное обследование

Балл

Повторное обследование

Балл

а) с наглядной опорой

коса – коза

мышка – мишка

маска – кашка  

розы – рожи

шар – жар

точка – дочка

почка – бочка

вата – фата

кора – гора

рак – лак

рейка – лейка

лук – люк

б) на слух

палка – балка

сова – софа

точка – кочка

калька – галька

тушь – душ

осы – оси

лиса – лица

сайка – чайка

роса – роща

роса – роза

башня – пашня

шить – жить

печка – пешка

катать – качать

помешать - помещать

плач – плащ

мел – мель

болт – борт

удар – ударь

Маша – наша

Особенности выполнения_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Восприятие и воспроизведение слов, различающихся акустически и артикуляционно близкими звуками, в составе предложений.

Предъявляемый материал

Первичное обследование

Балл

Повторное обследование

Балл

а) восприятие предложение

Огурцы солят в почки.

Весной на деревьях набухают бочки.

В озере плавает удочка.

Ваня закинул уточку в реку.

Собака грызет гости.

К нам пришли долгожданные кости.

У Маши длинная коза.

На лугу пасется коса.

В берлоге спит косолапый миска.

Катя ест кашу из мишки.

Пищу нужно хорошо зевать.

Перед сном хочется жевать.

Бабушка поставила петь пироги.

Настя любит печь песни.

Под дверью есть маленькая челка.

У Танюши красивая щелка.

Миша очень ряд новой машинке.

Я сел на первый рад.

Мяч закатился в самый уголь.

В сарае лежит черный угол.

Вася нос тяжелую сумку.

У Лены зачесался нес.

б) составление предложений

палка – полка

луна – липа

сок – сук

дом – дым

тапки – тяпки

уголок – уголек

папочка – бабочка

колос – голос

трава – дрова

сабля – цапля

нос – ночь

лес – лещ

зайка – сайка

ноль – моль

скала – шкала

уши – ужи

пешка – печка

чаша – чаща

колобок – коробок

дом – дым  

Особенности выполнения_______________________________________________________

V. Исследование способности дифференцировать слоги и фонемы.

1. Воспроизведение слоговых рядов.

Предъявляемый материал

Первичное обследование

Балл

Повторное обследование

Балл

Предъявляемый материал

Первичное обследование

Балл

Повторное обследование

Балл

а) слоги, содержащие фонетически далекие звуки

са – ма

да – ха

ва – га

ка – ла

ша – та

фа – за

за – на

ма – ка

ба – ча

ца – на

жа – та

за – та

га – ша

ра – фа

ча – ва

ти – ни

ла – са

ки – ча

ди – ви

ги – ли

б) слоги, содержащие оппозиционные звуки

па – ба

ва – ла

та – да

ча – тя

ва – фа

ща – ча

са – ша

ща – ша

за – жа

са – ца

са – за

та – тя

ша – жа

ва – вя

ка – га

ба – бя

ма – на

да – дя

ра – ла

са – ся

за – зя

тя – ся

ка – кя

пя – бя

га – гя

тя – дя

ма – мя

вя – фя

на – ня

ла – ля

ся – ща

мя – ня

кя – гя

ря – ля

Особенности выполнения_______________________________________________________

2. Опознание фонем.

Оценка результатов

Предъявляемые звуки

с

з

ш

ж

ч

щ

ц

п

б

в

ф

к

г

л

р

т

д

м

н

й

а) выделение среди акустически и артикуляционно далеких звуков

Первичное обследование

Балл

Повторное обследование

Балл

б) выделение среди оппозиционных звуков

Первичное обследование

Балл

Повторное обследование

Балл

Особенности выполнения_______________________________________________________

VI. Исследование элементарных навыков фонематического анализа.

1. Выделение звука на фоне слова. 2. Определение места звука.

Предъявляемый материал

Первичное обследование

Повторное

обследование

Предъявляемый материал

Первичное обследование

Повторное обследование

Выделение звука

Балл

Определение места

Балл

Выделение звука

Балл

Определение места

Балл

Выделение звука

Балл

Определение места

Балл

Выделение звука

Балл

Определение места

Балл

а) слова, предъявляемые с картинным материалом

А аист

Л лук

     мак

    белка

     лиса

    дятел

О остров

К кот

    сок

    собака

    перо

    паук

У утка

Г гусь

    муха

    снеговик

Э экскаватор

Т тапки

Ы мыши

    ракета

     бусы

    мост

И иголка

Д дом

     кит

    звезда

С ананас

П помада

     коса

     лопата

     сом

     укроп

З зонт

Б бант

    ваза

    клубок

Ш шар

Х хлеб

      мешок

    муха

      душ

   петух

Ж жираф

Щ щетка

     ножницы

      овощи

Р роза

      плащ

    ведро

Ц цепь

    топор

     пуговица

Ч часы

     огурец

    бабочка

    ключ

б) слова, предъявляемые на слух

А астра

Л лак

     бак

    каблук

О обувь

    стол

    кот

К коза

     перо

    свекла

У узел

    индюк

    дуб

Г гном

Э эхо

    багаж

    этаж

Т танк

Ы бык

    газета

     тыква

    хобот

И ива

Д дрова

     рис

    помидор

С слон

П пуля

     весы

     крупа

     нос

     серп

З зубы

Б бочка

    коза

  хлебушекк

Ш шапка

Х хомяк

      машина

    меха

Ж желудь

   орех

     ножи

Щ щегол

Р рыба

      клещи

    торт

      лещ

    пар

Ц цапля

Ч чай

     яйцо

    почтальон

     индеец

    мяч

Особенности выполнения_______________________________________________________

3. Подбор слов на определенный звук.

Оценка результатов

Предъявляемые звуки

с

з

ш

ж

ч

щ

ц

п

б

в

ф

к

г

л

р

т

д

м

н

й

а) подбор слов с опорой на картинку

Первичное обследование

Балл

Повторное обследование

Балл

б) самостоятельный подбор слов

Первичное обследование

Балл

Повторное обследование

Балл

Особенности выполнения_______________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по фор...

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной работе представлен теоретический аспект фонетико - фонематического недоразвития....

Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи для детей старшего дошкольного возраста

В данном материале представлена система работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у детей 5-7 лет, имеющих речевые нарушения. ...

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

Образовательная программа в детском саду предусматривает развитие фонематического восприятия и анализа, однако у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, не занимающихся в специальных логоп...