Пальчиковые гимнастики и физминутки
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Борисова Наталья Борисовна

Предлагаемый практический материал - пальчиковые гимнастики и физминутки - поможет учителю-логопеду и воспитателю организовать на своих занятиях развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В копилку педагога - пальчиковые гимнастики и физминутки

(подобраны для тематического события)

        Предлагаемый практический материал - пальчиковые гимнастики и физминутки - поможет учителю-логопеду и воспитателю организовать на своих занятиях развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.

Тематическое событие

Пальчиковая гимнастика, физминутка

Осень в гости к нам пришла

  • Речь с движением: «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи,

Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий.

Долго дождик будет плакать,

Прыгаем на носочках, держа руки на поясе.

Разведет повсюду слякоть.

Приседаем, держа руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.

Идем по кругу с высоким подниманием колена.

Есть у нас огород – посмотри, что там растет

  • Речь с движением: «Овощи»

Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.

  • Пальчиковая гимнастика

 «У Лариски две редиски»

У Лариски - две редиски. (По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на обеих руках)

У Алешки две картошки.
У Сережки-сорванца - два зеленых огурца.

А у Вовки - две морковки.

Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

Ох! (Хлопок в ладоши).

Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят

  • Речь с движением: «Яблоки»

Веточки

Разводят руки в стороны.

              на яблоне

Поднимают руки вверх.

                       поникли

Слегка опускают вниз.

                            от печали,

Совсем опускают руки вниз.

Яблоки

Руки вверх, пальцы сжаты в кулачки.

         на веточках

Руки в стороны.

                висели и скучали.

Покачивание кулачками.

Девочки и мальчики ветки раскачали.

Руки вверху, энергичные наклоны в стороны на каждое слово.

Яблоки

Сжимают пальцы в кулачки.

 о землю звонко застучали.

Хлопки ладонями по коленям на каждое слово.

Я по лесу по зеленому иду, я грибочки в кузовок соберу

  • Речь с движением: «За грибами»

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

Лисички бежали,

Лисички собирали.

Скакали зайчатки,

Срывали опятки.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.

Маршируем на месте.

Скачем вприсядку, собирая воображаемые грибы.

Бежим, собирая воображаемые грибы.

Скачем на прямых ногах, собирая воображаемые грибы.

Идем вперевалку, в конце строки топаем ногой.

  • Пальчиковая гимнастика – «Посчитаем грибы от 1 до 5» - во время счета загибаем пальцы сначала на одной руке, начиная с большого, потом на другой:
    1 гриб, 2 гриба, 3 гриба, 4 гриба, 5 грибов.

Мы с друзьями в лес пойдем, разных ягод наберем

  • Речь с движением: «За малиной в лес пойдем»         

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем.

Спелых ягод наберем, наберем.

Солнышко высоко,

А в лесу тропинка.

Сладкая ты моя,

Ягодка-малинка.

Идем в хороводе, взявшись за руки.

Идем по кругу, собирая воображаемые ягоды.

Встаем лицом в круг, тянемся руками вверх; потом пальчиками достаем "тропинку".

Бежим по кругу, взявшись за руки.

Древесный ствол имею я, есть корни, ветви у меня

  • Речь с движением: «Ветер дует нам в лицо…» 

Ветер дует нам в лицо,

Машем ладошками к лицу.

Закачалось деревцо.

Руки поднимаем вверх и качаем ими влево-вправо.

Ветерок всё тише, тише.

Руки плавно опускаем вниз.

Деревцо всё выше, выше.

Плавные движения руками вверх и поднимаемся на носочки.

  • Пальчиковая гимнастика:  "Будем листья собирать"

Один-два-три-четыре-пять!

Дети загибают пальцы по одному

Будем листья собирать:

Сжимают и разжимают пальцы в кулачки.

Березовый, дубовый,

Рябиновый, кленовый, липовый.

Загибают пальцы по одному на другой руке.

Мы листья соберем,

Сжимают и разжимают пальцы в кулачки.

Своей маме отнесем!

На ладошках «подносят» маме букет.

О чём рассказывает одежда

  • Координация речи с движением: "Помогаем маме"

Дружно помогаем маме,

Мы одежду стираем сами.

Трут кулачки друг о друга.

Раз, два, три, четыре.

Наклонились вперед, двигают руками влево-вправо - "полощут".

Потянулись,

Выпрямились, как бы вытирают правой рукой пот со лба.

Наклонились,

Снова "полощут".

Хорошо мы потрудились!

Все пальцы на обеих руках сжаты в кулак, а большие вытянуты вверх.

  • Мелкая моторика: застегивание и расстегивание пуговиц, замков, петелек и крючков на одежде; завязывание и развязывание шапок друг другу.

Я их чищу, берегу.

По дорожке в них бегу.

  • Координация речи с движением: "Туфельки нарядные"

Туфельки нарядные,

Правая нога вперед, на носок.

Туфельки парадные,

Левая нога вперед, на носок.

Лаковые, с ремешком,

Правая нога вперед, на каблучок.

И подошва с каблучком.

Левая нога вперед, на каблучок.

Туфли мне в самый раз –

Можно выходить на пляс.

Руки на поясе.

«Пляшут».

  • Пальчиковая гимнастика "Новые кроссовки":

Как у нашей кошки на ногах сапожки.

Как у нашей свинки на ногах ботинки.

Как у пса на лапках голубые тапки.

А козлёнок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка - новые кроссовки.

Вот так. Вот так.

Новые кроссовки!

Загибаем по одному пальчику, начиная с больших, на обеих руках на каждое название обуви.

Ритмично выполняем хлопки ладонями и удары кулачками.

  • Мелкая моторика: шнуровать ботинки и завязывать бантики.

Много разной есть посуды и нужна она нам всюду!

  • Координация речи с движением: «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Надули щёки, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Присели, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Кружатся, рисуя руками круг.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Потянулись, руки сомкнули над головой.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс.

Руки вытянули вперед, ладошками вверх.

  • Пальчиковая гимнастика: «Помощники»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.

Хлопаем в ладоши.

Трём ладошки друг об друга.

Загибаем пальчики на обеих руках на каждое название посуды, начиная с больших.

Трём ладошки друг об друга.

Опять загибаем пальчики.

Стучим кулак об кулак.

Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире

  • Координация речи с движением: «Мебель»

Запилила пила, завизжала пила,

Пилим понемножку то спинку, то ножку.

Дети имитируют работу пилы.

В руки молоток возьмем,

Мебель крепкую собьём.

Ударяют кулаком по кулачку.

Всё в машины загружаем,

Тянутся вверх.

В магазины отправляем.

Бегут по кругу.

  • Пальчиковая гимнастика: "Мебельный магазин"

Эту мебель мы купили

С папой вместе в магазине.

Дети ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.

Это стул, на нем сидят.

Это стол, за ним едят.

На диване отдыхают,

Киги умные читают.

На кровати крепко спят.

Вещи все в шкафах хранят.

Перечисляя мебель, загибают или разгибают пальцы на одной руке или на обеих руках вместе.

Эту мебель мы купили

С папой вместе в магазине.

Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.

От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме

  • Координация речи с движением «Домик»

В новом домике моём

Дети складывают руки над головой – «крыша домика».

Разных три окошка.

Показывают три пальца.

Вот внизу сидит наш пёс,

Наклоняются и гладят «пса».

А на крыше - кошка.

Встают на носочки и тянутся одной рукой вверх.

Я же в домике сижу

И на улицу гляжу.

Садятся на корточки и ладошками подпирают щеки.

Дверь в квартиру открывается…

Встают, одной рукой «открывают дверь»

Мама с папой возвращаются!

Подпрыгивают, поднимая руки вверх.

  • Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»         

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – Я!

Вот и вся моя семья!

На каждое слово загибаем пальчики по одному, начиная с большого.

Сжимаем и разжимаем кулачки.

Серебром зима украсила всё вокруг

  • Координация речи с движением: "Снежинка"(у детей в руках бумажные снежинки)

Летят снежинки,

Дети бегут по кругу, держа в руках снежинки.

Кружатся,

Кружатся, держа снежинку в вытянутой в сторону руке.

Как бабочки порхают.

Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, помахивают снежинкой.

Поднимутся,

Поднимают руку со снежинкой  над головой.

Опустятся,

Присаживаются, опускают руку со снежинкой вниз.

А на ладошке - тают.

Кладут снежинку на ладошку и дуют на неё.

  • Пальчиковая гимнастика: "Что зима нам принесла"

Что зима нам принесла?

Много снега, много льда,

Много маленьких снежинок,

Много тонких звонких льдинок,

Много санок и коньков

И на ёлке огоньков,

Много масок и хлопушек

И под ёлкою игрушек.

Перечисляя то, что принесла зима, дети поочередно загибают пальцы на правой и левой руках.

Настали зимние деньки – все на лыжи и коньки

  • Игра "Зимние забавы"

- Сначала мы расчистим дорожку от снега. "Взяли" в руки лопаты и поработаем.

- А теперь можно "поиграть" в снежки. "Возьмём" в руки снег и слепим снежок - круглый, крепкий, ровный и бросим его далеко-далеко.

- А теперь "покатаемся" на лыжах. "Взяли" в руки лыжные палки и сильно-сильно будем опираться на них - правой, левой, правой, левой...

    - Вот так весело мы провели время!               

  • Пальчиковая гимнастика: "Мы во двор пошли гулять"

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Мы во двор пошли гулять.

«Идут» по столу указательным и средним пальчиками.

Бабу снежную лепили,

«Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,

«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

А еще в снегу валялись.

Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной..

Все в снегу домой пришли.

Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли.

Делают движения воображаемой ложкой; руки под щеку-«спим».

Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать

  • Речь с движением "Снегири"

Вот на ветках, посмотри,

Хлопать опущенными руками по бокам.

В красных майках снегири.

Делать наклоны головой вправо-влево

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке.

Делать частые потряхивания кистями обеих рук.

Головой вертят,

Улететь хотят.

Делать повороты головой вправо-влево.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью.

Бегать, изображая полет птиц.

  • Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

Мы расскажем:

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

На каждое название птицы загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших.

Всем хватило зёрнышек.

Снова сжимать и разжимать кулачки.

Скоро, скоро Новый год! Скоро Дед Мороз придёт!

  • Речь с движением "Новогодний хоровод"

В Новый год, в Новый год

Возле ёлки хоровод.

Дети водят хоровод.

Шаг налево, шаг направо

И, конечно, поворот.

Выполняют движения по тексту.

Наша ёлка высока,

Достаёт до потолка,

Тянутся на носочках вверх.

А на ней игрушки: бусы

                        и хлопушки.

Круговые движения кистями рук.

Хлопают в ладоши.

  • Пальчиковая гимнастика "На ёлке"

На ёлке, на ёлке

Ритмично хлопать в ладоши.

Зайчата и волки,

Котята и мышки,

Мохнатые мишки.

Соединять кончики пальцев обеих рук, начиная с больших, на каждое название животных.

Танцуют зверята,

Смеются, резвятся.

Котяток мышата

Совсем не боятся.

Попеременно выполнять хлопки и удары кулак о кулак.

Любим сказки мы читать и потешки сочинять

  • Игра "Хоровод"

В хороводе были мы.

Были мы, были мы.  

Кого надо видели,

Видели, видели.

Красавицу девицу,

Девицу, девицу.

Встань, девица, подбодрись,

Подбодрись, подбодрись.

Вправо, влево повернись,

Повернись, повернись.

Ну-ка, ну-ка, потанцуй,

Потанцуй, потанцуй.

Кого хочешь поцелуй,

Поцелуй, поцелуй.

(Дети встают в круг и водят хоровод, в центре хоровода стоит девочка и выполняет движения по тексту)

  • Пальчиковая гимнастика: "Сорока-белобока"

Сорока-белобока,

Кашу варила,

Деток кормила.

Водим по кругу указательным пальцем правой руки по ладошке левой.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

Загибаем пальцы по очереди, начиная с мизинца.

А этому не дала -

Ты дров не рубил,

Ты печку не топил,

Ты воду не носил,

Ты кашу не варил.

«Грозим» большому пальцу.

Наш любимый детский сад!

Он всегда нам очень рад!

  • Подвижная игра «Воробей собирает друзей»

Все дети становятся в круг, а воспитатель внутри круга.

Дети идут по кругу, взявшись за руки, а воспитатель

произносит:

      Скачет, скачет воробей,

      Собирает всех друзей.

      Много-много разных нас,

      Выйдут … Дашеньки сейчас.

Названные дети входят в круг и прыгают на одной ножке.

Игра повторяется, пока не будут названы имена всех детей.

Мы игрушки выбираем,

дружим с ними и играем

  • Подвижная игра «Весёлый мячик»: Дети встают в круг. По кругу передают мяч друг другу, произнося при этом слова:

Ты катись, весёлый мячик,

Быстро-быстро по рукам!

У кого веселый мячик,

Тот сейчас станцует нам!

Ребенок, у которого остался мячик, выходит в центр круга и танцует, остальные дети хлопают в ладоши.

  • Пальчиковая гимнастика: «Игрушки»         

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чипполино,

Вот котёнок и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять -

Помогаем Кате нашей

Мы игрушки сосчитать.

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

Загибают пальчики на обеих руках одновременно.

Разгибают все пальчики.

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

Тили-бом! Тили-бом! Приглашаем в кошкин дом!

  • Речь с движением «Хозяюшка» 

Наша-то хозяюшка

Хороша была.

Дети показывают раскрытые ладошки.

Всем в избе работу

Хозяюшка дала:

Поочередно соединяют большие пальцы рук, потом указательные, потом средние, безымянные и мизинцы.

Чашечку собачка

Моет языком,

Складывают ладони чашечкой, "лижут" чашечку.

Свинка собирает

Крошки под окном,

Приседают, делают ритмичные наклоны головой.

По столу котище

Лапою скребёт,

Встают, делают руками движения к себе.

Половичку козочка

Веником метёт.

"Метут" пол.

  • Пальчиковая гимнастика "Домашние животные"

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный - вместе; мизинец попеременно опускается и поднимается.

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать мышь в норушке.

Средний и безымянный палец упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх.

У лошадки вьётся грива,

Бьёт копытами игриво.

Правая ладонь на ребре, большой палец кверху, сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву, большой палец-кверху; два больших пальца образуют уши.

У козы торчат рога,

Забодать может она.

Внутренняя сторона ладони смотрит вниз, указательный и мизинец выставлены вперед, средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

В мир подводный попадем, много рыб мы там найдём

  • Речь с движением "Чудо-кит"

В синем море на просторе

Дети покачивают руками и туловищем из стороны в сторону ("море волнуется").

Жил огромный чудо-кит,

Поднимают руки перед собой вверх и опускают их через стороны вниз.

Среди рыб больших и малых

Был он очень знаменит.

Разводят руки в стороны.

Ставят руки на пояс и поднимают подбородок вверх.

Кит любил в воде крутиться,

На хвосте умел скакать,

Крутятся.

Прыгают на двух ногах, ладони рук изображают плавники.

На песке умел картины

Плавниками рисовать.

Присаживаются и на полу ("песке") "рисуют картины".

Кит фонтан пускать умел

И красиво песни пел.

Встают на ноги, поднимая руки вверх, потом руки опускают вниз, изображая фонтан воды.

А когда кит уставал,

На песке он отдыхал.

Ложатся на ковёр и отдыхают в удобной для них позе.

  • Пальчиковая гимнастика "Налим"

Жил да был один налим,

Плавные движения сложенными вместе ладонями, имитирующие движения плавников.

Два ерша дружили с ним.

Ладони разъединить, движения двумя ладонями, как плавниками.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки.

Руки сложены накрест, взмахи ладонями.

И учили их считать:

Сжимать и разжимать кулачки.

Раз, два, три, четыре, пять.

Загибать пальчики, начиная с большого.

В зелёной стране на окне

  • Пальчиковая гимнастика "Комнатные растения"

На окно скорее глянь:

Здесь у нас цветёт герань,

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним,

Фуксия, бегония -

Ребенок сгибает пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Мы все названия помним!

Раскрывает ладошку.

Мы взрыхлим цветы, польём,

Пошевелить опущенными вниз пальцами.

Пусть подрастают день за днём!

Обе ладошки соединяет "бутоном", поднимает над головой и раскрывает "цветком".

Каждый мальчик может стать солдатом

  • Речь с движением "Наши защитники"

Бравые солдаты

Взяли автоматы,

Врагов не пускают -

Страну защищают.

Дети маршируют.

Летчики-пилоты

Сели в самолёты,

В небе летают,

Страну защищают.

Изображают самолёты, "летают".

  • Упражнение "Кораблик"

На кораблике качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Палубу качнуло вправо - правая нога напряжена, а левая расслабилась, немного согнулась в колене, встала на носочек. Выпрямились. Палубу качнуло влево - левая нога напряжена, а правая расслаблена. Выпрямились. Повторить 3-4 раза.

  • Пальчиковая гимнастика "Солдаты"

Как солдат походкой бодрой

Буду быстро я шагать.

Ребенок "шагает" пальцами правой руки по столу.

Потому что знаю твердо:

Я хочу военным стать.

"Шагает" пальцами левой руки по столу.

Я хочу военным стать,

Чтоб Россию защищать.

"Шагает" пальцами обеих рук по столу.

Милая певунья, ласточка родная,

К нам домой вернулась из чужого края

  • Речь с движением «Картинки весны»

Солнце пригревает.

Дети поднимают руки вверх, разведя пальцы как лучи..

В полях снег тает.

Наклоняются вперед, делают взмахи руками в стороны.

Птицы прилетают.

Выполняют взмахи руками, как крыльями.

Подснежники расцветают.

Приседают на корточки, руки перед собой, пальцы сжаты в кулачки. Медленно встают, поднимают руки вверх, кулачки разжимают, делают из ладошек цветочный бутон.

Весна-красна! Ты к нам пришла

С тёплыми лучами,

С быстрыми ручьями.

Первым март пришёл –

Белый снег сошёл.

За ним апрель -
Отворит окно и дверь.

А как май придёт -
Всё кругом расцветёт!

Водят хоровод.

  • Речь с движением «Ласточки»

Ласточки летели,

Все люди глядели

Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.

Ласточки садились,

Все люди дивились.

Приседают, сложив руки за спиной.

Сели, посидели,                  

Делают ритмичные наклоны головой вперед.

Взвились, полетели.

Полетели, полетели,

Песенки запели.

Опять бегут по кругу, взмахивая руками.

  • Пальчиковая гимнастика «Птицы весной»

К нам весной грачи вернулись,

Жаворонки и скворцы.

Следом ласточки примчались,

Прилетели журавли.

Дети перечисляют названия перелетных птиц, одновременно загибают пальцы на обеих руках, начиная с больших.

Весна.

Мамин праздник

  • Речь с движением "Маму я свою люблю"

Маму я свою люблю,

Я всегда ей помогу:

Я стираю, полощу,

Воду с ручек отряхну,

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

И ни разу, и ни разу,

Ни словечка не скажу.

Дети выполняют соответствующее движение.

Кто в глуши лесной таится? Что за зверь?

  • Координация речи с движением «Дикие животные» 

По-лосиному красиво

Ходит лось в лесу густом.

Ходьба с высоким подъемом колена, скрестив руки над головой, пальцы раздвинуты.

По-мышиному пугливо

Семенит мышонок в дом.

Бег на носочках.

И по-заячьи зайчишка

Всё спешит запутать след.

Прыжки на двух ногах вправо-влево.

По-медвежьи ходит мишка,

Косолап он с детских лет.

Ходьба на внешней стороне стопы.

  • Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Ритмичные удары кулачками по столу.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке ушастому.

Загибать пальчики на обеих руках, начиная с больших, на каждое название животного, птицы.

Кому в клювик,

Кому на зубик,

Кому в лапочку.

Опять ритмично стучать по столу.

Не ленись, моя лопатка, будет вскопанная грядка.

А потом цветы посадим, отдохнем и в сад пойдем

  • Координация речи с движением «Весенние работы в саду и огороде»

Взяли грабли и лопатки –

В огород пошли ребятки.

Тут копают, там рыхлят,

Убирают мусор с гряд.

Репу сеют, лук сажают,

А потом всё поливают.

Дети делают хлопки.

Шагают на месте.

Имитируют движения лопатой, граблями.

Имитируют движения по тексту.

Откуда хлеб пришел?

  • Координация речи с движением "Колоски":

По весне поле вспахали.

Зерном поле засевали.

Солнце припекало.

Землю согревало.

Высоко поднялись колоски,

К солнышку тянутся они.

А как дождичек идёт,

Рожь водицу пьёт и пьёт.

Вот какая нива!

До чего ж красива!

 Дети делают скользящие движения ладоней друг о друга

Отводят руку в сторону («сеют»).

Перекрещивают ладони, раздвигают пальцы, поднимают руки («солнце»)

Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу.

Сгибают руки в локтях, поднимают руки.

Медленно опускают руки.

Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту («пьют»)

Широко разводят руки в стороны.

  • Пальчиковая гимнастика “Хлеб”

Муку в тесто замесили, (показываем, как месим тесто)

А из теста мы слепили: (показываем, как лепим пироги)

Пирожки и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Все мы испечем в печи (хлопаем в ладоши).

Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед)

Как прекрасен город наш!

  • Координация речи с движением "На закате тучки тают"

На закате тучки тают,

Идут по кругу, взявшись за руки.

Ветер воет всё сильней,

Останавливаются и качают руками над головой.

Чайки лёгкие летают,

Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.

Где течет наш Енисей.

Останавливаются, чуть наклоняются вперед, качают руками, изображая движение волн.

  • Пальчиковая гимнастика “Мы по городу шагаем”

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Театры, школы, магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

 Пальчиками «идём» по столу.

Загибаем пальцы, начиная с большого, сначала на одной руке, потом на другой.

Космонавтом быть хочу, может в космос полечу!

  • Координация речи с движением "Ракета"

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

Маршируют по кругу.

На носки поднимись,

Поднимаются на носки, тянут руки вверх, сомкнув их.

А потом руки вниз.

Опускают руки.

Раз, два, потянись.

Вновь тянутся вверх.

Вот летит ракета ввысь!

Бегут по кругу на носочках.

  • Пальчиковая гимнастика “Планеты”

На луне жил звездочёт —

Он планетам вёл учёт: 

Меркурий — раз,

Венера -два,

Три — Земля, четыре — Марс,

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,

Семь — Уран, восемь — Нептун, 

Девять — дальше всех — Плутон,

Кто не верит- выйди вон!

 «Смотрят» в телескоп.

 Показывать в небо рукой.

Сгибаем пальцы по одному,

начиная с большого, сначала на одной руке, потом на другой.

       

          

          

Руки в замок, затем вытянуть вперед.

Едет, плывет, летит. Кто за рулем сидит?

  • Координация речи с движением "Теплоход"

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход.

Шаг вперед, руки опущены.

Раз, два - он назад

Шагнул сначала.

Два шага назад.

А потом шагнул вперед -

Раз, два.

Два шага вперед.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

Руки вытянуты вперед и сомкнуты - это "нос" теплохода; движения по кругу мелкими шажками.

  • Пальчиковая гимнастика “Путешествие”

Мы с первым пальцем-малышком

В трамвайный парк пойдём пешком.

С другим - поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая.

А с третьим - сядем мы в такси,

Попросим в порт нас отвезти!

С четвёртым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете.

Садись-ка, пятый, в самолёт,

С тобой отправимся в полёт.

 Дети загибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца.

Нужно правила движения выполнять без возражения!

  • Координация речи с движением "Летает, плавает, едет":

    Педагог называет предмет транспорта, а дети должны показать, как он двигается.

  • Пальчиковая гимнастика “Светофор”

Помогает с давних пор

Верный друг наш – светофор.

 На слово «светофор» дети хлопают три раза.

У него больших три глаза.

Показывают 3 пальца.

Не  горят они все разом.

Качают головой.

Если красный загорелся,

Поднимают руку вверх и «рисуют» в воздухе круг.

То нельзя переходить!

Качают головой.

Надо ждать на тротуаре

И машины пропустить.

«Крутят рули».

Если желтый загорелся,

Значит, скоро мы пойдём.

«Рисуют» в воздухе 2-й круг ниже 1-го.

Глаз зелёный загорелся –

Стоп, машины, мы идём!

«Рисуют» в воздухе 3-й круг ниже 2-го.

Мы дорогу перешли,

По делам своим пошли.

Маршируют.

Помогает с давних пор

Верный друг наш – светофор.

На слово «светофор» дети хлопают три раза.

Майский праздник –День Победы
Отмечает вся страна!

  • Координация речи с движением

                            "Наши  защитники"

Смелые солдаты

Взяли автоматы,

Врагов не пускают -

Страну защищают.

Дети маршируют.

Останавливаются, ноги на ширине плеч, руки в стороны.

Руками обнять себя.

Летчики-пилоты

Сели в самолёты,

В небе летают,

Страну защищают.

Изображают самолёты, "летают".

Руками обнять себя.

В зоопарке мы гуляем, про животных всё узнаем

  • Речь с движением "Чудесное превращение"

Дилы-дилы-дилы -

Появились крокодилы.

Дети изображают плывущего крокодила.

Моты-моты-моты -

Появились бегемоты.

Показывают, как шагают бегемоты и как широко они открывают рты.

Афы-афы-афы -

Жуют листики жирафы.

Поднять руки вверх и потянуться, изображая жирафов.

Ны-ны-ны -

Водой брызгают слоны.

Надувают щеки, как бы набирая воду, потом сдувают.

Яны-яны-яны -

По веткам скачут обезьяны.

Изображают скачущих обезьян.

Распускаются цветы в саду, в лесу и на лугу

  • Речь с движением + пальчиковая 

«Замечательный букет» 

По тропинке, по дорожке

К вам цветы – был путь далёк.

Мак, ромашка, колокольчик,

Незабудка, василёк.

Соберём большой букет,

Лучше вас цветочков нет:

Красный, белый и лиловый,

Голубой и синий цвет.

Ах, какой букет красивый!

Замечательный букет!

Дети идут хороводом, взявшись за руки.     Останавливаются.

Загибают пальцы на правой руке, начиная с большого.

Дети идут хороводом, взявшись за руки.     Останавливаются.

Загибают пальцы на левой руке, начиная с большого.

Хлопают в ладоши.

Кружатся с поднятыми вверх руками.

В гостях у пчёлки Майи

  • Речь с движением «Кузнечик» 

Скачет маленький кузнечик:
Через мостик перешел,

Через лужи перепрыгнул,

В гости к бабочке пришел:

"Эй, хозяйка, хватит спать!

Выходи скорей гулять!

Будем вместе веселиться -

Ты летать,

А я скакать!"

Подскоки на месте.

Ходьба на месте.

Прыжки с ноги на ногу.

Ходьба на месте.

Дети ритмично "стучат в дверь".

Машут рукой в направлении к себе.

Хлопают в ладоши.

Машут руками.

Подскоки на месте.

  • Пальчиковая гимнастика "Божья коровка"

Божья коровка,
Полети на облака.

Принеси нам с неба,

Чтобы были летом

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

В поле пшеница.

Сложить ладони накрест и ритмично взмахивать ими.

Загибать пальцы на обеих руках, начиная с больших, на каждое название.

Что ты мне подаришь, лето?

  • Речь с движением "Лето-красная пора"

Расцвели цветы в полях,

Стоя в кругу, поднимают руки вверх.

Кружат пчёлы на лугах,

Машут руками-"крыльями" и кружатся на носках.

Дятел клювом стук да стук,

Стучат указательным пальцем правой руки по ладони левой.

Паутинки ткёт паук -

Сплели пальцы рук в замок.

Это лето к нам пришло,

Широко разводят перед собой руки.

Много света принесло.

Руки вверх с раскрытыми ладошками.

Будем прыгать и скакать

Прыгают на носках, руки на поясе.

И на солнце загорать.

Руки в стороны, лицо вверх, "загорают".

  • Пальчиковая гимнастика "Лето"

Летом солнце высоко.

Летом жарко и светло.

Летом бабочки летают

И ромашки расцветают.

Летом можем мы купаться,

Загорать и отдыхать.

По траве, как ветер, мчаться,

В лесу ягоды искать.

Дети загибают пальцы на руках, перечисляя признаки лета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые гимнастики и физминутки.

Пальчиковые гимнастики и физминутки по лексическим темам....

Физминутки и пальчиковые гимнастики по тематическим неделям

Подборка материала согласно тематиеским неделям в средней группе...

Пальчиковая гимнастика и физминутки

Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоциональног...

Пальчиковые гимнастики и физминутки

Предлагаемый практический материал - пальчиковые гимнастики и физминутки - поможет воспитателю организовать на своих занятиях развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением....

Подвижные игры, физминутки, пальчиковые гимнастики, дыхательные гимнастики на тему «Насекомые»

Приложение 2 к совместному проекту учителя-логопеда и воспитателя «Наши маленькие соседи – насекомые» с детьми среднего дошкольного возраста...

Картотеки к Планам по воспитательно-образовательной работе:пальчиковая гимнастика;речевые игры;загадки;физминутки;зрительная гимнастика в картинках.

Коррекционная педагогика.Картотеки к Планам по воспитательно-образовательной работе:пальчиковая гимнастика;речевые игры;загадки;физминутки;зрительная гимнастика в картинках;комплексы пальчиковых и зри...