Консультация для родителей: « Причины речевых нарушений».
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Чиликина Наталья Константиновна

Сложное многоуровневое строение речи и речевой деятельности обуславливает разнообразие их нарушений .Одной из причин речевых нарушений является нарушение понимания речи.       Понимание речи предполагает не только восприятие восприятие различных звуков, но и расшифровку смысла речевого потока .И развитие речи во многом зависит от того,  насколько хорошо ребенок вас понимает .

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Департамент образования г. Москвы

      Государственное  бюджетное образовательное учреждение

           Инженерно – техническая школа имени П.Р.Поповича.

                      Консультация для родителей :

Тема: « Причины речевых нарушений».

Подготовила и провела:

                                               Учитель – логопед: Чиликина Н.К.

                                               ИТШ имени  П.Р.Поповича.

                                                Г.Москва  2017 г.

                                             

Консультация для родителей: « Причины речевых нарушений».

      Сложное многоуровневое строение речи и речевой деятельности обуславливает разнообразие их нарушений .Одной из причин речевых нарушений является нарушение понимания речи.       Понимание речи предполагает не только восприятие восприятие различных звуков, но и расшифровку смысла речевого потока .И развитие речи во многом зависит от того,  насколько хорошо ребенок вас понимает . Проверьте, может ли ваш ребенок выполнить следующие инструкции: покажи зайчика, машину, собачку; возьми ( дай) зайчика, машину, собачку; обними (поцелуй, пожалей) маму, папу, бабушку; закрой глаза; помаши ручкой и иди домой; зайчика дай мне, а мячик положи в шкаф.

          Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.

  • Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, поезки;
  • Возьмите за привычку комментировать , все, что вы делаете;
  • Рассказывайте ребенку о том, что вы видите;
  • Детально проговаривайте с ребенком то, что что с ним происходит или произойдет: « Мы сейчас оденемся и пойдем гулять»

Такой комментарий позволяет удерживать внимание ребенка к происходящему.

         Периоды развития понимания речи:

  • 1 уровень –ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса ( 3-6 месяцев).
  • 2 уровень –ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам: « Поцелуй маму».
  • 3 уровень – ребенок понимает названия отдельных предметов(10 -12 месяцев), узнает их изображения( 12-14 месяцев),узнает их на сюжетных картинках (15-18 месяцев).
  • 4 уровень – ребенок понимает обозначение действий в различных ситуациях ( « Покажи, кто сидит, а кто спит); двухступенчатую инструкцию ( « Пойди на кухню и принеси чашку).
  • 5 уровень – ребенок понимает слжноподчиненные предложения, значения предлогов.

              Проявления речевых нарушений:

  • Нарушение звукопроизношения ( неправильное артикулирование звуков, пропуски и перестановки).
  • Нарушение слоговой структуры слов.
  • Бедный словарный запас, непонимание значения слов и др.
  • Неправильное грамматическое оформление высказывания.
  • Нарушение связного высказывания ( развертывание высказывания).
  • Нарушение способности говорить и понимать изолированно и в различных комбинациях.

   Причины речевых нарушений.

     Степень тяжести  отклонения от возрастных норм развития речи определяются либо причинами биологическими, либо социальными и являются следствием самых разных причин .

             Органические нарушения связаны с поражением центральной или переферической части речевого аппарата. Причины этих нарушений ( генетика, травмы, интоксикации, сосудистые заболевания и т.д.). Как правило они закладываются в период внутриутробного развития, младенческом возрасте, раннем детстве.В зависимости от того, на что воздействует повреждающий фактор, выделяют речевые нарушения центрального характера и переферичекого.

              Функциональные нарушения возникают в результате разных социальных причин:

  • Соматической ослабленности;
  • Педагогической запущенности;
  • Воздействия стрессов и психических заболеваний;
  • В результате социальной и эмоциональной депривации ( как следствие недостаточности, эмоционального и речевого контакта с близкими людьми).

         Развитие речи происходит одновременно и последовательно и скачкообразно. Наиболее интенсивно развитие речи происходит в определенные сроки: 1-2 года, 3 года, 6-7 лет.

Вывод: большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в помощи специалистов разного профиля, т.к. комплексное воздействие дает оптимальные результаты при устранении любого недуга.

                       Развитие слухового внимания .

      С самого рождения человека окружает множество звуков, но умение их различать приходит не сразу. Это умение необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Чтобы ребенок научился различать звуки, у него  должно быть сформировано произвольное слуховое внимание. Ребенок 2,5 -3-х лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки и представлять то, о чем в них говорится.

             Направления работы:

  • Пробуждать интерес к звукам окружающего мира и к звукам речи;
  • Учить дифференцировать речевые и неречевые звуки; тихие и громкие.
  • Формировать умение определять направление звука;
  • Учить дифференцировать звукоподражания;
  • Развивать речевую память.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "Причины речевых нарушений"

Консультация для родителей о причинах возникновения речевых нарушений у детей....

Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей"

В консультации освещены основные причины речевых нарушений у детей....

Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей".

Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей"....

Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

 Наиболее частыми нарушениями у детей дошкольного возраста являются различные недостатки звукопроизношения, причины таких нарушений разнообразны....

Консультация для родителей "Причины речевых нарушений"

Родители, узнав от специалистов, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственни...

Консультация для родителей "Причины речевых нарушений"

Консультация для родителей "Причины речевых нарушений"...

Консультация для родителей "Причины речевых нарушении".

Развитие речи в детском саду — важный этап для детей с 0 до 7 лет. От качества образовательного процесса в ДОУ зависит усвоит ли дошкольник речевые н...