Материал для обогащения словаря
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кузнецова Мария Николаевна

Через постановку разного рода вопросов: "Подскажи словечко", "Что делает?", "Кто, чем занимается?" можно увеличить словарный запас ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для обогащения словаря предлагаются следующие игры:

«Подскажи словечко».

 Взрослый начинает фразу, а ребенок  заканчивает ее.  

-Ворона каркает, а сорока? (Сорока стрекочет.) Примеры вопросов:

 Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? У коровы теленок, а у овцы?

«Кто как передвигается?».

   Кто летает, кто плывет,

   Кто ползет, а кто идет?

Летают (птицы, бабочки, мухи, жуки, стрекозы, комары, мошки …).

Плавают (рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы …).

Ползают (змеи, гусеницы, черви …).

Прыгают (кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы …).

«Что делают эти животные?».

 Собака(стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит…).

Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается).

Мышка (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает…).

Утка (летает, плавает, ныряет, крякает…).

Ворона (летает, ходит, каркает, клюет…).

Змея (ползет, шипит, извивается, жалит, нападает…) и т. д.

 «Кто чем занимается?».

 Вариант 1.

Строитель(строит), повар (варит), носильщик (носит), чертежник (чертит), рабочий (работает), уборщица (убирает), художник (рисует), фотограф (фотографирует), продавец (продает), охотник (охотится), парикмахер (стрижет), маляр (красит), врач (лечит), рыбак (рыбачит), учитель (учит), прачка (стирает), пианист (играет), писатель (пишет), пастух (пасет) и т. д.

Вариант 2. Взрослый называет глагол, а ребенок профессию.

«Кто может совершать эти движения?».

Идет (Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога…).

Бежит (Человек, животное, ручей, время…).

Летит(Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время…).

Плывет (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако…).

«Что бывает круглым?».

Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна, яблоко, вишня…).

Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, шнур…).

Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф…).

Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…).

Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь…).

Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, доска, яблоко…).

Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожное, торт, вафли…).

Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка…).

Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголка, елка, проволока…).

Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы, кинжал, …).

Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка…).

Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец, река, ручей…).

«Наоборот».

Взрослый называет слово, а ребенок подбирает слово с противоположным значением.

Добрый(злой), вежливый (грубый), аккуратный (неряшливый), высокий (низкий), узкий (широкий), толстый (тонкий), длинный (короткий), красивый (безобразный), чистый (грязный), умный (глупый), глубокий (мелкий), вперед (назад), верх (низ), вправо (влево), день (ночь), друг (враг) и т. д.

«Меткое слово».

Учите детей понимать и объяснять смысл поговорок, а также употреблять их в речи. Почему так говорят?

Труд кормит, а лень портит.

Возьми книгу в руки – и не будет скуки.

В детстве не научишься, всю жизнь намучаешься.

Маленькое дело лучше большего безделья.

Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

Не бросай друга в беде.

Не будь тороплив, а будь терпелив.

Как увеличить словарный запас ребенка: способы


Существуют вполне доступные способы, которые помогут расширить 
словарный запас ребенка. Рассмотрите варианты.

  • с самого рождения постоянного говорите с ребенком;
  • читайте ребенку вслух (рассказ должен содержать описание характера героя и иметь сюжет); отдельно выделяйте из прочитанного новые для ребенка слова и выражения; со временем начните обсуждать с ребенком прочитанное;
  • вместе рассматривайте книги с картинками, описывайте словами героев, сюжеты, составляйте разные истории;
  • показываем и рассказываем – куда бы вы ни пошли (ни поехали), захватите оттуда любую вещь-напоминание, а дома, среди семьи вы и ребенок покажете эту вещь, расскажете, где были, что происходило; у ребенка может быть целая сокровищница таких предметов, которые можно перебирать время от времени и говорить о том, что с ними связано;
  • проводите беседы – ребенок должен не только слушать вас, но и говорить с вами в диалоге; дискуссии, проблемная постановка вопросов – это стимул для развития словарного запаса;
  • учите новые слова всегда и везде: обращайте внимание ребенка на новые слова в магазине, на рынке, на бигбордах и т.п.;
  • давайте ребенку длинные и странные слова – удивительно, но дети быстрее запоминают странное название динозавра, чем совершенно обычное, короткое слово;
  • расширяйте и совершенствуйте толковый словарь ребенка – чаще спрашивайте «Что ты имел в виду» (узнаете, правильно ли ребенок понимает значение слов), «Можешь объяснить это другими словами?» (поможете расширить словарный запас);
  • играйте в речевые игры;
  • для дошкольника/школьника используйте наклейки с новыми словами (клейте по всему дому), пишите слова на магнитной доске, записки на холодильнике и т.п.;
  • загадывайте ребенку загадки;
  • учите с ребенком смешные стихи;
  • чем шире словарный запас окружающих ребенка людей, тем богаче словарный запас самого ребенка – расширяйте свой словарный запас; всегда используйте больше слов для описания и оценки событий, пейзажей, человека, поступков ребенка и других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам (в работе с родителями) по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

Здесь вы можете посмотреть рекомендации педагогам (в работе с родителями) по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром. наряду со стандартными рекомендациями предлагается орг...

Рекомендации педагогам по созданию речевой среды для обогащения словаря детей младшего возраста.

Здесь даются рекомендации педагогам по созданию в группе речевой среды....

Обогащение словаря дошкольников с ОНР

В исследованиях ряда авторов (Р.А. Белова-Давид, В.И. Бельтюков,, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Н.И. Жинкин, Л.В. Лопатина) грамматического строя речи у детей с ОНР отмечается у больш...

Практический материал для обогащения, закрепления и активизации словаря

Практический материал для обогащения, закрепления и активизации словаря...